Консультация "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Иконка файла материала ДОКЛАД Родное слово является основой всякого умственного.doc
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».   К. Д. Ушинский. Дошкольное   образовательное   учреждение   ­   первое   и   самое ответственное   звено   в   общей   системе   народного   образования.   Овладение родным   языком   является   одним   из   важных   приобретений   ребенка   в дошкольном   детстве.   Именно   дошкольное   детство   особенно   сензитивно   к усвоению   речи.   Поэтому   процесс   речевого   развития   рассматривается   в современном   дошкольном   образовании,   как   общая   основа   воспитания   и обучения детей. Развитие речи ­ одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребёнка третьего года жизни. Дети,   не   получившие   в   раннем   возрасте   соответствующее   речевое развитие,   заметно   отстают   в   общем   развитии,   так   как   речь   является показателем достижений.   С помощью речи   ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему. Воспитателю   группы   раннего   возраста   необходимо   вести систематическую   и   целенаправленную   работу   по   развитию   речи воспитанников.   Именно   ранний   возраст   наиболее   благоприятен   для закладывания   основ   грамотной,   четкой,   красивой   речи,   для   пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации   речи   детей   должна   решаться   ежеминутно,   ежесекундно, постоянно   звучать   в   беседах   с   родителями,   пронизывать   все   режимные моменты. У ребёнка 2­3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т. е создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты идобиваться   своей   цели   путём   словесного   общения   к   взрослому   или сверстнику.   Следует   так   же   обогащать   пассивный   и   активный   словарь ребёнка,   используя   существительные,   глаголы,   наречия,   прилагательные, предлоги. Для этого необходимо следующее: ­ Внимательно и заинтересованно выслушать детей. ­ Много говорить самому. ­ Вовлекать детей в разговор на определенную тему. ­ Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. О чём надо говорить с малышами? Обо всём, что попадает в поле их внимания и вызывает интерес, а так же о том, что вы выбрали для совместных наблюдений. На   третьем   году   жизни   совершенствуется   восприятие   речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы.  На третьем году жизни у ребёнка более подвижнее становится нижняя челюсть,   мышцы   языка   и   губ,   поэтому   данный   возраст   благоприятен   для формирования   звуковой   культуры   речи.   Обучение   звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (ш, п, б, в, ф).  Правильное,   отчётливое   их   произношение   готовит   артикуляционный аппарат   к   произношению   более   сложных   звуков,   таких   как   свистящие. Встречаются   в   речи   детей   прилагательные   характеризующие   в   основном размер предмета (большой, маленький, его цвет.  Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно­ образовательного   процесса.   Поэтому   и   задачи   обучения   родному   языку конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в детском   саду».   Задачи   воспитания   «ознакомление   с   окружающим   миром». Развитие речи «Изобразительная деятельность» и другое.Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков,   звукоподражаний   (пи­пи­пи,   куд­кудах,   ко­ко­ко)   отдельных   слов. Учить   произносить   звукоподражательные   слова   в   разном   темпе   (быстро, медленно). В   программный   перечень   произведений   для   рассказывания   и   чтения детям третьего года жизни входят народные сказки, произведения советских писателей и небольшие рассказы русских классиков. В течение года детей знакомят   примерно   с   5­ю   русскими   народными   сказками.   Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывания в 1­ ой мл. гр предпочтительнее. Оно требует от педагога тщательной подготовки.  Наибольшая   полнота   восприятия   достигается,   когда   воспитатель сочетает свой рассказ с показом фигурок настольного театра. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его   целенаправленность,   а   так   же   способствует   припоминанию   ребёнком текста   сказки   при   последующей   самостоятельной   игре   со   знакомыми фигурками. Фольклор   как   сокровищница   русского   народа   находит   своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной,   музыкальной.   Знакомство   ребёнка   с   произведениями искусства,   с   лучшими   образцами   устного   народного   творчества   должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.  Таким   образом,    в  этот   период   дети   с   поразительной   быстротой   и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью.Малые жанры фольклора и их значение  Колыбельные   песни   –  песни,   которыми   убаюкивали   детей.                   