Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Оценка 4.9
Контроль знаний +1
doc
воспитательная работа
Детсад—11 кл
04.03.2018
Какие наиболее важные аспекты труда воспитателя можно выделить? Как эмоциональная недостаточность влияет на психическое развитие ребенка? Что предполагает процесс социализации ?
Сформулируйте основные задачи гендерного воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Задачи гендерного воспитания в дошкольном возрасте.Контрольная работа № 1 по Программе "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот", «Специфика и содержание труда воспитателя и организации для детей-сирот»
Программа 1.doc
Программа
"Педагогика и психология в организациях для детейсирот"
Контрольная работа №1
«Специфика и содержание труда воспитателя и организации для
детейсирот»
Вариант №1
Выполнила:
Карева Анна Александровна
Группа:9В16
Место работы:
Областное государственное казенное
учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова» Вариант №1
1. Какие наиболее важные аспекты труда воспитателя можно
выделить?
Наиболее важные аспекты труда воспитателя «родительский» аспект,
педагогический аспект, психологический аспект, социальный аспект.
«Родительский» аспект деятельности воспитателя предполагает
формирование хозяйственнобытовых навыков и навыков самообслуживания,
создание условий эмоционального и гендерного развития, личностного
общения, осознание и принятие ребенком ролевых позиций в семье.
Воспитатель компенсирует детям,
насколько это возможно,
нереализованной потребности в любви, заботе, внимании. Также на педагога
ложится обязанность по формированию бытовых навыков детей, т.е. тех
социальных умений, которые обычные дети получают в семье, в процессе
общения с родителями.
Педагогический аспект, в традиционном смысле, предполагает
выполнение образовательных функций, включающих учебно воспитательную
деятельность,
ориентированную на актуальные потребности детей
(образовательные, коррекционные, развивающие и пр.), развитие культуры
поведения в обществе.
Основным содержанием деятельности должны стать охрана и
укрепление здоровья воспитанников. Педагог должен проводить работу,
нацеленную на развитие творческих способностей детей, приобщению их к
сокровищам мировой и отечественной культуры.
Психологический аспект направлен на психологическую гармонизацию
личности ребенка.
Воспитатель оказывает психологическую поддержку ребенку. А также
всестороннюю помощь и выполнение заданий психолога в плане
индивидуальной работы с психологическими проблемами детей и выполняет
целенаправленную работу в группе, под контролем психолога, направленную
на психологическую гармонизацию личности воспитанника.
Социальный аспект деятельности воспитателя ориентирован на
формирование позитивного социального опыта, освоение социальных ролей в
системе общественных отношений, повышение правовой грамотности,
развитие профессионального самоопределения воспитанников.
Воспитатель является связующим звеном между ребенком и
окружающим его за стенами организации миром. Формирует основы правовой
культуры своих воспитанников.
Таким образом, можно сказать, что в ситуации воспитания ребенка без
родителей воспитатель выполняет в жизни воспитанника сразу несколько
социальных ролей. Это в первую очередь родительские, педагогические, психологические и правовые функции. Для этого необходимо грамотное
использование педагогического инструментария, который будет учитывать
особенности детейсирот.
2. Как эмоциональная недостаточность влияет на психическое
развитие ребенка?
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид
социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря
которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития
информацию.
Общение один из важнейших факторов общего психического развития
ребенка. Наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет
«социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской
семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем
более выражены деформации по всем направлениям психологического
развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и
искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной
депривации.
На психическое развитие ребенка и становление его личности неизбежно
влияет психическая травма вследствие потери родителей или лишения их
родительских прав.
Раннее развитие «отказного» ребенка, как правило, характеризуется
хронической эмоциональной недостаточностью, т.е. эмоциональный опыт
такого ребенка беден, а эмоциональные связи носят поверхностный и
значительно менее регулярный характер, чем у детей из семей.
Эмоциональная сфера такого ребенка блокируется в своем развитии, эмоции
имеют примитивный характер, часто наблюдаются эмоциональные перепады,
развитие сложных эмоций затруднено. Их привязанность к другим людям
носит примитивный неглубокий характер.
Ранний опыт жизни в семье таких детей часто связан с переживанием
различных видов насилия: физическое,
моральное,
психическое. Взрослые в таких семьях нередко страдают хроническими
психическими расстройствами и не могут обеспечить детям безопасных
условий для развития. Переживание насилия накладывает неизгладимый след
на психику ребенка этот опыт значительно деформирует поведение ребенка и
его отношения с другими окружающими людьми.
