Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Оценка 4.8

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
23.10.2019
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Отношения между обществом и людьми, во многом складываются в зависимости от того, как эти люди квалифицируются то, какой именно «ярлык» они получают от других, влияет на их отношения с окружающими и их собственную судьбу. Одних изолируют, так как полагают их опасными. Других считают слабыми и им помогают. Имеется такая категория людей, существование которых общество почему-то не очень замечает. К ним относятся лица с отставанием в развитии («особые» люди).
Особенности развития навыков у детей 1.doc
Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии. Лысак Ольга Ильинична Социальный педагог 1 квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутск Отношения между обществом и людьми, во многом складываются в зависимости от того, как эти люди квалифицируются то, какой именно «ярлык» они получают от других, влияет на их отношения с окружающими и их собственную судьбу. Одних изолируют, так как полагают их опасными. Других считают слабыми и им помогают. Имеется такая категория людей, существование которых общество почему-то не очень замечает. К ним относятся лица с отставанием в развитии («особые» люди). Отсутствие необходимых материалов в средствах массовой информации невольно подкрепляет предрассудки о том, что у таких людей нет тех потребностей, которые присуще обычным людям. В представлении обывателей у них нет потребности в самовыражении, труде, любви, создании семьи и т.д. недостаток сведений об этих людях – одна из причин, приводящих к непониманию, а в связи с этим- к отвержению, пренебрежению и даже агрессии по отношению к ним. (Основные направления работы) Главная задача подготовительного этапа: установить эмоциональный контакт с ребёнком, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения. Ситуацию общения желательно организовывать так, чтобы она была комфортной для ребёнка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм 1 взаимодействия. Родителей необходимо учить способам привлечения внимания ребёнка, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. «Эмоциональное поглаживание» способствует развитию положительных эмоций- удивления, радости, интереса. Для того, чтобы сформировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность стараюсь использовать игру или рисование, стимулируя детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям. (Помощь в общении и освоении окружающего мира.) Рекомендуем родителям, посредством совместных приятных занятий с ребёнком, стремиться улучшить отношения с ним. В этих условиях похвала, признание и одобрение могут стать действенными стимуляторами к приемлемому поведению. Одно из первых мест в коррекции развития занимает выработка навыков общения, установление взаимоотношений в группе сверстников и со взрослыми людьми. Воспитание у детей правильного отношения и способности к обучению, положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности не только улучшает освоение школьной программы , но и сделает более эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни. Формирование адекватной самооценки вызовет у ребёнка больше доверия к себе, уменьшит его страх перед любой активностью и облегчит её выполнение. Для формирования самооценки ребёнка необходимо проводить упражнения и вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую реакцию на успех и неуспех, поощрять доверием, так как оно может стать дополнительным стимулом познавательной активности. Привлечение их к общественным обязанностям облегчает адаптацию. 2 Воспитание отстающих детей с расстройствами личности (нарушения поведения) направлено на коррекцию болезненных личностных реакций, связанных с повышенной общей возбудимостью или же с заторможенностью, на ликвидацию запущенности. Успеха в воспитательной работе можно добиться лишь при согласованных действиях членов семьи, педагогов и психологов. Строгий режим, чередование учёбы , работы на дому и отдыха должны быть главным условием воспитательных мер. Среди разных форм трудового воспитания важную роль играет привлечение к полезной и интересной деятельности : уходу за животными, работе в огороде и саду; обучение швейному делу, занятия в художественных кружках и т.