Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"
Оценка 4.7

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
25.01.2018
Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку. Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее. Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, каким из направлений педагогической деятельности занимается педагогический работник, повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий. С точки зрения психологии воспитательно-образовательной деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, педагогу нужно стремиться к личностному росту.
С2.docx
САМОРАЗВИТИЕ КАК ИСТОЧНИК УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ Характеристики саморазвития Культуротворчество   характеризует   высший   уровень   развития   человека   и содержательно связано с функционированием воображения, способностью видеть целое прежде отдельных частей в процессе преобразующей активности. Результатом интегративного сопровождения педагога на каждом из этапов  профессионализации (в процессе адаптации, интеграции и индивидуализации)  становится новое жизненное качество — адаптивность или способность  самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и  другими людьми как в благоприятных, так и в экстремальных ситуациях. Позднее  адаптивность перерастает в реактивность и способность изменять окружающую  обстановку (условия) в большей степени, чем свою собственную личность. В структуре личности и деятельности педагога можно выделить компоненты,  соответствующие характеристикам его профессионального труда (табл. 2). Таблица 2 Характеристика труда педагога Структура  личности Содержание  образования Когнитивная Знания Структура  социального опыта Знания об окружающем Эмоционально­волевая Мотивы, оценки,  Деятельностно­ практическая Рефлексивно­творчес­ кая отношение Умения, навыки Творчество, рефлексия Мотивационно­ценностное  отношение Известные способы  осуществления деятельности Опыт творческой  деятельности Описание двух последних принципов позволяет понять единство личностного  и деятельностного развития профессионала, выбрать адекватные технологии  управления, подготовки педагога к его деятельности в постоянно изменяющихся  условиях (табл. 3). Таблица 3 Человекосообразность в педагогической профессии Принцип человекосообразности Природосообразность Структура личности Структура компетентности Культуросообразность Структура опыта (содержание образования) Когнитивная Теоретическая Знания Аффективно­волевая Мотивационная Действенно­практическая Практическая Рефлексивно­творческая Результативная Эмоционально­ценностное  отношение Опыт осуществления  известных способов  деятельности Опыт творческой  деятельности Исследователи предлагают различные принципы классификации  профессионально­творческих способностей педагога. Так, А.И. Щербаков (1968)  выделяет следующие индивидуально психологические особенности, от развития  которых зависит уровень профессионально­творческих достижений: высокие  познавательные интересы; любовь к детям и потребность работы с ними; цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость; педагогические способности; практические навыки и умения (общепедагогические, ориентационные,  общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные) . В свою очередь, Н.В. Кузьмина отмечает, что все педагогические способности  имеют двойную обращенность к учащимся и к самому взрослому. Все они  содержат гностический элемент — умение познавать психологию ребенка и  творческий — умение перестраивать профессиональную деятельность на основе  самообразования и самовоспитания. Также к специальным относят способности: • подбирать учебный материал самостоятельно, определять оптимальные  средства и эффективные методы обучения; • излагать в доступной форме учебный материал, чтобы обеспечить его  понимание и усвоение всеми учащимися; • строить обучение с учетом индивидуальности ребенка, обеспечивая быстрое  и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; • добиваться за сравнительно короткий срок усвоения значительного объема  информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех  детей; • строить занятие, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к  занятию; • передавать свой опыт другим педагогам и учиться на их примерах; • самообучаться, включая поиск, творческую переработку и использование  разнообразной информации; • формировать у детей нужную мотивацию и структуру учебной деятельности. Все перечисленные способности касаются трех взаимосвязанных сторон  деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и  научения. Особый класс составляют способности к воспитанию детей. Среди них в  качестве главных можно выделить следующие: • оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать,  сопереживать (эмпатия); • быть примером и образцом для детей в мыслях, чувствах и поступках; • вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; • приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным  особенностям ребенка; • вселять в человека уверенность, успокаивать, стимулировать к  самосовершенствованию; • находить нужный стиль общения, добиваться расположения и  взаимопонимания; • вызывать к себе уважение со стороны учащихся, пользоваться  неформальным признанием, иметь авторитет среди детей. Отдельно упомянем и способность к педагогическому общению. В.