Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Взрослым
07.03.2018
В данной контрольной работе показано моделирование и эффективность внеурочного занятия час общения "Святая наука- расслышать друг друга ", проведенного в 7 классе. Здесь подробно описывается этапы внеурочного мероприятия , анализ проведенного мероприятия, диагностики, анкетирование, отзывы детей, прилагается сценарий воспитательного мероприятия.Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия"
курсовая шаровой.docx
Волгоградский педагогический институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования.
Кафедра воспитания и дополнительного образования.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на теме: «Моделирование и анализ эффективности
внеурочного занятия»
«Святая наука расслышать друг друга»
(Час общения 7 «К» класс)
Разработала соискатель I квалификационной категории
Воспитатель ГОУ «Урюпинской школы – интерната для детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей имени генераллейтенанта
С.И. Горшкова»
Шарова Людмила Николаевна
2010
1 Содержание
I .Подготовительный этап
1.1.Анализ обстановки формулировка цели стр. 35
1.2.Планирование стр. 6
1.3.Организационнаря стадия воспитательного
воздействия на коллектив отдельных воспитанников стр.67
II.Этап непосредственного воспитательного
воздействия на коллектив и личность стр.78
III.Этап заключительной фазы внеурочного
мероприятия стр.8 10
IV. Системный анализ внеурочного занятия стр. 1011
V.Список используемой литературы стр.12
Приложения стр. 1326
2 3 I.Подготовительный этап.
1.1Анализ обстановки и формулировка цели.
В 7 кадетском классе обучается и воспитывается 14 человек. Из них 13
мальчиков и одна девочка. Один мальчик учиться вместе со всеми, но
живет в приемной семье. Средний возраст воспитанников 1214 лет. За
время работы в классе, я столкнулась с тем, что в основном у детей
слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия,
ролевого поведения. Условия общественного воспитания, отсутствие
естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально
– личностных связей, порождают коммуникативные проблемы у детей.
Дети заменяют конструктивные формы общения защитными
агрессивными ролями. Такие дети как (Максим К. , Андрей К., Дима Б.,
Дима Ф.,) используют нецензурные грубые слова, не всегда
воспитанники терпимы друг к другу. У Жени З., Бори М, Димы Б,
Виталика Ш, неоднократно наблюдалось в поведении задиристость,
обидчивость. Некоторые дети ( Максим К, Дима Ф, Борис М, )
неуважительно относятся к своим одноклассникам, используют
авторитарный и манипулятивный типы общения. Так как в этом
возрасте, ведущая деятельность это общение со сверстниками, поэтому
срочно требовалось вызвать у них желание самостоятельно и вовсе не
подетски решить проблемы взаимоотношений.
Решая эту проблему, большое внимание уделяла изучению
взаимоотношений детей в классе.
Детям была предоставлена диагностическая методика «Пьедестал»
( приложение№1)
В результате сделан вывод, что дети знают положительные стороны
своих одноклассников и свои, однако в общении не всегда используют
данные качества личности.
Используя методику « Мои недостатки» (приложение № 2) было
выявлено, что в 70% случаев дети отмечают такие качества как
задиристость и обидчивость; в 60% случаев – грубость, лживость,
ябедничество.
В результате можно сделать вывод, что большинство детей осознают
свои проблемы в общении.
Анализ авторской анкеты, (приложение № 3)показал что, 70% детей
признали, что в общении им мешает использование нецензурной брани,
все 100% считают важным умение правильно общаться. Интересен тот
факт, что практически, всем детям в общении не хватает доброты и
4 понимания, т. е можно говорить о некой двойственности; с одной
стороны дети используют нецензурную лексику, которая им мешает
общаться, с другой стороны им не хватает доброты в общении с
одноклассниками.
Мониторинг уровня воспитанности, начиная с 5 класса, (приложение
№ 4) позволил сделать следующий вывод:
необходимо направить все воспитательную работу, чтобы дети свои
знания внедряли в повседневную их в жизнь. Для решения проблем
психологом школы Ермоловой Е.А проводился психологический
практикум «Условия бесконфликтного общения», (Приложение № 5)
который показал, что дети теоретически знают как вести себя в тех
или иных ситуациях, однако на практике не всегда используют
полученные знания.
