Консультация "Учитель и родители"
Оценка 4.9

Консультация "Учитель и родители"

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
классное руководство
4 кл
06.11.2017
Консультация "Учитель и родители"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Статья посвящена системе работы с родителями в школе. Даются ответы на многие вопросы, которые помогут наладить взаимодействие с непростыми родителями учеников.Консультация для учителей по вопросу работы с родителями
Учитель и родитель.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ «УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛИ»   Как избежать проблем в общении с родителями?  Как   должен   себя   вести   учитель,   чтобы   взаимоотношения   с родителями были конструктивными и рабочими? Что сделать, для того, чтобы после окончания школы не только ребёнок, но и родители тепло и с благодарностью вспоминали учителя? Всем знакомая фраза «Родителей не выбирают» для учителя имеет особое значение. В том смысле, что учитель точно не может выбирать родителей: какие пришли, таких и учим. Нет, учить их детей учитель, конечно же, будет. Но каждый   педагог,   который   хотя   бы   год   работал   в   школе,   знает,   как   много приходится общаться с родителями своих учеников, особенно если работаешь в начальной школе. И родительскими собраниями всё не ограничивается. Будут и вечерние   телефонные     и   и   неожиданные   приходы, звонки, «несанкционированные» посещения уроков, и даже подслушивание под дверью. Родители имеют право, потому что они доверили вам самое дорогое – своего ребёнка. И спрашивать с учителя они собираются по полной программе. «Лёгких»   родителей   –   тех,   которые   всем   довольны,   всегда   в   хорошем настроении, мгновенно реагируют на просьбы учителя, ­ совсем немного. Так же немного и не проблемных детей. Поэтому готовиться необходимо к тому, что легко не будет. А будет совсем не легко.  Потому, что и учителя, и родители – прежде всего люди. Почему   могут   возникать   конфликты   между   родителями   и учителями?            Каждый родитель в прошлом, конечно же, учился в школе. И у всех у нас были какие­то свои взаимоотношения с учителями, возможно, даже не всегда приятные и чудесные. Я заметила, что те родители, у которых в школе были конфликты   с   учителями   (и   они   сами   об   этом   рассказывают),   наиболее агрессивнее   общаются   с  учителями   собственных   детей,  чем   те,  у   которых   в детстве не было проблем с педагогами. Бывшие ученицы и ученики повзрослели, и теперь уже мамы и папы «выясняют отношения» с учителями своего ребёнка. А, впрочем, всё зависит от ребёнка, от того, как он учится и ведёт себя в школе. Если ребёнок учиться хорошо, то у родителей редко, когда возникают проблемы во взаимодействии с учителями.   Другое дело, если у ребёнка есть проблемы в обучении или поведении. В этом случае родители чаще всего видят проблему   не   в   ребёнке   или   не   в   том,   что   они   сами   не   воспитывают.   Они списывают все проблемы на учителей, считают, что не дорабатывают именно учителя или что учитель слишком предвзято относиться к их ребёнку. Самое интересно то, что учителя и родители в такой ситуации боятся друг друга и как способ общения выбирают нападение.  Рассмотрим, какие бывают родители и как с ними правильно общаться. ПОСТОЯННО НЕДОВОЛЬНЫЕ – Послушайте, ­ говорит мне папа четвероклассника, – это же безобразие! В то время, когда мы с вами в школе учились, за подобное учителя просто с работы   уволили   бы.  И  куда   только  ваша   администрация   смотрит?!  –  гневно угрожает он пальцем почему­то смотрит в окно.  После тирады, полной угроз и неутешительных высказываний о педагогах, отец наконец­то переходит к сути проблемы. Точнее, проблем. А их немало. Учитель   неправильно   преподаёт   материал   на   уроке,   не   учитывая   возрастных особенностей детей. То есть, он может и учитывает, но не всех детей. Или всех, но именно его ребёнку внимание не уделяет. И ругает. Или не ругает, а строго смотрит. А как классный руководитель, учитель вообще не какой, потому что с детьми только по экскурсиям ходит, и провела только лишь три праздника в четвёртой четверти. На мои замечания, что работа классного руководителя не сводится   только   лишь   к   развлекательно­воспитательным   мероприятиям,  отец недовольно заметил: ­ Что же ей ещё делать? Можно подумать, что классный руководитель – это такая тяжёлая работа! Конечно же, это говорилось в кабинете за закрытыми дверьми. Но учителю от   этого   папы   и   в   другое   время   достаётся   ещё   как.   Он   часто   звонит   ей   в вечернее время, с целью выяснить, почему в тетради «три», а не «пять», почему его сына пересадили с третьей парты на вторую, для чего класс ведут в музей военно­морского флота, если его ребёнок увлекается автомобилями.   