«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
Оценка 4.8

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
24.01.2019
«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».
Открытый урок в 8 классе ФГОС. На уроке показана связь музыки, живописи и литературы. Есть раздаточный материал. урок очень интересен! Разработана самостоятельная работа на уроке. Сопровождается урок презентацией. К вопросам даны приблизительные ответы. Заканчивается урок домашним заданием: написать сочинение : "Утро, изменившее жизнь"
Открытый урок Контраст- основной приём в рассказе После бала..docx
Тема урока: Григорьева Л.С.,  учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск   Старо – Якушкинский филиал Тема урока  «Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала». Цели урока: ­ Дать понятие контраста в литературе как художественного приема.              ­ Анализировать текст: провести наблюдение над языковыми средствами, выявить,                  какие приёмы позволяют отразить душевное состояние человека в искусстве?       ­ Увидеть взаимосвязь формы и содержания. Оборудование:  Урок сопровождается мультимедийной презентацией (приложение № 1). Раздаточный материал (приложение № 2). Проверочный тест (приложение № 3). Ход урока. I. Эксперимент. Учитель.  Сегодня мне хотелось бы начать урок необычно, с двух   видов искусства: живописи и музыки. Я хочу предложить вам обратиться к картине Айвазовского «Девятый вал» и прослушать фрагмент симфонии № 9 Бетховена. Одновременно задумайтесь над вопросами:        ­ Что вы можете сказать о настроении и чувствах,  вызванных в вас этими произведениями?        (Просмотр и прослушивание) Слайд № 1. Ученики. Настроение тревожное, напряжённое. Возникает чувство беспокойства о судьбе героев. Учитель.  Что   позволило   вам   столь   точно   понять   смысл   живописного   и   музыкального произведений? Какие средства изобразительности использовали авторы картины и музыки? Ученики.  Состояние   тревоги   вызывает   в   картине   Айвазовского   цветовая   гамма.     В   музыке Бетховена   различен   характер   музыкальных   фрагментов:   сначала   музыка   сильная,   напористая, громкая, вызывающая тревогу и смятение чувств, а затем плавная, мягкая, мелодичная, снимает напряжение и вселяет надежду на благополучный исход. Учитель.  В   каких   отношениях   находятся   цвета   в   живописном   произведении   и   музыкальные фрагменты в симфонии? Ученики. В отношениях противопоставления, антитезы. Учитель. А как называется резкое противопоставление? Ученики. Контраст. Учитель.  Мы   увидели,   как   композиционный   приём   контраста,   использованный   в   музыке   и живописи, позволил авторам донести до нас смысл, идею их произведений, вызвать в нас ответную реакцию.  Но литература ведь тоже искусство, искусство слова. Давайте посмотрим, как работает этот приём в литературном произведении на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Слайд № 2. II. Оглашение темы и целей урока.  Итак,   тема   сегодняшнего   урока:«Контраст   –   основной   художественный   прием   в   рассказе   Л.Н. Толстого «После бала».   Основной   вопрос, который сегодня мы должны решить,«…человек не может понять, что дурно, а что хорошо». Так ли это?»Слайд № 3. III. Работа с литературоведческими терминами.   Слайд № 4.                  Дляповторения литературоведческих терминов, знание которых необходимо в процессе урока, учитель предлагает учащимся выполнить тест соответствия: Тест соответствия Фамилия имя ученика______________________________ Литературоведческий термин 1. Композиция 2. Идея 3.Антитеза 4.Контраст 5.Эпитет Ответ: 1­ Определение 1. Яркое художественное определение,  придающее речи большую  изобразительность, основанное на  переносе значения 2. Резкое выражение противопоставления 3. Построение произведения,  соотнесённость частей произведения 4. