Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Оценка 4.8
Лекции
doc
психологическая работа +1
Взрослым
23.10.2019
Отношения между обществом и людьми, во многом складываются в зависимости от того, как эти люди квалифицируются то, какой именно «ярлык» они получают от других, влияет на их отношения с окружающими и их собственную судьбу. Одних изолируют, так как полагают их опасными. Других считают слабыми и им помогают. Имеется такая категория людей, существование которых общество почему-то не очень замечает. К ним относятся лица с отставанием в развитии («особые» люди).
Особенности развития навыков у детей 1.doc
Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в
развитии.
Лысак Ольга Ильинична Социальный педагог 1
квалификационной категории
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями» г. Иркутск
Отношения между обществом и людьми, во многом складываются
в зависимости от того, как эти люди квалифицируются то, какой
именно «ярлык» они получают от других, влияет на их отношения с
окружающими и их собственную судьбу. Одних изолируют, так как
полагают их опасными. Других считают слабыми и им помогают.
Имеется такая категория людей, существование которых общество
почему-то не очень замечает. К ним относятся лица с отставанием в
развитии («особые» люди).
Отсутствие необходимых материалов в средствах массовой
информации невольно подкрепляет предрассудки о том, что у таких
людей нет тех потребностей, которые присуще обычным людям. В
представлении обывателей у них нет потребности в самовыражении,
труде, любви, создании семьи и т.д. недостаток сведений об этих
людях – одна из причин, приводящих к непониманию, а в связи с этим-
к отвержению, пренебрежению и даже агрессии по отношению к ним.
(Основные направления работы)
Главная задача подготовительного этапа: установить
эмоциональный контакт с ребёнком, снять напряжение, развить
предпосылки позитивного общения.
Ситуацию общения желательно организовывать так, чтобы она
была комфортной для ребёнка, подкреплялась приятными
впечатлениями и не требовала недоступных для него форм
1 взаимодействия. Родителей необходимо учить способам привлечения
внимания ребёнка, стимуляции его к развитию активного
взаимодействия. «Эмоциональное поглаживание» способствует
развитию положительных эмоций- удивления, радости, интереса.
Для того, чтобы сформировать положительный эмоциональный
настрой на совместную деятельность стараюсь использовать игру или
рисование, стимулируя детей на непроизвольные подражания
действиям, мимике и интонациям.
(Помощь в общении и освоении окружающего мира.)
Рекомендуем родителям, посредством совместных приятных
занятий с ребёнком, стремиться улучшить отношения с ним. В этих
условиях похвала, признание и одобрение могут стать действенными
стимуляторами к приемлемому поведению.
Одно из первых мест в коррекции развития занимает выработка
навыков общения, установление взаимоотношений в группе
сверстников и со взрослыми людьми.
Воспитание у детей правильного отношения и способности к
обучению, положительной реакции на помощь, интереса к
окружающему миру, познавательной активности не только улучшает
освоение школьной программы , но и сделает более эффективным
приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни.
Формирование адекватной самооценки вызовет у ребёнка больше
доверия к себе, уменьшит его страх перед любой активностью и
облегчит её выполнение. Для формирования самооценки ребёнка
необходимо проводить упражнения и вырабатывать у него в процессе
любой деятельности соответствующую реакцию на успех и неуспех,
поощрять доверием, так как оно может стать дополнительным
стимулом познавательной активности.
Привлечение их к общественным обязанностям облегчает
адаптацию.
2 Воспитание отстающих детей с расстройствами личности
(нарушения поведения) направлено на коррекцию болезненных
личностных реакций, связанных с повышенной общей возбудимостью
или же с заторможенностью, на ликвидацию запущенности. Успеха в
воспитательной работе можно добиться лишь при согласованных
действиях членов семьи, педагогов и психологов. Строгий режим,
чередование учёбы , работы на дому и отдыха должны быть главным
условием воспитательных мер. Среди разных форм трудового
воспитания важную роль играет привлечение к полезной и интересной
деятельности : уходу за животными, работе в огороде и саду; обучение
швейному делу, занятия в художественных кружках и т.д. Большое
значение для воспитания детей имеет участие в коллективной работе и
общественной деятельности.
При преобладании повышенной эмоциональной вспыльчивости
наиболее эффективными могут оказаться систематические занятия
различным трудом и спортом, регулярные поручения, воздействие
детского коллектива, обсуждающего поведение ребёнка.
Робкие, неинициативные отстающие в развитии дети смогут
преодолеть эти черты вовлечением в коллективные формы
деятельности с постоянным поощрением каждого, даже малейшего,
успеха.
