Контрольная работа Тема: Методика изучения основ морфемики и словообразования

  • doc
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Контрольная работа.doc

Контрольная работа №1

Тема: Методика изучения основ морфемики и словообразования

 

Методическая задача 1.

Тема урока: «Однокоренные слова»

Цель: закрепить знания о корне слова, как о главной морфеме; повторить приемы образования однокоренных слов; выработать умения применять правила ударных и безударных гласных в корне слова.

Задачи:

образовательные:

- научить определять значение корня и подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи; 

- разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни;

- находить и исправлять в словах ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.

развивающие:

- совершенствовать логическое мышление, умение составлять последовательность действий;

- развивать умение пояснять правописание с опорой на знания из области лексики и словообразования;

- активизировать внимание и орфографическую зоркость, развивать умение использовать изученный языковой материал в речи.

воспитательные:

- продолжить формирование устойчивого интереса к изучению языка   расширить представления учеников о мире профессий,

прививать чувство ответственности за выставление оценки,

воспитывать трудолюбие.

Дальнейшая работа на уроке будет проводится с целью изучения синонимов, понимания их значения; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов.

Методическая задача 2. 

Для знакомства учеников с понятием родственные слова   учителя приготовили различный дидактический материал.

Считаю что, вариант 2 располагает бóльшими возможностями для организации лингвистического наблюдения и установления опознавательных признаков понятия родственные слова. Так как:

-  продемонстрирован новый способ образования слов  приставочно-суффиксальным способом;

-  у слов возникает новое значение употребления;

 

Методическая задача 3.

Предположите  вероятные ошибки учащихся при разборе по составу слов:

Поднос - часть слова под - обозначать как приставку;

Подбежал - часть слова ал - обозначать как окончание;

Подумал -  часть слова ал - обозначать как окончание;

Подушка- часть слова под - обозначать как приставку;

Подошел - часть слова ел - обозначать как окончание;

Подвинуть - часть слова под - обозначать как приставку;

Подружился - часть слова под - обозначать как приставку, часть слова – жил, обозначать как корень;

Поддал - часть слова под - обозначать как приставку;

Поднес - часть слова по - обозначать как приставку;

Подвиг- часть слова по - обозначать как приставку;

Способы предупреждения ошибок:

1. Лексико-образовательный анализ текста, в котором есть однокоренные слова. Под руководством учителя учащиеся находят в тексте однокоренные слова и определяют, как (с помощью какой значимой части) от одного однокоренного слова образовалось другое слово.

2. Замена развернутого объяснения лексического значения слова подбором родственного слова. Например, детям предлагается следующее развернутое лексическое объяснение слова. Учащиеся должны заменить его словом, определить, какой частью речи является это слово, и разобрать его по составу.

3. Объяснение лексического значения слова. Учащимся предлагается объяснить значение слов, определить, от какого слова, как образовалось каждое из слов, какой частью речи является каждое слово.

 

Методическая задача 4

Учитель использовал дидактический материал, приведённый ниже. Сформулируйте задания к каждому. Уточните этап и цель использования получившихся заданий.

1)                Прочитайте предложения. Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? Что мы изменили у слов в скобках? А смысл слов от этого изменился? А почему нужно было изменить окончание в слове дача? Для чего же служит окончание?

2)                 Составьте с данным набором слов предложения, связанные по смыслу между собой

3)                В предложенном ряду, найди общие однокоренные слова, чем они связаны меду собой, какое лексическое значение у каждого из них?

4)                Сгруппируй парами слова таким образом, чтобы найти вначале главное слово, а затем производное от него.

5)                 

Методическая задача 5. 

Из предложенного дидактического материала заданий выберете те (тот), которые (-ый) Вы бы  использовали для организации лингвистического наблюдения на первом уроке  раздела «Состав слова» (тема урока – «Родственные слова. Корень»). Выбор аргументируйте.

 

Из предложенных вариантов, мы бы выбрали:

- лес- лесной - лесник- лесовичок

- мороз- морозный- заморозки- морозилка- отморозил- изморозь

Обосновываем свой выбор те, что это первый урок на тему «Состав слова» и из предложенных словарных рядов видно, что все  они имеют общее лексическое значение, одинаковый корень.