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения 5.Противопоставление обстоятельств, композиционных частей характеров,   2­ 3­ 4­ 5­ IV. Анализ рассказа. Учитель. А теперь перейдём к тексту рассказа. Что вы можете сказать об особенностях  композиции этого рассказа? Учащиеся. Повествование ведётся не от автора, а от лица уважаемого человека Ивана  Васильевича. Учитель. Назовите элементы композиции рассказа. Учащиеся. Вступление, картина бала, то, что произошло после бала, заключение.                        Учитель.  Такой композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение   написано   писателем   так,   что   о   всех   событиях   мы   узнаём   от   рассказчика. Слайд № 5 .             Учитель. Что можно сказать об основной части рассказа? Учащиеся. Она в свою очередь представлена двумя картинами: картина бала и картина  истязания. Учитель. Верно. Давайте проведём небольшую исследовательскую работу по этим эпизодам по следующему плану:Слайд № 6. Картина бала Бал: ­ зала ­ буфет ­ музыканты Варенька Полковник Иван Васильевич Характер музыки Картина истязания Улица Солдаты Наказываемый Полковник Характер музыки Иван Васильевич Учитель. У каждого из вас есть карточка(приложение № 2). Вам каждому надо поработать над тем персонажем, объектом, который указан у вас в карточке: найти нужный эпизод и выписать в тетрадь образный ряд, характеризующий данный персонаж, объект, т.е. проводим наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых автор описывает картину бала и наказания солдата. 5 ­7 минут самостоятельной работы. После выполнения работы учитель предлагает ученикам рассказать о своих наблюдениях. Ребята отвечают на следующие вопросы, опираясь на текст и свои записи в тетрадях: ­  Каков бал, зала? ­ Кто был главной героиней бала? Какой вы её увидели? ­ Кто ещё привлекает наше внимание и внимание публики, собравшейся на балу? Каков он? ­ Что вы можете сказать о музыке? Какая звучала музыка? Каков её характер? ­ Каков главный герой? Каково его настроение, психологическое состояние? Почему? (Он влюблён, красив, молод).Слайд № 8. Учитель. Ребята, а теперь, используя свои наработки, нарисуйте словесную картину бала: каким он вам представляется, обратите внимание на преобладающие цвета (белый, розовый), с чем эти цвета ассоциируются? (Свет, чистота, благополучие, праздничность). Предполагаемый ответ учеников.  Бал чудесный, зала прекрасная, залитая светом и блеском. Музыка весёлая, праздничная. Звучат вальсы, мазурки, польки, кадрили. Дамы в красивых нарядах, кружатся пары. Лица радостны. Все счастливы и веселы. Релаксация.  Погружение в атмосферу бала, прослушивание музыки, которая, возможно, звучала всю ночь в ушах нашего героя: Глинка «Вальс­фантазия». Учитель. Но,  к сожалению, ребята. На этом рассказ не заканчивается. Послушаем, каковы результаты   тех   учеников,   которые   работали   над   вторым   эпизодом:   картиной   истязания, наказания солдата. Беседа: Слайд № 9. ­ Какова улица, на которой оказался Иван Васильевич после бала? Что даёт нам описание улицы?   Какие   краски   преобладают   здесь?   (Ученики   зачитывают   соответствующие фрагменты, отвечают на вопросы.  Предполагаемый ответ.Появляется серый, мрачный цвет. Настроение меняется, возникает какое­то беспокойство, предчувствие беды). ­ Каковы образы солдат? Что можно сказать о цвете их мундиров? Какую роль это играет? (Предполагаемый  ответ.Появляются     солдаты.     Цвет   чёрных   мундиров   усугубляет настроение: из беспокойного оно перерастает в растущую тревогу). ­ Что можно сказать о характере музыки, сопровождающей истязание? (Предполагаемый ответ.Герой   слышит   музыку.   Это   звук   барабанов   и   флейты.   Музыка   неприятная, визжащая. Барабан возвещает о происходящей трагедии, флейта передаёт ощущение пронзительной боли). ­ Что вы можете сказать о наказываемом солдате? Какой цвет стал преобладающим в этой сцене? О чём это говорит?   (Предполагаемый ответ.Преобладающим стал цвет крови, боли, страдания. Это говорит о том, что в мир пришло зло.) ­ С образом какого персонажа связано это зло? (С образом полковника). ­ С каким чувством полковник творит это зло?  (Предполагаемый ответ.Он творит это зло с равнодушием, точно выполняя свою работу, все предписания инструкции). ­ А есть ли персонаж, который по­другому относится к этому? Каково его психологическое состояние в этот момент? (Предполагаемый ответ.Да, есть. Это Иван Васильевич. Он потрясён и возмущён увиденным.Его настроение счастья мгновенно исчезает). Учитель.  Итак, ребята, мы увидели две картины жизни, так ярко нарисованные автором. Как же удалось автору это сделать? Какой приём использовал автор, чтобы мы так живо представили   себе   эти   картины?   (Предполагаемый   ответ.Автор   использует   приём контраста.) Учитель. Правильно. Мы увидели, что во всех произведениях искусства, и в литературе в том числе, контраст позволяет лучше понять произведение, услышать то, что хотел сказать автор. Давайте подведём итог этой части урока. В каких элементах рассказа Л.Н. Толстой использует приём контраста и ещё раз обозначим роль контраста в данном произведении. (Предполагаемый ответ.Автор использует контраст в языковых средствах, в системе образов, в композиции. При помощи этого приёма автор показал две   стороны жизни, два   мира.   Жизнь   красивую.   Счастливую,   радостную.   Но   есть   и   другой   мир   –   мир страшный, мир жестокости и насилия.)Слайд № 10. Учитель.  С   каким   персонажем   связана   главная   мысль   произведения,   его   идея?   Как относится этот персонаж к существующему в мире злу? (Предполагаемый ответ.Главная мысль   произведения   связана   с   образом   Ивана   Васильевича.   Восхищаясь   Варенькой   и отношением к ней её отца, Иван Васильевич посчитал себя причастным к этому злу. Ему стало стыдно за полковника и за свою принадлежность к этому обществу. Он дал оценку   совершающемуся   в   мире   злу,   он   отверг   его,   он   не   принял   его,   не   принял жестокость   страшного   мира,   которая   совершается   с   такой   уверенностью,   так привычно и так обыденно.). Учитель.  Как повлияло на Ивана Васильевича то событие, свидетелем которого он стал? (Предполагаемый ответ.Это событие изменило его жизнь: Он отказался от Вареньки, от военной карьеры.). Учитель.Как прожил он свою жизнь, каким он был, какими были люди, с которыми он общался, как относились к нему молодые люди, которым он рассказывал свою историю? (Предполагаемый   ответ.Это   был   уважаемый   человек.Ребята   зачитывают   строки, которые свидетельствуют об этом.). V. Итог урока. Учитель.  Но обратимся к проблемному вопросу урока: «…человек не может понять, что дурно, а что хорошо. Так ли это?» (Предполагаемый ответ.Нет. Человек может это понять и жить так, чтобы не проявлять равнодушия. Человек должен чувствовать ответственность за всё происходящее вокруг.). Учитель. Запишем в тетрадь вывод:Слайд № 11. Человек должен чувствовать моральную ответственность за всё происходящее вокруг. VI. Закрепление. Тест. См. приложение № 3. VII. Заключение. Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за происходящее  вокруг нас, в современном мире? Давайте поговорим на эту тему. В ответе на этот вопрос вам  поможет следующий слайд. Слайд № 12.            Звучат высказывания учащихся. VIII. Домашнее задание. Выберите одно любое задание из предложенных: мини­сочинение «Утро, изменившее    жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»? Карточки для исследования. Приложение 1

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

«Контраст – основной художественный прием в рассказе  Л.Н.  Толстого «После бала».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019