Сенсорное воспитание имело место как в специально ориентированной деятельности: развитие сенсомоторики (1 раз в неделю), так и в игровой, совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности, прогулке;
• на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, физической культуре и других;
• точное выполнение распорядка дня способствовало качественной организации сенсорной деятельности малышей;
• использование стимулирующих приемов на предстоящую деятельность (показ ярких, динамичных игрушек, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек);
Интегрированный подход
Сенсорное воспитание имело место как в специально ориентированной
деятельности: развитие сенсомоторики (1 раз в неделю), так и в игровой,
самостоятельной
совместной деятельности воспитателя и детей,
деятельности, прогулке;
на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, физической
культуре и других;
точное выполнение распорядка дня способствовало качественной
организации сенсорной деятельности малышей;
использование стимулирующих приемов на предстоящую деятельность
(показ ярких, динамичных игрушек, загадывание и отгадывание загадок,
чтение потешек);
введение новой игры «Разбери пирамидку», «Собери матрёшку» и т.д.,
нового действия (купание куклы, укладывание куклы спать и т.д.)
способствуют успешному созданию установки на действие.
В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит
взрослому. Педагоги данного дошкольного учреждения обеспечивают все
условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья
малыша. Общаясь с ним, несут тепло, ласку, ту информацию, которая
соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и
потребностям.
Организация деятельности по сенсорному воспитанию опирается на
личностно ориентированный подход. Суть его в том, чтобы увидеть в каждом
ребенке уникальную и талантливую личность.
Особое внимание при организации образовательного процесса
уделялось комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях,
упражнениях. В подтверждение правильности нашей работы, самую высокуюоценку мы получали от детей, когда они восклицали «Ура – получилось!»,
«Как солнышко!», «Настоящий колобок!»
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт,
который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте. Отдельные
ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его
восприятие.
Успешность сенсорного воспитания в значительной степени зависит от того,
как формируется процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия,
совершенствуются различного рода действия с предметами и орудиями.
Педагоги учат детей перцептивным (обследовательским) действиям,
которые обеспечивают успешность достижения цели – предметного действия.
Перцептивные действия – это выделение объекта из фона, анализ его
признаков, свойств (цвета, формы, величины), сравнение предметов или их
частей между собой по этим свойствам, соотношение с эталонами.
Учитывая отмеченные особенности, педагоги выстраивают работу по
сенсорному воспитанию поэтапно.
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга,
сопоставленных их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей
обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на
него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывают уже подругому. Они
обхватывают их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают
рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают
пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.
ІІ этап.
Использование приема обследования предметов. Более
совершенной становится координация движений руки под контролем глаза,
что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели,
накладывать детали строительных наборов друг на друга, точновоздействовать орудием на другой предмет. Положение руки при
обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе
зрительнотактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы
снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и
сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между
ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную
зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть
матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца
упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе
которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать
качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и
шарф красные.
IV
этап. Использование экспериментирования в предметной
деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение
к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся
разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти
действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер
экспериментирования. Воспитатели, работающие в группах раннего возраста,
продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в
коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части
или признаки между собой. Дети начинают устанавливать связь между
действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат,
учитывают ошибки и уточняют свои действия.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий. В
обучении детей орудийным действием выделяют три стадии:
дети воспринимают орудие как продолжение руки и действуют им как
рукой; понимают смысл и последовательность отдельных составляющих
орудийных действий;
полностью овладевают техникой выполнения орудийного действия.
Так, действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную
деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают
постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают
рисовать, лепить.
Действия с предметамиорудиями (расческой, мылом, салфеткой и др.)
переносятся в другие виды деятельности.
Качественные изменения в образовательный процесс сенсорного воспитания
вносит интеграция.
Основными компонентами интеграции являются:
системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого
строится интеграция; таким стержнем является социальная активность
ребенка (его общение и деятельность);
дидактический объект интеграции: на основании чего, через что
реализуется интеграция. Дидактический объект моделирует комплекс
как сенсорной, так и других, специфических для ребенка видов
деятельности (игровой, художественноизобразительной, двигательной,
музыкальной и т.д.);
цели, содержание, технологии педагогического взаимодействия –
система осуществления образовательного процесса с детьми раннего
возраста.
Главная цель педагогов – расширить для детей окружающий мир,
помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для
дальнейшего развития. В этом направлении действенную помощь оказывают
интегрированные занятия с двигательным компонентом; алгоритм включения
сенсорной культуры в структуру разнообразных видов детской деятельности,разработанные педагогами дошкольного учреждения. Без моторного
компонента движения руки в осязании, движений глаз в зрительном
восприятии, ориентированных действий и т.д.) немыслимо функционирование
сенсорных систем.
Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, музыкой,
педагогами решаются задачи сенсорного развития ребенка:
развитие ориентировки детей в различии форм предметов;
развитие ориентировки детей в различии величины предметов;
развитие и формирование двигательных навыков;
развитие нагляднодейственного мышления.
Значительное место в интегрированных занятиях занимают
имитационные упражнения, подвижные игры, игрыупражнения, двигательные
задания, пальчиковые игры.
С пальчиками мы играем,
Рыбок мы изображаем;
Этот пальчик – пескарёк,
Этот пальчик – окунёк;
Этот пальчик – карасёк,
Этот пальчик – щупачок.
Ну а этот толстый – сомик,
У него большущий домик.
Используя двигателиигрушки, ребенок пытается экспериментировать
как с самой игрушкой, так и с движениями. Каждое новое движение для
ребенка – загадка, которую он непременно хочет разгадать, т.е. преодолеть.
Открыв и освоив одно действие, ребенок стремится к поиску нового
Педагоги открывают детям возможность использования
действия.
физкультурного оборудования в сенсорнодвигательной деятельности.Этим самым решаются вопросы сенсорного воспитания и сохранения
здоровья каждого ребенка. Педагоги стремятся выстраивать деятельность с
элементами активных движений. Это является свидетельством того, что в
основе деятельности лежит комплексноинтегрированный подход. Например,
в игровой деятельности Наталья Викторовна развивает у детей двигательные
навыки, развитие речи, восприятие (название пособий, направления движений,
перешагивание через предметы и т.д.). В процессе комплексной деятельности
восприятие у детей формируется более детальным полным, они способны
устанавливать логические связи между явлениями и предметами.