 

Методическая задача 6.

Перечислите орфограммы, которые рассматриваются в курсе русского языка в связи с изучением каждой из морфем.

Орфограммы в приставках:

1 группа - обычные приставки  ( в,за,над )
2 группа - приставки на з и с  ( без, бес ) - перед звонкими пишется з перед глухими пишется с ( важно! нет приставки з, но есть приставка с)
3 группа - приставки пре и при - приставки пре и при зависят от смысла 
приставка пре пишется:
1. очень ( премудрый - очень мудрый)
2.  приставка пере( преступник пересупает закон)
3. сделать по иному( превратить)
приставка при пишется:
1. пириближение ( приехать)
2. присоединение (приклеить)
3. неполнота действия ( присесть)
4. доведение действия до конца ( пристрелить)

Орфограммы в корне:

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (А-О, Е-И-Я)

2. Непроверяемая безударная гласная  (Словарные слова)

3. Парные звонкие и глухие согласные (Б-П, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, В-Ф)

4. Непроизносимые согласные

Орфограммы в суффиксе:

1. Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

2. Буквы Ч, Щ в суффиксе -ЧИК- (-ЩИК-)существительных

3. Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

4. Различение суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-) у глаголов

5. Суффиксы -К- и -СК- в именах прилагательных

Орфограммы в окончаниях:

1.Буквы е (Ё) о в окончаниях разных частей речи

2. Буква ы после ц в окончаниях существительных, прилагательных

3. Правописание окончаний существительных

 

Методическая задача 7. 

Выполняя задание учителя «образовать слова с помощью приставки с-», ученик записал: сломать, срисовал, списать, скрали, съел.

Дайте методическое объяснение причины и сущности речевой ошибки, допущенной учеником.

Ученик неправильно при помощи приставки с - образовал слово «скрали». Учителю не нужно было применять для выполнения задания данное слово, так как изначально для образования было дано, вероятно, слово - красть. Ученик не понял значения данного слова. Необходимо было лучше применить слово - воровать.

 

Методическая задача 8. 

Укажите некорректные высказывания учителей. Предложите лингвистически грамотные варианты.

а)  Корень – это неизменяемая часть родственных слов.

Правильно употребить однокоренных

б) Окончание – это изменяемая часть, которая стоит на конце слова.

Правильно сказать Окончание - это изменяемая часть слова - служит для связи слов между собой - может быть нулевым, может стоять не в конце слова - возвратная форма глаголов (драться, бояться). Выражает грамматическое значение - рода, числа, падежа, лица.

в) В словах побежал, посмотрел, поговорил и в других в приставке по- пишется буква О, потому что в русском языке приставки па- не бывает.

Приставка па- в русском языке существует. Приставка ПА- обозначает неполноту, низшую степень чего-либо. Она вычленяется в таких словах, как пасынок (от сын), падчерица (от дочь), паводок (от вода), патрубок (от труба) , пагубный, пагуба (от губить, гибель)

г) Основа слова – это часть слова без окончания.

Необходимо добавить, что в основе слова выражено лексическое значение всего слова. У неизменяемых слов основой выступает все слово.

д) В словах лесник, чайник, тайник одинаковые суффиксы.

В слове тайник- два суффикса – н - и ик- в отличие от слов лесник и чайник. У них один суффикс- ник.

 

Методическая задача 9.

Разберите по составу слово подушка и составьте фрагмент урока русского языка, в который включите проведение методически грамотного морфемного анализа этого слова.

Состав слова:

подушк — корень, а — окончание, подушк — основа слова.

С учётом этимологии слова: под — приставка, уш — корень, то есть то, что подкладывают под ушко. Со временем в слове перестали выделять приставку и «подушк» стала корнем слова.

 

 

 

Методическая задача 10. 

Для одного из уроков  русского языка при изучении состава слова учитель подобрал в качестве дидактического материала «ненастоящие» слова из рассказа Л. Петрушевской «Пуськи бятые»: калуша и калушата, сяпала и присяпали, стрямкали и трямкают. Определите,  какова цель использования подготовленного материала? Укажите тему урока и сформулируйте к этому дидактическому материалу задание.

Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).

Задание: сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.