В данной консультации предоставляется подробная информация об особенностях развития мелкой моторикидетей дошкольного возраста в детском саду. Даны важные советы не только родителям, но и педагогам о важности развития моторики у детей младшего дошкольного возраста. А так же как это нужно делать с профессиональной точки зрения
Консультации для родителей и
педагогов
Учим держать
карандаш правильно
Консультацию подготовила
воспитатель
по изо деятельности
Русакова Н.В.
Все знают, как трудно порой приучить
ребенка с детства держать карандаш
правильно. Если сразу сделать этого не
получается, то неправильная привычка
пристает очень быстро и остается с
человеком на всю жизнь.Исследования, проведенные немецкой компанией Schwan
STABILO в детских садах и школах, показали, что многие дети,
начинающие обучение письму, и ученики старших классов неправильно
держат пишущий инструмент: излишне сжимают, неправильно ставят
пальцы, изгибают их, выкручивают кисть. В результате в пальцах и
кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и
боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится
почерк. Неправильная манера письма может даже способствовать
возникновению такого серьезного заболевания, как писчий спазм.
Поэтому не стоит позволять ребенку писать так, как ему «удобно»
и уж тем более не стоит рассчитывать на самоконтроль ребенка,
особенно в начале обучения письму! Так же важно помнить, что
намного легче научить ребенка правильно держать ручку в начале
обучения, чем потом переучивать ребенка, у которого уже сложилась
неправильная привычка держать ручку.
Педагоги считают, что при
правильном
карандаша,
удержании
рука получает
нагрузку. Это особенно важно при
выполнении письменных уроков
обучения в школе.
меньшую
во время
Несколько советов по обучению
правильному удержанию карандаша:1. В возрасте около 2ух лет необходимо показать ребенку, как
правильно держать карандаш, в это время рефлекс вырабатывается
автоматически.
2. При приобретении карандашей нужно обратить особое
внимание на их длину, толщину, а так же форму. Самыми
подходящими считаются карандаши, имеющие трехгранную форму и
длину около 15см. Если все получилось правильно – карандаш лежит
на левой стороне указательного пальчика ребенка, который фиксирует
карандаш сверху, большой удерживает его с левой стороны.
Безымянный палец и мизинчик спрятаны в ладошке. Расстояние от
кончика пальца до стержня карандаша 23мм.
3. Помогают в формировании этого навыка упражнения, связанные
с развитием мелкой моторики рук. Например, занятия с небольшими
кончиками
предметами,
удерживать
которые
нужно
пальцев.Периодически можно выполнять несложные тренировки –
откручивать тюбики, используя при этом по очереди большой,
указательный и средний пальчики.
4. Так же, очень полезно рисовать картинки, соединяя линиями
точки. Часто, выполняя письменные задания, ребенок может с усилием
давить на карандаш, это приводит к быстрой усталости рук. В этом
случае поможет расслабляющий массаж и простые упражнения.
5. В качестве расслабления можно предложить ребенку
порисовать кистями, что способствует отдыху рук.Как правильно брать карандаш
Для начала поместите карандаш между указательным и большим
пальцами. Положите его на средний палец ребенка так, чтобы
карандаш находился на нем в равновесии, даже лишенный других опор.
При этом он должен опираться на костяшку между верхней и средней
фалангами пальца. Опустите большой палец вашего ребенка сверху на
карандаш. Создаваемое им давление фиксирует карандаш, не давая
ему сдвигаться с места. После этого положите на карандаш его
указательный пальчик – он должен расположиться между средним и
большим пальцами. Указательный палец направляет карандаш,
заставляет его двигаться в нужную сторону. Попросите ребенка
опустить кончик карандаша на бумагу и провести несколько прямых,
волнистых и зигзагообразных линий. Если ощущается неудобство,
нужно попробовать сдвинуть карандаш в руке, чтобы пишущий конец
стал короче, и затем снова провести несколько линий.Начните упражнение с большим карандашом или толстым мелком.
Вопервых, ребенку его проще держать правильно, а вовторых, вы
лучше разглядите, как на карандаше расположены пальцы. Найдя
правильное положение, пометьте его прямо на карандаше.
И не забывайте хвалить и поддерживать дошкольника, не жалейте
для этого эмоций, искренне радуйтесь его достижениям.
Второе – привлеките на свою сторону и сделайте союзниками всех
взрослых, которые имеют отношение к
письменной и рисовальной деятельности
ребёнка, чтобы и они поддерживали его
усилия.
И, наконец, третье – чисто технические
«заставляющие» правильно
располагать пальцы на карандаше: трёхгранные карандаши и ручки,
средства,
специальные насадки на карандаш.
1 способ
Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте
карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А
после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью
(большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за
незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу
скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность
стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательноправильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как
держать карандаш «по новому».
Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими
пальчиками.
2 способ
Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете
карандаш нижней его частью между большим и указательным
пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети
берут карандаш правильно. Если не получилось с первого раза
немного подправьте положение пальцев. Если заметили, что карандаш
снова в кулаке остановите рисование и переложите его правильно.
3 способ
Уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и
другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку
масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге).
Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра
по три не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То
есть, держатьто можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки
можно держать только пальчиками щепоточкой. Порисуйте такими
мелками неделькудругую (активно!).
Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А
потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка
на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и
карандаш.Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад только
мелки. И порисуйте ими еще пару недель.