Социометрическая методика РЕНЕЖИЛЯ, (приложение 6) показала,
что обстановка в классе достаточно благоприятная, дети достаточно
сплоченные, что нужно работать над развитием и формированием
коммуникативных навыков.
Для того, чтобы разрешить все эти проблемы, воспитатель решил
провести мероприятие час общения: « Святая наука расслышать друг
друга».
Цель мероприятия: развивать интеллектуальные, коммуникативные и
личностные качества учащихся в процессе межличностного общения.
Задачи:
КОЛЛЕКТИВНЫЕ
Расширить знания учащихся о правилах взаимоотношений между
людьми
Познакомить детей с типами, видами общения и функциями
вербального общения
Продолжить формирование у детей опыта продуктивного
взаимодействия со сверстниками, через осознание своих
достоинств и своей роли в коллективе, используя диалогическое
общение.
Способствовать закреплению навыков и умений ведения диалогов,
через анализ жизненных примеров
Способствовать развитию коммуникативной культуру подростков,
через осознания важности конструктивного взаимодействия.
5 Сплочение детского коллектива путем налаживания
взаимоотношений между подростками.
Коррекция межличностных отношений посредством развития
способностей использовать конструктивные питы общения,
соблюдая правила взаимоотношений.
Помочь детям в реализации поставленных целей, наладить
взаимоотношения в одноклассниками, через постоянную помощь в
повседневной жизни.
ГРУППОВЫЕ:
Воспитывать у детей ( Максим К, Андрей К, Дима Б, Дима Ф, ),
терпимое доброжелательное отношение, к другим детям.
Способствовать коррекции взаимоотношений у детей ( Максим
К, Андрей К, Дима Б, Дима Ф, ), через отказ использовать
нецензурные слова в своей речи.
Создавать ситуации для проявления терпимого отношения к
окружающим у детей ( Максим К, Андрей К, Дима Б, Дима Ф, )
Продолжить формирование у детей ( Максим К, Дима Ф, Борис
М) нравственно волевых качеств: отзывчивости,
уважительности, заботливости.
Побуждать детей ( Максим К, Дима Ф, Борис М) к
использованию диалогического типа общения, через оценивание
своих взаимоотношений с детьми
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ :
Стимулировать желание Бориса М не применять
физическую силу при решении конфликтных ситуаций, путем
развития навыков диалогического общения.
Поддерживать у Максима К., желание не грубить
воспитателю через доброжелательное отношение, отмечая его
успехи.
6 1.2.Планирование
Творческое дело было подготовлено и проведено по следующему
алгоритму:
2.1. Совместно с мнением коллектива, на принципах добровольности,
инициативе детей, под руководством воспитателя происходил весь
процесс подготовки. Из числа воспитанников выбирались
ответственные за каждый раздел сценария, распределялись роли.
С учетом индивидуальности каждого ученика, распределись задания
по подготовке и проведению мероприятия
Распределили исполнение ролей в сценках по желанию детей и
артистическим способностям.
2.2 При разработке сценария и хода всего мероприятия,
большую роль сыграл воспитатель , психолог, библиотекарь
тщательно планирует каждый этап дела, дети вносили свои
предложения.
2.3 Воспитатель, объяснила детям, что разговор на данную тему
не должен нести фальши и формализма; что выступления детей
должны быть от души, не надо бояться высказывать своих мыслей.
Ход мероприятия должен быть последователен, логичен и каждый
должен проявить себя в данном мероприятии творчески, с
чувством ответственности за порученное дело.
1.3.Организационная стадия воспитательного воздействия на
коллектив и отдельных воспитанников.
3.1.Воспитанники (Оля Д, Дима, Б, Максим К, Игорь, Б, Ваня .Ш)
пожелали заняться чтением стихов наизусть. Над интонацией,
дикцией, произношением, работала воспитатель Л.Н. Шарова, и
библиотекарь М. в. Карасева)
Воспитатель пригласила школьного психолога Ермолову Е.А. на
мероприятие с целью наблюдения за общением детей во время
проведения мероприятия.
Так же был приглашен спонсор класса и одноклассник воспитателя
Шаровай Л.Н, Депутат городской Думы Мелованов В. А
7 Воспитанники вместе с музыкальным руководителем Куракиной Т. П
разучивали песни.
Максим К, Борис М, готовили сценку про футбол. В других сценках
участвовали Юра О, Виталик Ш, Дима Б, Женя З, Слава Ф, Ваня Ш, Оля
Д).
