Ознакомление со слоговым строением слова.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении квантована слоговым образом (СНОСКА: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958). Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.
Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем не известно.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.
Ознакомление со словом.docx
Ознакомление со слоговым строением слова.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения
читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового,
позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим
ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в
подготовке детей к обучению грамоте.
Задачей работы в детском саду является формирование у детей
осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть
количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять
слова из заданных слогов.
Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является
произносительной и словообразующей единицей речи. Речь при произнесении
квантована слоговым образом (СНОСКА: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М.,
1958). Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу,
поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные
умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому
делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не
существует отдельно от слогов. Лингвисты называют слог физическим
носителем ударения. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое
единство.
Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для
подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических
норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения
родного языка в школе.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность
работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо
познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется
выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и
«слово»). Если со словами слово, звук, предложение лети часто встречаются в
процессе повседневного общения, при выполнении разнообразных речевых
упражнений в ходе обучения разным сторонам речи, то слово слог им совсем
не известно.
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова,
состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых
совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых словапроизносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее
звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала
домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким
образом они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе
аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить
слова с остановками, по частям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.