Контрольная работа Метод проблемного обучения
Оценка 4.7

Контрольная работа Метод проблемного обучения

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
история
Взрослым
26.07.2018
Контрольная работа  Метод проблемного обучения
В контрольной работе "Метод проблемного обучения" рассматриваются основы проблемного обучения, задачи проблемного обучения, способы решения различных проблемных ситуаций в социуме, приводятся примеры проблемных вопросов по истории.В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть взяты педагогом за основу создания вариативной программы проблемного обучения
контрольная.docx
Контрольная работа Учителя истории и обществознания МБОУ СОШ 24 г. Химки Турчиной Н.В. Метод проблемного обучения Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение. Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения. Это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Т е педагоги должны создать все условия не только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и пониманием пути процесса их приобретения. То есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам. Основы проблемного обучения Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение –такое обучение ,при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого следует : 1. Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное посильное решение для учащихся проблем; 2. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем. Сущность технологии проблемного обучения заключается в том, что учащихся ставят в положение «первооткрывателей», «исследователей» разных ситуаций. Это - система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. В максимальной степени процесс мышления у любого человека проявляется и развивается при решении им проблемных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знаний в «готовом виде», а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их решения. Здесь сама проблема «прокладывает путь» к новым знаниям и способам действия, а не наоборот. То, что новые знания вводятся не ради получения следующей порции сведений, а ради решения проблемы, является принципиально важным. Проблемное обучение ставит своими задачами: а) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; б) усвоение учащимися знаний, умений приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; в) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы. Способы решения различных проблемных ситуаций в социуме Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в традиционном обучении: это учебные задачи и вопросы. Вместе с тем, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для познания. Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов: 1. Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи; 2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях; 3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; 4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть взяты педагогом за основу создания вариативной программы проблемного обучения: 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. 3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. 4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них. 5. Выделение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. 6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. 7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов. 8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем. 9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций. 10.Варьирование, переформулировка задач и вопросов. Примеры проблемных вопросов по истории Номе р 1 Вопрос Ответ Назовите  внутренние и  внешние причины  формирования  древнерусского  государства. Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально- экономических, политических и духовных. Развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного) . На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. В результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, что создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно- политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами) . Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя. Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия). Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Киевская Русь не была государством централизованным. Экономические причины: - эксплуатация зависимого населения; - желание князя укрепить свое княжество; - отсутствие возможности получать богатства за счет заморской торговли; - влияние натурального способа хозяйства (удаленные территории, развивающиеся на основе экономической и хозяйственной замкнутости, являлись самодостаточными общественными организмами), что создавало феодальную раздробленность. Политические причины: -самостоятельные органы управления в волостях; 2 3 В чём состоит  историческое  значение принятия Русью  христианства.  Изменились ли, на  ваш взгляд, нравы  общества после  принятия  христианства? Каковы  позитивные и  негативные  последствия  распада Киевской  Руси и когда это  произошло? -желание наместников (представителей князя киевского) отделиться от Киева; - горожанами наместников; - твердого порядка правления; - желание и старания князя передавать власть по наследству Последствия распада Киевской Руси: Как итог - новые политические образования на месте Древнерусского государства. Отрицательные последствия распада Киевской Руси: -раздробленность оказала негативное влияние на обороноспособность государства перед лицом внешнеполитических врагов (со стороны северо- запада - католические немецкие ордена и литовские племена, на юго-востоке - Золотая Орда и в меньшей степени половецкая опасность - с 1185 г. не было вторжений вне рамок русских междоусобиц); -усилились межкняжеские распри. Положительные последствия распада Киевской Руси: -раздробленность способствовала активному развитию экономики и культуры русских земель; -общее увеличение территорий Руси за счет интенсивной колонизации. Считается, что распад на княжества начался при Ярославе Мудром (1019-1054) и усилился после его смерти. Процесс при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125) - внуке Ярослава Мудрого - приостановился за счет силы его авторитета. В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича был организован Любечский съезд князей, на котором приняли два решения: прекратить княжеские усобицы; ориентироваться на принцип «Князья должны править только на тех землях, которые принадлежали их отцам». Этим раздробленность земель Руси была практически узаконена.

Контрольная работа Метод проблемного обучения

Контрольная работа  Метод проблемного обучения

Контрольная работа Метод проблемного обучения

Контрольная работа  Метод проблемного обучения

Контрольная работа Метод проблемного обучения

Контрольная работа  Метод проблемного обучения

Контрольная работа Метод проблемного обучения

Контрольная работа  Метод проблемного обучения

Контрольная работа Метод проблемного обучения

Контрольная работа  Метод проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2018