Общаться   с   такими   родителями   очень   сложно   по   той   причине,   что слышать   они,  к   сожалению,  только   себя  и   вопросы   ставят   совсем,  не  желая услышать   ответы   на   них.   Поэтому,   начиная   переговоры,   помните   несколько правил.  ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: Правило 1 • Если вы собрались общаться с родителем, который  «всегда возражает», перед началом беседы составьте себе  план разговора и пытайтесь придерживаться его. Правило 2 • Похвалите отца. Можете в начале разговора использовать  метод поощрения. Вспомните о ребёнке что­то хорошее,  поговорите о его успехах и достижениях. Иногда это  помогает настроить собеседника на положительный лад. Правило 3 • В начале беседы дайте собеседнику несколько минут,  чтобы он мог подготовиться, а затем осторожно и  вежливо прервите его своим вопросом и забирайте  инициативу разговора на себя. Правило 4 • Говорите кратко и чётко. После того, как закончили  обсуждение какого – либо вопроса, подводите итоги и  делайте выводы, чтобы собеседник тоже услышал их. Правило 5 • Если вы не готовы к разговору с родителем, лучше  отложить переговоры и хорошо подготовиться, но не в  коем случае не делайте этого наспех, мимоходом. Правило 6 • В ответ на обвинения или угрозу спросите  собеседника: «А как вы считаете, что я должна делать  в такой ситуации?», «Чтобы вы сделали на моём  месте?», «Может, теперь мы вместе придумаем, как  мне поступить, если такая ситуация повторится?» Правило 7 • Понимая, что у вас нет шансов избежать разговора с  активным отцом, которому всё не так, привлекайте  коллег, которые так же ведут уроки в вашем классе,  администрацию, психолога. Правило 8 • Если разговор перестаёт быть мирным, не  продолжайте его. Можете сказать: «Извините, но  сейчас мне необходимо идти. Я буду готова  вернуться к данному разговору в следующий раз».  Разговор на повышенных тонах не может быть  конструктивным. ТОНКОСТИ ОБЩЕНИЯ С КОНФЛИКТНЫМ РОДИТЕЛЕМ Хорошо было бы, если будущим учителям читали курс «Конфликтология» ещё   во   время   обучения   в   педагогическом   институте.   И   чтобы   на   этот   курс выделяли много часов. Потому что эта дисциплина – одна из сложнейших в подготовке учителей. Нет, я совсем не хочу сказать, что школа – это место, где возникает   много   конфликтов.   Просто   именно   в   школе   необходимо   уметь   не вступать в конфликт, а умело из него выходить. И учить этому детей.  Ведь   что   происходит,   когда   отец   приходит   к   учителю   «разбираться»? Отец   предъявляет   претензии   к   качеству   образовательных   и   воспитательных услуг: не так учит, не так проверяет, не так оценивает, не то говорит, не так требует. А нам, учителям, психологам и администрации необходимо научиться с этими заслуженными и совсем незаслуженными претензиями работать. Иногда бывает очень сложно вести подобную беседу, которая состоит исключительно из претензий.   Во­первых,   потому   что   тон   такого   разговора   чаще   всего   вначале бывает повышенным. А если на тебя кричат, то о чём здесь можно договориться, в чём убедить?  ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: Правило 1 • Самое главное: если родитель повышает голос, прекратите беседу.  Предложите ему говорить спокойно или перенести разговор на то  время, когда он успокоится.Слушая жалобы родителей, я  неоднократно обращала внимание на то, что в словесном потоке  очень трудно выделить то, что собственно является проблемой.  Поэтому, общаясь, пытайтесь сжато записывать то, что говорит  отец, и не стесняйтесь уточнить: «Вы это имели ввиду? Я правильно  вас поняла? Вы недовольны тем, что…» Правило 2 • Не настраивайте родителей против ребёнка. Сами понимаете: если  вы вызываете родителя и жалуетесь, чего ребёнок «не сделал»,  «хулиганил», «огрызался», то родительская агрессивная реакция в  адрес ребёнка вполне понятна. А вот можете ли вы предусмотреть  силу этой реакции? Вы просто пожаловались, а какой эффект вашей  жалобы? Вдруг ребёнку придётся совсем несладко?  Правило 3 • Родителей тоже надо хвалить!Я заметила такую странную вещь:  поводов для того, чтобы поругать и придраться к маме и папе, у  школьных сотрудников всегда есть множество. А вот похвалить –  только один или два, и то как­то всё время об этом забывается.  Почему так происходит? Всё просто и одновременно сложно.   Учителя спешат в те короткие минуты, когда им удаётся вызвать  папу или маму к себе на приём, быстрее решить «насущные»  вопросы. Вот и получается, что на мам и пап валится волна  негатива. А ведь запоминается первое и последнее. Поэтому  начинать разговор и завершать его лучше с позитивной информации.  