Контрольная работа «Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения»
Оценка 4.7

Контрольная работа «Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения»

Оценка 4.7
docx
06.11.2020
Контрольная работа «Психологическое консультирование, как одно из направлений   работы психологической  службы   образовательного учреждения»
Психологическое консультирование.docx

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Психологическая служба образования………………………………

2. Психологическое консультирование, как одно из направлений 

работы психологической  службы   образовательного учреждения………….

 3. Особенности дошкольного консультирования……………………….

4. Особенности консультирования в школьной практике……………….

5. Структура и этапы консультирования………………………………..

Список использованной литературы……………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Психологическая служба образования

Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Основной задачей  – содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством -- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

2. Психологическое консультирование, как одно из направлений  работы психологической  службы   образовательного учреждения 

 Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Психологическое консультирование включает в себя:

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:

- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

     Эффективность всей работы педагога-психолога в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

     В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный  и другие подходы).

Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. 

 В целом задача консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1.                Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.

Цели психологического консультирования родителей заключаются в том, чтобы удовлетворить запрос клиента.

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные подзадачи:

1) ориентацию родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными склонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;

5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);

6) коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

2. Основные принципы консультирования родителей.

1. Индивидуальная консультация – это всегда диалог.

Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации:  ПОДДЕРЖКА – АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА.

Это означает, что:

– недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.

– нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.

– нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.

– диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.

– в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на получение информации о прогнозируемых проблемах в школе у ребенка.

2.                Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.

При обнаружении у ребенка отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), психологи организуют более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).

3.                Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).

4.                Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

5.                Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6.                Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями.

7.                Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

В работе психолога выделяют:

–  прямое консультирование, т.е. предполагает работу психолога в непосредственном контакте с детьми в решении проблем.

– опосредованное, т.е. беседы с родителями, педагогами, администрацией по поводу решения конкретных проблем.

Психологический смысл консультирования:

Человек обозначает свою проблему, а психолог должен помочь этому человеку самому решить эту проблему.

Консультирование отличается от психопрофилактики, т.к. процедура психоконсультирования зависит от действий психолога консультанта:

1. необходимо уточнить и осмыслить проблему.

2. необходимо найти средства решения проблемы.

3. необходимо предупредить возникновение подобных проблем в будущем.

Центральным моментом консультирования является установление контакта между психологом и клиентом.

 

 

 

3. Особенности дошкольного консультирования

Сначала надо дать родителям выговориться. Обычно в течение всей консультации мать или отец рассказывают, что их беспокоит в ребёнке, и психолог, может сформулировать для них и себя модель оказание помощи. К концу первой встречи родитель с помощью психолога должен самостоятельно сформулировать запрос на психологическую работу. Он может звучать примерно так: «Помогите развить в ребёнке усидчивость», «Помогите снизить тревожность, беспокойство» и т.п. Запросы чаще всего бывают связаны с возрастными и эмоционально-личностными особенностями ребёнка, с ситуацией в семье. Основная цель обследования – установление уровня психического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и их соотношение с характером поведения, что позволяет в дальнейшем планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребёнка. Главная цель профилактической консультации – рассказать родителям о результатах диагностики их ребёнка и наметить план дальнейшей коррекционно-развивающей работы. На первом этапе беседы психолог создаёт условия, которые побуждают родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих вопросов. На втором этапе психолог сообщает и разъясняет результаты психологического обследования, демонстрирует конкретные данные и иллюстрации из материалов диагностики, отрывки видеосъемки (если она проводилась). На третьем, заключительном этапе обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций, планируются последующие встречи.

 

 

 

 

 4. Особенности консультирования в школьной практике

В школьной практике чаще всего основаниями для классификации психологических консультаций являются возраст, адрес (с кем проводится консультация), содержание, проблема.

По мнению значительного числа психологов-исследователей показывают, что 15–20 % школьников находятся в состоянии школьной дезадаптации и нуждаются в психотерапевтической и психологической помощи.

Общими причинами дезадаптации являются:

– Во-первых, недостаточный учет современной школы глубинных и воз-растных закономерностей формирования личности школьника.

– Во-вторых, игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей школьников при стандартизированных требованиях к их проведению.

– В третьих, блокирование творческой активности, присущей каждому ребенку.

– В четвертых, подмена коллективных форм жизни, необходимых для формирования личности ребенка, формальными ролевыми взаимоотношениями.

Школьники, которые входят в группу риска или группу дезадаптивных, их родители или учителя – все обращаются к школьному психологу за помощью, приходят на консультацию. Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам; нежелание и неумение детей учиться; эмоциональные и личностные нарушения; конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми; неэффективность собственных педагогических воздействий; общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива; пути расширения собственных профессиональных умений; возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся; методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интересов у детей; нежелание учиться; плохая память; повышенная рассеянность; неорганизованность; несамостоятельность, лень; агрессивность; повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация; отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

Примерный круг проблем, по которым обращаются на консультацию подростки и старшие школьники: субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими – застенчивость, страх, переживаемое чувство обиды за кого-то; взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома, семейные конфликты, беспокойство о членах семьи; проблема «мальчик-девочка» вне сферы секса – ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.; секс и беременность – давление со стороны партнера с требованием интимной близости, ранняя беременность, переживание страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, сексуальные комплексы; нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах; проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ – поиск медицинской помощи, опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.; досуг и молодежная культура; личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни.

 

5. Структура и этапы консультирования.

Самый первый этап – установление контакта с приходящим на консультацию человеком, ориентирование его на совместную работу, установление отношений доверия, “установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней”. На данном этапе (который длится от 10-15 мин до 1-2 ч) происходит, по мнению многих консультантов, предварительное знакомство, выяснение наличия конфликта (или так называемых показаний к консультированию), установление общего языка и общей тематики обсуждения.

