Консультация "Организация двигательной активности"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 07.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательной активности. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный и мышечный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.
Иконка файла материала Организация двигательной активности.doc
Организация двигательной активности 1. Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательной активности. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние,   углубляет   дыхание,   усиливает   кровообращение,   содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный и мышечный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные   повышает   жизнедеятельность   организма, ощущения, оздоровительный эффект.    дает   высокий Утренняя   гимнастика   должна   проводиться   ежедневно   до   завтрака,   в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении. Содержание   утренней   гимнастики   составляют   упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение 1–2 недель в зависимости от сложности его содержания. Варианты проведения утренней гимнастики     Игрового характера С использованием полосы препятствий С включением оздоровительных пробежек С использованием простейших тренажеров 2.   Физкультминутки  кратковременные   физические   упражнения, применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным   сидением   в   однообразной   позе,   требующих   сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры   головного   мозга,   которые   не   участвовали   в   предшествующей деятельности,   и   дают   отдых   тем,   которые   работали).  Они   улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление   детей,   создают   положительные   эмоции   и   повышают   интерес   кзанятиям. Физкультминутки проводятся во время занятий длительностью 3–5 минут, начиная со средней группы. Основные формы проведения физкультминуток В   форме   общеразвивающих   упражнений.  Общеразвивающие упражнения   подбираются   по   тем   же   признакам,   что   и   для   утренней гимнастики.   Используются   3­4   упражнения   для   разных   групп   мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются  в занятия по ознакомлению  с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике. В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные. В   форме   выполнения   движений   под   текст   стихотворения.   При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:    текст стихотворений должен быть высокохудожественным. используются   стихи   известных   авторов,   потешки,   загадки, считалки;   преимущество отдается стихам с четким ритмом; содержание   текста   стихотворения   должно   сочетаться   с   темой занятия, его программной задачей. В   форме   любого   двигательного   действия   и   задания.  Возможно отгадывание   загадок   не   словами,   а   движениями;   использование   различных имитационных   движений:   спортсменов   (лыжник,   конькобежец,   боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова,  заводим мотор, едем на машине). Требования к проведению физкультминуток•  Проводятся   на   начальном   этапе   утомления   (8­я,   13­я   15­я   мин занятия –   в   зависимости   от   возраста   детей,   вида   деятельности,   сложности учебного материала). • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям. •  Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади. • Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы   мышц,   улучшающие   функциональную   деятельность   всех   органов   и систем. •  Содержание   физкультминуток   должно   органически   сочетаться   с программным содержанием занятия. •  Комплексы   физкультминуток   подбираются   в   зависимости   от   вида занятий, их содержания. •  Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2­4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. 3.   Двигательная   разминка  проводится   во   время   перерыва   между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить   развитие   утомления   у   детей   и   снять   эмоциональное напряжение   в   процессе   занятий   с   умственной   нагрузкой,   что   будет способствовать более быстрому восприятию программного материала. Кроме того,   как   показали   наблюдения,   хорошо   организованная   двигательная разминка   способствует   увеличению   двигательной   активности   детей. двигательная разминка может состоять из трех­четырех игровых упражнений типа   «Кольцеброс»,   «Серсо»,   «Закати   в   лунку   шарик»,   «Бой   петухов», «Перетягивание   каната»,   «Удочка»,   «Сбей   городок»,   «Прокати   шарик   по дорожке»,   а   также   произвольных   движений   детей   с   использованием разнообразных   физкультурных   пособий   (скакалки,   кегли,   мячи,   обручи,ракетки).   