Консультация для воспитателей "Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения"

  • Документация
  • Игры
  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для воспитателей "Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения". Содержание материала включает особенности игры детей с нарушением зрения и сами игры в доступной и понятной форме. Может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений и другими. Желаю успехов в работе!Консультация для воспитателей
Иконка файла материала особ игры детей с нар зр.docx
Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения Известно, что игра имеет уникальное значение в жизни ребёнка. Игра рассматривается как способ взаимодействия с миром, как форма освоения социального   опыта,   организация   жизни   и   деятельности   ребёнка,   условие становления и развития личности. Развиваясь   по   тем   же   закономерностям,   что   и   нормально   видящий ребенок   слабовидящий   ребенок   проходит   те   же   этапы   развития   игровой деятельности.   Однако,   этот   процесс   протекает   своеобразно   и   во   многом зависит от тех условий, в какие он попадает с самого раннего детства. В тех случаях, когда нет органических нарушений центральной нервной системы, нет сопутствующих основному дефекту недугов, когда с самого начала жизни ребенку создаются правильные, благоприятные условия для развития, то есть учитываются   его   психо­физические   особенности   восприятия   окружающего мира,   организуется   по   возможности   нормальное   общение,   там   развитие ребенка не терпит особого ущерба, но в жизненной практике, в большинстве случаев дело обстоит несколько иначе. В специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с патологией   зрения   поступают   дети   на   четвертом,   а   иногда   и   на   пятом   и шестом годах жизни. Они выявляют значительно  низкий уровень общего и игрового развития, который требуется программой воспитания в массовом детском   саду   для   каждой   возрастной   ступени.   У   них   значительно   меньше представлений об окружающем мире, у многих слабо развита устная речь, игра их в самой зачаточной стадии развития. Даже на седьмом году жизни у многих   слабовидящих   детей   ролевая   игра   с   куклой   ограничивается одеванием­раздеванием, кормлением, а мальчики заняты возней, перевозкой на   машинках   строительного   материала.   Кроме   того,   характерным   для слабовидящих   детей   является   своеобразная   косность,   приверженность   к прошлому опыту. Они часто «соскальзывают» с правил новой игры и начинают пользоваться   игровым   материалом   не   по   назначению,   выполняя   знакомые, 1стереотипные   действия.   Так   буквы­кубики   используются   по   началу   для строительства слов, но при первом же затруднении в звукоанализе азбука в кубиках начинает использоваться для постройки башенки и т.д. Одним из достижений дошкольного возраста является то, что к семи годам   ребенок   постепенно   переходит   на   познавательную   позицию.   Это проявляется   в   стремлении   к   учебной   деятельности,   в   умении   одерживать сиюминутные   желания   ради   выполнения   серьезного   задания,   а   также   в интересе к более сложным настольным играм типа «конструктор», в желании самостоятельно осмыслить замысел игрушки. Слабо   развивается   у   слепых   детей   коллективная   игра.   Дети   с патологией зрения сами боятся включаться в коллективные игры. Их пугает большое   количество   участников   игры,   сдерживает   боязнь   разбить   очки, покалечиться. Слабовидящие дети, как и слепые, нередко испытывают страх перед предстоящей быстротой передвижения. Всё сказанное подводит нас к важнейшему педагогическому выводу – необходимостью   управления   игровой   деятельностью   детей   с   патологией зрения. Одним   из   важнейших   приёмов   обучения   слабовидящих   детей   игре является участие в ней воспитателя. Учитывая, что дети с патологией зрения не склонны к длительным играм, необходимо их заранее готовить к ролевой игре   путём   предварительного   обыгрывания   игрушек   и   других   атрибутов будущей игры.  У   слабовидящих   трудности   вызывает   неумение   использовать имеющиеся   атрибуты,   развёртывание   сюжета,   словесное   оформление,   и выполнение игровых действий. Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной ориентации   считается   дидактическая   игра,   т.к.   её   основным   элементом является   обучающая   задача,   представленная   разнообразным   содержанием (предметный   мир   с  его   характерными   признаками   и   свойствами,  люди,  их труд,   быт   и   т.д.).   