Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — «формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью»[1]
Сущность метода контент-анализа заключается в фиксировании обусловленных единиц содержания, которые изучаются, а также в квантификации полученных данных.
Объектом контент-анализа является в том числе содержание разных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ начали использовать исследователи и ученые социальных наук начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые данным методом воспользовались в таких гуманитарных науках, как журналистика и литературоведение. Важнейшие процедуры контент-анализа разработали американские социологи X. Лассуэлл и Б. Берелсон.
Г. Лассуэлл в своих исследованиях использовал метод контент-анализа еще в конце 1930-х годов в сфере политики и пропаганды. Исследователь модернизировал контент-анализ путем введения новых категорий и процедур, особое значение придавая квантификации данных.
Увеличение контент-аналитических исследований в сфере средств массовой информации произошло за счет развития данной сферы человеческой деятельности. «Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях»[2].
Накопленный опыт контент-аналитических исследований в своей работе «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг) подытожил Б. Берелсон. Он определил сам метод контент-анализа, а также различные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона и сегодня является фундаментальным описанием, которое дает понимание главных положений контент-анализа.
После обобщений, которые сделал Б. Берелсоном, в США появилось множество исследований, где контент-анализ применяется в разных научных течениях. Наиболее занимательной методической новацией стала методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), позволяющая обнаружить неслучайно объединенные элементы содержания.
Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа основывались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь также возникло несколько своеобразных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).
Сегодня к главным процедурам контент-анализа следует относить[3]:
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Метод контент-анализа обширно используется как дополнительное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на выявленные вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Кроме того, такие методы употребляются в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.
Скачано с www.znanio.ru
[1] http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm
[2] http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm
[3] http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.