"Проблемы развития орфографической зоркости"
Оценка 5

"Проблемы развития орфографической зоркости"

Оценка 5
docx
13.06.2023
"Проблемы развития орфографической зоркости"
Проблемы развития орфографической зоркости.docx

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

 

 Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Но что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?

Если не скорректировать этот процесс, не помочь малышу в начальной школе, то к среднему школьному возрасту можно получить безграмотные работы по русскому языку, нелюбовь к творческим заданиям, касающиеся письма, а также неразвитую устную речь.

Убеждена, что актуальные орфографические проблемы обусловлены тем, что отсутствие орфографической зоркости является основной причиной орфографической слепоты младшего школьника.

Почему я выбрала эту тему?

У детей создаётся иллюзия, что оценки по русскому языку ставятся исключительно за орфографическую грамотность. Из – за боязни допустить ошибку, дети теряют веру в себя. Русский язык вызывает у них отрицательные эмоции. Поэтому для меня важно так организовать учебный процесс, чтобы этот предмет приносил удовлетворение, пробуждал интерес.

Над данной темой работаю уже 3-й год. Но это не значит, что работа по развитию орфографической грамотности началась сейчас. Мой опыт имеет свою долгую историю в течение 38 лет. Поэтому, выбирая тему, была определена цель, задачи и особенности этой темы.

ЦЕЛЬ:

повышение грамотности учащихся начальных классов.

 

ЗАДАЧИ: формирование орфографических навыков через развитие познавательных -

интересов к предмету;

формирование умений грамотного письма, грамотной речи;

учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;

отработка основных орфографических правил;

в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографические правила на практике;

развитие устной и письменной речи;

развитие вербальных и невербальных функций, развитие различных видов памяти;

обогащение словарного запаса учащихся.

ОСОБЕННОСТИ:

1. Тема направлена на изучение основных орфограмм русского языка и создание фундамента для грамотного письма.

2. В процессе обучения ребёнок использует не только орфографическую нагрузку, но и познавательную -

3. Работа над темой захватывает не только уроки русского языка, но и другие предметы начальной школы.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика.

Обучение русскому языку должно держаться на 3 китах:

Главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем народного образования.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

              Рождественский Н.С. писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

                    Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

2) обучение правописанию на основе запоминания;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

                Орфографическую работу необходимо реализовывать через:

1) углубление познавательных интересов;

2) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

3) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

4) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе4

5) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

6) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

7) организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные различия очень велики.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.

Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например,

Проверь!

1.Не пропустил ли ты буквы?

2.Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?

3.Не уверен, спроси у учителя.

Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.

Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Немалый интерес представляет обучение вообще без изучения правил – на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без правил» удаётся лишь в редких случаях.

В 3 классе продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, решение орфографических задач, построение алгоритмов орфографических действий.

Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и обобщённое, и индивидуальное знание об уровне умений учащихся:

1) срез орфографической зоркости: какой процент орфограмм на изучение темы видит и правильно определяет третьеклассник в тексте, хорошо понятом по содержанию, определённого объёма и за определённый отрезок времени ( при устной работе – 100 слов текста, взятого из учебника по чтению – не более 15 минут, при письменной – до 30 минут);

2) срез лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм типа звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова; с этой целью даётся по 5 слов на ту и другую орфограммы и учащиеся при письменном выполнении задания за 10 минут должны подобрать как можно больше проверочных слов, затем произвести подсчёты (10 проверочных слов – минимальный уровень);

3) срез грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (30 слов за 10 минут);

4) классификация ошибок, допущенных школьниками через месяц в диктантах, изложениях, сочинениях:

Алфавитные Графические Противоречащие

фонетической и графической системе написания Написание на основе понимания значений.  На основе подбора проверочных слов.  Прочие.

Соединения букв Высота букв Жи-ши, Начало и конец предложения, Безударные гласные Предлоги и приставки

Пропуск Нечёткость написания Ча-ща. Имена собственные. Парные согласные. Не с глаголом.

Замена Чу-щу. Непроизносимые согласные. Окончания.

Перестановки ЧК, чн, нч

Искажения Ь – после шипящих

 

Диагностика проверочных работ необходима для того, чтобы скорректировать

материал для повторения, подобрать дидактические задания, выполнять дифференцированные практические задания с постепенным наращиванием трудностей, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющими цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости. Эти виды занятий помогают обогащению словарного запаса, систематизации знаний учащихся.

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки, помогающие детям найти ошибки.

