Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
экология
Детсад
17.02.2019
Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Представленная консультация содержит в себе основные положения предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к работе воспитателей по планированию экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Подробно изложены требования к организации непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности в режимные моменты, организации прогулок и самостоятельной игровой и познавательной деятельности детей.
Консультация Планирование работы по экологическому воспитанию.docx
Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно,  приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков,  то есть знали и изучали самые вещи,  а не только наблюдения и свидетельства о вещах.  Ян Амос Каменский.          Дошкольный возраст ­ самый ценный этап в развитии экологической культуры человека.   В   этот   период   закладываются   основы   личности,   в   том   числе   позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя   из   окружающей   среды,   развивает   эмоционально­ценностное   отношение   к окружающему,   формируются   основы   нравственно­экологических   позиций   личности, которые   проявляются   во   взаимодействии   ребенка   с   природой,   в   осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью.      Очень важно заниматься экологией с самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания   работают   еще   и   механизмы   раннего   запечатления.   Мало   обучить   ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей   жизни.   Этому   как   раз   и   способствует   подача   нужной   информации   в соответствующий   чувствительный   период,   когда   она   может   быть   усвоена.   Такое обучение  базируется  не  столько  на  запоминании   правил, сколько  дает возможность развить у будущего человека экологическое сознание.             Дошкольное   учреждение   является   первым   звеном   системы   непрерывного экологического   образования,   поэтому   не   случайно   перед   педагогами   встает   задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.  Стандарт ставит перед педагогами важные цели: 1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;  2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе   у   них   ряда   конкретных   и   обобщенных   представлений   о   явлениях   живой   и неживой природы.  Задачи экологического воспитания сводятся к следующему:  1.Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.  2. Воспитывать в дошкольниках гуманно­ценностное отношение к природе.  3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.  4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.  5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.  Успех   реализации     программы   экологического   воспитания   зависит   от   тесного сотрудничества   педагогов   дошкольного   учреждения,   администрации   и   родителей   и обеспечивается следующими педагогическими условиями:  1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении.  2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.  3.Личностно­ориентированное   взаимодействие   взрослого   и   ребенка   в   процессе освоения программы.  4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.              Эффективность   экологического   развития   дошкольников   во   многом обуславливается   тем,   насколько   грамотно   строится   педагогом   взаимодействие   с детьми.  Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее   содержание   нужно   перевести   в   конкретный   план   действий,   организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков: 1.Занятия, как специально организованная форма обучения. 2.Совместная деятельность педагога и детей. 3.Самостоятельная деятельность детей. В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется   возможность   действовать   самостоятельно   и   свободно,   применяя накопленный   опыт   экологически   правильного   взаимодействия   с   природными объектами. 1.Специально организованное обучение это: занятия и экскурсии.           На   занятиях   дети   осваивают   не   только   экологические   представления,   но   и овладевают   различными   способами   познавательной   деятельности,   учатся   проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно   переходил   от   освоения   фактов   к   установлению   связей   между   ними   и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются   занятия   не   только   познавательного   цикла   ­   наблюдения,   экскурсии, формирование   обобщенных   представлений,  систематизация   знаний, ­   но   и   такие   их виды,   в   которых   представлена   отражательная   деятельность   ребенка:   по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые.          Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов   и   сравнительных   рассказов   о   природных   объектах,   занятия   с   детской природоведческой   книжкой.   Художественная   литература   о   природе   глубоко воздействует   на   чувства   детей.   Прежде   всего,   используется   литература, рекомендованная   программой   детского   сада.   Это   произведения   А.   Пушкина,   Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. Очень важно донести до детей смысл произведения, провести беседу о природе и об отношении к ней.             Один   из   видов   занятий   по   экологическому   воспитанию   детей   ­   освоение представлений   о   человеке,   на   которых   дошкольники   знакомятся   с   человеком,   как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Занятия по экологии не должны быть   скучными,   наукообразными.   Основные   экологические   понятия   ребенок   может усваивать   посредствам   самых   разнообразных   форм.   Занятия   можно   проводить   с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме «Лес» воспитателю может   помогать   проводить   сказочный   Лесовичок,   по   теме   «Озеро»   ­   водяной   или Русалка.   