Благодаря педагогическим и психологическим исследованиям вопрос об успешности формирующего влияния дидактических игр на психическое развитие ребенка сейчас уже не вызывает особых сомнений. И созданы игры для развития умственных способностей детей, но, к сожалению, круг их крайне мал и использование их практиками ограничено. Педагогам зачастую трудно определить: какая мыслительная операция положена в основу развития мышления средствами дидактических игр в каждом из сборников, какие стороны мышления при этом формируются? Представляют ли данные игры систему, обеспечивают усложнение и преемственность?
Использование дидактических игр
в развитии мышления дошкольников.
Благодаря педагогическим и психологическим исследованиям вопрос
об успешности формирующего влияния дидактических игр на психическое
развитие ребенка сейчас уже не вызывает особых сомнений. И созданы игры
для развития умственных способностей детей, но, к сожалению, круг их
крайне мал и использование их практиками ограничено. Педагогам зачастую
трудно определить: какая мыслительная операция положена в основу
развития мышления средствами дидактических игр в каждом из сборников,
какие стороны мышления при этом формируются? Представляют ли данные
игры систему, обеспечивают усложнение и преемственность?
Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут
обеспечить успеха в решении задачи развития мышления дошкольников. В то
же время вредит педагогическому процессу стихийное и не умеренное
использование игр, которое фактически превращает их в лучшем случае в
игры формальные, уже давно наскучившие и детям, и самому педагогу.
Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является
конструирование и реализация в работе с детьми дошкольного возраста
целостных игровых программ – т.е. систематизированных наборов игр,
которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям
в соответствии с поэтапной логикой пространственновременного
развертывания игрового воздействия.
Дидактические игры относятся к играм с правилами,
специально созданным взрослыми в воспитательных целях. Дидактическая
игра включается во все системы дошкольного воспитания и представляет
собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом
обучения детей дошкольного возраста,
и формой обучения,
исамостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра в системе обучения детей дошкольного возраста
выполняет разнообразные функции:
она является той деятельностью, в которой применяются полученные на
занятиях знания;
деятельностью, в которой осуществляется упражнение;
деятельностью, в которой обобщаются знания, полученные из разных
источников;
деятельностью, в которой возникают и углубляются познавательные
интересы, возникают те «почему?», которые двигают процесс
умственного развития.
В дидактической игре формируется познавательная активность ребенка,
проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном
возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные игры.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания
детей, но они являются средством умственного развития, в процессе игры
активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел,
усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить
предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные играми,
требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов,
процессов различения, сравнения, обобщения.
Из понимания значения дидактической игры выдвигают следующие
требования к ним:
1. Каждая дидактическая игр должна давать упражнения, полезные для
умственного развития детей и их воспитания.2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи,
решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых
трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой,
юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность,
облегчает выполнение задачи.
Можно выделить интеллектуально развивающие игры как одну из
разновидностей дидактических игр. В этих играх четко обнаруживается
структура, присущая дидактическим играм: наличие дидактической и игровой
задач, игровых действий и правил игры.
Развивающие игры при всем своем разнообразии объединены под общим
названием не случайно: они все исходят из общей идеи и обладают
характерными особенностями:
каждая игра представляет собою набор задач, который ребенок решает с
помощью специального подобранного игрового материала;
задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского
рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной
инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами
передачи информации;
задачи расположены в порядке возрастания сложности; т.е. в них
использован принцип: от простого к сложному;
задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных 2 3
летнему до непосильных иногда старшим дошкольникам. Поэтому игры
могут возбуждать интерес в течении многих лет;
постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку
идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.
Сформированность начал логического мышления у дошкольников
проявляется в умении анализировать, синтезировать, обобщать, рассуждать,делать умозаключения и выводы; в умении использовать приобретенные
знания в новых изменяющихся условиях; и успешно формируется в
содержательной детской деятельности с таким игровым материалом как
дидактические, интеллектуальноразвивающие игры, направленные на
развитие мыслительных операций классификации и обобщения.
Мыслительная операция классификация относится к числу универсальных,
присутствующих почти в каждом мыслительном акте.
Путь формирования действий классификации подсказан самой логикой
развития мышления детей: от конкретного, наглядно действенного и
нагляднообразного мышления к отвлеченному, словеснологическому
мышлению, благодаря которому появляется возможность усваивать подлинно
научные понятия и оперировать ими.
Суть других дидактических игр, направленных на формирование у
детей комплекса умений анализировать информацию и обобщать ее, находя
общее в частном, устанавливать родовидовые отношения. Выполнение этих
действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования, но в то же время и сами они являются
основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивают перевод
приобретенных знаний из системы конкретного мышления в систему
мышления абстрактного.
Дидактические, интеллектуально развивающие игры кратковременны
(1020 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная
активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в
часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный
материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально,
небольшими группами,
В плане
а иногда всем коллективом.
предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общимпланом педагогической работы, одним из направлений которой является
развитие мышления дошкольников.
Таким образом, развитие мышление детей дошкольного возраста
наиболее эффективно при условии систематического и планомерного
использования специально подобранных дидактических, интеллектуально
развивающих игр.
Также можно выделить другие педагогические условия развития
мышления дошкольников в игровой деятельности:
направленность игр на удовлетворение познавательного интереса детей;
создание развивающей предметно игровой среды;
предоставление ребенку самостоятельности при поиске ответов,
стимулирование инициативы, активности, желания добиться победы;
планомерное и систематическое использование дидактических,
интеллектуальноразвивающих игр, как условия развития мышления.