Оформлением стенда с названием мероприятия , занимались Виталик
Ш, Андрей К, Максим К, Игорь Б,
Воспитатель, Шарова Л.Н. провела инструктаж по Т.Б. на тему «
Осторожно горящие свечи»,
Воспитателем, Шаровой предусмотрен показ фрагментов
фильма «Кадетство».
Процесс организации полностью привел в действие планируемые
решения, обеспечил их выполнение. Мероприятие запланировано
провести в литературной студии, где заранее вместе с детьми была
установлена музыкальное оборудование, средства ТСО (видео
магнитофон и музыкальный центр, компьютер) оформлен и
приготовлен зал (ответственные Куракина, Максим, К, Андрей К,)
За установку мультимедиа ответственные Маликова О. А .
II Этап непосредственного воспитательного воздействия на
коллектив и личность
(Сценарий см приложение №7)
Начинается мероприятие с чтения стихотворения воспитателем
Шаровой Л. Н, и исполнением вместе с детьми песни « Давайте
восклицать» . Немного
теории о науке общения, рассказывает « психолог» Оля Д, это
сопровождается мультимедиа, что помогает детям лучше
воспринимать информацию
Воспитанники показывают сценки о типах общения.
Воспитатель анализирует, анкеты детей, расставляя акцент на
налаживании отношений по этапам , каждый этап имел свое название
На этапе « Каждый хорош по своему» дети увидели свои
положительные качества , расположенные на пьедестале,. Все это
сопровождалось фотографиями , где наглядно все было отражено.
Опираясь на кадетское воспитание, детям были предложены
принципы казачьей нравственности, с целью увидеть
взаимоотношение между казаками и взять положительный пример.
8 Этап « Уважительное отношение друг другу» показал насколько
дружба, взаимовыручка, сопереживание, уважение помогает работать
сообща и добиваться успехов: в учебе, труде, спорте. Показ
футбольных умений ребятами, исполнение коллективной песни
вызвало большой эмоциональный оклик и заряд бодрости.
Этап « Помощь друг другу» на жизненных примерах и
жизнеописания знаменитого математика Л С. Понтрягина помог
детям задуматься о том, как важна забота, внимание одноклассников
В своем выступление Мелованов В.А подчеркнул, что в жизни важно
научиться диалогическому общению.
На этапе « Умение слушать и слышать» были показаны фрагменты
Фильма « Кадетство», где дети проанализировали поступки героев и
ответили на вопросы, что помогает и что мешает строить
взаимоотношения между людьми.
Большую роль во взаимоотношениях играют добрые слова, поэтому
на этапе « Добрые слова» и сценка, и песня, и стихотворение,
побуждали детей к добрым поступкам, стремлению говорить добрые
слова.
Воспитатель обратил внимание детей на то, что плохие поступки
ведут к нежелательным последствия, поэтому так важно научиться
строить хорошие взаимоотношения и начать строить с себя, используя
знания, полученные в течение подготовки и проведения мероприятия.
Для этого воспитателем был предложен план, для дальнейших
реализаций намеченных целей.
Большое впечатление и необычность вызвала заключительная часть
мероприятия. На фоне музыки, дети выставили зажженные свечи в
форме сердца. Все оставило в душах ребят и взрослых неизгладимое
впечатление.
III Этап заключительной фазы внеурочного мероприятия
Сразу же после проведенного мероприятия в атмосфере
непринужденности, доброжелательности подводились итоги.
Детям была предложена следующая анкета:
1. Было ли тебе интересно на сегодняшнем мероприятии?
2. Узнал ли ты, что нибудь нового, научился ли кто из вас чему
нибудь?
3. Какие чувства ты испытывал во время мероприятия и после
него?
9 4. Кого бы ты хотел поблагодарить за сегодняшнее мероприятие?
5. Хотел бы ты продолжить изучение этой темы?
6. Если у тебя какие нибудь предложения, пожелания в связи с
сегодняшним мероприятием? Что бы ты хотел изменить в своих
взаимоотношениях?
Все дети ответили, что им понравилось, всем было очень
интересно.
Андрей К. отметил: « Мне было очень интересно, и я научился,
как надо правильно общаться»
Борю М, «Во время мероприятия я испытывал чувство радости
и волнения и тепло»
Ваня Ш. « Я хотел бы поблагодарить за сегодняшнее
мероприятие Куракину Т п, Шарову Л. Н, Маликову О.А, и всех
тех кто с нами участвовал».
