Консультация "Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 10.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражения в его деятельности. Деятельность человека - это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутреннюю, психологическую основу. Деятельность является одной из фундаментальных психологических и педагогических. Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым.
Иконка файла материала Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.doc
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих  воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое  отношение к окружающему, которые находят отражения в его деятельности.  Деятельность человека ­ это не просто его внешняя активность, она  обязательно включает внутреннюю, психологическую основу. Деятельность  является одной из фундаментальных психологических и педагогических.  Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности  разработана А.Н. Леонтьевым. Термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в  которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к  миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно  деятельность ребенка определяет его психическое развитие, и сама  развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных  видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие ­  меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от  деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности. Каждая стадия развития, по А.Н. Леонтьеву, характеризуется  определенным, ведущим на данном этапе, отношением ребенка к  действительности,    определенным    типом    деятельности.    Признаком  ведущей деятельности являются не количественные показатели, то есть  сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность ­ это такая  деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в  отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой  зарождаются новые формы деятельности. Рассматривая смену ведущих деятельностей, характерных для разных  возрастных этапов, Д.Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность,которая заключается в чередовании типов детской деятельности. Так, для  младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является  непосредственно ­ эмоциональное, или ситуативно ­ личностное, общение со  взрослым. В раннем возрасте (от I до 3 лет) на первое место выходят  предметно­ манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со  взрослыми. В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью  становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют)  различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре  происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах  человеческой деятельности. В младшем школьном возрасте (6­11 лет)  ведущей становится            учебная деятельность, в которой дети с помощью  учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой  развиваются интеллектуальные и познавательные способности. В подростковом возрасте (11­15 лет) ведущей деятельностью  становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях  подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире  взрослых людей или противопоставляются им. В личном общении подростков  оформляются   их   взгляды   на   жизненные   смыслы,   на отношения между  людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи  и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем,  юношеском, возрасте приобретает характер учебно ­ профессиональной. Таким образом, согласно психологической теории деятельности, каждая стадия детского развития характеризуется определенным видом  деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения отдельных  психических процессов и личности ребенка в целом, и в которой зарождаются  новые формы деятельности. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот  период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый виддетской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно  ­ ролевой. Сюжетно ­ ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально  создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь  взрослых и отношения между ними. В сюжетно­ролевой игре наиболее интенсивно формируются все  психические качества и особенности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех  психических процессов ­ от элементарных до самых сложных. В условиях  игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому  заданию взрослого. Сознательная цель ­ сосредоточиться, запомнить что — то, сдержать импульсивное движение ­ раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. В игре происходит умственное развитие ребенка дошкольника.  Действуя с предметами ­ заместителями, ребенок начинает оперировать в  мыслимом, условном пространстве. Предмет ­ заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сохраняются, и ребенок  начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра  способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и  представлениях. Через ролевую игру происходит и развитие воображения. Игровые  действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в  качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих  персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве  способствует тому, что дети приобретают способность к творческому  воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным  образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать  желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить иреализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние  на развитие общения детей в этот период. Огромное влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация  требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня  речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития  знаковой функции речи ребенка. Усвоение знаковой функции речи ведет к  коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие  знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов  другими. Предметы ­ заместители выступают как знаки отсутствующих  предметов. Знаком может быть любой элемент действительности,  выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.  Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка  свободного обращения с предметами и использования их не только в том  качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по ­ другому. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития  рефлексивного мышления. Рефлексия­это способность человека  анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их  с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками,  мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению  человека в мире людей. Двойная позиция играющего ­ исполнитель и  контролер ­ развивает способность соотносить свое поведение с поведением  некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как  чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия,  потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями  других людей. Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение  вводит взрослый, оно не появляется непосредственно из игры. Но дошкольникначинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с  определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает  элементарными учебными действиями. Таким образом, огромное значение игры для развития всех психических  процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте незаменимой и должна быть  целенаправленно использована как средство развития ребенка в  педагогическом процессе.