Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
Статья посвящена системе работы с родителями в школе. Даются ответы на многие вопросы, которые помогут наладить взаимодействие с непростыми родителями учеников.Консультация для учителей по вопросу работы с родителями
Учитель и родитель.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ «УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛИ»
Как избежать проблем в общении с родителями?
Как должен себя вести учитель, чтобы взаимоотношения с
родителями были конструктивными и рабочими? Что сделать, для того,
чтобы после окончания школы не только ребёнок, но и родители тепло и с
благодарностью вспоминали учителя?
Всем знакомая фраза «Родителей не выбирают» для учителя имеет особое
значение. В том смысле, что учитель точно не может выбирать родителей: какие
пришли, таких и учим. Нет, учить их детей учитель, конечно же, будет. Но
каждый педагог, который хотя бы год работал в школе, знает, как много
приходится общаться с родителями своих учеников, особенно если работаешь в
начальной школе. И родительскими собраниями всё не ограничивается. Будут и
вечерние телефонные
и
и неожиданные приходы,
звонки,
«несанкционированные» посещения уроков, и даже подслушивание под дверью.
Родители имеют право, потому что они доверили вам самое дорогое – своего
ребёнка. И спрашивать с учителя они собираются по полной программе.
«Лёгких» родителей – тех, которые всем довольны, всегда в хорошем
настроении, мгновенно реагируют на просьбы учителя, совсем немного. Так же
немного и не проблемных детей. Поэтому готовиться необходимо к тому, что
легко не будет. А будет совсем не легко. Потому, что и учителя, и родители –
прежде всего люди.
Почему могут возникать конфликты между родителями и
учителями?
Каждый родитель в прошлом, конечно же, учился в школе. И у всех у нас
были какието свои взаимоотношения с учителями, возможно, даже не всегда
приятные и чудесные. Я заметила, что те родители, у которых в школе были
конфликты с учителями (и они сами об этом рассказывают), наиболее
агрессивнее общаются с учителями собственных детей, чем те, у которых в детстве не было проблем с педагогами. Бывшие ученицы и ученики повзрослели,
и теперь уже мамы и папы «выясняют отношения» с учителями своего ребёнка.
А, впрочем, всё зависит от ребёнка, от того, как он учится и ведёт себя в
школе. Если ребёнок учиться хорошо, то у родителей редко, когда возникают
проблемы во взаимодействии с учителями. Другое дело, если у ребёнка есть
проблемы в обучении или поведении. В этом случае родители чаще всего видят
проблему не в ребёнке или не в том, что они сами не воспитывают. Они
списывают все проблемы на учителей, считают, что не дорабатывают именно
учителя или что учитель слишком предвзято относиться к их ребёнку. Самое
интересно то, что учителя и родители в такой ситуации боятся друг друга и как
способ общения выбирают нападение.
Рассмотрим, какие бывают родители и как с ними правильно общаться.
ПОСТОЯННО НЕДОВОЛЬНЫЕ
– Послушайте, говорит мне папа четвероклассника, – это же безобразие!
В то время, когда мы с вами в школе учились, за подобное учителя просто с
работы уволили бы. И куда только ваша администрация смотрит?! – гневно
угрожает он пальцем почемуто смотрит в окно.
После тирады, полной угроз и неутешительных высказываний о педагогах,
отец наконецто переходит к сути проблемы. Точнее, проблем. А их немало.
Учитель неправильно преподаёт материал на уроке, не учитывая возрастных
особенностей детей. То есть, он может и учитывает, но не всех детей. Или всех,
но именно его ребёнку внимание не уделяет. И ругает. Или не ругает, а строго
смотрит. А как классный руководитель, учитель вообще не какой, потому что с
детьми только по экскурсиям ходит, и провела только лишь три праздника в
четвёртой четверти. На мои замечания, что работа классного руководителя не сводится только лишь к развлекательновоспитательным мероприятиям, отец
недовольно заметил:
Что же ей ещё делать? Можно подумать, что классный руководитель –
это такая тяжёлая работа!
Конечно же, это говорилось в кабинете за закрытыми дверьми. Но учителю
от этого папы и в другое время достаётся ещё как. Он часто звонит ей в
вечернее время, с целью выяснить, почему в тетради «три», а не «пять», почему
его сына пересадили с третьей парты на вторую, для чего класс ведут в музей
военноморского флота, если его ребёнок увлекается автомобилями.
Общаться с такими родителями очень сложно по той причине, что
слышать они, к сожалению, только себя и вопросы ставят совсем, не желая
услышать ответы на них. Поэтому, начиная переговоры, помните несколько
правил.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: Правило 1
• Если вы собрались общаться с родителем, который
«всегда возражает», перед началом беседы составьте себе
план разговора и пытайтесь придерживаться его.