Виталик Ш: « Я хотел бы продолжить изучение этой темы мне
было очень интересно».
Дети отвечая на шестой вопрос единодушно написали, что им
все понравилось, всем довольны.
Все приняли какое то решение, что то изменить в своих
взаимоотношениях либо с воспитателем, либо с детьми.
Борис М пишет: « Я принял решение не применять физическую
силу и не врать воспитателю»
Виталик Ш написал: « Я буду стараться быть хорошим и любимым
всеми»
Воспитатель: «Мне очень понравилось, как прошло сегодняшнее
мероприятие. Я благодарна всем детям, сколько важного, полезного
вы узнали. Молодцы все. Чувствовалось, что вы все переживали,
волновались. Я видела, что многие из вас были хозяевами
мероприятия, проявляли активности, ответственность, стремились к
взаимопониманию и согласию. К сожалению не все дети владеют
выразительностью чтения, поэтому надо обратить на это внимание
при подготовке к дальнейшим мероприятиям.
Особенно хочется отметить, что Слава Ф, принял участие в
мероприятии, хотя до этого вел себя отстранено от коллектива.
Приятно, что вновь прибывшие дети Юра. О, Оля. Д, Приняли
активное участие. Оля. Д, играла роль психолога, пела песни, читала
стихотворения. Юра. О, не постеснялся исполнить роль «барана»,
10 участвовал еще в одной сценке и пел песни. Думаю, что мероприятие
оставит след в ваших душах, вы постараетесь использовать эти знания
в своей жизни.»
Все дети были награждены почетными грамотами за подготовку и
проведения мероприятия.
IV.Системный анализ внеурочного мероприятия
Оценка поведения и основных личностных качеств
воспитателя
Высокая степень подготовленности воспитателя к проведению данной
формы работы. На лицо организаторские умения воспитателя, объем
подачи информации адекватный, чувствовалась демонстрация теплоты и
дружелюбия, улыбка, юмор. Использовала имена воспитанников, часто
поощряла, чувствовалась забота о детях, об их состояние, переживала,
четко ориентировалась в содержании. Прослеживался стиль и тон в
работе; находчивость, живость, решительность, эмоциональность,
четкость и педагогический такт., доброта.
Оценка основных характеристик и поведения
воспитанников.
Дети были активны и заинтересованы как в подготовке мероприятия,
так и в ходе его проведения. Все дети(13 учащихся) приняли участие,
особенно Борис М, Максим К, Ваня Ш, хорошо исполнили свои роли.
Прочтение стихов, дикция, произношение, правильная скорость,
подбор костюмов, оформление, исполнение песен все это
свидетельствует о навыках коллективной работы, товарищеской
взаимопомощи входе подготовки мероприятия. Дети были настолько
активны и эмоциональны, что смогли заинтересовать, передать
настрой и атмосферу всем зрителям и присутствующим в зале.
11 Учащиеся в процессе проведения мероприятия проявили
дисциплинированность, заинтересованность, ответственность,
самостоятельность, внимательность.
Оценка содержания внеурочного мероприятия
Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями
контингента и интересно представлен. Актуальность темы
соответствует воспитательным задачам, запросам и интересам
данного класса. Наличие и продуманность содержания мероприятия
соответствует методическим требованиям. Целесообразно выбрана
форма (час общения). Материал стимулирует у учащихся развитие
таких личностных качеств, как доброта, взаимовыручка,
взаимопонимание, сплоченность, сила воли, убеждение, развивает
коммуникативную культуру, память, речь
Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников.
В ходе мероприятия прослеживалась точность, и организованность
начала, четкость и соответствие дальнейшего хода программе
мероприятия, его завершение. Продолжительность мероприятия по
времени выдержанно. Выбор и качество оформления помещения
продуман и эстетически подобран, наглядно использовалась
мультимедиа .Для создания необходимой эмоциональной сферы
использовались специальные приемы (зажженные свечи, полумрак,
музыкальное сопровождение). Наличие и готовность дополнительных
технических средств (компьютер, телевизор, синтезатор)
обеспечивали душевное и эмоциональное восприятия увиденного и
услышанного. На мероприятие у воспитанников и воспитателя
проявились такие личностные качества как, дружелюбие,
взаимопонимание, взаимовыручка.