Родителям отстающих детей, имеющих расстройства личности,
рекомендуем учитывать важность ежедневного выполнения домашней
работы в определённое время, занятия должны быть чётко
организованы и осуществлены детьми самостоятельно. Оценку знаний
следует проводить в щадящей их самолюбие форме. Целесообразно
задания давать максимально чётко, сопровождая их планом
выполнения, гарантируя будущие успехи.
(Навыки коммуникации.)
Отстающие дети недостаточно общительны. Только часть из них
способны поддержать беседу: они свободнее ведут себя в присутствии
3 взрослых и посторонних людей, легко общаются между собой и со
старшими ребятами. Если с ними разговаривает взрослый , они
поддерживают беседу и не уходят от неё. Эти дети дают развёрнутые
ответы на вопросы, сами спрашивают, если что-то непонятно. Редко
ведут себя враждебно по отношению к другим детям, как правило,
только тогда, когда встречаются с подобным поведением других детей.
Чаще всего они просят защиты у взрослого.
Большинство же детей в общении осторожны, на вопросы дают
односложные ответы или отделываются молчанием. Иногда ведут себя
неадекватно, не контролируют свои эмоции, кричат, кидают свои и
чужие вещи, угрожают, могут замахнуться или ударить. Обычно такими
необщительными и даже агрессивными оказываются те дети, которые
воспитываются в неполных семьях.
Общение у младших школьников с легкой степенью умственной
отсталости затрудняется специфическими нарушениями, присущими
дефекту. Из-за маленького активного словаря, которым дети могут
пользоваться, из-за специфических нарушений речи и неточности
употребления слов, которые они включают в свою речь при общении
между собой и со взрослыми, возникают затруднения. Поэтому
общению детей необходимо обучать с самого маленького возраста.
Формирование речевой деятельности служит одним из главных
факторов социализации ребёнка и обретения им социальной
компетентности.
Обучение общению строиться в соответствии с возрастом
ребёнка. У детей 6-8 лет ведущая деятельность игровая, поэтому и
обучение должно опираться на игру. Главнейшим направлением
является обучение общению в процессе формирования навыков
самообслуживания, при обучении одеваться, пользоваться туалетом,
аккуратно принимать пищу. Так же навыки общения формируются при
усвоении ориентировки в пространстве и во времени , ориентации в
предметах. При этом необходимо уделять внимание формированию
эмоциональной сферы. Так как дети с умственной отсталостью склонны
4 к застреванию на одной эмоции и её преувеличению, им необходимо
расширять запас эмоционального реагирования, учить их этим
правильно пользоваться.
При обучению общению в процессе совместной деятельности дети
учатся адекватно выражать свои желания, чувства, соответствующим
образом реагировать на замечания или какие-либо высказывания.
Здесь нужно особое внимание уделять негативному выходу эмоций,
поскольку ребёнок может нанести вред не только себе, но и другим.
Эту задачу также можно решить в процессе игровой деятельности.
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и
деятельности. Подчинение этим нормам обеспечивает усвоение
социально приемлемого поведения, способствует моральному и
интеллектуальному развитию, пополнению словаря , которым можно
пользоваться в повседневной жизни. Также дети обучаются строить
беседу в виде диалога, правильно вступать в разговор и поддерживать
его.
Воспитанники детских домов быстрее, чем дети,
воспитывающиеся в семьях, обучаются навыкам общения. Постоянно
находясь среди большого числа сверстников, старших ребят и
воспитателей дети перенимают, копируют, подражают и усваивают
различные стили общения. Они начинают понимать, что с разными
людьми надо общаться по-разному, в различных беседах можно
проявить разные эмоциональные реакции. Дети из детских домов
также раньше, чем их сверстники, начинают контролировать своё
эмоциональное состояние и поведение.
У детей , воспитывающихся в семьях, обучение общению
происходит исключительно в стенах школы. После уроков и занятий
родители забирают ребёнка домой. Его круг общения ограничен всего
несколькими взрослыми и небольшим количеством одноклассников.
Ребёнку негде применить полученные знания и поэтому усвоение
социальных норм, эмоционального контролирования и поведения идёт
медленно.
5 (Бытовые навыки.)