Успешной   организации   двигательной   разминки   способствует наличие   достаточного   количества   инвентаря   и   оборудования.   Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10—12 мин.), доступны детям. В конце двигательной разминки можно предложить детям различные дыхательные упражнения. Продолжительность двигательной разминки   составляет   не   более   10   минут.   Местом   проведения   может   быть любое   хорошо   проветренное   помещение   —   групповая   комната,   спальня, широкий   коридор.   С   целью   активизации   двигательной   деятельности   детей советуем одновременно организовывать несколько игровых зон в различных местах и предоставлять детям возможность самим выбрать игру. 4. Физкультурные занятия — основная форма развития оптимальной двигательной   активности   детей.   Они   способствуют   развитию   различных систем   организма,   закаливанию,   повышают   сопротивляемость   простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях. Физкультурные   занятия   проводятся   не   менее   3­х   раз   в   неделю. Структура   занятия   традиционна:   вводно­подготовительная,   основная   и заключительная части. В тёплое время года большую часть занятий следует проводить на свежем воздухе. 5. Подвижные игры и упражнения.  В них дети могут достаточно полно реализовывать свои двигательные потребности. Подвижные игры проводятся во время прогулок продолжительностью 20­30 минут. В течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3­4 новые игры. Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные   упражнения   в   основных   видах   движений   (бег,   прыжки, метание, ловля мяча и т.д.)6.   Прогулки   —   походы   в   парк    являются   важнейшими организованными   видами   двигательной   деятельности,   в   ходе   которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, укрепляется здоровье.  Прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становиться   более   подвижными,   ловкими,   смелыми,   укрепляют   мышечную систему,   повышают   жизненный   тонус,   развивают   наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Во   время   прогулок   могут   быть   использованы:   подвижные   игры, бессюжетные   народные   игры   с   предметами   (такие,   как   бабки,   серсо, кольцеброс, кегли), в старших группах — элементы спортивных игр (таких, как волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный  теннис, футбол, хоккей). Походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий. В жаркую погоду проводятся игры с водой, спортивные упражнения — езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема); зимой ­ катание   на   санках,   коньках,   скольжение   на   ногах   по   ледяным   дорожкам, ходьба на лыжах. Лучше всего проводить походы в первой половине дня. 7.   Игры   в   бассейне.  Плавание   в   бассейне   повышает   устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, закаливает детей. 8. Логоритмика   направлена на развитие, формирование и коррекцию невербальных функций — координации движений, чувства темпа и ритма в движении,   слухового   внимания   и   памяти,   пространственной   ориентировки, мелкой   моторики   рук,   артикуляционного   аппарата,   исправление   дефектовречи.  В   неё   входят   общеразвивающие,   подвижные   игры,   дыхательная   и пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия. 9. Самостоятельная двигательная активность Помимо   организованных   видов   занятий   по   физической   культуре   в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать   самостоятельная   двигательная   деятельность.   Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня утром до завтрака,   между   занятиями,   в   часы   игр   после   дневного   сна   и   во   время прогулок   (утренней   и   вечерней).   Активные   действия   детей   должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании   физкультурно­игровой   среды   (пространство,   достаточное   для движений,   разнообразие   и   чередование   пособий   и   игрушек),   выделить   в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей.  Для создания разнородности и новизны физкультурно­игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по­разному группировать их.   Это   позволяет   избежать   однообразия   движений   и   способствует всестороннему развитию детей. Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных   творческих   игр   детей,   желательно   иметь   на   участке соответствующее   оборудование,   физкультурные   пособия,   игрушки.   Особое внимание следует уделить оснащению спортивной площадки, которая может использоваться детьми не только в организованной, но и в самостоятельной деятельности.   На   спортивной   площадке   необходимо   предусмотреть свободное   пространство,   дорожки   для   бега,   места   для   прыжков,   метания, езды   на   велосипеде,   самокате,   пособия   для   упражнений   в   лазании (гимнастическая   стенка,   вышки,   дуги   и   т.   