Оценка цели и результата внеурочного мероприятия.
Цели мероприятия достигнуты, воспитательные и познавательные
возможности реализованы, степень обучающего и развивающего
значения, данного мероприятия достигнуты. Воспитанники получили
новые знания в области формирования конструктивных
взаимоотношений; умение вести диалог: не использовать
авторитарный и манипулятивный типы общения. Каждый ребенок,
12 отвечая на вопросы, при проведении итогов мероприятия поставили
перед собой конкретную цель наладить взаимоотношения с теми
людьми, с которыми у них возникают проблемы в общении. В этом им
поможет школьный психолог на дополнительных занятиях
« Условия бесконфликтного общения».
Используемая литература.
1. Памятки и рекомендации Л.Н. Поглазовой, методист ВГИПК ПРО.
2. « Организация и содержание работы с детьми сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей» Л.К. Сидорова М.: Айрис
Пресс, 2004
3. « Слава Тебе, Господи, Что мы – казаки» Б. А Алмазов
4. « Обществознание» Ред. Н. л. Боголюбова, Л.Ф, Иванова, М.:
Просвещение, 2009
5. « Справочник классного руководителя» Н. и Дереклеева.
6. « Тесты для подростков» О. Потемина, Е Потемина, М.: аст Пресс
книга,2005
7. «Копилка классного руководителя» Л.Ю. Лупоядова, И.Г. Якимович,
Брянск 2004
8. « Школьный психолог» О. Силина М.: 2008
13 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Детям была предоставлена диагностическая методика «Пьедестал», суть которой
заключается в необходимости расставить одноклассников и себя на пьедестал для
награждения, обозначив их положительные качества.
Цель методики: Увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их
привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений
учащихся. В результате каждый ребенок в классе был, упомянут, не было изгоев.
Дети достаточно объективно смогли определить качества одноклассников и
назвать их
Практически у всех детей самооценка совпала с оценкой одноклассников. В
результате можно сделать вывод, что дети знают положительные стороны своих
одноклассников и свои, однако в общении не всегда используют данные качества
личности.
4
5
3
1
2
14 Приложение №2
Методика « Мои недостатки» позволяет методом самооценки выявить те,
проблемы, которые мешают детям конструктивно общаться. Детям предлагается
ряд качеств, которые они должны проранжировать по степени выраженности у
себя.
В результате в 70% случаев дети отмечают такие качества как задиристость и
обидчивость.
В 60% случаев –грубость, лживость, ябедничество.
В результате можно сделать вывод, что большинство детей осознают свои
проблемы в общении
Приложение №3
Анализируя анкету, большинство детей 70% признали, что в общении им мешает
использование нецензурной брани, все 100% считают важным умение правильно
общаться. Интересен тот факт, что практически, всем детям в общении не хватает
доброты и понимания, т. е можно говорить о некой двойственности; с одной
стороны дети используют нецензурную лексику, которая им мешает общаться, с
другой стороны им не хватает доброты в общении с одноклассниками
15 использование нецензурной брани
умение общаться
Авторская анкета
Могут ли два человека быть абсолютно одинаковыми по характеру?
Если у людей схожие черты характера?
Может ли человек совершать только плохие поступки?
Может ли человек совершать только хорошие поступки?
Как можно лучше узнать человека?
Может ли человек быть ненужным? может ли быть человек ненужным
в классе?
Были ли у тебя ситуации , когда ты чувствовал себя ненужным?
Можешь ли ты нормально общаться с человеком независимо от его
внешнего вида, национальности, вероисповедания?
Принимаешь ли ты детей нашего класса такими, какие они есть?
Принимают ли тебя?
Знаешь ли ты свои сильные стороны характера? Что это тебе дает в
жизни класса?
Понимаешь ли ты свою роль в классе?
Умеет ли наш класс работать сообща?
Что помогает людям в общении? Что мешает ?
Какие правила общение тебе труднее всего соблюдать?
Важно ли в жизни правильно общаться?
Чего тебе не хватает в общении с одноклассниками?
