Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Оценка 4.8

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Оценка 4.8
Педсоветы +3
docx
воспитательная работа +1
Детсад
05.08.2019
Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Консультация.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №56 «Искорка» «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность» Подготовили: Л.В.Бердияну Сургут, 2018г. Брифинг ­  Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО.  Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут   родителям   включиться   в   образовательный   процесс,   лучше   узнать   своего ребенка,   установить   доверительные   отношения   с   ним,   поделиться   друг   с   другом опытом   семейного   воспитания,   обсудить   актуальные   проблемы   и   найти   пути   их решения. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования,   утв.   приказом   Министерство   образования   науки   России   от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого­ педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)   в вопросах   развития   и образования,   охраны   и укрепления   здоровья детей. Семья   и ДОО —   два   важных   социальных   института,   при   этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов   и родителей   возможно   реализовать   единые   педагогические   требования и принципы,   которые   помогут   воспитать   полноценно   развитую   личность.   Поэтому перед   педагогическими   коллективами   стоит   сегодня   важная   задача   создания благоприятных   условий   для   активного   вовлечения   родителей   непосредственно в образовательную деятельность ДОО. Семья   и   детский   сад   –   это   два   общественных   института,   которые   стоят   у истоков нашего будущего. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Разработанный   федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного   образования   (ФГОСДО),   отвечает   новым   социальным   запросам   и   в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В   ФГОС   говорится,   что   работа   с   родителями   должна   иметь дифференцированный   подход,   учитывать   социальный   статус,   микроклимат   семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение   культуры   педагогической   грамотности   семьи.   Также   сформулированы и требования   по   взаимодействию   Организации   работы   с   родителями.   Подчеркнуто, что одним   из   принципов   дошкольного   образования   является   сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и   психического   здоровья,  в  развитии   индивидуальных   способностей   и необходимой коррекции нарушений их развития.   Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого   пространства   семья   –   детский   сад,   как   пространства   развития   ребенка,   в котором   всем   участникам   педагогического   процесса   (детям,   родителям,   педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Основные   принципы   определяющие   концептуальные   положения взаимодействия   педагога   и   семьи   воспитанника   ДОУ   по   созданию   единого пространства развития ребенка:  Принцип преемственности, согласованных действий.  Принцип   гуманного   подхода   к   выстраиванию   взаимоотношений   семьи   и ДОО.  Принцип открытости.  Принцип индивидуального подхода к каждой семье.  Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.  Принцип обратной связи. В   работе   применяются   различные   формы   взаимодействия   с   семьями воспитанников:  Конференции, «круглые столы»;  Консультации, семинары;  Беседы, дискуссии;  Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;  Участие в НОД;  Кружки;  Деловые игры;  Тренинги;  Квесты;  Встречи с интересными людьми;  Праздники и развлечения;  Дни открытых дверей;  Распространение лучшего семейного опыта;  Походы, тематические прогулки;  Мастер­классы;  Родительские вечера;  Вечера вопросов и ответов;  Дни добрых дел. Активные формы и методы работы с родителями  ­ посещение семей воспитанников на дому;  ­ родительские собрания;  ­ консультации;  ­ совместные проекты;  ­ выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;  ­ совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;  ­ Дни открытых дверей;  ­ участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;  ­ оформление фотовыставок;  ­ работа с родительским комитетом;  ­ беседы с детьми и родителями;  ­ родительский уголок.  Наглядно – информационное направление Наглядно–информационное направление включает в себя:  ­ родительские уголки;  ­ семейный и групповые альбомы;  ­ фотовыставки;   ­ картотека Добрых дел. Данные   формы   взаимодействия   с   семьёй   позволяют   обеспечить   психолого­ педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.   И   как   результат:   успешное   развитие   воспитанников   ДОУ   и   реализацию творческого потенциала родителей и детей. Для   того   чтобы   родители   стали   активными   помощниками   воспитателей необходимо   вовлечь   их   в   жизнь   детского   сада.   Работа   с  семьей   является   сложной задачей,   как   в   организационном,   так   и   психолого­педагогическом   плане.   Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов: Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц­два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения. Второй   этап   ­   демонстрация   родителям   положительного   образа   ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка. Третий   этап   –   предполагает   ознакомление   педагога   с   семьями   и   изучение вопросов   о   воспитании   ребенка.  Здесь   проявляется   активность   родителей,   которые делятся семейным опытом по воспитанию Четвертый   этап   ­   практические   задания   психолого­педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят   вместе   с   детьми   интересные   поделки.   Это   помогает лучше   узнать   наших воспитанников. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие   у   него   универсальных   культурных   способов   действий   (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Разнообразие   форм   родительских   собраний:   семейная   ассамблея, организационно   ­   распределительское,   информационно­аналитические,   позитивно­ деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи.   Общение   происходит   в   непринужденной   форме   с   обсуждением   актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.   повышается, если взаимодействие   педагога   с   родителями   строится   на   основе   партнерских отношений.   Эффективность   образовательного   процесса «Открытость   детского   сада   внутрь»   ­   это   вовлечение   родителей   в образовательный  процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи  вносят  свой  вклад  в  образовательную   работу.  Некоторые  родители   и  другие члены   семьи   включаются   в   проводимую   систематически   образовательную, оздоровительную   работу   с   детьми.   Вместе   с   детьми   учатся   работе   с   бумагой   (из салфеток,   гофрированной   бумаги).   Организовывают   мастер­классы,   проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках.  Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия. Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.   В   данном   процессе   немаловажную   роль   играет   профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия   с   родителями.   Использование   разнообразных   форм   работы   дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Понятие   «взаимодействие   с   семьей»   нельзя   путать   с   понятием   «работа   с родителями».   Хотя   второе   является   составной   часть   первого.   Взаимодействие обязательно   подразумевает   не   только   распределение   задач   между   участниками процесса,   но   и   обратную   связь.   «Взаимодействие   ­   философская   категория, отражающая   процессы   воздействия   объектов   друг   на   друга,   их   взаимную обусловленность   и   порождение   одним   объектом   другого.   Взаимодействие   ­ универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь). Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Показателями   высокого   профессионального   уровня   воспитателя   и   качества педагогического   процесса   являются   владение   и   успешное   применение   новых технологий,   отражающих   личностно­ориентированный   подход   педагога   к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми. Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная деятельность  ­ это воспитание ребенка через деятельность, а в работе   с семьей   ­ через совместную деятельность. Под   проектом   понимается   самостоятельная   и   коллективная   творческая завершенная работа, имеющая социально­значимый результат. В основе проекта лежит проблема,   для   решения   которой   необходим   исследовательский   поиск   в   различных направлениях,   результаты   которого   обобщаются   и   объединяются   в   одно   целое.   В проекте   можно   объединить   содержание   образования   из   различных   областей   знаний. Кроме   того,   открываются   большие   возможности   для   организации   совместной познавательно   ­   поисковой   деятельности   дошкольников,   педагогов   и   родителей. Проекты,   классифицируются:   по   составу   участников,   по   целевой   установке,   по тематике,   по   срокам   реализации.   Проводятся   внутри   детского   сада,   как   правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий   (умений,  универсальные   компетентности,  помогающие   ему   действовать   во всех   обстоятельствах   жизни   и   деятельности)   и   позволяет   охватить   все   культурные практики, специфические для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами,   продуктивная   и   познавательно­исследовательская   деятельность,   чтение художественной литературы). Участвуя   в   реализации   проекта,   родители,   являются   не   только   источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом,   но   и   становятся   непосредственными   участниками   образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения   от   своих   успехов   и   достижений   ребенка.   Проектная   деятельность развивает   у   всех   членов   сообщества   (воспитанников,   родителей,   воспитателей) самостоятельность,   инициативность,   умение   планировать свою   деятельность   и общаться   друг   с   другом,   а   главное,   способствует   укреплению   отношений   между ребенком, родителями и детским садом. При   взаимодействии   детского   сада   и   родителей   в   проектной   деятельности соблюдаются следующие правила: 1.   Информированность.   Родители   должны   знать   о   содержательных   аспектах семейных проектов. 2. Добровольность и возможность выбора. 3.   Чувство   успешности.   Родители,   как   и   дети   должны   испытывать   чувство успешности от участия в общей деятельности. Использование проектной деятельности позволяет: 1.Повысить профессиональную компетентность   педагогов   детского   сада   по вопросам взаимодействия с семьей; 2.Приобщить родителей   к   участию   в   жизни   детского   сада   и   социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия; 3.Повысить   уровень   воспитательных   умений   и   педагогической   культуры родителей. Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к единению детско­родительского   и   педагогического   коллектива.   Дети   и   взрослые   получают творческий   импульс   к   развитию   своих   способностей,   эмоциональную   и   духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско­родительской аудиторией, что повышает их профессиональную   компетентность;   способствуют   позитивным   изменениям   во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательной организации. Форма   работы   через   родительские   уголки   является   традиционной,   в   нём помещается   практический   материал,   дающий   возможность   понять,   чем   занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы   являются   востребованными.   Наглядно   –   информационное   направление   дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Досуговое направление Досуговое   направление в   работе   с   родителями   оказалось   самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри   проблемы   своего   ребенка,   трудности   во   взаимоотношениях;   апробировать разные   подходы;   посмотреть,   как   это   делают   другие,   то   есть   приобрести   опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими   для   детей   и   родителей,   разрабатывается   определенный   алгоритм подготовки к праздникам: ­ выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; ­ консультации для родителей; ­ составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; ­ распределение ролей взрослых; ­ изготовление пригласительных билетов; ­ подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); ­ изготовление атрибутов, пособий. Проводимая   работа   позволяет   повысить   психолого­педагогическую компетентность   родителей   в   вопросах   детско­родительских   отношений.  Праздник   в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная   цель   таких   мероприятий   –   укрепление   детско­родительских   отношений. Вовлекая   родителей   в воспитательно­образовательный   процесс,   педагоги   ДОО помогают   им увидеть   особенности   мировосприятия   дошкольников,   лучше   понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности   в решении   задач   воспитания,   проявлять   искреннюю   заинтересованность в его   жизни   и быть   готовым   всегда   оказать   ему   поддержку.   Так   из зрителей и наблюдателей   родители   становятся   активными   участниками   образовательной деятельности ДОО. В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие ДОО   и семьи   будет   конструктивным,   если   оно   опирается   на результаты   изучения потребностей и интересов семьи. Ключевой   идеей   представленных   форм   взаимодействия   в условиях   детского сада   является   формирование   доверительных   отношений   между   детьми,  родителями и педагогами,   объединение   их в одно   звено,   воспитание   потребности   делиться   друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Консультация «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2019