Тогда и впечатления о разговоре с учителем у родителей останется  хорошее, и конфликтов будет намного меньше. Правило 4 • Задавайте родителям вопросы. Беседа учителя и родителя – это всё­ таки двустороннее общение. А когда двое людей общаются, то  важно, чтобы собеседник чувствовал ваш искренний к нему интерес.  Понятно, что ваша беседа будет вращаться вокруг ребёнка, и всё­ таки не игнорируйте простое правило: человеку нравится, когда его  персоной интересуются. Поэтому поставьте несколько вопросов:  «Как дела на работе? Как вы отдохнули? Как младший ребёнок?  Что нового?» Вопросы должны быть не просто искренними, а  такими, отвечая на которые человек почувствует себя значимым и  положительно настроится на беседу. ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Никогда не жалуйтесь на детей. «Ну а как же родители узнают, что в ребёнке что­то не так? – спрашивают учителя. – Как это – не жаловаться? Мы и так не жалуемся, а как бы сказать, доводим до сведения». Учительские жалобы могут стать причиной агрессии в семье по  отношению к ребёнку. И, как следствие, причиной детской агрессии и низкой  самооценки. Всегда найдётся повод, чтобы похвалить ребёнка и родителей. Обратите внимание на то, что чаще всего родители идут в школу, чтобы выслушать   претензии,   замечания,   одним   словом,   негатив   –   и   всё   о   своём любимом ребёнке. Почему мы, учителя, говорим только лишь о плохом, ведь детей,  плохих   на   все   100%,   просто   не   существует.   Например,  Лиза   срывает уроки   математики,   зато   на   русском   языке   она   первая   ученица.   Но   мы   же говорим лишь об уроках математики, почему­то забывая в этот момент, что Лиза работает на любимом уроке лучше всех своих одноклассников.  Не перекладывайте на родителей свою работу. Например, не хочет ребёнок в школу ходить, и у вас руки опускаются, потому   что   вы,   учитель,   не   понимаете,   что   вам   делать   с   таким   ребёнком. Уговаривали, двойки ставили, со школы грозились выгнать – ничего не помогает. Значит   необходимо   бить   во   все   колокола   и   вызывать   родителей.   А   что родители? Они, как правило, работают, причём много. Средний рабочий день среднестатистического родителя длится приблизительно с 9 утра до 6 вечера. Получается,   что   с   7   до   9   вечера   отец   должен   и   мотивацию   у   ребёнка положительную   сформировать,   и   с   уроками   помочь   разобраться,   и   спортом позаниматься, и книжку почитать. А в реальной жизни в это время обычно еле удаётся успеть ужин на быструю руку, быстро просмотреть тетради с домашним заданием и поставить несколько вопросов по теме «Как прошёл сегодняшний день?». Поэтому каждый учитель должен понимать, что наибольшая нагрузка достаётся ему, ведь его для того и учили, чтобы он воспитывал детей. В нашей профессии воспитание всё­таки первичное … В сложной ситуации постарайтесь поставить себя на место родителя. Осуждать, сами понимаете, ­ самое простое. А если у ребёнка родители разводятся или кто­то из домашних больной или остался без работы? Кроме того, необходимо всё время помнить, что их, родителей, вообще никто не учил воспитывать детей, поэтому может и не получается. Лучше поддерживать с родителями спокойные, доброжелательные и нейтральные   отношения,   чем   конфликтовать   или   наоборот,   дружить   с ними. Иногда так бывает – родитель оказывается не просто хорошим человеком, но и приятным собеседником. И пообщаться с ним приятно, и интересы есть общие.   Всё   дело   в   том,   что   уже   вскоре   дружеские   отношения   начинают вмешиваться в нашу работу. А конфликтовать вообще никогда не следует. И здесь не нужно никаких объяснений. Представьте себе, что это ваш собственный ребёнок. Если вдруг у вас не складываются взаимоотношения с кем­то из детей, что же, лучший способ найти решение и сформировать своё правильное отношение к проблеме – представить, что тот ребёнок, который учиться совсем плохо, грубит учителям   или   систематически   не   выполняет   домашних   заданий,   ­   это   ваш собственный   ребёнок.  А  ещё  представить   себе, что  есть  какой­то  учитель, с которым у ребёнка взаимоотношения не складываются, который ставит низкие оценки. Очень помогает. Следует понять, что именно родители дают ребёнку самое главное – ЛЮБОВЬ, которая для него самая важная в мире. Необходимо осознать,   что   учитель   –   это   помощник   родителей,   а   не   главное   лицо воспитательного процесса.  У   меня   в   классе   динамика   межличностных   отношений   всегда положительная.   За   свой   22­летний   стаж   работы   жалобы   со   стороны родителей   на   неправомерные   действия   классного   руководителя   не поступали.   Чего   желаю   всем   коллегам.   Учитесь   находить   общий   язык   с родителями!

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"

Консультация "Учитель и родители"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.