СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологическая служба образования………………………………
2. Психологическое консультирование, как одно из направлений
работы психологической службы образовательного учреждения………….
3. Особенности дошкольного консультирования……………………….
4. Особенности консультирования в школьной практике……………….
5. Структура и этапы консультирования………………………………..
Список использованной литературы……………………………………..
1. Психологическая служба образования
Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.
Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
Основной задачей – содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством -- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.
2. Психологическое консультирование, как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Психологическое консультирование включает в себя:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:
- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Эффективность всей работы педагога-психолога в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы).
Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
Цели психологического консультирования родителей заключаются в том, чтобы удовлетворить запрос клиента.
Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные подзадачи:
1) ориентацию родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными склонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4) составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;
5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);
6) коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
2. Основные принципы консультирования родителей.
1. Индивидуальная консультация – это всегда диалог.
Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации: ПОДДЕРЖКА – АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА.
Это означает, что:
– недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо начинать с недостатков.
– нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.
– нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.
– диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.
– в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на получение информации о прогнозируемых проблемах в школе у ребенка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.
При обнаружении у ребенка отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), психологи организуют более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями.
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
В работе психолога выделяют:
– прямое консультирование, т.е. предполагает работу психолога в непосредственном контакте с детьми в решении проблем.
– опосредованное, т.е. беседы с родителями, педагогами, администрацией по поводу решения конкретных проблем.
Психологический смысл консультирования:
Человек обозначает свою проблему, а психолог должен помочь этому человеку самому решить эту проблему.
Консультирование отличается от психопрофилактики, т.к. процедура психоконсультирования зависит от действий психолога консультанта:
1. необходимо уточнить и осмыслить проблему.
2. необходимо найти средства решения проблемы.
3. необходимо предупредить возникновение подобных проблем в будущем.
Центральным моментом консультирования является установление контакта между психологом и клиентом.
3. Особенности дошкольного консультирования
Сначала надо дать родителям выговориться. Обычно в течение всей консультации мать или отец рассказывают, что их беспокоит в ребёнке, и психолог, может сформулировать для них и себя модель оказание помощи. К концу первой встречи родитель с помощью психолога должен самостоятельно сформулировать запрос на психологическую работу. Он может звучать примерно так: «Помогите развить в ребёнке усидчивость», «Помогите снизить тревожность, беспокойство» и т.п. Запросы чаще всего бывают связаны с возрастными и эмоционально-личностными особенностями ребёнка, с ситуацией в семье. Основная цель обследования – установление уровня психического развития, его соответствия возрасту, выявление личностных особенностей и их соотношение с характером поведения, что позволяет в дальнейшем планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребёнка. Главная цель профилактической консультации – рассказать родителям о результатах диагностики их ребёнка и наметить план дальнейшей коррекционно-развивающей работы. На первом этапе беседы психолог создаёт условия, которые побуждают родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих вопросов. На втором этапе психолог сообщает и разъясняет результаты психологического обследования, демонстрирует конкретные данные и иллюстрации из материалов диагностики, отрывки видеосъемки (если она проводилась). На третьем, заключительном этапе обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций, планируются последующие встречи.
4. Особенности консультирования в школьной практике
В школьной практике чаще всего основаниями для классификации психологических консультаций являются возраст, адрес (с кем проводится консультация), содержание, проблема.
По мнению значительного числа психологов-исследователей показывают, что 15–20 % школьников находятся в состоянии школьной дезадаптации и нуждаются в психотерапевтической и психологической помощи.
Общими причинами дезадаптации являются:
– Во-первых, недостаточный учет современной школы глубинных и воз-растных закономерностей формирования личности школьника.
– Во-вторых, игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей школьников при стандартизированных требованиях к их проведению.
– В третьих, блокирование творческой активности, присущей каждому ребенку.
– В четвертых, подмена коллективных форм жизни, необходимых для формирования личности ребенка, формальными ролевыми взаимоотношениями.
Школьники, которые входят в группу риска или группу дезадаптивных, их родители или учителя – все обращаются к школьному психологу за помощью, приходят на консультацию. Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей.
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам; нежелание и неумение детей учиться; эмоциональные и личностные нарушения; конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми; неэффективность собственных педагогических воздействий; общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива; пути расширения собственных профессиональных умений; возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся; методы профориентационной работы со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе; отсутствие интересов у детей; нежелание учиться; плохая память; повышенная рассеянность; неорганизованность; несамостоятельность, лень; агрессивность; повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация; отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
Примерный круг проблем, по которым обращаются на консультацию подростки и старшие школьники: субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими – застенчивость, страх, переживаемое чувство обиды за кого-то; взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома, семейные конфликты, беспокойство о членах семьи; проблема «мальчик-девочка» вне сферы секса – ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.; секс и беременность – давление со стороны партнера с требованием интимной близости, ранняя беременность, переживание страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, сексуальные комплексы; нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах; проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ – поиск медицинской помощи, опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.; досуг и молодежная культура; личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни.
