Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ
1. Развитие словаря: освоение
Значений слов и их уместное
употребление в соответствии с
контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит
общение
4. Развитие связной речи:
- Диалогическая (разговорная) речь.
- Монологическая речь (рассказывание)
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков
Родной речи и произношения
3.Формирование грамматического
строя:
- Морфология (изменение слов
по родам, числам, падежам).
- Синтаксис (освоение различных типов
словосочетаний и предложений).
-Словообразование
5. Формирование элементарного
осознания явлений языка и речи:
различие звука и слова,
нахождение места звука в слове
6. Воспитание любви и интереса
к художественному слову
Развивающая среда в группе
«Речевой уголок»
сюжетные и предметные картинки
пособия по развитию речи, дидактические игры
«Театральный уголок»
оборудование для обыгрывания и драматизаций
разные виды театров
3. «Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»
4. «Книжный уголок»
Методы развития речи
Наглядные:
-Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии).
-Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений.
-Заучивание наизусть.
-Пересказ.
-Обобщающая беседа.
-Рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические:
Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки,дидактические упражнения,пластические этюды,хороводные игры.
Формы работы с детьми
НОД
Проектная деятельность
(Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)
Игры с готовыми текстами
(Бизикова О.А.)
4. Литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-
драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные
акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации,
посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь
событий и др. (Кузеванова О.В., Коблова Т.А.)
ЛЕГО-конструирование
Логические блоки Дьенеша
Музейная педагогика
Деловая игра «Речевое развитие дошкольников»
ЦельСовершенствование работы по речевому развитию дошкольников в учреждении.Задачи:Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
1 команда | 2 команда |
Общение является ведущим средством развития речи. | Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. |
Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. | Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. |
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. | Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. |
Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. | Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного |
Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. | Окончание детьми рассказа, начатого воспитателем, является приемом по заучиванию стихов? |
Выберите неправильный ответ
1 команда | 2 команда |
1.Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитием мышц живота, развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | 2.Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, использование звуков, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д. |
3.Перечислите функции речи старшего дошкольника.Речь служит для установления контактов с окружающими; привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения | 4.Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Альберт Эйнштейн, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин и др.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.