д.),   тренировки   равновесия (разновысокие   бревна   прямые   и   наклонные   и   т.   д.).   Кроме   того,   враспоряжение   детей   (как   в   помещении,   так   и   на   площадке)   должен   быть предоставлен   разнообразный   инвентарь   (скакалки,   обручи,   мячи   разных размеров, ракетки и воланы и т.д.). В зимнее время года дети должны иметь возможность   свободно   пользоваться   санками,   ледянками,   лыжами;   летом велосипедами, самокатами.  10. Физкультурно­спортивные праздники В   системе   физкультурно­оздоровительной   работы   дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья, спартакиады, игры — соревнования. Интересное   содержание,   юмор,   музыкальное   оформление,   игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.   При   организации   активного   отдыха   важно   учитывать климатические   условия,   особенности   сезона   и   природные   факторы. Положительные   результаты   могут   быть   достигнуты   при   условии   тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети, и родители извещаются заранее. Физкультурные праздники  являются эффективной формой активного отдыха   детей.  При   рациональном   сочетании   с  другими  видами   занятий   по физической   культуре   праздники   в   значительной   мере   помогают   создать оптимальный   двигательный   режим, работоспособности и закалке детей.   способствуют   повышению Физкультурные   праздники   способствуют   приобщению   детей   к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие   черты   характера,   дисциплинированность, уважительное   отношение   к   соперникам.   Длительность   физкультурного   как   коллективизм, праздника — 1 ч­1 ч 20 мин. Он может проводиться на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.Во   время   физкультурных   праздников   все   дети   должны   принимать активное   участие   в   подвижных   и   спортивных   играх,   эстафетах,   танцах, аттракционах,   упражнениях   с   элементами   акробатики,   музыкально­ ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых   упражнений,   загадок,   музыкальных   произведений   способствует положительному   эмоциональному   настрою   детей,   активному   применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Организация и проведение физкультурного праздника Праздник  проводится, начиная  со  средней  группы, 2­3  раза  в год.  В празднике принимают участие дети всего дошкольного учреждения; можно проводить праздник для двух или нескольких дошкольных учреждений. 1.  Открытие   праздника  (выход   участников  на  площадку,  построение, парад участников). 2.   Показательные   выступления,   состоящие   из   общеразвивающих упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с различными предметами. 3.   Проведение   игр   с   элементами   соревнования,   эстафет,   различных видов спортивных упражнений и спортивных игр. 4. Включение в содержание праздника «сюрпризного момента». 5. Подведение итогов. Награждение, общий хоровод,  парад участников. Спортивный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха.   Он   повышает   интерес   к   занятиям,   оказывает   благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает   двигательные   качества   (быстроту,   ловкость),   способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Методика проведения спортивного досугаПроводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы.   Организуется   1­2   раза   в   месяц   во   вторую   половину   дня. Предназначается для одной­двух групп дошкольного учреждения. Проводится   воспитателем   в   обычной   обстановке,   с   обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе. Длительность: младшая группа, средняя группа — 20­30 мин;  старшая группа — 35­40 мин; подготовительная группа — 40­50 мин. В   младшем   и   среднем   дошкольном   возрасте   в   содержание   досугов может   быть   введен   сказочный   персонаж   или   можно   использовать занимательный сюжет. Спортивный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам. Следует использовать   музыкальное   сопровождение.   Спортивный   досуг   не   должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками. Дни   здоровья,   каникулы   содействуют   оздоровлению   детей, предупреждают утомление. Методика и содержание В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными  развлечениями, походами, спортивными играми   и   упражнениями,   соревнованиями,   досугами,   физкультурными занятиями, трудом в природе, художественным творчеством. Приглашаются родители. Проводятся дни здоровья не реже одного раза в квартал; каникулы — два­три раза в год (в последнюю неделю квартала). Организация  правильного дыхания  очень важна для развития детского организма, так как при этом увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,   развивается   подвижность   грудной   клетки,   улучшаются   снабжение мозга   кислородом   и   работа   остальных   органов.   