Благодаря   занимательности   игровых   действий, 2дидактические   игры   активно   способствуют   овладению   знаниями,   т.к.   в увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. Именно   они   помогают   достичь   желаемого   результата   в   обучении   детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Значительная часть игр   даёт   возможность   сделать   то   или   иное   обобщение,   осознать   правила, закрепить,   повторить   полученные   знания   в   системе,   в   новых   связях,   что способствует более полному усвоению знаний. Система коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения Дидактические игры, направленные на развитие сохранных зрения анализаторов (слухового, осязательного, двигательного) Дидактические игры на развитие слухового восприятия Важную   роль   в   учебной,   игровой   и   трудовой   деятельности   играет слуховое восприятие. Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе. Даже при наличии острого природного слуха, его нужно целенаправленно развивать. Нельзя забывать, что слух после зрения является наиболее важным средством получения информации. Лучше всего это делать в играх:  «Какой музыкальный инструмент звучит?» Задача: развитие слухового внимания. Описание игры: На столе перед детьми лежит несколько музыкальных инструментов:   бубен,   металлофон,   губная   гармошка,   колокольчик, погремушка. Дети садятся спиной к столу. Педагог предлагает им по очереди определить   на   слух,   назвать   и   показать   какой   музыкальный   инструмент прозвучал. «Передай, что слышишь, «Я начну, а ты продолжай» 3Цель: Поддерживать желание детей воспроизведению услышанного. Содержание игры: Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза. Ведущий называет первому участнику какое­либо слово или фразу. Первый участник,  ≪разбудив≫  второго  игрока,  передаёт  сказанное. Далее  второй участник  ≪будит≫  третьего и передаёт ему свою версию услышанного. И так до последнего участника  игры.  После  этого  ведущий спрашивает всех участников, начиная с последнего и кончая первым, о том, какое слово он услышал. Дидактические игры на развитие осязания Нарушенное функционирование зрительного анализатора не позволяет воспринимать форму предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. Для компенсации зрительного анализатора используем игры на развитие   осязания   (сохранного   анализатора).   Совместное   использование слабого   зрения   и   осязания   даёт   значительно   лучшие   результаты   при знакомстве с предметом. Дети лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, фактуру, температурные признаки. Игры на развитие осязания оказывают положительное воздействие на кору   головного   мозга   и   тем   самым   позволяют   ослабить   зависимость становления   зрительных   функций   от   зрительного   дефекта.   Учёными установлено,  что   уровень   мыслительной   деятельности   находится   в   прямой зависимости от степени сформированности у них тонких движений пальцев руки. Таким   образом,   можно   считать,   что   осязание   является   одним   из важнейших средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку с нарушением зрения лучше узнать признаки и свойства окружающего мира. «Чудесный мешочек» («Узнай на ощупь», «Найди круги, квадраты, треугольники и т. д.», «Достань и разложи», «Подбери правильно») Задачи:  Содействовать   осязательному   способу   обследования, узнаванию и называнию плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник   и   объёмных   тел   (шар,   куб   и   т.д.).  Стимулировать   желание 4группировать   геометрические   фигуры   с   отвлечением   от   величины. Способствовать нахождению идентичных геометрических фигур. Содержание   игр:  Педагог   показывает   детям   круг   (квадрат, треугольник). Дети рассматривают и называют данную фигуру, затем ищут её в «чудесном мешочке». После нахождения фигуры сравниваются.  «Собери бусы» Цель: Способствовать развитию умения составлять сериационные ряды в   ритмически   заданной   последовательности   зрительно­осязательным осязательно­зрительным способами. Описание:  Педагог   предлагает   детям   карточку   с   наклеенными геометрическими   фигурами   (круг   –   квадрат   –   круг   ­   квадрат).   Дети внимательно смотрят на данный ряд, затем в «волшебных очках» стараются воспроизвести   его   на   ощупь.   И   наоборот   –   сначала   в   «волшебных   очках» обследуют имеющийся ряд, затем, сняв очки, выстраивают его.  «Плетёнка» Задачи:  Развитие тонкой моторики, глазомера тактильных ощущений, осязания.  Развитие   наглядно­образного   мышления,   умения   установить закономерности   на   зрительно   воспринимаемом   материале.  