Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
дефектология
Взрослым
30.01.2017
Не секрет, что основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками у ребёнка должно быть хорошее умственное развитие. Тестирование и обследование психолога пока-зывают, что уровень развития у детей не всегда достаточно высок.
Как же учителю помочь таким детям? Как сделать, чтобы учение для этих детей стало не тяжёлой обязанностью, а радостью?
Коррекционная работа вначальной школе.doc
Коррекционная работа в начальной школе
Не секрет, что основой для успешного овладения школьными
знаниями, умениями и навыками у ребёнка должно быть хорошее
умственное развитие. Тестирование и обследование психолога
показывают, что уровень развития у детей не всегда достаточно высок.
Как же учителю помочь таким детям? Как сделать, чтобы учение
для этих детей стало не тяжёлой обязанностью, а радостью?
Начиная работу в классе, в котором есть дети, нуждающиеся в
коррекционной поддержке, учитель должен полностью пересмотреть
методы своей работы. Задания, предложенные учителем, вызывают у
«особенных» детей массу затруднений, поэтому подход к ним должен
быть иным.
Остановимся на некоторых коррекционных упражнениях и
заданиях Эти упражнения нужны для того, чтобы помочь детям учиться
Возникает вопрос: «При помощи каких средств и методов
сделать обучение увлекательным?» Загадки, лабиринты, ребусы, игры
«Лото», «Домино», «Третий лишний», «Узнай меня» и другие;
грамматические сказки, цепочки, шарады, фонетические зарядки и
многое другое помогут детям восполнить пробелы и усвоить школьную
программу.
Вот примеры упражнений, которые можно использовать на
уроках.
Итак, мы знаем, что успешность обучения в школе во многом
определяет уровень развития внимания. Значит, учителю особенно
важно развивать и тренировать внимание у детей.
1. На уроке математики в 1 классе на наборное полотно
выставляются картинки: заяц, утка, кот, поросёнок. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки и закрыть глаза. Учитель
добавляет ещё одну картинку, дети должны заметить, что картинок
стало больше. Вариантов заданий здесь много: убрать 1 (или несколько)
картинку, заменить другой, поставить в новом порядке и т.д. Детям
такие задания нравятся, а раз интересно, они стараются сосредоточить
своё внимание. Такие задания тренируют внимание и являются хорошим
переходным мостиком от одного вида работы к другому.
2. Или другое задание. После того, как выучили счёт до 10,
предлагаем рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий.
Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа).
Ребёнок должен назвать номер линии слева, затем проследить за ней до
конца и назвать номер справа.
Как вариант – можно использовать на одном конце цифры, а на
другом буквы. Зашифрованное слово может быть названием следующего
задания на уроке (разминка, диктант и т.д.)
3. В 1 классе можно использовать и такое упражнение на
тренировку распределения внимания. Даётся таблица (сначала простая,
затем усложняя). Дети должны как можно быстрее находить, называть и
показывать от 1 до 10, 25…Более трудное задание: найти и назвать все
числа подряд, пропущенные записать и т.д.
4. Сосчитай фигуры:
сколько нарисовано кружков, квадратов, треугольников,
прямоугольников?
На сколько кружков больше, чем треугольников?
Что можно сказать о числе прямоугольников и
треугольников?
Назови фигуры, которые находятся внутри круга и в квадрате. Вне круга, но в квадрате.
5. Нарисуй 10 кружков. Заштрихуй красным карандашом третий,
седьмой и девятый круги (Задание повторяется 1 раз).
Заданий, которые можно использовать на уроке математики очень
много, и я не буду перечислять их все.
На уроках обучения грамоте ученики изучают новый звук.
Учитель предлагает детям найти в классе все предметы, которые
начинаются с нового звука. Аналогичное задание можно предложить и во
2, и в 3 классах. Например, на уроке математики дети должны назвать
все термины на букву «с» (слагаемое, сумма, состав и т.д.). На
природоведении – животных на букву «м»…
Полезны детям и такие упражнения. Например, зачеркни все
буквы «д». Какое слово получится?
Дддсддддуддфддддфдддидддкддсддддды (суффиксы)
Дать небольшой текст (газетный или журнальный) и предложить,
просматривая каждую строчку, зачеркнуть какуюлибо букву (например
«а»). Взаимопроверка.
Или: в каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «к» –
подчеркни…
Спрятаться могут как слова, так и фразы:
Пертлсмпимябрнгждщсуществительноемпнкцэтобскцчастьлнгмщр
ечи
(имя существительное – это часть речи)
Сколько раз в стихотворении упомянуто слово «сто»?
У простого сторожа – не просторный дом:
Часто в нём стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног И столичной ваксой чистит сто сапог…
«Играем в прятки». Найди спрятавшихся животных.
Была гроза, я целый день не открывал от страха глаз.
Смотрите! Лён около ив, как голубой ковёр красив.
Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
И т.д.
«Звук заблудился».
Мы собирали васильки, на голове у нас щенки (венки).
Пугал крестьян с окрестных сёл паривший в воздухе осёл (орёл)
И т.д.
«Пословицы шутят».
Голод – не щётка.
Ус хорошо, а два лучше.
Не зная броду, не суйся в моду.
И т.д.
Учитель называет разные слова: стол, чашка, карандаш, воробей,
волк…
Ученики слушают и хлопают в ладоши, когда встречают слово,
отвечающее на вопрос «кто?» (глагол, прилагательное, существительное
единственного или множественного числа и т.д.) То есть слова берутся в
зависимости от изучаемой на уроке темы и уровня подготовки класса.
Перечень заданий на внимание можно продолжить. Важно
использовать их на всех уроках.
Не менее важны задания, тренирующие память.
1.
Учитель показывает на 345 секунд картинки, потом
закрывает их и задаёт вопросы: «Что видели? Кто запомнил?»
Ученики повторяют эти слова, а когда выучат буквы, могут записывать их. Сначала берутся 3 слова по одной теме (волк, лиса,
заяц), а потом не связанные по смыслу слова. С каждым уроком
число слов возрастает (до 10).
Так тренируется механическая память.
2.
Показ карточки со словом учителем (молча). Ученики
посмотрели, запомнили, написали.
3.
На уроке математики игра «Молчанка» в устном
счёте. В 3 – 4 классах можно проводить диктанты математических
терминов.
4.
Для тренировки слуховой памяти предлагаются пары:
дерево – доска, шум – вода, река – мост, учитель – школа и т.д.
Учитель читает все пары, а потом только одно слово. Ученики
вспоминают и записывают второе слово – пару. Проверку можно
проводить в парах с использованием КСО. В 4 классе задания
усложняются. Можно давать тройки слов, фразы, диктовать их
потом не по порядку.
Предлагаю задание для 4 класса. Учитель диктует 5 троек слов
и 5 фраз. Дети запоминают, а потом по первому слову дописывают
слова или фразу.
Охотник, медведь, берлога
Весна, солнце, ручьи
Река, рыболов, уха
Праздник, песня, веселье
Чтение, глаза, книга
Барабан (висел на стене)
Пчела села на цветок
Грязь (причина болезней) В комнате (очень жарко)
Трусость – (низкий поступок)
Используя задания для развития вычислительных навыков,
воображения,
наблюдательности,
внимания,
мышления,
пространственных представлений,
учитель делает обучение
увлекательным, значит, дети меньше утомляются и учатся с
удовольствием.
Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Консультация учителя-дефектолога "Коррекционная работа в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.