Детей, отстающих в развитии, необходимо специально обучать
правильному поведению за пределами своего дома. Они не очень
хорошо знают правила дорожного движения, однако через дорогу, по
зелёному сигналу светофора большая часть ребят может перейти. В то
же время зачастую они пренебрегают правилами безопасности и
перебегают дорогу на запрещенные сигналы. Это можно объяснить тем
, что сами родители не всегда обращают внимание детей на опасность,
а иногда и своим личным примером демонстрируют неправильное
поведение в общественных местах. Некоторые дети не знают правила
дорожного движения.
Многие дети не умеют пользоваться телефоном. Они
затрудняются в наборе номера и общении по телефону. Кроме того
,большинство отстающих детей практически ни с кем не общаются, у
них нет товарищей и друзей. Поэтому у них не возникает потребность
поддерживать знакомства, а следовательно, научиться пользоваться
средствами связи.
Те дети, которых родители не допускают до домашних дел из-за
боязни, что они не справятся, при попытках заняться какой-либо
хозяйственной работой терпят неудачу. Они не знают , как моют
посуду, как готовиться пища, как ведётся домашнее хозяйство. При
выполнении домашних поручений зачастую теряются и просят
подсказок у взрослых.
У детей независимо от места проживания незначителен запас
знаний об окружающем их мире, а бытовые сведения ограничиваются
местом, где они живут. Дети владеют ограниченным запасом
информации о своих близких родственниках, настоящем времени,
временах года.
Педагоги в коррекционных школах высоко оценивают
возможности детей выполнять бытовые дела, связанные с домашней
не
работой. В то же время , по их мнению, почти ни кто из детей
6 способен совершать покупки в магазинах, не может выполнять какую-
либо сложную домашнюю работу и ухаживать за животными. Они
думают, что большая часть детей- общительны, они свободно вступают
в контакт и могут общаться как со сверстниками, так и со взрослыми,
если им это интересно или они понимают тему разговора. Меньшая
часть- избирательна в общении, неохотно вступает в контакт с
незнакомыми и взрослыми, но общаться со сверстниками, вступая в
контакт в зависимости от настроения. Зачастую эти дети при попытке
завести беседу молчат. Дети негативно могут отнестись к укорам и к
резким замечаниям в свой адрес, если на них поступила жалоба от
другого ребёнка.
Среди отстающих в психическом развитии детей существуют
значительные различия в освоении навыков, необходимых для жизни.
Наблюдения, беседы и вопросы , направленные на выявление общей
ориентации детей в окружающем мире и запас их бытовых знаний,
показывают, что у одних детей в большей степени развиты навыки
самообслуживания. Они более общительны и лучше ориентируется в
пространстве. У них больше друзей, они менее агрессивны при
общении и с большей охотой идут на контакт. Другие дети более
компетентны в сфере бытового ориентирования, они могут свободно
выполнять посильные для них домашние дела. Эти различия в
значительной степени определяются условиями воспитания.
Успешность социальной адаптации и предотвращение
усугубления инвалидности, безусловно, зависит от правильного выбора
педагогических, трудотерапевтических, психотерапевтических и
медикаментозных методов лечения, а также от их комбинирования и
правильного, индивидуального дозирования в соответствии с
возрастом.
Выбор тех или иных способов коррекции диктуется степенью и
особенностями нарушений познавательных процессов, а также
наличием или отсутствием расстройств поведения. Принимается во
внимание также семейная ситуация и особенности среды, в которой
7 живёт семья. Одной из самых важных задач психолога и педагога
становиться выявление наиболее сохранных сторон психической
деятельности ( особенности памяти и мышления и т.д.) и, с опорой на
них , строятся программы обучения и приспособления ребёнка к жизни.
При этом формулируется достижимая для конкретного ребёнка цель-
компенсация тех или иных нарушений психики или посильная
социальная адаптация с выработкой навыков в соответствии со
способностью к самостоятельной деятельности. Осуществляемые
коррекционно-педагогические и лечебные меры, одновременно
являются и предупреждением возникновения на фоне отставания
нарушений поведения, невроза и других расстройств.
Основные принципы педагогической коррекции отстающих
детей:
1) максимально раннее её начало.
2) Комплексный подход- сочетание разных приёмов воздействия;
3) Индивидуализированный подход, характеризующийся учётом
всех особенностей конкретного ребёнка;
4) Систематичность- использование необходимых мер в
продолжении длительного времени;
Направляя усилия на профилактику, следует учитывать, что причины
психических отклонений- итог взаимодействия биологических,
психологических и социальных факторов.Профилактика должна
сместиться от общества в целом к человеку и его близкому
социальному окружению, несущему бремя ответственности за
сохранение своего здоровья.
8
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Консультация "Особенности развития навыков общения у детей, отстающих в развитии."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.