эмоциональное,
Стереотипы детей нередко являются серьезным препятствием для
развития устойчивых, безопасных, позитивных эмоциональных отношений.
Острая потребность в близком контакте сочетается с недоверием,
подозрительностью, с которой ребенок постоянно отслеживает эмоциональное
выражение взрослого, стремлением первым атаковать, чтобы предотвратить
ожидаемую атаку с его стороны. Ребенок реагирует эмоциональными
взрывами в ответ на тревогу, связанную с предчувствием неизбежного отвержения, ощущением собственной беспомощности и эмоциональной
подавленности.
На эмоциональное и психическое развитие ребенка влияет стиль
взаимоотношений, который складывается между воспитателем и детьми
группы.
Внимательное отношение воспитателей к проявлениям
кооперативного поведения детей способствует его развитию и соответственно
сокращению агрессивных взаимодействий. Стиль воспитания в группе может
оказывать значительное влияние на соотношение проявляемой и подавляемой
агрессии, на соотношение прямой агрессии по отношению к другим детям и
игровой квазиагрессией в подвижных играх, а также на количество защитных
агрессивных реакций.
Эмоциональное развитие детейсирот влияют врожденные факторы, как
пол, особенности темперамента (особенно такие его показатели, как общий
уровень активности и сензитивности), состояние нервной системы
врожденные предпосылки задержки или нарушения интеллектуального
развития (органические поражения ЦНС).
Факторами, способствующими развитию выраженных эмоциональных и
поведенческих нарушений, можно считать повышенную возбудимость,
слабость нервной системы, непереносимость фрустрации (типичную для
поражений ЦНС). У детей с выраженными органическими поражениями ЦНС
отмечается широкое разнообразие особенностей поведения: от грубых
нарушений, практически идентичных с истинными психопатиями, до
минимальных отклонений депривационного происхождения на фоне общего
недоразвития.
У некоторых детей отмечается расторможенность
инстинктивной сферы, типичная для органической психопатий (повышенная
агрессивность, пищевые и сексуальные влечения).
3. Что предполагает процесс социализации?
Под социализацией понимается процесс усвоения ребенком социального
опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация детей
представляется как процесс установления взаимоотношений субъекта с
социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального
обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей
социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт
личности. Процесс социализации предполагает активное участие самого
человека в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных
ролей, необходимых для успешной самостоятельной жизни. Социализация
осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с
окружающей средой, так и в процессе целенаправленного воспитания.
В процессе социализации формируются личность, которая определяется
тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений. В процессе социализации человек развивается как член того общества, к
которому он принадлежит, и уровень развития социальной компетентности
личности определяется тем, какое место занимает человек в системе
социальных отношений: дружеских, семейных, любовных, производственных и
прочих.
Профессор В.И.Горовая,
Основной особенностью социализации воспитанников детских домов и
школинтернатов является замещение одного из основных институтов
социализации семьи государственным учреждением. Это приводит к
деформации процесса социализации, последствия которой становятся
очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи.
рассматривая проблемы подготовки
воспитанников учреждений для детей сирот к самостоятельной жизни,
отмечает, что условия жизни в интернатных учреждениях характеризуются
высокой степенью регламентированности и монотонности образа жизни,
вынужденное пребывание ребенка в кругу сверстников, отсутствие личного
территориального пространства, частая сменяемость воспитателей и
учителей, большое их количество, переводы ребенка из одного учреждения в
другое, часто связано по времени с возрастными кризисами, разлучение
братьев и сестер; дефицит доверительного, близкого общения с одним
значимым для ребенка взрослым человеком; поверхностность и
примитивность общения со взрослыми, ограничивающееся задачами
хозяйственнобытового характера, контролем за соблюдением формальных
правил общежития,
эгоцентризма,
преимущественно внешнего локус контроля,
задержки развития
самосознания. Перечисленные особенности развития детей, воспитывающихся
трудности процесса
в интернатном учреждении,
социализации. Результатом, которого является интеграции человека в
общество, и в процессе которого достигается формирование самосознания и
ролевого поведения, способности к самоконтролю, самообслуживанию, к
построению адекватных отношений с окружающими.
