/консультация/
Почему дети знают правила, но делают ошибки? Этот вопрос часто волнует родителей и учителей, и самих детей.
Умение находить орфограммы традиционно формируется по мере накопления учащимися соответствующих знаний по грамматике. Пока учащиеся работают над правописанием безударной гласной в корне, они не обращают внимания на правописание безударных гласных в окончании, приставке, суффиксе. В результате дети учатся писать наугад, полагаясь на интуицию.
Особенно много ошибок допускается при написании диктантов и творческих работ. Почему же так происходит? При написании диктанта ребенок находится в ситуации, когда на него идет поток слов и к каждому из них необходимо в считанные секунды применить определенное правило. На чем же основывается грамотное письмо? Для этого необходимо построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов. Такая схема находится у каждого учащегося.
И так от слова к слову. Все знания должны быть доведены до автоматизированного навыка. Не зная частей речи, ребенок не сможет правильно написать окончание, так как окончания у каждой части речи пишутся по своему правилу. Не умея разбирать слова по составу, нельзя правильно написать корень, приставку, суффикс. Таким образом, если один из этапов пропущен, то неизбежно появляются ошибки. Поэтому знать правило – это еще не все. Проблема в другом, необходимо знать алгоритм написания слова. Не зная последовательных рассуждений, ребенок не может найти и ошибки. Принцип нахождения ошибок тот же. Составляем алгоритм вместе с детьми, работаем устно, и сразу видно, где есть пробелы в знаниях.
Формирование грамотного письма – результат длительной и систематической работы. Упражнений, которые даются в наших учебниках, недостаточно, чтобы сформировать у детей навыки грамотного письма. Обычно встречаются такие задания как:
- вставить пропущенные буквы;
- подобрать проверочное слово;
- объяснить выделенную орфограмму;
Каждое из этих заданий не требует особых усилий, орфографическая задача четко определена. Но в диктанте или в творческой работе ученик должен сам определить эту задачу и сам решить, где и что писать.
Так как диктант является одним из основных способов проверки орфографической зоркости письма школьников,
то перед написанием диктанта должна быть обязательно мотивация, учащиеся должны осознавать, зачем он слушает то, что ему диктует. Зачастую мыслительная деятельность учеников хаотична и, малоэффективна. При чтении, я обычно предлагаю определить есть ли в тексте вопросительные или восклицательные предложения. В конкретной синтаксической конструкции возможно даже занести эти сведения на отдельный лист бумаги, отмечая либо какое – то ключевое слово, либо их количество значками; также ученики обращают внимание на присутствие в тексте имен собственных, особенно географических названий, которые хорошо заметны в контексте, эти слова также можно занести в «шпаргалку»;
Следующий этап, главной задачей которого является осмысление конкретной синтаксической конструкции: простая или сложная, есть ли однородные члены предложения, для которых характерна интонация перечисления. При слушании части предложения следует, во-первых, определить количество слов, разобраться в предлогах, приставках и союзах, а во - вторых, сконцентрировать внимание на грамматических связях слов, т.е. на окончаниях. При записи части предложения поле размышлений суживается до одного слова. И только на этом уровне следует думать об орфографии.
Так, услышав часть предложения, учащийся раскладывает его на цепочку слов. Выделяет первое слово, остальные отправляет в оперативную память. В выделенном слове он должен:
1.Обнаружить орфограммы:
-проговорить слово «для себя» и прослушать его каждый звук;
-выделить опасное место (орфограмму);
2. распознать орфограмму:
=-понять тип орфограммы – безударный гласный, парный согласный, сочетание ЧК, ЧН и прочие;
-определить место орфограммы – в приставке, корне, суффиксе или окончании;
3 выбрать соответствующую программу решения орфографической задачи;
4.реализовать выбранную программу действий:
- устно выполнить соответствующие орфографические действия;
- написать слово, орфографически четко проговаривая его. Затем следующее слово и так далее. Далее идет проверка написанного диктанта. Этот процесс индивидуален. Задача учителя – вооружить ученика развернутой системой действий, а дальше уже ребенок будет развиваться самостоятельно. Иногда практикую диктант на два урока. На первом уроке пишут диктант, а дня через два даю на проверку, и не беда, что они уже знают написание трудных слов, или ребенок заглянет в словарик, главное, что он запомнит, как пишется слово
Как правило, начало формирования орфографической зоркости относят к периоду обучения русскому языку, когда вводится классификация гласных и согласных, считаю, что это уже поздно. Я начинаю эту работу в период обучения грамоте. Знакомя ребят в этот период с опознавательными признаками орфограмм, ребята сами ставят перед собой орфографические задачи.
