Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»
Оценка 4.8

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Оценка 4.8
Памятки +1
docx
родителям
Детсад
06.02.2017
Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»
Консультация учителя-логопеда на тему: "Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]" направлена как педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, так и родителям. Вниманию читающих представлены наиболее распространенные нарушения произношения звуков [ш], [ж] у детей, а также артикуляционный уклад при норме произношения. Даны четкие рекомендации по постановке и автоматизации звуков в речи детей.
Консультация Как поставить ребенку трудные звуки Ш-Ж.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9»  Энгельсского муниципального района Саратовской области Консультация учителя­логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?» Подготовила: Учитель­логопед МБДОУ «Детский сад №9» Львова Инна Владимировна Задача логопеда – помочь родителям в формировании правильного произношения звуков,   рассказать   о   том,   в   каком   возрасте   и   с   чего   следует   начинать   работу   над исправлением неправильного произношения, при условии, что у ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо). Конечно, отсутствие в речи звуков [ш], [ж] трудно не заметить. Появляются они позже свистящих ([с], [з]) звуков. Можно ли ускорить их становление и как избежать дефектного   произношения   звуков?   Попробуем   дать   самые   общие   ответы   на   эти вопросы. Шипящие звуки сложны для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей   потребуется   масса   терпения.   Порой   будет   казаться,   что   все   усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия  обязательно  проводятся   в  форме  игры ­  соревнования.  Чтобы  поставить   и автоматизировать эти звуки в прямых и обратных слогах может понадобится около трёх месяцев, а может и больше. Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков? Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»? Недостаток произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом. Замещение звука другими звуками (С, Т) называется парасигматизмом Варианты неправильного произношения звуков ш, ж. Различают следующие виды сигматизма: ­ Межзубно   ­   боковой   сигматизм ­   кончик   языка   попадает   между   передними зубами,   а   один   край   отрывается   от   коренных   зубов   и   поэтому   весь   язык разворачивается набок. ­ Боковой сигматизм ­оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук. ­   Губно   ­   зубной   сигматизм   ­   губы   вытягиваются   вперед,   верхние   резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к Ф. (В при произношении звука Ж.) ­ Щечный сигматизм ­ язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки. ­ Смягченный звук [ш] — получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам. ­ Носовой сигматизм (гнусавость) — мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость. 1. Подготовка артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для их появления   основательную   базу.   Как   это   сделать?   Начать   работу   следует   с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен   научиться   поднимать   широкий   язык   к   альвеолам,   удерживать   его   в   этом положении. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле. Прежде   чем   начать   заниматься   с   ребенком,   необходимо   знать следующие правила:   Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый. Нельзя принуждать ребенка заниматься. Нужно это делать в форме игры, интересной для ребенка. Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз. избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.   Вот базисные   артикуляционные   упражнения для   успешной   постановки шипящих звуков: 1. «Накажем непослушный язычок» ­ язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па­па­па». 2. «Лопатка» ­ приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен, спокоен. 3. «Вкусное варенье» ­ широко открыть рот и широким кончиком языка слизать с верхней губы воображаемое варенье. 4.   «Качели»   ­ широко   открыть   рот,   поднимать   язык   к   носу   и   опускать   к подбородку. 5.  «Маляр»  ­   широкий   кончик   языка   «красит»   «потолок»   во   рту   от   зубов   к горлышку. 6. «Чашечка» ­ широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Проделывая эти упражнения (от 2 недель до месяца), ребёнок научится управлять своими   артикуляционными   органами,   основательно   подготовит   мышцы   языка   к произнесению   шипящих   звуков.   Для   этих   звуков   очень   важна   подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть! Произношение звуков при правильном варианте. При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами  4­5  мм.   Кончик   языка   поднят   по   направлению   к   началу   твердого   нёба   или альвеолам, имеет форму «ковша». Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;   нёбная   занавеска   поднята   и   закрывает   проход   в   нос.   Голосовые   складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение. При   образовании   звонкого   [ж]   та   же   артикуляция,   но   добавляется   голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш]. Приемы постановки звуков [ш] и [ж]. Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж]. 1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш]. Ребенок   открывает   рот,   делает   из   языка   «чашечку»   и   прислоняет   ее   край   к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони. Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем — в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея». Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу. 2. Постановка от звука [с] Произнести долгий звук (с­с) или слог СА , в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?». 3.   Постановка   от   звука   [р] ­   нужно   затормозить   вибрацию   кончика   языка   с механической   помощью   (шпателем)   или   словом   «стоп!»,   предложить   удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать,   что   получилось.   При   шепотном   произнесении ра слышится ша, а   при громком — жа. 4.  В   исключительных   случаях   можно   поставить   нижний   звук   [ш],   отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука С — с­с. Звук [Ж] ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [З], как [ш]от [с] Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях, текстах. Автоматизация (закрепление) звука [ш] 1. Сначала в прямых слогах: ША ­ ШИ ­ ШЕ ­ ШО ­ ШУ Словах: ША ­ шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша. ШИ ­ шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши. ШО ­ шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок. ШУ ­ шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить. ШЕ ­ шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть. Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык. Закрепить в чистоговорках: ША ­ ША­ ША — наша каша хороша ШИ ­ ШИ ­ ШИ — мыши бегут в камыши ШУ ­ ШУ ­ ШУ — шубу я ношу В скороговорках: У малышки на лбу шишка. Луша у душа мыла шею и уши. В потешках: Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая. Маша чернобровая. 2. Затем в обратных слогах: АШ ­ ИШ ­ ЫШ ­ ОШ ­ УШ В словах: АШ ­ башня, чашка, букашка, карандаш. ИШ ­ вишня, молчишь, шумишь, гудишь. ЫШ ­ вышка, мышка, пышка, камыш. ОШ ­ кошка, мошка, окошко, ладошка. УШ ­ душ, ушки, мушка, пушка, подушка. В чистоговорках: АШ ­ АШ ­ АШ ­шалаш ОШ ­ ОШ ­ ОШ ­ грош ЫШ ­ ЫШ ­ ЫШ — малыш В потешках: Мышка полем шла, Мышка грош нашла, Мышка шило купила, Мышка валенки подшила. В скороговорках: Тимошка Тимошке Крошит в окрошку крошки. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка. Сочинять чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания,   затем   – предложения,   и,   наконец, тексты.   Тексты   простеньких стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках. В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация учителя-логопеда «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017