Оглавление
Введение....................................................................................................................... 2
Хозрасчетная деятельность учреждения образования....................................................................................................................... 3
Заключение....................................................................................................................... 6
Список используемой литературы....................................................................................................................... 7
Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние.
Разработка стратегии и тактики э развития организации невозможна без анализа финансовых и хозяйственных результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону.
Реализация принципов хозяйственного расчета и эффективное хозяйствование возможны при наличии соответствующих условий — экономических, внутрихозяйственных производственных, организационных, социальных[1].
Основным документом, регламентирующим отношения института с заказчиками, является договор, в котором фиксируются:
· характер оказываемых услуг;
· срок действия договора;
· размер и условия оплаты предоставляемых услуг;
· иные условия.
Целью данного реферата является изучение хозрасчетной деятельности учреждения образования.
Хозрасчетная деятельность является одним из фундаментальных понятий экономики, который рассматривается как основное состояние существования человечества, реализующий целенаправленную волю субъектов. Вследствие ее осуществления происходят необходимые преобразования в интересах человека и общества. Хозрасчетная деятельность - процесс (совокупность последовательных действий по достижению определенных целей, в результате которых происходят преобразования) - имеет цель (создание благ), средства (факторы производства) и результат (экономические блага в форме полезных для общества товаров и услуг).
Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д.
Образовательная деятельность является одним из видов экономической и хозрасчетной деятельности. Проведение исследований важнейших процессов и явлений в области дает возможность разрабатывать меры по ее модернизации в современных условиях.
В основе образовательной деятельности, как и любой другой, является человеческий труд, как «создатель потребительных стоимостей, как полезный труд, независимое от любых общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость», результатом которой выступает продукт, который может быть в материально-вещественной форме (товар) или нематериальной (услуга). При товарно-денежных отношениях экономической формой существования продуктов труда является товар[2].
Любое образовательное учреждение (например, ВУЗ) осуществляет целый ряд хозяйственных отношений. Это и расходы на персонал (от ректора до охранника), и расходы на технику, оборудование и оборудование, закупка материалов для образовательного и научного процесса. В то же время это и расходы на студентов, расходы на проживание, аренду имущества, оплата за пользование услугами на территории вуза и тому подобное.
Такие экономические действия также создают много других дополнительных услуг, которые являются продуктами хозрасчетной деятельности коллектива сотрудников высшего учебного заведения.
С точки зрения экономиста осуществление хозрасчетной деятельности является одним из видов экономической деятельности человека. В результате создаются образовательные продукты (образовательные, научные и другие услуги). Следует обратить внимание, что это посредническая деятельность между знаниями и человеком.
Правовая основа хозрасчетной деятельности образовательных учреждений включает внешнюю и внутреннюю нормативную базу. Наличие полной и отработанной нормативной базы позволяет снизить административные и финансовые издержки принятия решений, сокращает организационный период при реализации образовательных, научных, экономических проектов.
Бюджетная образовательная организация использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов только через лицевые счета, которые ведутся казначейством. Автономная организация, получившая для осуществления основной своей деятельности бюджетную субсидию, может самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами, так как не должна использовать их исключительно через лицевые счета, которые ведутся казначейством.
Хозрасчетная деятельность направлена на достижение следующих целей[3]:
· наиболее полное удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей педагогических кадров области;
· повышение профессионального мастерства педагогических кадров;
· ознакомление с авторскими программами, новыми методиками, образовательными технологиями;
· повышение уровня проведения занятий и качества наглядных и методических пособий;
· совершенствование методического и программного обеспечения образовательных учреждений;
· расширение материально-технической базы и возможностей реализации функционала института;
· улучшение материального положения сотрудников института
Доход от хозрасчетной деятельности образуется за счет:
· платных дополнительных образовательных услуг;
· благотворительной помощи и добровольных пожертвований;
· целевых средств, получаемых от бюджетов других уровней;
· реализации производимой продукции, работ, услуг, отвечающих целям деятельности института (издательских услуг, тиражирования, научно-методической, научно-исследовательской деятельности на договорной основе и прочих работ и услуг);
· средств, поступающих в виде платы за проживание в общежитиях, в том числе в общежитиях гостиничного типа, жилых домах и жилых помещениях; других услуг, отнесенных к предпринимательской деятельности, не запрещенных действующим законодательством (участия в хозяйственных обществах и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика с согласия учредителя и органа, уполномоченного собственником управлять имуществом, приобретения и реализации ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, реализации и сдачи в аренду имущества, находящегося в самостоятельном распоряжении института и прочих услуг).
Итак, хозрасчёт или хозяйственный расчёт — метод расчёта расходов и доходов на предприятии в условиях плановой экономики, предполагавший равномерное распределение части прибыли в пользу «общественности» — работников предприятия. Метод предполагал самостоятельную управляемость и финансирование в рамках централизованно (то есть правительством) установленных цен.
Хозрасчетный метод ведения хозяйства применяется в учреждениях и организациях, затраты которых возмещаются из выручки от реализации нематериальных услуг и благ. Сюда относятся: учреждения образования и здравоохранения, работающие на платной основе, отраслевые научно- исследовательские институты, некоторые учреждения искусств, зрелищные предприятия. Этот метод используют хозяйственные органы некоммерческих организаций и учреждений. Они производят различные денежные расходы, связанные с деятельностью, реализуя блага и услуги, хозорганы получают выручку.
В системе хозрасчетных отношений большую роль играет внутрипроизводственный расчет, являющийся продолжением и завершением хозрасчета предприятия. Сущность этой формы состоит в сопоставлении затрат на данный объем работы с плановыми нормативами и материальном поощрении работников за полученную экономию.
Сейчас главными ориентирами развития для государства, учебных заведений, органов управления и самих педагогов является повышение экономической эффективности учебных заведений и экономической устойчивости и инновации. От них зависит благосостояние людей и развитие общества.
1. Алексеева Н. Г. и др. Методика планирования и анализа финансовохозяйственной деятельности организаций в различных отраслях экономики: учебное пособие / Н. Г. Алексеева О. Н. Ганюта, О. В. Брежнеа, Д. В. Зубайдуллина, А. И. Кагарманова, А. В. Шнайдерман. – М.: НИИ ИЭП, 2016. – 206 с.
2. Басовский Л. Е. Экономика образования: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 219 с
3. Экономика образования: планирование, анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций высшего образования: учебное пособие / под ред. М. А. Дмитриева. – М.: МПГУ, 2016. – 159 с.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Алексеева Н. Г. и др. Методика планирования и анализа финансовохозяйственной деятельности организаций в различных отраслях экономики: учебное пособие / Н. Г. Алексеева О. Н. Ганюта, О. В. Брежнеа, Д. В. Зубайдуллина, А. И. Кагарманова, А. В. Шнайдерман. – М.: НИИ ИЭП, 2016. – 206 с.
[2] Экономика образования: планирование, анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций высшего образования: учебное пособие / под ред. М. А. Дмитриева. – М.: МПГУ, 2016. – 159 с.
[3] Басовский Л. Е. Экономика образования: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 219 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.