Сегодня развивающее образование в дошкольном возрасте может быть построено в контексте игры, которая дает нам возможность выявлять, поддерживать и развивать все потенциальные способности и склонности ребенка.
Уже Сократ говорил: «Не насильственно преподавай детям науки, а в процессе игры, тогда ты увидишь, кто к чему склонен».
Подчеркивая особенности детских игр, Н.К.Крупская писала: « Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.».(Крупская Н.К. О дошкольном образовании. - М, 1973. - С.203-204.)
Развитие игровой деятельности
Сегодня развивающее образование в дошкольном возрасте может быть
построено в контексте игры, которая дает нам возможность выявлять,
поддерживать и развивать все потенциальные способности и склонности
ребенка.
Уже Сократ говорил: «Не насильственно преподавай детям науки, а в
процессе игры, тогда ты увидишь, кто к чему склонен».
Подчеркивая особенности детских игр, Н.К.Крупская писала: « Игра
есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются
физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз,
развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре
вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка,
умение взвешивать обстоятельства и пр.».(Крупская Н.К. О дошкольном
образовании. М, 1973. С.203204.)
К.Д.Ушинский считал, что игра — это мир практической деятельности
для ребенка, в игре удовлетворяются и физические, и духовные его
потребности, в ней формируются его ум, сердце и воля; в играх детей
отражаются не только взаимоотношения взрослых, но также социальные
общественные отношения.
Действительно, игра дает возможность выразить свои чувства и
переживания, отношение к взрослым и окружающему миру; через игру
решаются конфликты, выясняются взаимоотношения, симпатии и антипатии.
Но еще игра это и благодатная почва для проявления детского воображения,
фантазии и развития творчества. Без игры невозможна жизнь ребенка. В игре
он живет неповторимой жизнью.
Известно, что если ребенок не играет, то он либо болен,
либо «перепедагогизирован».К сожалению, в последние годы отмечается снижение уровня развития
игры у дошкольников: дети играют меньше, чем, например, десять лет назад.
Выполняя заказ родителей, современный воспитатель активно включился в
развивающую образовательную работу с детьми. Увлечение учебной
деятельностью привело к тому, что игра сегодня воспринимается как «пустое
и ненужное времяпрепровождение», а в результате ей отводится
незначительное место в режиме дня. Время, отведенное на игры, сокращено
изза введения дополнительных занятий, а порой и из за полной замены игры
учебными занятиями. А замена игровой деятельности на обучение, по мнению
А.В.Запорожца и А.А.Венгера ведет, в дальнейшем, к невосполнимым потерям
в умственном развитии и инфантилизму.
Мало того, что жизнь детей в детском саду организована так, что
ребенку некогда играть, еще и значительно меньше стало воспитателей,
которые бы могли умело, с педагогическим тактом направлять детские игры,
правильно понимать психологию играющих детей. Часто молодые педагоги,
которые недавно окончили учебные заведения, слабо, а то и совсем не
владеют теорией и методикой игры, не могут ее организовать и управлять ею.
Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять
задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Он ни в коем случае
не должен быть равнодушным к игровой деятельности: взрослый дает ребенку
игрушку, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное,
организовывает предметную среду для игровой деятельности детей.
Действие как ролевое и условное, организовывает предметную среду
для игровой деятельности детей.
Но не каждому дошкольному учреждению доступно создание подлинно
развивающей предметно игровой среды. Можно обнаружить, что помещение
игровой группы детского сада бессистемно забито случайными предметами,
дорогими игрушками, которые не определяют развитие каких то
определенных игр. Причина не только в материальном обеспечении, но и внепонимании взрослыми развивающей сущности игры и места ее в жизни и
развитии ребенка, а также в режиме дня детского сада.
Система организации игровой деятельности детей в ДОУ будет
эффективна при условиях:
• организации предметно игровой среды на основе принципов
личностноориентированной модели построения развивающей среды в
ДОУ;
• выделение достаточного количества времени в режиме дня для
свободной игровой деятельности;
• использование и развитие разных видов игр;
• целенаправленная работа по руководству игровой деятельностью со
стороны воспитателя, что требует постоянного внимания к
совершенствованию его педагогического мастерства.