Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Двигательная активность для укрепления здоровья детей
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю
так и
динамическую деятельность детей,
как организованную,
самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только
обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной
активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной
активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий,
подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и,
соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным
возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода
к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима
дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и
физических способностей детей.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в
укреплении здоровья детей, считаем необходимостью определить приоритеты
в режиме дня.
Первое место
в двигательном режиме детей принадлежит
физкультурнооздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные
виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и
физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с
умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия
по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам
и развития оптимальной двигательной активности детей.Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,
возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для
возможностей.
проявления их индивидуальных двигательных
Самостоятельная деятельность является важным источником активности и
саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных
проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое
руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с
учетом уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре
немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно
массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети
соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья,
физкультурный досуг, физкультурноспортивные праздники на воздухе и
воде, игрысоревнования, спартакиады.
В двигательный режим старших дошкольников входят также вне
групповые дополнительные виды занятий (группы общей физической
подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и
игр, танцы) и совместная физкультурнооздоровительная работа детского
сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с
родителями, участие родителей в физкультурнооздоровительных массовых
мероприятиях дошкольного учреждения). Вышеописанные виды занятий по
физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности
обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в
течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Задачи развития двигательной активности
Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности
детей в движении, совершенствование систем и функций организма,
сохранение и укрепление здоровья.Для успешной реализации поставленных задач следует:
1. Заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, не
допускать травматизма,
приводящих к утомлению и переутомлению;
физических и эмоциональных перегрузок,
2. Довести до сознания детей, что двигательная активность является
одним из источников крепкого здоровья;
3. Учить детей умению регулировать свою двигательную активность,
чередуя интенсивные движения с менее интенсивными и отдыхом;
4. Сообщать детям о том, что на занятиях, связанных с напряженной
умственной активностью, необходимо выполнять несложные физические
упражнения (физкультурные минутки) с целью предупреждения утомления и
сохранения работоспособности;
5. Побуждать детей к самостоятельному использованию знакомых видов
и способов закаливания в детском саду.
В результате дети смогут:
знать основы здорового образа жизни;
сознательно относиться к собственному здоровью и использовать
доступные способы его укрепления;
получить элементарные представления о действии некоторых
профилактических процедур;
самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, владеть
навыками самообслуживания;
с удовольствием выполнять различные движения на открытом
воздухе в любую погоду;
ежедневно заниматься физическими упражнениями, играть в
подвижные игры;
осуществлять контроль за своим самочувствием в процессе
выполнения физической нагрузки в соответствии со своими
возможностями.Воспитательные задачи направлены на развитие умственных,
духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.
Для этого необходимо:
1. Повышать уровень произвольности действий детей;
2. Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому
самосовершенствованию;
3. Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической
культурой;
4. Целенаправленно развивать основные физические и нравственно
волевые качества;
5. Развивать у детёй умение самостоятельно организовывать подвижные
игры и делать физические упражнения на прогулке в разные сезоны года,
используя естественное окружение;
6. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую
деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;
7. Развивать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни
страны;
8. Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со
сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию.
В результате воспитательной работы дети смогут научиться:
• прилагать волевые усилия (выдержку, настойчивость, решительность,
смелость) для достижения поставленной цели;
• активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре;
• стремиться к расширению своего двигательного опыта и проявлять
заинтересованность в занятиях определенными видами физических
упражнений;
• подчинить свои желания общим, требованиям и правилам при
выполнении различных физических упражнений и игр;• проявлять инициативу при придумывании вариантов знакомых игр и
распределении ролей;
•
самостоятельно организовывать несложные игрысоревнования,
эстафеты, используя свой двигательный опыт;
• стремиться к улучшению показателей физической подготовленности;
•
сознательно относиться к регулированию своей двигательной
активности и уметь управлять ею;
• испытывать радость от возрастающей самостоятельности, ловкости,
уверенности,
сверстниками и поделиться с ними накопленными умениями и знаниями.
возможности продемонстрировать свои успехи перед
Образовательные задачи
направлены на овладение детьми
определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их
всестороннего развития.
Педагог должен:
• расширять у детей представления и знания о многообразии физических
и спортивных упражнений;
• вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей в
процессе выполнения физических упражнений: правильно оценивать свои
силы, мобилизовать их адекватно поставленным целям;
• учить детей соотносить результат движения с величиной приложенных
усилий;
•
воспитывать у детей интерес к соревнованиям как форме
максимального проявления их физических и психических возможностей;
• приступить к целенаправленному развитию физических качеств
(скоростных, скоростносиловых, силы и гибкости), обращая особое внимание
на развитие выносливости и ловкости;
• развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать
ориентировку в пространстве;• закреплять приобретенные ранее умения и навыки, наблюдать,
сравнивать и анализировать движения.
Дети учатся:
• уверенно владеть «азбукой движений»: обладать элементами техники
всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в
спортивных играх;
• осознанно и самостоятельно пользоваться определенным объемом
знаний и умений в различных условиях (в лесу, парке, при выполнении
трудных двигательных заданий и т.д.);
• ставить задачу и находить наиболее рациональные способы для ее
решения, соотносить последовательность, направление, характер действий с
образцом; самостоятельно регулировать свою двигательную активность,
чередуя подвижные игры с менее интенсивными и с отдыхом.
Содержание двигательной активности детей в ДОУ
• Утренняя гимнастика
• Физкультминутка
• Двигательная разминка
• Физкультурные занятия
• Подвижные игры и упражнения
• Прогулки — походы в парк
• Игры в бассейне
• Логоритмика
• Самостоятельная двигательная деятельность
Самомассаж
Релаксация
Гимнастика после сна
Закаливание
Физкультурноспортивные праздники
Спартакиады вне детского сада
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре
представляет целый комплекс оздоровительнообразовательных и
воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное,
каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулкипоходы
в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют
организационнооздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и
повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки,
умения, знания.
Физкультурный досуг, спортивные праздники — это активный отдых.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для
коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно
профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным
здоровьем.
Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики
нарушения речи у детей и развития моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их
характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение
дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный
двигательный режим.