Приложение№4
общительность
16 2.95
2.9
2.85
2.8
2.75
2.7
2.65
2.6
2.55
2.5
2.45
5 кл
6 кл
7 кл
2.Готовность прийти на помощь
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
5 класс
6 класс
7 кл
ТАКТИЧНОСТЬ. Культура поведения
17 2.5
2
1.5
1
0.5
0
5 класс
6 класс
7 кл
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Дети знают о необходимости умения конструктивно общаться,
оценивают свои достоинства и недостатки; умеют выявить причины,
мешающие им в общении; поддаются коррекции, следовательно,
необходимо направить все воспитательную работу, чтобы дети свои
знания внедряли в повседневную их в жизнь.
Приложение№5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ «Условия бесконфликтного общения»
Цель: 1)развитие коммуникативных навыков
2.) развитие социальной компетентности
В результате:
дети во время практикума теоретически знают как вести себя в тех или иных
ситуациях, однако на практике не всегда используют полученные знания
18 Приложение№6
Социометрическая методика РЕНЕЖИЛЯ
Детям предлагалось выбрать место за столом для себя и своих гостей. В
зависимости от позиций персонажей выяснилась система личностных
отношений ребенка в коллективе.
Методика представляет собой переходную форму между анкетой и
проективным тестом.
Анализ
На основании полученных данных выявлено, что:
Клещевников М, И Курочкин А. имеют высокий внутригрупповой статус .
Низкий статус Дима Б., Слава Ф., Женя З.
Взаимных положительных выборов 6 из 12 учеников участвующих в
исследовании, взаимно отрицательных выборов нет.
В результате можно сделать вывод, что обстановка в классе достаточно
благоприятная , дети достаточно сплоченные.
Приложение № 7
Час общения « Святая наука расслышать друг друга»
« Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву и друзей созову,
На любовь свое сердце настрою…
А иначе зачем, на земле этой вечной живу»
Б. Окуджава ( Звучит песня « Давайте восклицать»)
Автор призывает нас восхищаться друг другом, говорить друг другу комплименты,
понимать друг друга, потакать (Терпеть, выносить, сносить, крепиться,
мужаться)друг друга. А если сказать подругому, здесь говориться о том, что
помогает строить хорошие взаимоотношения между людьми. А это не всегда
просто это целая наука, которую нужно изучать и научиться применять эти
знания в жизни. Это наука Общение. Наш час общения так и называется: « Святая
наука – расслышать друг друга» И сегодня мы с вами постараемся разобраться,
почему важно владеть искусством общения, и как это помогает наладить
взаимоотношения между людьми и непосредственно в нашем классе.
И так что же такое общение. Это взаимодействие между людьми в процессе,
которого формируются, появляются и видоизменяются их межличностные
отношения.
Общения бывает : Вербальным, т. е речевым,
невербальным неречевым (с помощью жестов, мимики, эмоций). ( Показ на
мультимедиа)
Сегодня мы будем, говорит о вербальном общении, т.е общение с помощью слов.
Функции вербального общения:
Обмен информации между людьми
19 Взаимодействие между людьми
Пониманиепонимание партнера и его позиции.
Существуют три типа общения:
Авторитарное общение, это когда один из собеседников оказывает давления на
второго с помощью приказов
Манипулятивное общениеэто когда оказывается давление на собеседника с
помощью манипуляции им и его сознанием.
Диалогическое общение ставит собеседников в равную позицию.
Сейчас вы посмотрите три сценки из жизни детей и определите типы общения.
Какой тип общения помогает лучше всего строить взаимоотношения между
людьми ? (ответы детей) Каким типом общения ты пользуешься в отношениях со
сверстниками ? ( ответы детей).Т
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь(ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО)
Особенно важно в вашем возрасте находить понимание друг с другом. Всех вас
объединяют, школьные занятия, поручении, классные дела. С некоторыми из
одноклассников, ты, наверное, дружишь: Вместе проводите свободное время,
занимаетесь каким либо делом, делитесь своими радостями и огорчениями. А еще
в твоем классе, может быть есть, ребята , дружить с которыми тебе не хочется?
Дружить или не дружить – твое право. Но, это, конечно, не значит, что ты можешь
обижать их, смеяться над ними, не разговаривать и не помогать в нужную минуту.
Хорошо ли тебе с одноклассниками? А им с тобой? Что помогает и что мешает
общаться? Мы уже с вами говорили, что помогает наладить взаимоотношения это
(показ на мультимедиа)
Мы с вами на предыдущих занятиях анализировали взаимоотношения в классе.