Монотонная   колыбельная   песня   своим   несложным   ритмом   успокаивала ребёнка,   убаюкивала,   что   очень   важно   для   физического   развития, одновременно способствовало накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения, к пониманию языка.                 Пестушки –  песенки   и   стишки,  которыми   сопровождают   первые сознательные движения ребёнка.           Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового,   жизнерадостного   и   любознательного   человека,   в   ребёнке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысл слов, это достигается с помощью   физических   упражнений,   сопровождающихся   проговариванием небольших   стишков   –   пестушек.   Пестушкам   присуще   своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых   ребёнку   в   тот   или   иной   момент.   Они   имеют   отличное   от родственных жанров содержание.         Потешки   ­  особые   забавы   взрослых   с   малыми   детьми,   в   которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая   скоро   станет   незаменимой   школой   физической   и   умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.                С помощью потешки ребёнок приучается к пересчёту («этому дала, этому   дала…»).  Это   первые   шаги   к   обобщению,  абстрактному   мышлению.Потешки строятся так, что значение никогда не даётся в чистом виде. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его.                  Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств   русского   языка,   дети   воспринимают   богатство   звуков,   обилие меняющихся   картин   и   явлений,   стремятся   к   звукоподражанию,   к   показу действий.                Прибаутки –  смешной, небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок.         Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в «разомкнутый»   и   бесконечно   разнообразный   мир,   поднять   ребёнка   до понимания   социальных   проблем,   классовых   отношений   и   некоторых, философских категорий, что для него жизненно необходимо.       Заклички – детские песенные обращения к различным явлениям природы. В   прежние   времена   заклички   имели   магическое,   религиозное   значение,   но       сейчас приобрели шуточный характер.       Приговорки – словесные  обращения к животным: к улитке, жучкам и др.     Небылицы­перевёртыши   –  произведения,   в   которых   развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла.         Загадки. В древности загадка имели определённое значение – служила средством   проверки   мудрости,   имела   познавательную   ценность.   Она использовалась в военной дипломатии, в брачном обряде и т. д. С помощью загадок   передавалась   народная   мудрость   подрастающим   поколениям. Постепенно   загадка   стала   служить   средством   развлечения,   своеобразной умственной игрой, состязанием в сообразительности.                        Считалки – короткие. Рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре.            Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы фольклора.   Главная   особенность   считалок   –   чёткий   ритм,   возможностькричать   (проговаривать)   все   слова,   это   исстари   придуманный   для   детей способ осуществления объективной справедливости.           Пословицы и поговорки. Выдающиеся, русские педагоги  оценивали воспитательную   роль   пословиц   и   поговорок.   Пословицы   и   поговорки содержат богатый материал для развития детского мышления, вводят детей в «сокровищницу   народного   творчества,   способствуют   развитию   речи   и развивают умение ясно формулировать свою мысль».         Огромной   любовью   у   детей   пользуется   сказка.   С   ней   ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой и бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. В   русской   народной   сказке   заключено   богатое   содержание   –   и   в отношении   насыщенности   художественной   речи,   языковыми   средствами выразительности (ясный сокол, красна девица, встань передо мной как лист перед   травой   и   т.   д.),   и   в   отношении   нравственно­эстетических   аспектов раскрываемых тем и идей.  Содержание деятельности: • Артикуляционная гимнастика • Чистоговорки и скороговорки • Пластические этюды  • Мимические этюды •  Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний) • Упражнения на воображение  • Упражнения на напряжение и расслабление мышц • Упражнения на имитацию движений • Упражнения на активизацию словарного запаса • Упражнения на интонационную выразительность • Упражнения на формирование разговорной речи • Упражнения на отбивание ритма • Упражнения на речевое дыхание• Игры со словами и без слов • Хороводные игры • Подвижные игры с героями • Обыгрывание эпизодов • Инсценирование сказок, потешек, стихов • Показ театрализованных представлений