Консультация "Двигательная активность для укрепления здоровья детей"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Иконка файла материала Двигательная активность для укрепления здоровья детей.doc
Двигательная активность для укрепления здоровья детей Двигательный   режим   в   дошкольном   учреждении   включает   всю   так   и динамическую   деятельность   детей,   как   организованную, самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности,   но   и   предусмотреть   рациональное   содержание   двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и, соответствовать   его   опыту,   интересам,   желаниям,   функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к   каждому   ребенку.   Содержательная   сторона   двигательного   режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Придавая   особую   значимость   роли   двигательной   активности   в укреплении здоровья детей, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня. Первое   место  в   двигательном   режиме   детей   принадлежит физкультурно­оздоровительным   занятиям.   К   ним   относятся   общеизвестные виды  двигательной  деятельности:  утренняя  гимнастика,  подвижные  игры  и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д. Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей   по   инициативе   детей.   Она   дает   широкий   простор   для возможностей. проявления   их   индивидуальных   двигательных   Самостоятельная   деятельность   является   важным   источником   активности   и саморазвития   ребенка.   Продолжительность   ее   зависит   от   индивидуальных проявлений  детей  в  двигательной   деятельности,  и  поэтому   педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности. Наряду   с   перечисленными   видами   занятий   по   физической   культуре немаловажное   значение   отводится   активному   отдыху,   физкультурно­ массовым   мероприятиям,   в   которых   могут   принимать   участие   и   дети соседнего   ДОУ.   К   таким   занятиям   относятся   неделя   здоровья, физкультурный   досуг,   физкультурно­спортивные   праздники   на   воздухе   и воде, игры­соревнования, спартакиады. В   двигательный   режим   старших   дошкольников   входят   также   вне групповые   дополнительные   виды   занятий   (группы   общей   физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр,   танцы)   и   совместная   физкультурно­оздоровительная   работа   детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно­оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного  учреждения).  Вышеописанные  виды  занятий   по физической   культуре,   дополняя   и   обогащая   друг   друга,   в   совокупности обеспечивают   необходимую   двигательную   активность   каждого   ребенка   в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. Задачи развития двигательной активности Оздоровительные задачи  направлены на удовлетворение потребности детей   в   движении,   совершенствование   систем   и   функций   организма, сохранение и укрепление здоровья.Для успешной реализации поставленных задач следует: 1. Заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, не допускать   травматизма, приводящих к утомлению и переутомлению;   физических   и   эмоциональных   перегрузок, 2. Довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья; 3.  Учить   детей   умению   регулировать  свою   двигательную   активность, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными и отдыхом; 4. Сообщать детям о том, что на занятиях, связанных с напряженной умственной   активностью,   необходимо   выполнять   несложные   физические упражнения (физкультурные минутки) с целью предупреждения утомления и сохранения работоспособности; 5. Побуждать детей к самостоятельному использованию знакомых видов и способов закаливания в детском саду. В результате дети смогут:   знать основы здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления;  получить   элементарные   представления   о   действии   некоторых профилактических процедур;  самостоятельно   выполнять   гигиенические   процедуры,   владеть навыками самообслуживания;  с   удовольствием   выполнять   различные   движения   на   открытом воздухе в любую погоду;  ежедневно   заниматься   физическими   упражнениями,   играть   в подвижные игры;  осуществлять   контроль   за   своим   самочувствием   в   процессе выполнения   физической   нагрузки   в   соответствии   со   своими возможностями.Воспитательные   задачи  направлены   на   развитие   умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме. Для этого необходимо: 1. Повышать уровень произвольности действий детей; 2.   Формировать   у   детей   стремление   к   самопознанию   и   физическому самосовершенствованию; 3. Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой; 4.   Целенаправленно   развивать   основные   физические   и   нравственно­ волевые качества; 5. Развивать у детёй умение самостоятельно организовывать подвижные игры   и  делать   физические   упражнения   на   прогулке   в  разные   сезоны   года, используя естественное окружение; 6.   Поощрять   двигательное   творчество   и   разнообразную   игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность; 7. Развивать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни страны; 8. Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию. В результате воспитательной работы дети смогут научиться: • прилагать волевые усилия (выдержку, настойчивость, решительность, смелость) для достижения поставленной цели; • активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре; •  стремиться к расширению своего двигательного опыта и проявлять заинтересованность   в   занятиях   определенными   видами   физических упражнений; •  подчинить   свои   желания   общим,   требованиям   и   правилам   при выполнении различных физических упражнений и игр;•  проявлять инициативу при придумывании вариантов знакомых игр и распределении ролей; •  самостоятельно   организовывать   несложные   игры­соревнования, эстафеты, используя свой двигательный опыт; • стремиться к улучшению показателей физической подготовленности; •  сознательно   относиться   к   регулированию   своей   двигательной активности и уметь управлять ею; •  испытывать  радость от возрастающей  самостоятельности, ловкости, уверенности, сверстниками и поделиться с ними накопленными умениями и знаниями.   возможности   продемонстрировать   свои   успехи   перед Образовательные   задачи  направлены   на   овладение   детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств  для их всестороннего развития. Педагог должен: • расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений; •  вызывать   у   детей   стремление   к   выражению   своих   возможностей   в процессе   выполнения   физических   упражнений:   правильно   оценивать   свои силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям; • учить детей соотносить результат движения с величиной приложенных усилий; •  воспитывать   у   детей   интерес   к   соревнованиям   как   форме максимального проявления их физических и психических возможностей; •  приступить   к   целенаправленному   развитию   физических   качеств (скоростных, скоростно­силовых, силы и гибкости), обращая особое внимание на развитие выносливости и ловкости; •  развивать   чувство   равновесия,   координацию   движений,   улучшать ориентировку в пространстве;•  закреплять   приобретенные   ранее   умения   и   навыки,   наблюдать, сравнивать и анализировать движения. Дети учатся: • уверенно владеть «азбукой движений»: обладать элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх; •  осознанно   и   самостоятельно   пользоваться   определенным   объемом знаний   и   умений   в   различных   условиях   (в   лесу,   парке,   при   выполнении трудных двигательных заданий и т.д.); •  ставить   задачу   и   находить   наиболее   рациональные   способы   для   ее решения, соотносить последовательность, направление, характер действий с образцом;   самостоятельно   регулировать   свою   двигательную   активность, чередуя подвижные игры с менее интенсивными и с отдыхом. Содержание двигательной активности детей в ДОУ • Утренняя гимнастика • Физкультминутка • Двигательная разминка • Физкультурные занятия  • Подвижные игры и упражнения • Прогулки — походы в парк • Игры в бассейне • Логоритмика • Самостоятельная двигательная деятельность      Самомассаж Релаксация Гимнастика после сна Закаливание Физкультурно­спортивные праздники Спартакиады вне детского сада Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет   целый   комплекс   оздоровительно­образовательных   и воспитательных   мероприятий.   Содержание   и   построение   занятий   разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение. Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки­походы в   лес,   подвижные   игры   и   физические   упражнения   на   прогулке   выполняют организационно­оздоровительные задачи. Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Физкультурный досуг, спортивные праздники — это активный отдых. Индивидуальная   и   дифференцированная   работа   предназначена   для коррекции физического и двигательного развития. Корригирующая   гимнастика   (назначается   врачом)   решает   лечебно­ профилактические   задачи   и   предназначена   для   детей   с   ослабленным здоровьем. Логоритмическая   гимнастика   необходима   для   профилактики нарушения речи у детей и развития моторики. В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня,   недели,   месяца,   года,   составляя   так   называемый   оздоровительный двигательный режим.