Ритмичное   замедленное дыхание   успокаивает   излишне   возбужденного   человека   и   помогает   ему расслабиться.11.   Самомассаж  помогает   «перезарядить»   энергию   организма, освободиться   от   усталости.   Рефлексотерапия   способствует   выработке антител   и   активизации   эндорфинов,   оказывает   успокаивающий   эффект   и общеукрепляющее действие. 12. Релаксация  —  это  прежде  всего   забота  о  самом  себе,  создание условий   для   нормальной   работы   своего   организма,   так   как   в   процессе релаксации   перераспределяется   энергия,   что   приводит   психические   и физические   процессы   в   состояние   равновесия   и   гармонии.   Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей. Использование  арт­терапии   (музыко­,   изотерапии  и   др.)   не   только снимает   нервно­психическое   напряжение,   но   и   приносит   ребенку эстетические   радости,   транслирует   организму   положительную   энергетику, которая   благоприятно   влияет   на   здоровье,   самочувствие   и   формирование личностных качеств. Немаловажную роль играет и смехотерапия. Здоровый смех улучшает настроение,   снимает   напряжение,   способствует   выработке   правильного дыхания,   усиливает   перистальтику   и   движение   диафрагмы,   активизирует другие   жизненно   важные   процессы   в   организме.   Это   отличный терапевтический фактор, стимулирующий выработку эндорфинов — особых веществ, которые как «скорая помощь» стоят на страже здоровья. 13.   Гимнастика   после   дневного   сна  проводится   воспитателем   с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для   обеспечения   детям   плавного   перехода   от   сна   к   бодрствованию, подготовке   к   активной   деятельности;   профилактики   плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки. Гимнастика помогаетулучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится в течение 7­15 минут.  Виды гимнастики Гимнастика в постели и самомассаж Гимнастика игрового характера Гимнастика с использованием тренажеров  Пробежки по массажным дорожкам     14.   Закаливание  —   совершенствование   функциональных   систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды   (имеется   в   виду   направленное   развитие   устойчивости   организма посредством   разработанных   методических   приемов   для   увеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним условиям). Закаливание   обеспечивает   тренировку   защитных   сил   организма   и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребенка. Требования к проведению закаливающих мероприятий: •  закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка; •  необходимо   постепенное   нарастание   интенсивности   закаливающих мероприятий; • занятия должны проводиться систематически; •  необходимо   учитывать   индивидуальные   особенности   ребенка   и   его возраст; •  начинать   закаливание   можно   в   любое   время   года,   однако предпочтительным   является   теплое   время   (в   холодное   время   года воздействие   средовых   факторов   в   начале   закаливания   уменьшается,   и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);•  закаливающие   мероприятия   проводятся   только   при   положительных эмоциональных реакциях ребенка; •  после перерыва  с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. 15. Кинесиология (гимнастика мозга) интегрирует и усиливает связи между   полушариями,   активизируя   действие   миелина   в   нервных   волокнах мозга, который осуществляет и ускоряет нервные трансмиссии; способствует развитию   двурукой   и   глазодвигательной   координаций,   саморегуляции поведения, внимания и т.д. Все   это   необходимо   реализовывать   в   разных   видах   деятельности   с использованием разнообразного дидактического материала, но, самое главное, формировать   у   ребенка   осознанное   отношение   к   тому,   что   он   делает; побуждать   его   задумываться   о   работе   своего   организма,   почувствовать   и понять   это   сложное   устройство,   осознать   значение   правильного   питания, личной гигиены, активного образа жизни. При этом следить за наличием у детей положительного эмоционального отношения к формируемому навыку. В   процессе   общения   с   детьми   педагог   может   использовать   элементы позитивного самовнушения. Радостное, оптимистическое настроение должно быть   преобладающим   эмоциональным   фоном   для   любых   видов взаимодействия. В результате такой целенаправленной работы дети могут не только сами усвоить   навыки   соблюдения   санитарно­гигиенических   норм,   организации здорового питания, закаливания и двигательного режима, но и способствовать их развитию и закреплению в своих семьях.