Расширение пространственных представлений (справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх). Содержание: Ребёнку предлагается сплести узор, как на образце, затем по инструкции, далее – самостоятельно. Дидактические игры на развитие зрительно­моторной координации У детей с нарушением зрения идёт значительное отставание в развитии двигательной активности и координации. С этой целью используем следующие игры и игровые упражнения на развитие зрительно­двигательной координации и навыков ориентировки в пространстве: «Отгадай загадку» Задачи:  Упражнять   и   стимулировать   зрение   детей,   развивать прослеживающие функции глаза. Закреплять цветовосприятие через развитие зрительно­моторной   координации   и   зрительно­двигательной   ориентации. 5Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать слуховую память, воображение. Материал:  Зашумленные рисунки и цветные карандаши для каждого ребёнка. Загадки о предметах, изображённых на рисунках. Описание   игры:   Педагог   загадывает   детям   загадки,   просит   детей отгадать, но ответ вслух не произносить, а найти его на зашумленном рисунке и обвести отгадку карандашом такого же цвета. Обводим отгадку по контуру, не отрывая карандаш от линии и не выезжая за края. «Кто где спрятался?» Задачи: содействовать развитию умения определять пространственные представления между предметами. Описание   игры:   Педагог   моделирует   пространственные   отношения между   игрушками,   затем   спрашивает   ребёнка,   кто,   где   спрятался   (кто спрятался в домике, сидит на крыше, под деревом, залез на дерево). Ребёнок отвечает полным предложением. Затем пространственные отношения между игрушками моделирует ребёнок и отражает их в речи. Дидактические игры на развитие целостного восприятия предметов «Составь узор» Цель:  Активизировать,   стимулировать   и   упражнять   зрительные функции.  Развитие   умения   дифференцировать   заданные   пространственные отношения. Активизировать словарь, развивать грамматический строй речи. Описание: По предложенному образцу собрать узор из геометрических фигур. Обозначить местоположение каждого фрагмента. «Разрезные картинки» Цель:  учить   восстанавливать   целостный   образ   предмета   по   образцу. Закреплять пространственные ориентировки вверху – внизу, справа ­ слева. Описание:  Сложить картинку, разрезанную на 2­4 и более частей, по словесной инструкции с опорой на образец. Игра на развитие мышления  «Разноцветная неделька» Цель: Способствовать закреплению знаний детей о последовательности дней недели. 2. Развивать цветовосприятие. 6Материал:  карточки для каждого ребёнка с цветовым изображением дней   недели   и   движком,   с   помощью   которого   дети   могут   обозначить требуемый день недели. Игры на развитие эмоционального опыта и коммуникативной компетентности «Придумай ласковое имя» Задача: развитие интереса и внимания к партнёрам по общению. Содержание:  Дети   передают   друг   другу   мяч   и   при   этом   называют уменьшительно­ласкательное имя соседа по игре. «Волшебные слова» Задача:  развитие   внимания   к   партнёрам   по   общению,   сплочение группы. Содержание: Дети становятся в круг, передают друг другу воздушное сердце, говорят при этом добрые слова друг другу. Или: Дети встают в круг. В центре круга педагог с розой в руке. Все произносят слова: В круг ребята встали, Розу увидали. Цветок надо передать, Добрые слова сказать. Педагог   передаёт   розу   одному   из   детей   и   говорит   ему   комплимент. Ребёнок, получивший цветок, становится водящим. Он благодарит и отдаёт розу  следующему  участнику, произнося «добрые  слова» в  его  адрес.  Игра повторяется до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего. «Жмурки» Задачи:  Развитие   вербальных   и   невербальных   средств   общения. Воспитание интереса и внимания к партнёрам по общению. Содержание:  Детям   предлагается   с   закрытыми   глазами   узнать   друг друга на ощупь. «Испорченный телефон» Задача: мотивировать распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика). Содержание игры: Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза. Ведущий   молча   показывает   первому   участнику   какую­либо   эмоцию   при 7помощи   мимики   или   пантомимики.   Первый   участник,   «разбудив»   второго игрока, передаёт увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию увиденного. И так до последнего участника  игры.  После  этого  ведущий спрашивает всех участников, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Вопросы: По каким признакам ты определил эту эмоцию?   Как   ты   думаешь,   что   помешало   тебе   понять   другого   участника? Трудно ли тебе было понять другого участника? 8