5. Структура и этапы консультирования.
Самый первый этап – установление контакта с приходящим на консультацию человеком, ориентирование его на совместную работу, установление отношений доверия, “установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней”. На данном этапе (который длится от 10-15 мин до 1-2 ч) происходит, по мнению многих консультантов, предварительное знакомство, выяснение наличия конфликта (или так называемых показаний к консультированию), установление общего языка и общей тематики обсуждения.
На втором этапе “клиенту” дается возможность выговориться, и данный период в консультировании называется исповедью и толкованием, этапом выслушивания и рефлексии [36], сбором информации и осознанием желаемого результата (поиском “задачи”) [29], проведением психодиагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определения возможных форм помощи.
Второй этап делится на две фазы. Сердцевину первой фазы составляет “исповедь” подопечного – спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию. Со стороны консультанта первую фазу составляет прежде всего эмпатическое выслушивание (слушание длится в среднем от 10-15 мин до 1 ч).
Вторая фаза может быть очень короткой, если “клиент” в процессе “исповеди” сам выделяет проблемную ситуацию, четко формулирует вопрос к консультанту, а у последнего данные высказывания не вызывают никаких сомнений. Другими словами, консультант уверен в адекватности ориентации “клиента”, в правильном понимании им сути происходящего, и ему остается только резюмировать сказанное или предоставить это своему “визави”
Когда проблема и запрос сформулированы однозначно, наступает момент перехода к третьему этапу консультативного процесса. Он обозначается консультантами как толкование (совместная работа “клиента” и консультанта, анализ фактов) [30], решение о соответствующем действии, перебор гипотез, решающих “задачу”, выработка альтернативных решений.
На третьем этапе консультирования осуществляется перебор гипотетических решений, сформулированных на предыдущем этапе проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Возникает и ряд особых феноменов, препятствующих окончательному принятию решения.
На четвертом этапе, который называется обобщением результатов взаимодействия с подопечным и выхода из контакта, этапом трансформации “клиента”, заканчивается осмысление консультантом результатов взаимодействия с подопечным по поводу проблемы, намечается переход от обсуждения к действию.
Время одного консультативного цикла различно. Так, например, продолжительность консультативной беседы может колебаться от 5 мин до 6 ч. В среднем оптимальным временем одной консультации можно считать 1 -1,5 ч.
5. Основные направления работы с родителями в рамках консультирования.
В процессе консультирования психолог контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи, при обстоятельной беседе по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведения.
на первой и второй встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования.
одну из важных задач первых двух встреч с родителями составляет их ориентация в структуре и задачах консультативной работы, разъяснение назначения обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. Специальных разъяснений требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам. На любом этапе консультативной работы своим заинтересованным отношением и всесторонним рассмотрением проблемы психолог должен стремиться освобождать родителей от тяжелых чувств, стимулировать их внимание к позитивным сторонам проблемы и активный поиск возможных ее решений.
В обязанности психолога входит повторное консультирование родителей или учителей по мере необходимости. Нередко практикуются многократные встречи и длительная психотерапевтическая работа.
Беседа, проводимая психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей; 1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (в случае необходимости).
Наряду с индивидуальными формами работы с родителями весьма желательной является форма групповой работы — руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие родителями ребенка в сочетании с межличностными трудностями общения.
Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство родительскими группами может осуществляться в форме консультирования по частным проблемам, а также в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей, проведение которых получило широкое распространение в рамках семейного консультирования.
Консультирование по частным проблемам ставит задачей улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин.
Специальное обучение родителей (родительский тренинг) преследует цель повышения сенситивности родителей к чувствам « переживаниям детей па основе понимания скрытого значения их поведения. Причинами неадекватных детско-родительских отношений могут быть усвоенные в детстве ошибочные стереотипы воспитания, а также субкультурные нормы и ошибочные установки малых социальных групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 1997. – 208 с.
2) Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Класс, 1999.
3) Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – 3 – С. 29-42.
4) Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте. / Под общей редакцией
В. Кагана и Е. Креславского. – СПб., 1998.
5) Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. – Л., 1987.
6) Калмыкова Е. С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы па-циентов о личной истории // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – 5. – С. 97-103.
7) Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983.
8) Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независи-мая фирма "Класс", 1994. – 144 с.
9) Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.
10) Сапогова Е. Е. "Легенды о себе": к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании // Психологиче-ская служба (Минск). – 2003. – 2. – С. 88-102.
11) Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клиенициста. – М.: Класс, 1997. – 160 с.
12) Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: Игры и упражнения. – М.: Класс, 1992. – 272 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.