Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Оценка 4.8
Педсоветы +3
docx
воспитательная работа +1
Детсад
05.08.2019
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО.
Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Консультация.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Искорка»
«Создание условий для активного вовлечения родителей в
образовательную деятельность»
Подготовили: Л.В.Бердияну Сургут, 2018г.
Брифинг
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но
немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО.
Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые
помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего
ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом
опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их
решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утв. приказом Министерство образования науки России от 17.10.2013
№ 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной
из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
Семья и ДОО — два важных социальных института,
при этом
их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества
педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования
и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому
перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания
благоприятных условий для активного вовлечения родителей непосредственно
в образовательную деятельность ДОО.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого,
заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам и в
котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится,
что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи,
родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ,
повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и
требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество
Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи
родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание
единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в
котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам)
будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Основные принципы определяющие концептуальные положения
взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого
пространства развития ребенка:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и
ДОО.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
В работе применяются различные формы взаимодействия с семьями
воспитанников:
Конференции, «круглые столы»;
Консультации, семинары;
Беседы, дискуссии;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Участие в НОД;
Кружки;
Деловые игры;
Тренинги;
Квесты;
Встречи с интересными людьми;
Праздники и развлечения;
Дни открытых дверей;
Распространение лучшего семейного опыта;
Походы, тематические прогулки;
Мастерклассы;
Родительские вечера;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Активные формы и методы работы с родителями
посещение семей воспитанников на дому; родительские собрания;
консультации;
совместные проекты;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотовыставок;
работа с родительским комитетом;
беседы с детьми и родителями;
родительский уголок.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
родительские уголки;
семейный и групповые альбомы;
фотовыставки;
картотека Добрых дел.
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого
педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию
творческого потенциала родителей и детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей
необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной
задачей, как в организационном, так и психологопедагогическом плане. Развитие
такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу
в детский сад за месяцдва до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о
детском саде, показываются преимущества учреждения.
Второй этап демонстрация родителям положительного образа ребенка,
благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные
отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем
родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение
вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые
делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап практические задания психологопедагогических
особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и
методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается
яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии,
готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших
воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности
дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность
можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на
развитие у него универсальных культурных способов действий (умений),
универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах
жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний:
семейная ассамблея,
организационно распределительское, информационноаналитические, позитивно
деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной
связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных
проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их
активизации.
повышается,
если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских
отношений.
Эффективность
образовательного процесса
«Открытость детского сада внутрь» это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены
семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие
члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную,
оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из
салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастерклассы, проводят
тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с интересными
людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно
ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности
ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная
компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность
знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система
взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало
определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными
участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с
родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие
обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками
процесса, но и обратную связь. «Взаимодействие философская категория,
отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную
обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную
организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением
педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества
педагогического процесса являются владение и успешное применение новых
технологий,
отражающих личностноориентированный подход педагога к
воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование
метода проектов в работе с детьми.
Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных
форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная деятельность
это воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей через совместную
деятельность.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социальнозначимый результат. В основе проекта лежит
проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных
направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В
проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.
Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной
познавательно поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проекты, классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по
тематике, по срокам реализации. Проводятся внутри детского сада, как правило,
между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики
ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во
всех обстоятельствах жизни и деятельности) и позволяет охватить все культурные
практики, специфические для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с
правилами, продуктивная и познавательноисследовательская деятельность, чтение
художественной литературы).
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над
проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного
процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и
удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность
развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей)
самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и
общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между
ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности
соблюдаются следующие правила: 1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах
семейных проектов.
2. Добровольность и возможность выбора.
3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство
успешности от участия в общей деятельности.
Использование проектной деятельности позволяет:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по
вопросам взаимодействия с семьей;
2.Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации
ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
3.Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры
родителей.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги,
дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к единению
детскородительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают
творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную
поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска
новых технологий взаимодействия с детскородительской аудиторией, что повышает их
профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во
взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательной организации.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём
помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается
ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы
работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает
возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить
тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это
объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть
изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать
разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в
целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями,
музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали
обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный алгоритм
подготовки к праздникам:
выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
консультации для родителей; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
распределение ролей взрослых;
изготовление пригласительных билетов;
подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психологопедагогическую
компетентность родителей в вопросах детскородительских отношений. Праздник в
детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детскородительских отношений.
Вовлекая родителей в воспитательнообразовательный процесс, педагоги ДОО
помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять
своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные
особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность
в его жизни и быть готовым всегда оказать ему поддержку. Так из зрителей
и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной
деятельности ДОО.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие
ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения
потребностей и интересов семьи.
Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях детского
сада является формирование доверительных отношений между детьми, родителями
и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг
с другом своими проблемами и совместно их решать.
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.