На втором этапе “клиенту” дается возможность выговориться, и данный период в консультировании называется исповедью и толкованием, этапом выслушивания и рефлексии [36], сбором информации и осознанием желаемого результата (поиском “задачи”) [29], проведением психодиагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определения возможных форм помощи.

Второй этап делится на две фазы. Сердцевину первой фазы составляет “исповедь” подопечного – спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию. Со стороны консультанта первую фазу составляет прежде всего эмпатическое выслушивание (слушание длится в среднем от 10-15 мин до 1 ч).

Вторая фаза может быть очень короткой, если “клиент” в процессе “исповеди” сам выделяет проблемную ситуацию, четко формулирует вопрос к консультанту, а у последнего данные высказывания не вызывают никаких сомнений. Другими словами, консультант уверен в адекватности ориентации “клиента”, в правильном понимании им сути происходящего, и ему остается только резюмировать сказанное или предоставить это своему “визави”

Когда проблема и запрос сформулированы однозначно, наступает момент перехода к третьему этапу консультативного процесса. Он обозначается консультантами как толкование (совместная работа “клиента” и консультанта, анализ фактов) [30], решение о соответствующем действии, перебор гипотез, решающих “задачу”, выработка альтернативных решений.

На третьем этапе консультирования осуществляется перебор гипотетических решений, сформулированных на предыдущем этапе проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Возникает и ряд особых феноменов, препятствующих окончательному принятию решения.

На четвертом этапе, который называется обобщением результатов взаимодействия с подопечным и выхода из контакта, этапом трансформации “клиента”, заканчивается осмысление консультантом результатов взаимодействия с подопечным по поводу проблемы, намечается переход от обсуждения к действию.

Время одного консультативного цикла различно. Так, например, продолжительность консультативной беседы может колебаться от 5 мин до 6 ч. В среднем оптимальным временем одной консультации можно считать 1 -1,5 ч.

5. Основные направления работы с родителями в рамках консультирования.

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, при обстоятельной беседе по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведения.

на первой и второй встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования.

одну из важных задач первых двух встреч с родителями составляет их ориентация в структуре и задачах консультативной работы, разъяснение назначения обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. Специальных разъяснений требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам. На любом этапе консультативной работы своим заинтересованным отношением и всесторонним рассмотрением проблемы психолог должен стремиться освобождать родителей от тяжелых чувств, стимулировать их внимание к позитивным сторонам проблемы и активный поиск возможных ее решений.

В обязанности психолога входит повторное консультирование родителей или учителей по мере необходимости. Нередко практикуются многократные встречи и длительная психотерапевтическая работа.

Беседа, проводимая психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей; 1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (в случае необходимости).

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями весьма желательной является форма групповой работы — руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие родителями ребенка в сочетании с межличностными трудностями общения.

Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство родительскими группами может осуществляться в форме консультирования по частным проблемам, а также в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей, проведение которых получило широкое распространение в рамках семейного консультирования.

Консультирование по частным проблемам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин.

Специальное обучение родителей (родительский тренинг) преследует цель повышения сенситивности родителей к чувствам « переживаниям детей па основе понимания скрытого значения их поведения. Причинами неадекватных детско-родительских отношений могут быть усвоенные в детстве ошибочные стереотипы воспитания, а также субкультурные нормы и ошибочные установки малых социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Абрамова Г.С. Практическая психология.  М., 1997.  208 с. 

2) Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.  Изд. 2-е. М.: Класс, 1999. 

3) Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии.  2000.  3  С. 29-42. 

4) Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте. / Под общей редакцией

В. Кагана и Е. Креславского. СПб., 1998. 

5) Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе.  Л., 1987. 

6) Калмыкова Е. С.,  Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы па-циентов о личной истории // Психологический журнал.  1998.  Т. 19.  5.  С. 97-103. 

7) Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.  М., 1983. 

8) Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независи-мая фирма "Класс", 1994. 144 с. 

9) Рабочая книга школьного психолога.  М., 1991.

10) Сапогова Е. Е. "Легенды о себе": к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании // Психологиче-ская служба (Минск).  2003.  2.  С. 88-102. 

11) Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клиенициста.  М.: Класс, 1997.  160 с. 

12) Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: Игры и упражнения. М.: Класс, 1992.  272 с. 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ 1. Психологическая служба образования……………………………… 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Психологическая служба образования……………………………… 2

Психологическая служба образования

Психологическая служба образования

Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения

Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения

Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка

Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка

Основные принципы консультирования родителей

Основные принципы консультирования родителей

Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц

Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц

Особенности дошкольного консультирования

Особенности дошкольного консультирования

Особенности консультирования в школьной практике

Особенности консультирования в школьной практике

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интересов у детей; нежелание учиться; плохая память; повышенная рассеянность; неорганизованность; несамостоятельность,…

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интересов у детей; нежелание учиться; плохая память; повышенная рассеянность; неорганизованность; несамостоятельность,…

Структура и этапы консультирования

Структура и этапы консультирования

На третьем этапе консультирования осуществляется перебор гипотетических решений, сформулированных на предыдущем этапе проблемной ситуации

На третьем этапе консультирования осуществляется перебор гипотетических решений, сформулированных на предыдущем этапе проблемной ситуации

Специальных разъяснений требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам

Специальных разъяснений требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам

Консультирование по частным проблемам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным…

Консультирование по частным проблемам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Абрамова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Абрамова

Контрольная работа «Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения»

Контрольная работа «Психологическое консультирование, как одно из направлений   работы психологической  службы   образовательного учреждения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020