Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её
чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое
ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение
родным языком является одним из важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к
усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в
современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и
обучения детей.
Развитие речи одно из важнейших направлений работы воспитателя,
которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребёнка третьего
года жизни.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое
развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является
показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание
или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего,
выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести
систематическую и целенаправленную работу по развитию речи
воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для
закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения
интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и
активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно,
постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные
моменты.
У ребёнка 23 лет речь необходимо развивать как средство общения, т. е
создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты идобиваться своей цели путём словесного общения к взрослому или
сверстнику. Следует так же обогащать пассивный и активный словарь
ребёнка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные,
предлоги.
Для этого необходимо следующее:
Внимательно и заинтересованно выслушать детей.
Много говорить самому.
Вовлекать детей в разговор на определенную тему.
Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
О чём надо говорить с малышами?
Обо всём, что попадает в поле их внимания и вызывает интерес, а так же
о том, что вы выбрали для совместных наблюдений.
На третьем году жизни совершенствуется восприятие речи
окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные
слова, но и целые фразы.
На третьем году жизни у ребёнка более подвижнее становится нижняя
челюсть, мышцы языка и губ, поэтому данный возраст благоприятен для
формирования звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению
начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (ш, п, б, в,
ф).
Правильное, отчётливое их произношение готовит артикуляционный
аппарат к произношению более сложных звуков, таких как свистящие.
Встречаются в речи детей прилагательные характеризующие в основном
размер предмета (большой, маленький, его цвет.
Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно
образовательного процесса. Поэтому и задачи обучения родному языку
конкретизированы в разных разделах «Программы воспитания и обучения в
детском саду». Задачи воспитания «ознакомление с окружающим миром».
Развитие речи «Изобразительная деятельность» и другое.Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно,
не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных
звуков, звукоподражаний (пипипи, кудкудах, кококо) отдельных слов.
Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро,
медленно).
В программный перечень произведений для рассказывания и чтения
детям третьего года жизни входят народные сказки, произведения советских
писателей и небольшие рассказы русских классиков. В течение года детей
знакомят примерно с 5ю русскими народными сказками. Маленькому
ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывания в 1
ой мл. гр предпочтительнее. Оно требует от педагога тщательной подготовки.
Наибольшая полнота восприятия достигается, когда воспитатель
сочетает свой рассказ с показом фигурок настольного театра. Использование
на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая
его целенаправленность, а так же способствует припоминанию ребёнком
текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми
фигурками.
Фольклор как сокровищница русского народа находит своё
применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой,
изобразительной, музыкальной. Знакомство ребёнка с произведениями
искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно
начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного
детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до
пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать
окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Таким образом, в этот период дети с поразительной быстротой и
активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное –
овладевать средствами человеческого общения – речью.Малые жанры фольклора и их значение
Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивали детей.
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала
ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития,
одновременно способствовало накоплению у него чувственных впечатлений,
постепенно вела к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения, к
пониманию языка.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребёнка.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически
здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке
необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На
первых порах, пока ребёнок не понимает ещё смысл слов, это достигается с
помощью физических упражнений, сопровождающихся проговариванием
небольших стишков – пестушек. Пестушкам присуще своеобразное
построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений,
необходимых ребёнку в тот или иной момент. Они имеют отличное от
родственных жанров содержание.
Потешки особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых
используются различные части тела ребёнка и взрослого. Главное назначение
забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры,
которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной
подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
С помощью потешки ребёнок приучается к пересчёту («этому дала,
этому дала…»). Это первые шаги к обобщению, абстрактному мышлению.Потешки строятся так, что значение никогда не даётся в чистом виде. Оно как
бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его.
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию
богатств русского языка, дети воспринимают богатство звуков, обилие
меняющихся картин и явлений, стремятся к звукоподражанию, к показу
действий.
Прибаутки – смешной, небольшой рассказ или смешное выражение,
придающее речи юмористический оттенок.
Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребёнка превратить в
«разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребёнка до
понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых,
философских категорий, что для него жизненно необходимо.
Заклички – детские песенные обращения к различным явлениям природы.
В прежние времена заклички имели магическое, религиозное значение, но
сейчас приобрели шуточный характер.
Приговорки – словесные обращения к животным: к улитке, жучкам и др.
Небылицыперевёртыши – произведения, в которых развиваются
события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла.
Загадки. В древности загадка имели определённое значение – служила
средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. Она
использовалась в военной дипломатии, в брачном обряде и т. д. С помощью
загадок передавалась народная мудрость подрастающим поколениям.
Постепенно загадка стала служить средством развлечения, своеобразной
умственной игрой, состязанием в сообразительности.
Считалки – короткие. Рифмованные стихи, применяемые детьми для
определения ведущего, или распределения ролей в игре.
Среди детей в наши дни считалка в большем почёте, чем другие формы
фольклора. Главная особенность считалок – чёткий ритм, возможностькричать (проговаривать) все слова, это исстари придуманный для детей
способ осуществления объективной справедливости.
Пословицы и поговорки. Выдающиеся, русские педагоги оценивали
воспитательную роль пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки
содержат богатый материал для развития детского мышления, вводят детей в
«сокровищницу народного творчества, способствуют развитию речи и
развивают умение ясно формулировать свою мысль».
Огромной любовью у детей пользуется сказка. С ней ребёнок
встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой
и бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.
В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в
отношении насыщенности художественной речи, языковыми средствами
выразительности (ясный сокол, красна девица, встань передо мной как лист
перед травой и т. д.), и в отношении нравственноэстетических аспектов
раскрываемых тем и идей.
Содержание деятельности:
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды
• Мимические этюды
•
Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на имитацию движений
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
• Упражнения на формирование разговорной речи
• Упражнения на отбивание ритма
• Упражнения на речевое дыхание• Игры со словами и без слов
• Хороводные игры
• Подвижные игры с героями
• Обыгрывание эпизодов
• Инсценирование сказок, потешек, стихов
• Показ театрализованных представлений