Можно   использовать   и   стремление   детей   к   фантазированию.   Все   занятия взаимосвязаны   и   усложняются   как   по   содержанию   знаний,   так   и   по   способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.                             2. Совместная деятельность педагога и детей.                  В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится   совместной   деятельности   воспитателя   и   детей.   Это   обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия   с   природой   в   соответствии   со   своими   интересами,   склонностями, уровнем   познавательного   развития.   Для   этого   взаимодействие   педагога   и   детей строится   с   учетом   дифференцированного   перехода   и   включает   разные   формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рисование на   экологические   темы,   а   также   экологические   праздники   и   досуги.   Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке, фонотека дисков с познавательным материалом о природе. При организации совместной деятельности с малышами   широко   используются   различные   подвижные   игры   природоведческого содержания   «Ласточки   и   мошки»,  «Наседка   и   цыплята»,   «Волки   и   овцы»  «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а   получаемая   в   ходе   игры   радость   способствует   углублению   интереса   к   природе; дидактические   игры   с   предметами   «Вершки   и   корешки»,   «Чудесный   мешочек», «Угадай на вкус» ­ уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память. Настольно­печатные игры «Времена   года»,   «Чьи   детки»,   «Кто   в   избушке   живет,   что   хозяину   дает?»,  «Узнай дерево»   ­   направленные   на   уточнение,   систематизацию   и   классификацию   знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?»,   ­   закрепляющие   знания   о   природе,   развивающие   внимание, сообразительность,   опыты, эксперименты   позволяют   обогатить   опыт   ребенка   –   дошкольника,   стимулируют   быстроту   реакции.   связную   речь,   Наблюдения, мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. Наблюдения на участке, целевые прогулки дают   богатую   почву   для   мышления,   побуждают   в   детях   пытливость   и любознательность. Ежедневно организовывать наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных.         Весной наблюдать за капелью с крыш, изменением сосулек утром и вечером, за исчезновением снежных построек, появлением проталин, ручейков; обращать внимание детей на набухание почек, появление на них листьев, бутонов, цветков. Весной летят птицы с юга, с раннего утра до ночи они кружатся, кричат, поправляют прошлогодние гнёзда или строят новые. Следует понаблюдать за их поведением, послушать их пение, рассмотреть с детьми, как птицы приносят в клюве различные веточки, мелкие прутья, сухую   траву,   посмотреть,   на   каких   деревьях   строят   гнёзда.   Можно   использовать дидактические игры «Назови и опиши птиц», «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки, читать стихи и рассказы. Познакомить с насекомыми, их пользой, объяснить детям, что муравьи охраняют лес, очищая его. Когда цветёт липа, послушать жужжание пчёл возле её душистых цветков. Объяснить детям, зачем пчёлам нужен сок из цветков липы.        На ежедневных прогулках нужно обращать внимание детей на состояние погоды, приучать   детей   наблюдать   за   небом,   отмечать   его   цвет,   появление   и   исчезновение облаков, учить сравнивать их форму со знакомыми предметами.       Учить любоваться осенним пейзажем. Обратить внимание детей на каждый листик, его цвет, сделать букет из листьев, засушить их для поделок. Понаблюдать за отлётом птиц, объяснить, что птицы, питающиеся насекомыми, улетают в начале осени, а те, кто клюёт ягоды – позже, а ещё позже улетают водоплавающие. Учить подкармливать птиц в течение осени и зимы. В погожие осенние дни можно поймать паутинки, летящие по воздуху   и   понаблюдать   за   маленькими   паучками.   Рассказать   о   пользе   паука, уничтожающего мух. После   живых   восприятий   природы,   хорошо   предложить   детям   зарисовать наблюдаемые   явления,   вылепить   некоторые   предметы   (овощи,   фрукты,   животных). Провести беседы о том, как готовятся дикие животные к зиме. Можно использовать дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Найди по описанию».        Зимой понаблюдать за снегопадом, метелью, узорами на окне. Можно выполнить коллективную работу на тему: «Птицы зимой» или сделать поделки из шишек, желудей, каштанов, аппликацию из засушенных листьев, мха, семян. Учить детей устанавливать  связи между изменениями  погоды и жизнью растений и животных, фиксировать наблюдения в календаре природы.                 При   организации   опытов   и   наблюдений   важно,   чтобы   ребенок   приобретал гуманный   опыт   познания   действительности,   чтобы   данные   виды   деятельности   были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно,   очень важно), но и для живых   объектов,   т.е.  опыты,   наблюдения   и   эксперименты   должны   нести   не   только познавательную   нагрузку,   но   и   воспитывать   доброжелательное   отношение   к   живой природе. 3. Самостоятельная деятельность детей       Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная   деятельность   детей.   В   разных   возрастных   группах   она   занимает неодинаковое   место.  Чем   старше   дети,  тем  выше   их  самостоятельность,  тем   более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами. Работу   с   младшими   дошкольниками   следует   ориентировать   на   воспитание   у   детей эмоционально   ­   положительного   отношения   к   природе,   формирование   конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому.        