формирование
группового
обуславливают
Проблемы мешающие и тормозящие процесс социализации детей
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Отсутствие в детских домах квалифицированных специалистов.
2. Эмоционально личностные деформации.
3. «Закрытость» пространства детских домов.
4. Межличностные отношения.
5. Негативное отношение к детям из детских домов.
6. Профессиональная ориентация воспитанников детских домов.
7. Неприспособленность к самостоятельной жизни. 4. Сформулируйте основные задачи гендерного воспитания детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Ярче всего проблемы становления гендерной идентичности
проявляются в период полового созревания. Часто у подросткасироты к
моменту полового созревания не оказывается таких новообразований –
интересов, ценностей, нравственноэстетических чувств, которые могли бы по
силе и значимости конкурировать с пробудившимся половым влечением.
Перед воспитателями стоит очень трудная задача – гендерная социализация,
которая включает в себя заполнение вакуума семейного воспитания
(отношений), формирование эталонов маскулинности и феминности,
коррекция негативных последствий воздействия средств массовой
информации. Воспитание культуры семейных отношений приобретение
детьми знаний о семье и браке, родословной семьи, отцовстве и материнстве.
Половое воспитание процесс, направленный на выработку качеств,
свойств,
определяющих
черт,
детерминированное обществом отношение индивида к представителям
другого пола.
а также установок личности,
Особой проблемой является гендерное воспитание и организация
межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на
преодоление наиболее типичных негативных проявлений в межполовом
общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов в неумении
строить межполовые коммуникации, неприятие нравственных норм
отношений юношей и девушек, недостаток проявлений женственности у
девушек и мужественности у мальчиков.
Гендерное воспитание затрагивает коррекцию процесса социализации
ребёнка в зависимости от пола. Наблюдается так же, что в детском доме дети
мало играют или совсем не играют в ролевые игры, в которых проигрываются
женские и мужские роли. Такие игры чрезвычайно важны в становлении
гендерной идентичности.
Задачи гендерного воспитания:
1.
Психологическое
просвещение
и
консультирование
воспитанников по всему спектру гендерных проблем;
2.
Диагностика формирования гендерной составляющей личностного
развития детей;
3.
Коррекционно тренинговая работа по развитию гендерного
самосознания детей и гендерной толерантности, по приобретению опыта
эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных
последствий гендерных стериотипов. 4.
Правильному формированию нравственных межполовых
отношений;
5.
Воспитанию культуры межличностных отношений и чувств, таких
как дружба, любовь, верность, долг, ответственность, сострадание и другие.
Задачи гендерного воспитания в дошкольном возрасте
1. Блок формирования сознания.
1.
Формирование знаний о человеке, как о представителе
определенного пола.
2.
Формирование представлений об особенностях половой
принадлежности, о специфике внешнего вида, физиологических особенностях.
3.
Формирование знаний о функциях людей разного пола
(социальная, репродуктивная, коммуникативная функции и т.д.).
4.
ребенке.
Формирование знаний о рождении человека, о заботе родителей о
5.
Формирование знаний о своей родословной, о людях кровного
родства, о генеалогическом древе.
2. Блок формирования чувств и отношений.
1.
Формирование чувства удовлетворенности своим биологическим
полом (чувства «полового достоинства»).
2.
Формирование потребности в проявлении себя, как представителя
определенного пола.
3.
Формирование интереса к жизни и деятельности других
представителей своего и противоположного пола.
4.
Формирование толерантного отношения к представителям
противоположного пола.
5.
Формирование уважительного, ответственного отношения к
людям старшего поколения – Воспитателю, учителю, персоналу детского
дома, родственникам; потребности к проявлению заботы о них.
6. Блок формирования поведения.
1.
Формирование способов поведения, адекватных биологически
заданной половой роли (в разных видах деятельности и в общении). 2.
Формирование способов проявления своего отношения к
представителям разного пола и возраста, в соответствии со своей половой
ролью.
3.
Формирование способов проявления качеств фемининности и
маскулинности в зависимости от различных жизненных ситуаций.
4.
Формирование специфических фемининных (терпимость,
принятие, заботливость, нежность, верность, доброта и пр.) и маскулинных
(мужественность, благородство, честность, преданность, сила, выносливость)
качеств у детей, в соответствии с их полом.
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Контрольная работа 1 Программа "Педагогика и психология в организациях для детей-сирот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.