А. Кан­ Калик указывал, что общение — одна из самых сложных сторон педагогического  труда, поскольку именно таким образом осуществляется главное в работе:  воздействие личности взрослого на личность ребенка. В операционную сферу входит также развертывающееся педагогическое  мышление как процесс выявления внешне незаданных, скрытых свойств  профессиональной деятельности в ходе сравнения и классификации ситуаций,  обнаружения в них причинно­следственных связей. Итак, практическое педагогическое мышление — это анализ конкретных  ситуаций с использованием теоретических закономерностей и принятия на основе  этого верного решения. Как вариация диагностическое мышление — анализ  отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования  развития личности. А чтобы в процессе труда стимулировалось развитие человека, раскрывались  творческие силы, следует сделать центральными мотивы, внутренне связанные с  содержанием выполняемого труда, а при отсутствии интереса к деятельности —  мотивы долга и общественной необходимости. Творческое развитие ребенка наилучшим образом обеспечивает школьную  готовность. Достаточно просто заботиться о развитии главного психологического  завоевания дошкольного возраста — продуктивного воображения, которое должно осуществляться через все многообразие детских деятельностей. Подчеркнем, что  это не отдельный познавательный процесс, а основа душевной и духовной жизни  ребенка, обеспечивающая телесно­психическую целостность «Я». Воображение  влияет не только на успешность собственно «творческих занятий» (рисование, лепка, конструирование, музыка и др.), но и на формирование готовности к школе,  предпосылок к умению чтения, письма и даже на качество оздоровительной работы (закаливание, массаж). Отличительной чертой стабильно функционирующего специалиста, с позиций  отношения «человек — профессия», выступает укрепление выработанной  профессиональной позиции, а результат — гармонизация отношения «человек —  профессия». Выделим основные черты гармоничной профессиональной позиции: • внутренняя целостность и согласованность, которая внешне воспринимается  как бесконфликтная, стабильная, прогнозируемая; • поддержка на достаточном уровне профессиональной самооценки,  самоинтереса, самоуважения; • поддержка внутренней устойчивости между составляющими  профессионализма. Вместе с тем профессиональное становление может идти в направлении  самодостаточности, когда закрепляется гармоничная педагогическая позиция, а в  деятельности субъект больше ориентирован на репродуктивный ее способ. Важно направление на профессиональное творчество, когда деятельность  субъекта носит преобразовательный характер и отличается от прочих тем, что  производит принципиально новый уникальный продукт. Развиваясь в этом  направлении, субъект переходит во вторую и высшую стадию, становится  специалистом­новатором, мастером. В структурном отношении здесь на первый план выдвигается индивидуальное  «Я». Профессиональные нормы становятся источником личной значимости,  ответственности за порученное дело. В деятельности преобладает внутренний  контроль, формируется индивидуальный почерк. Осознание себя в сложной  ситуации, оценка, анализ происходят комплексно, вовлеченность «Я» делает ее  проблемной, а решение может лежать далеко за пределами данной деятельности  (как в случае с феноменом «профессиональной онтологизации», профессионально  окрашенной картины мира). На этом этапе доминирующую роль начинают играть механизмы  саморегуляции, поддерживающие самореализацию: — смыслотворчество, определяющее профессиональную устойчивость; — позитивная динамика мотивационной сферы (появление и закрепление  новых мотивов и целей, «вычерпывание» и генерация новых смыслов, изменение  иерархии); — интеграция долго­ и кратковременных мотивов и целей в целостное  самопрогнозирование; — самопроектирование, построение собственной стратегии  профессионального роста и сценария деятельности; — усиление индивидуализации и относительной автономии по мере  самореализации. Обобщение теоретического материала позволило выделить признаки,  присущие каждой группе.  1. Адаптирующиеся педагоги: — неполнота структуры педагогической деятельности; — пониженная интенсивность деятельности; — исполнительский характер работы; — пониженная самостоятельность; — отсутствие или слаборазвитые прогностические способности — завышенные запросы; — недостаточное знание обязанностей. 2. Стабильно функционирующие педагоги: — исполнительность и ответственность; — уверенность при решении типовых педагогических задач; — самостоятельность в педагогической деятельности; — прогнозируемость результатов профессиональной деятельности. 3. Педагоги­мастера: — индивидуальность; — ответственность за состояние дел; — самостоятельность в принятии и реализации решения; — критичность к результатам своей деятельности; — целеустремленность; — рационализм; — творческий энтузиазм. Результатом разрешения противоречий в педагогической деятельности  являются профессиональные позиции: Я­творческое или Я­эмпирическое. В  первом случае стимулируется профессиональное развитие, во втором —  накапливаются профессиональные деформации, что приводит к дисгармоничному  развитию личности.

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018