д. Большое значение для воспитания детей имеет участие в коллективной работе и общественной деятельности. При преобладании повышенной эмоциональной вспыльчивости наиболее эффективными могут оказаться систематические занятия различным трудом и спортом, регулярные поручения, воздействие детского коллектива, обсуждающего поведение ребёнка. Робкие, неинициативные отстающие в развитии дети смогут преодолеть эти черты вовлечением в коллективные формы деятельности с постоянным поощрением каждого, даже малейшего, успеха. Родителям отстающих детей, имеющих расстройства личности, рекомендуем учитывать важность ежедневного выполнения домашней работы в определённое время, занятия должны быть чётко организованы и осуществлены детьми самостоятельно. Оценку знаний следует проводить в щадящей их самолюбие форме. Целесообразно задания давать максимально чётко, сопровождая их планом выполнения, гарантируя будущие успехи. (Навыки коммуникации.) Отстающие дети недостаточно общительны. Только часть из них способны поддержать беседу: они свободнее ведут себя в присутствии 3 взрослых и посторонних людей, легко общаются между собой и со старшими ребятами. Если с ними разговаривает взрослый , они поддерживают беседу и не уходят от неё. Эти дети дают развёрнутые ответы на вопросы, сами спрашивают, если что-то непонятно. Редко ведут себя враждебно по отношению к другим детям, как правило, только тогда, когда встречаются с подобным поведением других детей. Чаще всего они просят защиты у взрослого. Большинство же детей в общении осторожны, на вопросы дают односложные ответы или отделываются молчанием. Иногда ведут себя неадекватно, не контролируют свои эмоции, кричат, кидают свои и чужие вещи, угрожают, могут замахнуться или ударить. Обычно такими необщительными и даже агрессивными оказываются те дети, которые воспитываются в неполных семьях. Общение у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости затрудняется специфическими нарушениями, присущими дефекту. Из-за маленького активного словаря, которым дети могут пользоваться, из-за специфических нарушений речи и неточности употребления слов, которые они включают в свою речь при общении между собой и со взрослыми, возникают затруднения. Поэтому общению детей необходимо обучать с самого маленького возраста. Формирование речевой деятельности служит одним из главных факторов социализации ребёнка и обретения им социальной компетентности. Обучение общению строиться в соответствии с возрастом ребёнка. У детей 6-8 лет ведущая деятельность игровая, поэтому и обучение должно опираться на игру. Главнейшим направлением является обучение общению в процессе формирования навыков самообслуживания, при обучении одеваться, пользоваться туалетом, аккуратно принимать пищу. Так же навыки общения формируются при усвоении ориентировки в пространстве и во времени , ориентации в предметах. При этом необходимо уделять внимание формированию эмоциональной сферы. Так как дети с умственной отсталостью склонны 4 к застреванию на одной эмоции и её преувеличению, им необходимо расширять запас эмоционального реагирования, учить их этим правильно пользоваться. При обучению общению в процессе совместной деятельности дети учатся адекватно выражать свои желания, чувства, соответствующим образом реагировать на замечания или какие-либо высказывания. Здесь нужно особое внимание уделять негативному выходу эмоций, поскольку ребёнок может нанести вред не только себе, но и другим. Эту задачу также можно решить в процессе игровой деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Подчинение этим нормам обеспечивает усвоение социально приемлемого поведения, способствует моральному и интеллектуальному развитию, пополнению словаря , которым можно пользоваться в повседневной жизни. Также дети обучаются строить беседу в виде диалога, правильно вступать в разговор и поддерживать его. Воспитанники детских домов быстрее, чем дети, воспитывающиеся в семьях, обучаются навыкам общения. Постоянно находясь среди большого числа сверстников, старших ребят и воспитателей дети перенимают, копируют, подражают и усваивают различные стили общения. Они начинают понимать, что с разными людьми надо общаться по-разному, в различных беседах можно проявить разные эмоциональные реакции. Дети из детских домов также раньше, чем их сверстники, начинают контролировать своё эмоциональное состояние и поведение. У детей , воспитывающихся в семьях, обучение общению происходит исключительно в стенах школы. После уроков и занятий родители забирают ребёнка домой. Его круг общения ограничен всего несколькими взрослыми и небольшим количеством одноклассников. Ребёнку негде применить полученные знания и поэтому усвоение социальных норм, эмоционального контролирования и поведения идёт медленно. 