Самостоятельная активность детей – это разные виды игр; экспериментирование; уход   за   растениями   и   животными   в   уголке   природы;   работа   с   литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек ­ самоделок с рассказами   о   природе,   поделок   из   природных   материалов,   цветочных   композиций, театрализованной   деятельности   и   так   далее. Огромную   роль   в   экологическом образовании   детей   дошкольного   возраста   играет   практическая,   исследовательская деятельность в природных условиях. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает   конкретные   познавательные   навыки:   учится   наблюдать,   рассуждать, планировать   работу,   учится   прогнозировать   результат,   экспериментировать, сравнивать,   анализировать,   делать   выводы   и   обобщения,   словом   развивает познавательные   способности.   Поэтому,   детям   предоставляется   дополнительная возможность   приобщиться   к   исследовательской   работе,   как   к   ведущему   способу познания окружающего мира.            Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера   интеллекта),   вызывает   у   ребенка   сочувствие   к   «тяжелой»   самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится   (сфера   нравственности).   Ребенку   можно   и   нужно   показывать   различные проявления   красоты   в   мире   природы:   цветущие   растения,   кустарники   и   деревья   в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое­многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.           Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы педагогического воздействия.  1. Мягкое, доброжелательное общение. Понимание состояния детей их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи.  2. Медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же.  3. Подкрепление слова образом предмета, действием его изображающим.  4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой. С одного вида деятельности на другой.  5. Использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей. 6. Осознанное создание воспитателями в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания.  7.   Частые   похвалы   в   адрес   малышей   (доброжелательная   словесная   оценка   и поглаживание по голове).  Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры   в   мире   природы   –   растений   и   животных,   как   живых   существ   и   их зависимости   от   условий   жизни.   Становление   первоначальных   основ   экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.      Планирование работы с родителями           Особенности   экологического   воспитания   младших   дошкольников   состоит   в большом   значении   положительного   примера   в   поведении   взрослых.   Поэтому воспитатели   не   только   учитывают   это   сами,   но   и   значительное   внимание   уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые  в детском  учреждении  и  дома, могут  вызвать  у  них  растерянность, обиду или даже агрессию. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой.        Работа с родителями планируется в следующих направлениях:  ­   в   форме   собраний   с   целью   информирования   родителей   о   совместной   работе   и стимулирования их активного участия в ней: ­ ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения по экологии (открытые занятия и т.д.); ­   организация   различных   мероприятий   с   участием   родителей,   медработника, пожарника; ­ ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, уголки родителей); ­ походы на природу, соревнования  «Папа, мама, я – здоровая семья».        Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, на сколько экологические ценности воспринимаются взрослыми, как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка  оказывает уклад, уровень, качество  и стиль жизни семьи. Дети очень   восприимчивы   к   тому,   что   видят   вокруг   себя.   Они   ведут   себя   так,   как окружающие взрослые. Родители должны осознать это.             Таким   образом,   в   работе   по   экологическому   воспитанию   детей   необходимо использовать   разные   формы   и   методы   в   комплексе,   правильно   сочетать   их   между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно­образовательных задач, которые   решает   воспитатель.     Ну   а   самое   главное   в   экологическом   воспитании   – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.         Свое выступление хотелось бы закончить словами: Всё хорошее в людях ­ из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Литература:  1.Гончарова,   Е.   В.   Технология   экологического   образования   детей   второй   младшей группы   ДОУ   [Текст]:   учебное   пособие   /   Е.   В.   Гончарова,   Л.   В.   Моисеева.   – Екатеринбург: [Центр Проблем Детства], 2002. – 192 с. 2.Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В. А. Дрязкунова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.  3.Иванова,   А.   И.   Живая   экология:   Программа   экологического   образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.  4.Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45­49.  5.Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста   [Электронный   ресурс]   /   В.   Г.   Фокина,   О.   М.   Газина.   –   Режим   доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/09/74/ 11/09741121.a4.pdf  6.Масленникова,   О.   М.   Экологические   проекты   в   детском   саду   [Текст]   /   О.   М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – М.: Учитель, 2012. – 232 с.  7.Николаева,   С.   Н.  Теория   и   методика   экологического   образования   детей:   учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.  8.Павлова,   В.   А.   Экологическое   воспитание   дошкольников   в   ДОУ   [Электронный ресурс]   /   В.   А.   Павлова.   –   Режим   доступа:   estival.   1september.ru/articles/601740/ 9.Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс] / Н. А. Рыжова. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200501710

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Планирование работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019