( Показ схемы)
Много таких ответов, которые показывают, хорошее взаимоотношение между
ребятами нашего класса. И это очень радует. Однако, все вы признаете, что есть
проблемы в отношениях с некоторыми одноклассниками, и это то же хорошо, так
как признание проблемы это первый шаг к ее решению. Хочется надеяться, что
после сегодняшнего часа общения, ты захочешь что то изменить по отношению к
тем, кого ты обижаешь. Не откладывай в долгий ящик, начни сегодня, «тем более,
что жизнь короткая такая»
КАЖДЫЙ ХОРОШ ПО СВОЕМУ.
Чтобы научиться искусству хороших взаимоотношений нужно помнить ,что
каждый человек не повторим, и у каждого из нас есть свои отличительные
особенности, свой характер свои способности. Помните, мы говорили с вами, есть
ли люди , которые совершают только хорошие поступки или только плохие?
(ответы детей).
Все люди как цветы на поляне разные, но все тянутся к любви и теплу.
СТИХ
1.Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
20 2 .Мы все имеем равные права, смеяться и грустить,
3.Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!,
1. Ведь каждый из нас индивидуальность,
И в этом конечно есть уникальность!
2.Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться
3.Мы разные, мы равные! И нет преград для дружбы
1.Мы дети все, мы просто дети, нам ссориться не нужно!
Когда мы стараемся видеть в человеке хорошее это помогает в общении?
(Ответы)
Давайте, вспомним, как много хорошего вы написали друг о друге. ( Показ на
мультимедиа). КАЗАЧЕСТВО
Изучая жизнь казаков, мы стараемся взять для себя все самое лучшее.
Взаимоотношения между казаками и другими людьми строились на главных
принципах казачьей нравственности, которые были основаны на христианской
морали и состояли в следующем.
Господь сотворил человека о образу и подобию своему!
Все люди равны и нет народов больших и малых!
Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр
и открыт всем как аукнется, так и откликнется !
Помни, по тебе, судят о народе своем!
Помни: храбрые всегда добрые.
Уважительное отношение друг к другу
Хорошо когда мы понимаем, что все мы равны. Это помогает нам уважительно
относиться друг к другу, принимать их такими, какие они есть. Известный педагог
В. А. Сухомлинский сказал «Большое зло унижать достоинство другого человека,
считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой
пылинкой». Каждый ребенок это личность, достойный уважения.
Каждый ученик в нашем классе это кусочек мозаики. Деталь вроде маленькая, но
без нее не будет красивой картины. Когда мы вместе дополняем друг друга,
получается прекрасная картина дружной команды. (Показ картины)
Это здорово когда можно работать сообща, вместе добиваться успехов: в учебе,
труде, спорте.
Почти все воспитанники нашего класса любят футбол, болеют за сборную
России, .Некоторые серьезно занимаются футболом, посещая городскую секцию
Что на ваш взгляд помогает футбольной команде добиваться успеха? Важны ли в
футболе умения общаться? ( Ответы детей). Звучит песня, « Трус не играет в
футбол» на фоне песни разные футбольные трюки (Мультимедиа.)
Звучит в ушах лихая музыка атаки
Подача, пас, сильней удар еще удар.
И все в порядке, если только на площадке
Великолепная команда и вратарь
ПРИПЕВ:
Суровый бой ведет футбольная дружина
21 Мы верим мужеству отчаянных парней
В Футбол играют настоящие мужчины
Трус не играет в футбол, трус не играет в футбол.
2 Вот целый класс у нас футбольная команда
Но мы не только занимаемся игрой
Придем на помощь мы друг другу если надо
Хотя бывает мы и соримся порой.
СТИХ
А воспитатели повсюду рядом с нами
А вместе мы – седьмой кадетский дружный класс
Всех нужно радовать хорошими делами
И непременно будет классно все у нас.
Помощь друг другу
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЫ. Нас можно сравнить с прутьями веника:
По одному сломать легко, а вместе трудно.