Правило 2
• Похвалите отца. Можете в начале разговора использовать
метод поощрения. Вспомните о ребёнке чтото хорошее,
поговорите о его успехах и достижениях. Иногда это
помогает настроить собеседника на положительный лад.
Правило 3
• В начале беседы дайте собеседнику несколько минут,
чтобы он мог подготовиться, а затем осторожно и
вежливо прервите его своим вопросом и забирайте
инициативу разговора на себя.
Правило 4
• Говорите кратко и чётко. После того, как закончили
обсуждение какого – либо вопроса, подводите итоги и
делайте выводы, чтобы собеседник тоже услышал их.
Правило 5
• Если вы не готовы к разговору с родителем, лучше
отложить переговоры и хорошо подготовиться, но не в
коем случае не делайте этого наспех, мимоходом.
Правило 6
• В ответ на обвинения или угрозу спросите
собеседника: «А как вы считаете, что я должна делать
в такой ситуации?», «Чтобы вы сделали на моём
месте?», «Может, теперь мы вместе придумаем, как
мне поступить, если такая ситуация повторится?»
Правило 7
• Понимая, что у вас нет шансов избежать разговора с
активным отцом, которому всё не так, привлекайте
коллег, которые так же ведут уроки в вашем классе,
администрацию, психолога.
Правило 8
• Если разговор перестаёт быть мирным, не
продолжайте его. Можете сказать: «Извините, но
сейчас мне необходимо идти. Я буду готова
вернуться к данному разговору в следующий раз».
Разговор на повышенных тонах не может быть
конструктивным. ТОНКОСТИ ОБЩЕНИЯ С КОНФЛИКТНЫМ РОДИТЕЛЕМ
Хорошо было бы, если будущим учителям читали курс «Конфликтология»
ещё во время обучения в педагогическом институте. И чтобы на этот курс
выделяли много часов. Потому что эта дисциплина – одна из сложнейших в
подготовке учителей. Нет, я совсем не хочу сказать, что школа – это место, где
возникает много конфликтов. Просто именно в школе необходимо уметь не
вступать в конфликт, а умело из него выходить. И учить этому детей.
Ведь что происходит, когда отец приходит к учителю «разбираться»?
Отец предъявляет претензии к качеству образовательных и воспитательных
услуг: не так учит, не так проверяет, не так оценивает, не то говорит, не так
требует. А нам, учителям, психологам и администрации необходимо научиться с
этими заслуженными и совсем незаслуженными претензиями работать. Иногда
бывает очень сложно вести подобную беседу, которая состоит исключительно из
претензий. Вопервых, потому что тон такого разговора чаще всего вначале
бывает повышенным. А если на тебя кричат, то о чём здесь можно договориться,
в чём убедить?
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: Правило 1
• Самое главное: если родитель повышает голос, прекратите беседу.
Предложите ему говорить спокойно или перенести разговор на то
время, когда он успокоится.Слушая жалобы родителей, я
неоднократно обращала внимание на то, что в словесном потоке
очень трудно выделить то, что собственно является проблемой.
Поэтому, общаясь, пытайтесь сжато записывать то, что говорит
отец, и не стесняйтесь уточнить: «Вы это имели ввиду? Я правильно
вас поняла? Вы недовольны тем, что…»
Правило 2
• Не настраивайте родителей против ребёнка. Сами понимаете: если
вы вызываете родителя и жалуетесь, чего ребёнок «не сделал»,
«хулиганил», «огрызался», то родительская агрессивная реакция в
адрес ребёнка вполне понятна. А вот можете ли вы предусмотреть
силу этой реакции? Вы просто пожаловались, а какой эффект вашей
жалобы? Вдруг ребёнку придётся совсем несладко?
Правило 3
• Родителей тоже надо хвалить!Я заметила такую странную вещь:
поводов для того, чтобы поругать и придраться к маме и папе, у
школьных сотрудников всегда есть множество. А вот похвалить –
только один или два, и то както всё время об этом забывается.
Почему так происходит? Всё просто и одновременно сложно.
Учителя спешат в те короткие минуты, когда им удаётся вызвать
папу или маму к себе на приём, быстрее решить «насущные»
вопросы. Вот и получается, что на мам и пап валится волна
негатива. А ведь запоминается первое и последнее. Поэтому
начинать разговор и завершать его лучше с позитивной информации.
Тогда и впечатления о разговоре с учителем у родителей останется
хорошее, и конфликтов будет намного меньше.
