Консультация "Использование дидактических игр в развитии мышления дошкольников"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 07.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Благодаря педагогическим и психологическим исследованиям вопрос об успешности формирующего влияния дидактических игр на психическое развитие ребенка сейчас уже не вызывает особых сомнений. И созданы игры для развития умственных способностей детей, но, к сожалению, круг их крайне мал и использование их практиками ограничено. Педагогам зачастую трудно определить: какая мыслительная операция положена в основу развития мышления средствами дидактических игр в каждом из сборников, какие стороны мышления при этом формируются? Представляют ли данные игры систему, обеспечивают усложнение и преемственность?
Иконка файла материала Использование дидактических игр.doc
Использование дидактических игр  в развитии мышления дошкольников.           Благодаря педагогическим и психологическим исследованиям вопрос об успешности формирующего влияния дидактических игр на психическое развитие ребенка сейчас уже не вызывает особых сомнений. И созданы игры для   развития   умственных   способностей   детей,   но,   к   сожалению,   круг   их крайне мал и использование их практиками ограничено. Педагогам зачастую трудно   определить:   какая   мыслительная   операция   положена   в   основу развития мышления средствами дидактических игр в каждом из сборников, какие стороны мышления при этом формируются? Представляют ли данные игры систему, обеспечивают усложнение и преемственность?           Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в решении задачи развития мышления дошкольников. В то же   время   вредит   педагогическому   процессу   стихийное   и   не  ­  умеренное использование игр, которое  фактически превращает  их в лучшем случае в игры   формальные,   уже   давно   наскучившие   и   детям,   и   самому   педагогу. Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование   и   реализация   в   работе   с   детьми   дошкольного   возраста целостных   игровых   программ   –   т.е.   систематизированных   наборов   игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в   соответствии   с   поэтапной   логикой   пространственно­временного развертывания игрового воздействия.                     Дидактические   игры   относятся   к   играм   с   правилами,   специально   созданным   взрослыми   в   воспитательных   целях.   Дидактическая игра   включается   во   все   системы   дошкольного   воспитания   и   представляет собой   сложное   педагогическое   явление:   она   является   и   игровым   методом обучения   детей   дошкольного   возраста,   и   формой   обучения,   исамостоятельной   игровой   деятельностью,   и   средством   всестороннего воспитания личности ребенка.            Дидактическая игра в системе обучения детей дошкольного возраста выполняет разнообразные функции:  она является той деятельностью, в которой применяются полученные на занятиях знания;  деятельностью, в которой осуществляется упражнение;   деятельностью,   в   которой   обобщаются   знания,   полученные   из   разных источников;   деятельностью,   в   которой   возникают   и   углубляются   познавательные интересы,   возникают   те   «почему?»,   которые   двигают   процесс умственного развития.            В дидактической игре формируется познавательная активность ребенка, проявляются   особенности   этой   деятельности.   В   старшем   дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные игры.           Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, но они являются средством умственного развития, в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение   воспитателя,   его   объяснение.   Задачи,   поставленные   играми, требуют   сосредоточения   внимания,   активной   деятельности   анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.                    Из понимания значения дидактической игры выдвигают следующие требования к ним: 1. Каждая дидактическая игр должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.2. В   дидактической   игре   обязательно   наличие   увлекательной   задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.  3. Дидактизм   в   игре   должен   сочетаться   с   занимательностью,   шуткой, юмором.   Увлечение   игрой   мобилизует   умственную   деятельность, облегчает выполнение задачи.                    Можно выделить интеллектуально  ­  развивающие игры как одну из разновидностей   дидактических   игр.   В   этих   играх   четко   обнаруживается структура, присущая дидактическим играм: наличие дидактической и игровой задач, игровых действий и правил игры.           Развивающие игры при всем своем разнообразии объединены под общим названием   не   случайно:   они   все   исходят   из   общей   идеи   и   обладают характерными особенностями:  каждая игра представляет собою набор задач, который ребенок решает с помощью специального подобранного игрового материала;   задачи   даются   ребенку   в   различной   форме:   в   виде   модели,   плоского рисунка,   рисунка   в   изометрии,   чертежа,   письменной   или   устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;   задачи   расположены   в   порядке   возрастания   сложности;   т.е.   в   них использован принцип: от простого к сложному;   задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2  ­  3 летнему до непосильных иногда старшим дошкольникам. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течении многих лет;   постепенное   возрастание   трудности   задач   в   играх   позволяет   ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.                    Сформированность начал логического мышления у дошкольников проявляется в умении анализировать, синтезировать, обобщать, рассуждать,делать   умозаключения   и   выводы;   в   умении   использовать   приобретенные знания   в   новых   изменяющихся   условиях;   и   успешно   формируется   в содержательной   детской   деятельности   с   таким   игровым   материалом   как дидактические,   интеллектуально­развивающие   игры,   направленные   на развитие   мыслительных   операций   классификации   и   обобщения. Мыслительная  операция  классификация  относится  к  числу  универсальных, присутствующих почти в каждом мыслительном акте.            Путь формирования действий классификации подсказан самой логикой развития   мышления   детей:   от   конкретного,   наглядно  ­  действенного   и наглядно­образного   мышления   к   отвлеченному,   словесно­логическому мышлению, благодаря которому появляется возможность усваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.                    Суть других дидактических игр, направленных на формирование у детей комплекса умений анализировать информацию и обобщать ее, находя общее в частном, устанавливать родовидовые отношения. Выполнение этих действий   требует   от   детей   высокого   уровня   развития   операций   анализа,   синтеза, сравнения, абстрагирования, но в то же время и сами они являются основой   формирования   подлинно   научных   знаний,   обеспечивают   перевод приобретенных   знаний   из   системы   конкретного   мышления   в   систему мышления абстрактного.           Дидактические, интеллектуально ­ развивающие игры кратковременны (10­20  минут),   и   важно,   чтобы   все   это   время   не   снижалась   умственная активность   играющих,   не   падал   интерес   к   поставленной   задаче. Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы,   отведенные   для   игр,   в   распоряжении   детей   дается   разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими   группами,   В   плане   а   иногда   всем   коллективом. предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общимпланом   педагогической   работы,   одним   из   направлений   которой   является развитие мышления дошкольников.                    Таким образом, развитие мышление детей дошкольного возраста наиболее   эффективно   при   условии   систематического   и   планомерного использования   специально   подобранных   дидактических,   интеллектуально­ развивающих игр.                    Также можно   выделить другие педагогические условия развития мышления дошкольников в игровой деятельности:  направленность игр на удовлетворение познавательного интереса детей;  создание развивающей предметно ­ игровой среды;   предоставление   ребенку   самостоятельности   при   поиске   ответов,   стимулирование инициативы, активности, желания добиться победы;   планомерное   и   систематическое   использование   дидактических, интеллектуально­развивающих игр, как условия развития мышления.