В этот период учащиеся четко уясняют: парный согласный четко слышится, если после него стоит гласный. К этому выводу легко прийти, анализируя чтение слогов. Например, изучив первые гласные А, И, О, У, Ы и согласные Н –Н, даю следующее задание:
НА АН
НО ОН
НЫ ЫН
НУ, УН
НИ ИН
1. Прочтите первый столбик.
2. Какой слышится согласный?
3. Почему слог НИ в первом столбике произносится мягко?
4. Прочтите второй столбик. Какой согласный звук вы слышите?
5. От чего зависит мягкость и твердость согласного звука?
В это время начинается классификация гласных и согласных звуков.
Второй этап – когда объединяются парные согласные.
1 2 3 4 5
ЗА АЗ АЗО АЗК СКАЗКА _ СКАЗОЧКА
ЗО ОЗ ОЗО ОЗК ПОВОЗКА-ПОВОЗОЧКА
ЗЫ ЫЗ ЫЗО ЫЗК НИЗКО – НИЗОК
ЗИ ИЗ ИЗО ИЗК УЗКИЙ – УЗОК
Предлагаю прочитать первый и второй столбики. Дети уже знают, что гласные А, О, У,Ы обозначают твердость, а «И «– мягкость согласных звуков на письме.
После чтения первого и второго столбиков задаю вопрос:
В каком из столбиков (з) слышится четко?
- А во втором?
- Давайте прочтем третий столбик ((з) слышится четко)
- Прочтем четвертый столбик (здесь слышим (с)
- В чем же дело? Приходим к выводу, что после (з) стоит согласный.
- Прочтем слова в пятом столбике слева: послушайте, как звучит согласный звук (з). Отвечаем, что приглушенно, как будто звучит (с).
Таким образом, делаем вывод, что согласный звук нечетко слышится перед глухими согласными. Тогда на «помощь можно позвать родных» родственные слова (в пятом столбике справа). Такая работа проводится в течение нескольких уроков. Дети занимаются исследованием каждого нового звука, понимая, что согласные звуки не всегда четко произносятся, лишь гласный звук позволяет четко услышать согласный.
Также в период обучения грамоте использую несколько развивающих упражнений:
1.Ука –
УКА – КА
УКАЗОЧКА
В этом столбике записаны родственные слова. Давайте докажем, какую букву надо вставить в конце слова и перед буквой К. (З), так как в последнем слове согласный слышится четко перед гласным).
Сорока
Сорока
Сорока.
Выбери, в каком слове стоит правильно ударение. Произнеси.
Использую такую работу, как зрительный диктант во 2 классе. Берем небольшой абзац из текста.
1.Сначала читаем первое предложение, соблюдая нормы орфоэпии.
2.Указываем все изученные орфограммы.
3.Затем текст закрываем, записываем предложения в тетрадях.
4. Открываем текст, и дети самостоятельно проверяют свои записи и исправляют ошибки зеленой ручкой.
5. В конце предложений ставят себе оценку той же зеленой ручкой.
Такие диктанты я провожу почти на каждом уроке русского языка. Результат налицо. У учеников резко снизилось количество допускаемых ошибок,
При изучении темы «Родственные слова» использую задания такого вида:
1. Выделите» родственника с указательным пальцем»:
а) садовник, сад, садовый, садик;
б) часы, час, часовщик, часики, часовой;
в) лиса, лисий, лисичка, лес;
г) снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка;
-Определите, на что он указывает?
2. Расселите «родственников» в домике Е, И, Я:
-п. терка, п. чет, п. сать, п. так, п. чник, п. сьмо, п. сатель.
3. В домике «О» живет семья из трех слов. «Родственник с указательным пальцем» - море. Назовите остальных членов семьи (морской, моряк). Почему они «родственники»?
4. Определите, в каких домиках живут слова с пропущенными буквами. Почему они произносятся одинаково, а живут в разных домиках?
Серый волк в густом л. су
Встретил рыжую л. су.
6. Соберите «родственников» на семейный ужин. В каком домике они соберутся? Почему?
а) Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка.
б) Пред глазами конный ряд;
Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые.
в) Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых.
7. Зачем нужно уметь собирать «родственников»? (Они помогают объяснить значение слова; все «родственники» пишутся одинаково; есть «родственник», который указывает, какую букву безударного гласного надо писать).
Задания с группами родственных слов можно включать в пятиминутки в начале урока, а также дополнять упражнения по теме урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.