Консультация "Характеристика саморазвития как источника успешности педагога"

  • Документация
  • docx
  • 25.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку. Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее. Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, каким из направлений педагогической деятельности занимается педагогический работник, повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий. С точки зрения психологии воспитательно-образовательной деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, педагогу нужно стремиться к личностному росту.
Иконка файла материала С2.docx
САМОРАЗВИТИЕ КАК ИСТОЧНИК УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ Характеристики саморазвития Культуротворчество   характеризует   высший   уровень   развития   человека   и содержательно связано с функционированием воображения, способностью видеть целое прежде отдельных частей в процессе преобразующей активности. Результатом интегративного сопровождения педагога на каждом из этапов  профессионализации (в процессе адаптации, интеграции и индивидуализации)  становится новое жизненное качество — адаптивность или способность  самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и  другими людьми как в благоприятных, так и в экстремальных ситуациях. Позднее  адаптивность перерастает в реактивность и способность изменять окружающую  обстановку (условия) в большей степени, чем свою собственную личность. В структуре личности и деятельности педагога можно выделить компоненты,  соответствующие характеристикам его профессионального труда (табл. 2). Таблица 2 Характеристика труда педагога Структура  личности Содержание  образования Когнитивная Знания Структура  социального опыта Знания об окружающем Эмоционально­волевая Мотивы, оценки,  Деятельностно­ практическая Рефлексивно­творчес­ кая отношение Умения, навыки Творчество, рефлексия Мотивационно­ценностное  отношение Известные способы  осуществления деятельности Опыт творческой  деятельности Описание двух последних принципов позволяет понять единство личностного  и деятельностного развития профессионала, выбрать адекватные технологии  управления, подготовки педагога к его деятельности в постоянно изменяющихся  условиях (табл. 3). Таблица 3 Человекосообразность в педагогической профессии Принцип человекосообразности Природосообразность Структура личности Структура компетентности Культуросообразность Структура опыта (содержание образования) Когнитивная Теоретическая ЗнанияАффективно­волевая Мотивационная Действенно­практическая Практическая Рефлексивно­творческая Результативная Эмоционально­ценностное  отношение Опыт осуществления  известных способов  деятельности Опыт творческой  деятельности Исследователи предлагают различные принципы классификации  профессионально­творческих способностей педагога. Так, А.И. Щербаков (1968)  выделяет следующие индивидуально психологические особенности, от развития  которых зависит уровень профессионально­творческих достижений: высокие  познавательные интересы; любовь к детям и потребность работы с ними; цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость; педагогические способности; практические навыки и умения (общепедагогические, ориентационные,  общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные) . В свою очередь, Н.В. Кузьмина отмечает, что все педагогические способности  имеют двойную обращенность к учащимся и к самому взрослому. Все они  содержат гностический элемент — умение познавать психологию ребенка и  творческий — умение перестраивать профессиональную деятельность на основе  самообразования и самовоспитания. Также к специальным относят способности: • подбирать учебный материал самостоятельно, определять оптимальные  средства и эффективные методы обучения; • излагать в доступной форме учебный материал, чтобы обеспечить его  понимание и усвоение всеми учащимися; • строить обучение с учетом индивидуальности ребенка, обеспечивая быстрое  и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; • добиваться за сравнительно короткий срок усвоения значительного объема  информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех  детей; • строить занятие, совершенствуя преподавательское мастерство от занятия к  занятию; • передавать свой опыт другим педагогам и учиться на их примерах; • самообучаться, включая поиск, творческую переработку и использование  разнообразной информации; • формировать у детей нужную мотивацию и структуру учебной деятельности. Все перечисленные способности касаются трех взаимосвязанных сторон  деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и  научения.Особый класс составляют способности к воспитанию детей. Среди них в  качестве главных можно выделить следующие: • оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать,  сопереживать (эмпатия); • быть примером и образцом для детей в мыслях, чувствах и поступках; • вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; • приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным  особенностям ребенка; • вселять в человека уверенность, успокаивать, стимулировать к  самосовершенствованию; • находить нужный стиль общения, добиваться расположения и  взаимопонимания; • вызывать к себе уважение со стороны учащихся, пользоваться  неформальным признанием, иметь авторитет среди детей. Отдельно упомянем и способность к педагогическому общению. В.