Проработав более 30 лет в начальной школе, выработалась своя методика преподавания русского языка, на шлифовку, которой ушли годы, и только теперь она используется в полном объёме.

Вся моя методика из трех основных составляющих:

 

1.Система подачи знаний.

Одна из основных тем, изучаемых в начальной школе – правописание безударных гласных. Но как можно правильно объяснить на доступном уровне эту тему, если у учащихся нет понятия о составе слова. А где же, как не в корне находится безударная гласная? Как правильно подобрать проверочные однокоренные слова, если не знаешь, что это такое?

Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила, мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.

Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Многие учителя настоятельно рекомендуют не выполнять самопроверку диктантов, ведь то, что могли – дети уже сделали. Ошибки они находят в сборниках «Найди ошибку», а при написании диктантов никаких поблажек. Хотя этот вопрос считается спорным. Но самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:

И ещё одна очень важная вещь – если вы что-то детям не объяснили, то просто должны прокомментировать это сами. Например, слово: задумывались. Правописание суффикса – ыва-  дети не проходили, поэтому на нём нужно сделать акцент, иначе многие напишут с ошибкой.

Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать, просто с каждым годом количество «ошибкоопасных» мест будет расти.

2. Система контроля.

В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и правильно расположены темы для изучения.

Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке обязательно проводится самостоятельная работа. Чаще всего на русский язык отводится 5 часов в неделю. Один раз в две недели мы пишем творческие работы – изложения или сочинения, один раз в две недели пишем обязательно словарный диктант. Целесообразно добавить и другие виды самостоятельных работ, например, распределив их так:

Понедельник – «Вставь букву!»

Вторник – «Найди ошибку!»

Среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время).

Четверг – словарный диктант или изложение.

Пятница – «Подбери слово».

Проверяя такого рода работы, я выставляю оценки в отдельную тетрадь, иногда и выставляю в журнал. Анализируя результаты сразу становится ясно, как усваивается та или другая тема как отдельными учащимися, так и всем классом. Со следующей четверти виды работ можно поменять.

3.Система работ над ошибками.

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5 – 6 орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – учащиеся, которые допустили ошибки.

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.

Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.

Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

Большую роль здесь играет подбор дидактического материала.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.

1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок.

2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.

3.Подбор проверочных слов к данным словам.

4.Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.

5.Взаимопроверка работ учащихся.

6.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.

7.Подбор примеров, противоположных по написанию.

8.Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

 Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать, просто с каждым годом количество «ошибкоопасных» мест будет расти.

3.Система контроля.

В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и правильно расположены темы для изучения.

Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке обязательно проводится самостоятельная работа. Чаще всего на русский язык отводится 5 часов в неделю. Один раз в две недели мы пишем творческие работы – изложения или сочинения, один раз в две недели пишем обязательно словарный диктант. Целесообразно добавить и другие виды самостоятельных работ, например, распределив их так:

Понедельник – «Вставь букву!»

Вторник – «Найди ошибку!»

Среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время).

Четверг – словарный диктант или изложение.

Пятница – «Подбери слово».

Проверяя такого рода работы, я выставляю оценки в отдельную тетрадь, иногда и выставляю в журнал. Анализируя результаты сразу становится ясно, как усваивается та или другая тема, как отдельными учащимися, так и всем классом. Со следующей четверти виды работ можно поменять.

Система работ над ошибками.

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5 – 6 орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – учащиеся, которые допустили ошибки.

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.

Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.

Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

Большую роль здесь играет подбор дидактического материала.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.

1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок.

2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.

3.Подбор проверочных слов к данным словам.

4.Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.

5.Взаимопроверка работ учащихся.

6.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.

7.Подбор примеров, противоположных по написанию.

8.Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

 


 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

В процессе обучения ребёнок использует не только орфографическую нагрузку, но и познавательную - 3

В процессе обучения ребёнок использует не только орфографическую нагрузку, но и познавательную - 3

Орфографическую работу необходимо реализовывать через: 1) углубление познавательных интересов; 2) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; 3) использование занимательных материалов, увлекательных…

Орфографическую работу необходимо реализовывать через: 1) углубление познавательных интересов; 2) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; 3) использование занимательных материалов, увлекательных…

Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь

Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь

Эти виды занятий помогают обогащению словарного запаса, систематизации знаний учащихся

Эти виды занятий помогают обогащению словарного запаса, систематизации знаний учащихся

Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать, просто с каждым годом количество «ошибкоопасных» мест будет расти

Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать, просто с каждым годом количество «ошибкоопасных» мест будет расти

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023