Консультация "Сущность и роль саморазвития"
Оценка 4.9

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
25.01.2018
Консультация "Сущность и роль саморазвития"
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в проф.деятельности и формировании себя как личности. Также у специалиста должна быть способность к самообразованию. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
С1.docx
САМОРАЗВИТИЕ КАК ИСТОЧНИК УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ Сущность и роль саморазвития Саморазвитие   личности   —   природосообразная   основа   педагогической профессиональной деятельности. До сих пор в российской и мировой педагогике переоценивалась роль образования и явно недооценивалась способность индивида к самообразованию, самосовершенствованию. Процессы   самоуправления, Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, человек начинает   свободно   и   самостоятельно   выбирать   цели   и   средства   деятельности, управлять   своей   деятельностью,   одновременно   совершенствуя   и   развивая индивидуальные способности и формируя себя самого.   самовоспитания,   самообучения   на   этапе формирования успешной профессиональной деятельности объединяются в одном понятии   —   саморазвитии   личности   педагога.   Как   процесс   управляемого   самой личностью   усвоения   поступающей   извне   информации   и   опыта   саморазвитие происходит   обычно   в   значительной   мере   на   подсознательном,   эмоционально управляемом рефлекторном уровне. Самосовершенствование же управляется самой личностью, которая учитывает субъективные цели и интересы. Так целенаправленно формируются и развиваются качества и способности. При этом самосовершенствование деятельности является частью   саморазвития   и   характеризуется   рефлексивно­интеллектуальными параметрами,   поскольку   предполагает   определенную   степень   осознанности.   Это волевой процесс, охватывающий всю жизнедеятельность человека. В процессе деятельности существуют три подхода к понятию «саморазвития». 1.Игнорировать, не замечать последствий. 2. Частично учитывать, определяя траекторию ограниченных действий в профессиональной деятельности. 3. Сделать   на   него   ставку,   формировать   потребности   и   умения самосовершенствования, достичь высокой результативности и успешности. Самоуправляющий механизм, который и определяет направление и  интенсивность психического саморазвития, составляют: • направленность; • Я­концепция; • способности. Общепризнанно,   что   основу,   определяющую   интенсивность   и   направление   составляют   социально   преобразованные   животные развития   личности, (биологические)   потребности.   Особо   выделяются   высшие   —   соответственно социальные и духовные, представляющие собой источники самодвижения человека, стремления к улучшению и совершенствованию. В профессиональной деятельности познавательные потребности включают роль ориентировки.   Также   природные   ориентировочно­познавательные   потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, духовных жизней. Человек стремится не только воспринять ситуацию, но и осознать причинные связи   явлений,   узнать   мир   не   только   в   непосредственном   окружении,   но   и   в отдаленных областях времени и пространства. Личность хочет исследовать связи явлений и факторов, познать свой внутренний духовный мир. В   условиях   цивилизованного   общества   познавательные   потребности трансформируются в обучение, самообразование. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска. Именно   из   познавательных   потребностей   формируются   основы   успешной профессиональной деятельности. Потребности в самоутверждении синтезируются из первичных стремлений по обеспечению   конкурентного   выживания,   существования   среди   других представителей животного мира (пищевая, защитная). В человеческом обществе они характеризуются желанием иметь в чем­либо преимущество перед окружающими, являясь сутью нормального человеческого честолюбия. При   самоутверждении   отмечается,   прежде   всего,   относительный   характер потребности.   При   этом   соотносятся   место,   роль   и   значение   своей   личности   с другими   (стремление   достигнуть   относительного   успеха,   одобрения,   признания, авторитета, престижа и т.д.). У духовно развитого индивида оценка значимости, самоутверждения   происходит   на   уровне   самооценки   и   самоопределения   (быть лучше, уважать себя, быть довольным и уверенным в своих силах и способностях). Наконец,   на   высшем   уровне   данные   потребности   переходят   в   стремление   к самосовершенствованию. Отметим, что стремление к самоутверждению педагогов можно использовать при проведении тренингов и т.д. Потребности   в   самовыражении   в   коллективе   ДОУ   представляют   духовную сферу, эстетическую склонность к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек   пытается   реализовать   их   в   своей   деятельности.   Критерий   красоты   и гармонии — оценка окружающих, поэтому главным компонентом здесь выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку. Потребности   в   безопасности   выражаются   в   желании   быть   защищенным,   не чувствовать   страха,   избегать   неудач.   Эти   потребности   удовлетворяются   через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны других людей и социальных групп (детей, друзей, коллег / членов коллектива). Осознание   своих   способностей   к   какой­либо   деятельности   вызывает потребности   реализовать   личностный   потенциал   (запас   жизненной   энергии, накопленный   опыт),   почувствовать   себя   творцом.   При   этом   выявляются   новые способности,   человек   испытывает   себя   на   пределе   возможностей.   Частным проявлением выступают потребности в активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации возможностей .   все   высшие   духовные   потребности   человека: Американский психолог А. Маслоу трактует потребность в самоактуализации как   желание   человека   самоосуществиться,   обрести   свое   предназначение.   Таким образом,   в   познании, самоутверждении, самоопределении, самоактуализации   —   являются   стремлениями   к   саморазвитию   и   направлены   на созидание успешной деятельности. В случае неудовлетворения этой потребности человека сопровождают беспокойство и тревожность. самовыражении,     безопасности,   Механизм действия потребностей самоактуализации — познание, испытание и реализация   своих   личностных   возможностей   —   выполняет   роль   главного мотивационного   фактора   непрерывного   самосовершенствования   творческой, созидательной, успешной деятельности педагога. Помимо   прочего,   в   процессах   удовлетворения   потребностей   формируются такие   важные   качества   личности,   как   мировоззрение,   воля,   достоинство, профессионализм, развиваются эстетические, творческие, деловые способности и нравственные   качества,   включая   адекватность   самооценки,   честь,   совесть, мастерство и др. Та или иная потребность удовлетворяется в процессе деятельности. Иными словами, изыскиваются возможности (объекты и способы) для удовлетворения той или иной потребности. Особое внимание хочется уделить взаимосвязи образования положительных  эмоций от удовлетворения потребности самоутверждения в профессиональной  педагогической деятельности (табл. 1). Таблица 1. Образование различных эмоций в педагогической деятельности. № п/п 1. Позитив Потребность Эмоция — увлеченность; — самокритичность; — творческая направленность; — глубокое понимание детей; — общительность; — самообладание;  — высокая самооценка. — ординарность, — самоуверенность; — стандартный подход; — упрощенное понимание детей; — недостаточная коммуникативность; — вспыльчивость, невыдержанность; — заниженная самооценка. — «я умею, могу»; — удовлетворение; — успех; — признание; — уважение; — власть. Негатив 2. 3. Самоутверждение  («Я — успешен, способен, уважаем, имею влияние, власть») При   этом   акт   удовлетворения   любой   потребности   объективно   (на физиологическом   уровне)   проявляется   в   получении   человеком   положительных эмоций. На этапе формирования успешной деятельности можно выделить главные положительные эмоции для педагога. 1.Чувство своей способности, силы, успешности. 2. Осознание собственной привлекательности, уважения, достоинства,  честности. 3. Ощущение безопасности, свободы творчества, коммуникабельности,  настойчивость в достижении цели. Использование   данных   эмоций   на   стадии   формирования   профессиональной деятельности   открыло   бы   новые   возможности   и   резервы   повышения   качества подготовки будущих специалистов дошкольного образования.

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"

Консультация "Сущность и роль саморазвития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018