А. Кан­ Калик указывал, что общение — одна из самых сложных сторон педагогического  труда, поскольку именно таким образом осуществляется главное в работе:  воздействие личности взрослого на личность ребенка. В операционную сферу входит также развертывающееся педагогическое  мышление как процесс выявления внешне незаданных, скрытых свойств  профессиональной деятельности в ходе сравнения и классификации ситуаций,  обнаружения в них причинно­следственных связей. Итак, практическое педагогическое мышление — это анализ конкретных  ситуаций с использованием теоретических закономерностей и принятия на основе  этого верного решения. Как вариация диагностическое мышление — анализ  отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования  развития личности. А чтобы в процессе труда стимулировалось развитие человека, раскрывались  творческие силы, следует сделать центральными мотивы, внутренне связанные с  содержанием выполняемого труда, а при отсутствии интереса к деятельности —  мотивы долга и общественной необходимости. Творческое развитие ребенка наилучшим образом обеспечивает школьную  готовность. Достаточно просто заботиться о развитии главного психологического  завоевания дошкольного возраста — продуктивного воображения, которое должно осуществляться через все многообразие детских деятельностей. Подчеркнем, что  это не отдельный познавательный процесс, а основа душевной и духовной жизни  ребенка, обеспечивающая телесно­психическую целостность «Я». Воображение  влияет не только на успешность собственно «творческих занятий» (рисование,лепка, конструирование, музыка и др.), но и на формирование готовности к школе,  предпосылок к умению чтения, письма и даже на качество оздоровительной работы (закаливание, массаж). Отличительной чертой стабильно функционирующего специалиста, с позиций  отношения «человек — профессия», выступает укрепление выработанной  профессиональной позиции, а результат — гармонизация отношения «человек —  профессия». Выделим основные черты гармоничной профессиональной позиции: • внутренняя целостность и согласованность, которая внешне воспринимается  как бесконфликтная, стабильная, прогнозируемая; • поддержка на достаточном уровне профессиональной самооценки,  самоинтереса, самоуважения; • поддержка внутренней устойчивости между составляющими  профессионализма. Вместе с тем профессиональное становление может идти в направлении  самодостаточности, когда закрепляется гармоничная педагогическая позиция, а в  деятельности субъект больше ориентирован на репродуктивный ее способ. Важно направление на профессиональное творчество, когда деятельность  субъекта носит преобразовательный характер и отличается от прочих тем, что  производит принципиально новый уникальный продукт. Развиваясь в этом  направлении, субъект переходит во вторую и высшую стадию, становится  специалистом­новатором, мастером. В структурном отношении здесь на первый план выдвигается индивидуальное  «Я». Профессиональные нормы становятся источником личной значимости,  ответственности за порученное дело. В деятельности преобладает внутренний  контроль, формируется индивидуальный почерк. Осознание себя в сложной  ситуации, оценка, анализ происходят комплексно, вовлеченность «Я» делает ее  проблемной, а решение может лежать далеко за пределами данной деятельности  (как в случае с феноменом «профессиональной онтологизации», профессионально  окрашенной картины мира). На этом этапе доминирующую роль начинают играть механизмы  саморегуляции, поддерживающие самореализацию: — смыслотворчество, определяющее профессиональную устойчивость; — позитивная динамика мотивационной сферы (появление и закрепление  новых мотивов и целей, «вычерпывание» и генерация новых смыслов, изменение  иерархии); — интеграция долго­ и кратковременных мотивов и целей в целостное  самопрогнозирование; — самопроектирование, построение собственной стратегии  профессионального роста и сценария деятельности;— усиление индивидуализации и относительной автономии по мере  самореализации. Обобщение теоретического материала позволило выделить признаки,  присущие каждой группе.  1. Адаптирующиеся педагоги: — неполнота структуры педагогической деятельности; — пониженная интенсивность деятельности; — исполнительский характер работы; — пониженная самостоятельность; — отсутствие или слаборазвитые прогностические способности — завышенные запросы; — недостаточное знание обязанностей. 2. Стабильно функционирующие педагоги: — исполнительность и ответственность; — уверенность при решении типовых педагогических задач; — самостоятельность в педагогической деятельности; — прогнозируемость результатов профессиональной деятельности. 3. Педагоги­мастера: — индивидуальность; — ответственность за состояние дел; — самостоятельность в принятии и реализации решения; — критичность к результатам своей деятельности; — целеустремленность; — рационализм; — творческий энтузиазм. Результатом разрешения противоречий в педагогической деятельности  являются профессиональные позиции: Я­творческое или Я­эмпирическое. В  первом случае стимулируется профессиональное развитие, во втором —  накапливаются профессиональные деформации, что приводит к дисгармоничному  развитию личности.