Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» г. Пласта
Консультация для воспитателей
«Основные направления в работе
по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста
с малой Родиной («Моя малая Родина»)»
Подготовила: воспитатель первой категории
Дёгтева Татьяна Ивановна
2016г., г. Пласт
Моя малая Родина... У каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,
если не сказать — всё.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, родному городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому, настоящему, ко всему человечеству.
Цель моей работы - это формирование интереса к малой Родине, воспитание патриотических чувств и чувства сопричастности к родной семье, дому, детскому саду, родному городу, создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Система и последовательность моей работы по ознакомлению детей с малой Родиной представлена следующими разделами:
Программно-методический комплекс (под редакцией Е. Бабуновой)
«Наш дом- Южный Урал»;
«Моя семья»;
«Мой любимый детский сад»;
«Родной город»;
«Россия – Родина моя».
»
Раздел «Наш дом – Южный Урал»
В младшем дошкольном возрасте ведущими задачами по ознакомлению детей с малой родиной являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания.
Программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) - приобщение детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям Южного Урала.
Задачи:
Формирование представлений младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора и народных игр.
Знакомство детей с народным фольклором Южного Урала, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни.
Расширение и активизация словарного запаса детей.
- Воспитание у детей интереса к народному фольклору и народным играм.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста
по реализации программы «Наш дом – Южный Урал» представлена по месяцам, с указанием тем и задач.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Беседа о лете «Что летом родится - зимой пригодится». | Закрепить представление детей о лете, его характерных признаках, о влиянии тепла, солнечного света на развитие растительности в лесу, в поле, в саду и на огороде. Повторение потешек, поговорок, стихов и песен о лете. |
Народная пальчиковая игра «Пальчик – пальчик, где ты был….» | Познакомить детей с потешкой. Развивать речь, координацию движений рук. | |
Словесная игра «Ладушки-ладошки» | Вызывать положительные эмоции, повеселить позабавить ребенка. | |
Колыбельные песни «Ай, бай, бай, Ты, собачка, не лай…» | Обогащать и уточнять знания детей об особенностях русских народных колыбельных песен. |
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | «Свой край – люби и знай». Беседа о родном крае, городе, улицах. | Расширение представлений о своем городе. Воспитание патриотизма, уважения к своему городу. Воспитание любви к своему краю, городу. |
Знакомство с докучной сказкой «Пришел медведь к броду, бултых в воду…» | Знакомить детей с жанром докучной сказки. | |
Закличка «Осень, осень…» «Медведь могучий…» | Знакомить детей с особенностями закличек. Учить детей рассказывать заклички выразительно. | |
Народная пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…» | Познакомить детей с потешкой. Развивать речь детей, координацию движений рук. | |
Ноябрь | Колыбельная «Котик серый, хвостик белый..» исполнение колыбельной для кукол в сюжетно-ролевой игре «Дом». | Закреплять знания детей о колыбельных песнях. Развивать исполнительские умения детей. |
Потешка «Кисонька - Мурысенька, Ты где была?.» | Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение. Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. | |
Русская народная подвижная игра «Ножки» «Большие ноги шли по дороге… | Познакомить с народной игрой. Учить детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию. |
Месяц | Тема | Задачи |
Декабрь | «Зима не лето, в шубу одето». Беседа об особенностях зимы. | Познакомить детей с пословицей. Закреплять представления детей о зиме. Обобщить представления детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях. Расширить и активизировать словарь по теме «Зима». |
«Снегурочка – внучка деда Мороза». Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка». Беседа о доброте. | Познакомить с русской народной сказкой. Обогащать словарный запас. Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты. | |
Потешка «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки…» | Познакомить детей с потешкой. Уточнять знания о потешках. Учить детей передавать выразительно движение персонажей. | |
Подвижная игра «Маленькие ножки – большие ножки» | Учить детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию. | |
| Сказка «в одном болоте жила-была лягушка-квакушка…» драматизация сказки, беседа о докучных сказках. | Обогащать и пополнять знания детей о докучных сказках. Поддерживать желание рассказывать докучные сказки. |
Русская народная игра – забава «ладушки ладошки» | Вызывать положительные эмоции, повеселить, позабавить детей. |
Февраль | «Живет в народе песня». Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. | Познакомить детей с особенностями народной песни. |
Пестушки «Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки..» беседа о потешках и прибаутках. | Продолжать знакомить с потешками. | |
Подвижная игра «Маленькие ножки – большие ножки» | Учить детей управлять своим телом, способствовать речевому развитию. | |
Март | «Сердце матери - лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок пр. «Наш дом – Южный Урал». | Расширять знания о членах семьи (о маме). Закреплять умение называть имя мамы, чем она занимается. Воспитывать желание ей помогать. Воспитывать любовь к матери, к семье. Закрепить знание стихов о маме, пословиц. |
«Русская матрешка». Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Аппликация. | Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой. Развивать разговорную речь. | |
Заклички «Весна - красна» «Жаворонушки прилетели» использование закличек на прогулке. | Познакомить детей с закличкой, закреплять знания детей об особенностях закличек. Учить придумывать короткие заклички. | |
Пестушки «Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки..» | Повторение знакомых пестушек. |
Апрель | «У природы нет плохой погоды… » Стихи о явлениях природы. Хороводные игры. | Формировать у детей представление о природных явлениях через использование средств фольклора. |
Дождик, дождик, Хватит тебе, дождик, лить! | Обогащать двигательный опыт детей. Вызывать желание играть со взрослым. Поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы. | |
Май | «Вечная слава героям». Беседа о защитниках нашей Родины. | Воспитание уважения к защитникам Родины, интереса к их деятельности, формирование желания стать в будущем в ряды защитников Родины. |
Раздел «Моя семья»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Виктор Капицкий
Раздел «Мой любимый детский сад»
Сад наш — школа малышат,
Детки все в него спешат.
Здесь научат всех порядку,
Рисовать, делать зарядку.
А еще считать, писать,
Книжки добрые читать,
Песни петь и танцевать,
Дома маме помогать.
Уважать научат старших
И заботиться о младших.
Не находка – просто клад,
Наш любимый детский сад!
Раздел «Родной город»
Пласт
Из маленьких селений на Урале, За семьдесят пять лет преобразился,
Где добывали золото в поту, На золотом пласту расцвёл наш Пласт.
Образовался город – Пласт назвали. Приезжим город тоже полюбился…
Он воплотил старателей мечту Ведь не иссяк здесь доброты запас.
О жизни, обеспеченной, счастливой, Здесь всех с улыбкой, радостно встречают…
Чтобы в домах уютно и тепло… Гостеприимный в городе народ!
Народ здесь оседал трудолюбивый, А пироги пекут какие – к чаю!
Хоть многих уже время унесло... А в праздник – песни, танцы, хоровод!
Но продолжают жить их дети, внуки… Люблю я этот город, незаметный
Спускаются под землю за рудой, Среди высоких сосен, средь берёз!
Дома возводят золотые руки, Он в трудные минуты дарит свет мне,
В мечтах летят за яркою звездой. И душу согревает в злой мороз!
Ирина Новакова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.