5 (Бытовые навыки.) Детей, отстающих в развитии, необходимо специально обучать правильному поведению за пределами своего дома. Они не очень хорошо знают правила дорожного движения, однако через дорогу, по зелёному сигналу светофора большая часть ребят может перейти. В то же время зачастую они пренебрегают правилами безопасности и перебегают дорогу на запрещенные сигналы. Это можно объяснить тем , что сами родители не всегда обращают внимание детей на опасность, а иногда и своим личным примером демонстрируют неправильное поведение в общественных местах. Некоторые дети не знают правила дорожного движения. Многие дети не умеют пользоваться телефоном. Они затрудняются в наборе номера и общении по телефону. Кроме того ,большинство отстающих детей практически ни с кем не общаются, у них нет товарищей и друзей. Поэтому у них не возникает потребность поддерживать знакомства, а следовательно, научиться пользоваться средствами связи. Те дети, которых родители не допускают до домашних дел из-за боязни, что они не справятся, при попытках заняться какой-либо хозяйственной работой терпят неудачу. Они не знают , как моют посуду, как готовиться пища, как ведётся домашнее хозяйство. При выполнении домашних поручений зачастую теряются и просят подсказок у взрослых. У детей независимо от места проживания незначителен запас знаний об окружающем их мире, а бытовые сведения ограничиваются местом, где они живут. Дети владеют ограниченным запасом информации о своих близких родственниках, настоящем времени, временах года. Педагоги в коррекционных школах высоко оценивают возможности детей выполнять бытовые дела, связанные с домашней не работой. В то же время , по их мнению, почти ни кто из детей 6 способен совершать покупки в магазинах, не может выполнять какую- либо сложную домашнюю работу и ухаживать за животными. Они думают, что большая часть детей- общительны, они свободно вступают в контакт и могут общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, если им это интересно или они понимают тему разговора. Меньшая часть- избирательна в общении, неохотно вступает в контакт с незнакомыми и взрослыми, но общаться со сверстниками, вступая в контакт в зависимости от настроения. Зачастую эти дети при попытке завести беседу молчат. Дети негативно могут отнестись к укорам и к резким замечаниям в свой адрес, если на них поступила жалоба от другого ребёнка. Среди отстающих в психическом развитии детей существуют значительные различия в освоении навыков, необходимых для жизни. Наблюдения, беседы и вопросы , направленные на выявление общей ориентации детей в окружающем мире и запас их бытовых знаний, показывают, что у одних детей в большей степени развиты навыки самообслуживания. Они более общительны и лучше ориентируется в пространстве. У них больше друзей, они менее агрессивны при общении и с большей охотой идут на контакт. Другие дети более компетентны в сфере бытового ориентирования, они могут свободно выполнять посильные для них домашние дела. Эти различия в значительной степени определяются условиями воспитания. Успешность социальной адаптации и предотвращение усугубления инвалидности, безусловно, зависит от правильного выбора педагогических, трудотерапевтических, психотерапевтических и медикаментозных методов лечения, а также от их комбинирования и правильного, индивидуального дозирования в соответствии с возрастом. Выбор тех или иных способов коррекции диктуется степенью и особенностями нарушений познавательных процессов, а также наличием или отсутствием расстройств поведения. Принимается во внимание также семейная ситуация и особенности среды, в которой 7 живёт семья. Одной из самых важных задач психолога и педагога становиться выявление наиболее сохранных сторон психической деятельности ( особенности памяти и мышления и т.д.) и, с опорой на них , строятся программы обучения и приспособления ребёнка к жизни. При этом формулируется достижимая для конкретного ребёнка цель- компенсация тех или иных нарушений психики или посильная социальная адаптация с выработкой навыков в соответствии со способностью к самостоятельной деятельности. Осуществляемые коррекционно-педагогические и лечебные меры, одновременно являются и предупреждением возникновения на фоне отставания нарушений поведения, невроза и других расстройств. Основные принципы педагогической коррекции отстающих детей: 1) максимально раннее её начало. 2) Комплексный подход- сочетание разных приёмов воздействия; 3) Индивидуализированный подход, характеризующийся учётом всех особенностей конкретного ребёнка; 4) Систематичность- использование необходимых мер в продолжении длительного времени; Направляя усилия на профилактику, следует учитывать, что причины психических отклонений- итог взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов.Профилактика должна сместиться от общества в целом к человеку и его близкому социальному окружению, несущему бремя ответственности за сохранение своего здоровья.    8

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."

Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2019