Консультация учителя-логопеда на тему: "Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]" направлена как педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, так и родителям. Вниманию читающих представлены наиболее распространенные нарушения произношения звуков [ш], [ж] у детей, а также артикуляционный уклад при норме произношения. Даны четкие рекомендации по постановке и автоматизации звуков в речи детей.
Консультация Как поставить ребенку трудные звуки Ш-Ж.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация учителялогопеда
«Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»
Подготовила:
Учительлогопед МБДОУ «Детский сад №9»
Львова Инна Владимировна Задача логопеда – помочь родителям в формировании правильного произношения
звуков, рассказать о том, в каком возрасте и с чего следует начинать работу над
исправлением неправильного произношения, при условии, что у ребенка нет отклонений
в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие
передних зубов, высокое твердое небо).
Конечно, отсутствие в речи звуков [ш], [ж] трудно не заметить. Появляются они
позже свистящих ([с], [з]) звуков. Можно ли ускорить их становление и как избежать
дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти
вопросы.
Шипящие звуки сложны для постановки и автоматизации в домашних условиях. От
родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия
напрасны, и у вас ничего не получится. Главное методично продолжать начатую работу.
Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут.
Занятия обязательно проводятся в форме игры соревнования. Чтобы поставить и
автоматизировать эти звуки в прямых и обратных слогах может понадобится около
трёх месяцев, а может и больше.
Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков?
Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?
Недостаток произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом.
Замещение звука другими звуками (С, Т) называется парасигматизмом
Варианты неправильного произношения звуков ш, ж.
Различают следующие виды сигматизма:
Межзубно боковой сигматизм кончик языка попадает между передними
зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык
разворачивается набок.
Боковой сигматизм оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов,
отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется
в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.
Губно зубной сигматизм губы вытягиваются вперед, верхние резцы
прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится
звук близкий к Ф. (В при произношении звука Ж.)
Щечный сигматизм язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки.
Смягченный звук [ш] — получается при нижней артикуляции или если кончик
языка приближен к передним зубам.
Носовой сигматизм (гнусавость) — мягкое небо опускается и воздух попадает в
носовую полость. 1. Подготовка артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для их
появления основательную базу. Как это сделать? Начать работу следует с
артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок
должен научиться поднимать широкий язык к альвеолам, удерживать его в этом
положении. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не
нуждается в зрительном контроле.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие
правила:
Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.
Нельзя принуждать ребенка заниматься. Нужно это делать в форме игры,
интересной для ребенка.
Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.
избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.
Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки
шипящих звуков:
1. «Накажем непослушный язычок» язык на нижней губе и, пошлёпывая его
губами, произносить: «Папапа».
2. «Лопатка» приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так,
чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык
неподвижен, спокоен.
3. «Вкусное варенье» широко открыть рот и широким кончиком языка слизать с
верхней губы воображаемое варенье.
4. «Качели» широко открыть рот, поднимать язык к носу и опускать к
подбородку.
5. «Маляр» широкий кончик языка «красит» «потолок» во рту от зубов к
горлышку.
6. «Чашечка» широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.
Проделывая эти упражнения (от 2 недель до месяца), ребёнок научится управлять
своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к
произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность
артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы,
язык, нижнюю челюсть! Произношение звуков при правильном варианте.
При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между
зубами 45 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или
альвеолам, имеет форму «ковша». Боковые края языка прижаты к верхним коренным
зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки
разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между
задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом.
При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих,
напоминающий шипение.
При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, но добавляется голос.
Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым
нёбом меньше, чем при образовании [ш].
Приемы постановки звуков [ш] и [ж].
Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].
1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].
Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к
верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох
можно ощущать на приставленной ко рту ладони.
Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь,
скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий
звук сначала перейдет в С, затем — в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так
«шипит змея».
Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу.
2. Постановка от звука [с]
Произнести долгий звук (сс) или слог СА , в этот момент приподнять кончик
языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится
звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка,
предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».
3. Постановка от звука [р] нужно затормозить вибрацию кончика языка с
механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать
артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и
послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при
громком — жа.
4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув
шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука С — сс.
Звук [Ж] ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении,
но он может быть поставлен и от звука [З], как [ш]от [с] Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных
фразах, предложениях, текстах.
Автоматизация (закрепление) звука [ш]
1. Сначала в прямых слогах: ША ШИ ШЕ ШО ШУ
Словах: ША шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша.
ШИ шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши.
ШО шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок.
ШУ шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить.
ШЕ шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть.
Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык.
Закрепить в чистоговорках:
ША ША ША — наша каша хороша
ШИ ШИ ШИ — мыши бегут в камыши
ШУ ШУ ШУ — шубу я ношу
В скороговорках:
У малышки на лбу шишка.
Луша у душа мыла шею и уши.
В потешках:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
2. Затем в обратных слогах:
АШ ИШ ЫШ ОШ УШ
В словах: АШ башня, чашка, букашка, карандаш.
ИШ вишня, молчишь, шумишь, гудишь.
ЫШ вышка, мышка, пышка, камыш.
ОШ кошка, мошка, окошко, ладошка.
УШ душ, ушки, мушка, пушка, подушка.
В чистоговорках:
АШ АШ АШ шалаш ОШ ОШ ОШ грош
ЫШ ЫШ ЫШ — малыш
В потешках:
Мышка полем шла,
Мышка грош нашла,
Мышка шило купила,
Мышка валенки подшила.
В скороговорках:
Тимошка Тимошке
Крошит в окрошку крошки.
Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.
Сочинять чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите
словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких
стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках.
В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными
звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.