Правило 4
• Задавайте родителям вопросы. Беседа учителя и родителя – это всё
таки двустороннее общение. А когда двое людей общаются, то
важно, чтобы собеседник чувствовал ваш искренний к нему интерес.
Понятно, что ваша беседа будет вращаться вокруг ребёнка, и всё
таки не игнорируйте простое правило: человеку нравится, когда его
персоной интересуются. Поэтому поставьте несколько вопросов:
«Как дела на работе? Как вы отдохнули? Как младший ребёнок?
Что нового?» Вопросы должны быть не просто искренними, а
такими, отвечая на которые человек почувствует себя значимым и
положительно настроится на беседу. ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Никогда не жалуйтесь на детей.
«Ну а как же родители узнают, что в ребёнке чтото не так? – спрашивают
учителя. – Как это – не жаловаться? Мы и так не жалуемся, а как бы сказать,
доводим до сведения».
Учительские жалобы могут стать причиной агрессии в семье по
отношению к ребёнку. И, как следствие, причиной детской агрессии и низкой
самооценки.
Всегда найдётся повод, чтобы похвалить ребёнка и родителей.
Обратите внимание на то, что чаще всего родители идут в школу, чтобы
выслушать претензии, замечания, одним словом, негатив – и всё о своём
любимом ребёнке. Почему мы, учителя, говорим только лишь о плохом, ведь
детей, плохих на все 100%, просто не существует. Например, Лиза срывает
уроки математики, зато на русском языке она первая ученица. Но мы же
говорим лишь об уроках математики, почемуто забывая в этот момент, что
Лиза работает на любимом уроке лучше всех своих одноклассников.
Не перекладывайте на родителей свою работу.
Например, не хочет ребёнок в школу ходить, и у вас руки опускаются,
потому что вы, учитель, не понимаете, что вам делать с таким ребёнком.
Уговаривали, двойки ставили, со школы грозились выгнать – ничего не помогает.
Значит необходимо бить во все колокола и вызывать родителей. А что
родители? Они, как правило, работают, причём много. Средний рабочий день
среднестатистического родителя длится приблизительно с 9 утра до 6 вечера.
Получается, что с 7 до 9 вечера отец должен и мотивацию у ребёнка
положительную сформировать, и с уроками помочь разобраться, и спортом
позаниматься, и книжку почитать. А в реальной жизни в это время обычно еле удаётся успеть ужин на быструю руку, быстро просмотреть тетради с домашним
заданием и поставить несколько вопросов по теме «Как прошёл сегодняшний
день?». Поэтому каждый учитель должен понимать, что наибольшая нагрузка
достаётся ему, ведь его для того и учили, чтобы он воспитывал детей. В нашей
профессии воспитание всётаки первичное …
В сложной ситуации постарайтесь поставить себя на место родителя.
Осуждать, сами понимаете, самое простое. А если у ребёнка родители
разводятся или ктото из домашних больной или остался без работы? Кроме
того, необходимо всё время помнить, что их, родителей, вообще никто не учил
воспитывать детей, поэтому может и не получается.
Лучше поддерживать с родителями спокойные, доброжелательные и
нейтральные отношения, чем конфликтовать или наоборот, дружить с
ними.
Иногда так бывает – родитель оказывается не просто хорошим человеком,
но и приятным собеседником. И пообщаться с ним приятно, и интересы есть
общие. Всё дело в том, что уже вскоре дружеские отношения начинают
вмешиваться в нашу работу. А конфликтовать вообще никогда не следует. И
здесь не нужно никаких объяснений.
Представьте себе, что это ваш собственный ребёнок.
Если вдруг у вас не складываются взаимоотношения с кемто из детей, что
же, лучший способ найти решение и сформировать своё правильное отношение к
проблеме – представить, что тот ребёнок, который учиться совсем плохо, грубит
учителям или систематически не выполняет домашних заданий, это ваш
собственный ребёнок. А ещё представить себе, что есть какойто учитель, с
которым у ребёнка взаимоотношения не складываются, который ставит низкие
оценки. Очень помогает. Следует понять, что именно родители дают ребёнку
самое главное – ЛЮБОВЬ, которая для него самая важная в мире. Необходимо осознать, что учитель – это помощник родителей, а не главное лицо
воспитательного процесса.
У меня в классе динамика межличностных отношений всегда
положительная. За свой 22летний стаж работы жалобы со стороны
родителей на неправомерные действия классного руководителя не
поступали. Чего желаю всем коллегам. Учитесь находить общий язык с
родителями!
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Консультация "Учитель и родители"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.