Веником легче подметать класс, а прутиком очень долго. Вместе мы можем
добиться большего , чем по одиночке, поэтому мы нуждаемся в помощи друг
друга, особенно когда нам плохо, нас обижают, не понимают, оскорбляют. Можешь
ли ты привести пример , когда тебе в трудную минуту помог кто то из
одноклассников.( ответы)А теперь послушайте одну историю из жизни
выдающегося математика Льва Семеновича Понтрягина.» он ослеп , когда ему
было 14 лет. Сделали операцию, но она прошла неудачно. И Лев навсегда остался в
темноте. Он перестал ходить в школу. Вся его семья пережила настоящее горе. Не
было ответа на вопрос, что делать дальше. И тут на помощь пришли одноклассник6
Всем классом решили помогать ослепшему товарищу. Родителей появилась
надежда, они стали приводить мальчика в школу, А там его окружали внимание и
заботой.Сосед по парте во время уроков, вполголоса рассказывал Леве, о том, что
написано на доске, какай опыт показывает учитель. Каждый вечер кто нибудь из
одноклассников, приходил домой, делать вместе с ним уроки, читать ему учебники
и книги. И не было случая, чтобы задание осталось невыученным. Мальчик очень
старался, Нелегко ему было учиться, но он проявил мужество, развил свои
способности и память. Друзья вместе с Левой проводили свободное время, ходили
на каток и в театр, на концерт и на лекции, с помощью верных друзей он не только
с отличием закончил школу, но и поступил в московский университет. И здесь,
нашлись товарищи , которые помогали незрячему юноше учиться. Он оказался
талантливейшим математиком и 27 лет стал профессором, а позднее академиком.
Подумай верен ли такой вывод: стать достойным человеком, ему помогли не
только сила воли и старания , но и забота друзей.( Ответы детей) задумайся, а что
готов ты сделать для своих одноклассников?
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде,
Грусть твоя его встревожит,
22 Ты не спишь, он спать не может,
И во всем, без лишних слов,
Он помочь тебе готов.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ.
Но не всегда, даже друзья понимают друг друга.
А теперь давайте посмотрим, как складываются отношения героев фильма
«Кадетсво».(Фрагмент фильма. « Докладывать или стучать»)
Посмотрев, этот фрагмент , увидели ли вы проблемы во взаимоотношения
кадетов.?
( Ответы детей)
Чтобы лучше понимать собеседника, нужно дать ему возможность высказаться.
Не надо спешить делать поспешные выводы. Прежде чем говорить подумай. В
этом вам поможет, если вы станете слушателем с 4 ушами. ( Появляется на
мультимедиа рисунок, и разбирается пример из жизни) Пример. «заканчивается
самоподготовка, Саша вспоминает , что ему нужно на футбол, а он дежурный по
классу. Он просит Ваню убрать класс, а то отвечает « я не могу», Саша расстроен
отказом товарища « А я то, думал ты настоящий друг». Почему Саша и Ваня не
поняли друг друга. (Ответы детей)
А вот сейчас вы посмотрите фрагменты фильма « Кадетство» и постарайтесь
ответить на вопрос « Что мешает строить взаимоотношения между собой»
( Фрагмент Экзамен,
« Придурки» и « Стычка»)
ДОБРЫЕ СЛОВА.
Большую роль во взаимоотношениях играют добрые слова
Каждое слово имеют силу. От доброго слова людям тепло на сердце. Доброе
слово и добрая улыбка приятна всем. Доброе слово и кошке приятно, как
говорится в одной из пословице. Особенно доброе слово, помогает, когда человек
расстроен, болен
Сценка
У КОЛИ случилось несчастье. Его брата положили в больницу и сделали
операцию. В школу Коля пришел очень расстроенный. Одноклассники обратили на
это внимание.
« Что случилось» спросил Гриша
« У меня братик сильно болен»
« Колек ты не расстраивайся, Все обойдется.»
« Давай сходим вместе в больницу к нему и узнаем как у него дела, чем мы можем
помочь»
От этих слов на душе у Коли стало теплее, что есть ребята, которые разделяют его
горе, которым не безразлична болезнь его брата.
23 Стих.среди невезенья иного, среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово, и слово утешит меня
Если кто то загрустит, ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом ,утешай и помогай.
Лучистое солнце, не делим на части.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья, ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Найди для каждого доброе слово, не жалей добрых слов и не стесняйся их
сказать, результат превзойдет все ожидания. Иди дорогою добра.
Песня « Дорога добра»
На свете много добрых людей , но есть люди , которые выбирают дорогу зла. Их
жизнь похожа на гонку без правил. Они стремиться к своей цели, не замечая
предупреждений, нарушая запреты. Там где они промчались по жизни, остаются,
боль, разочарование, обиды. Могут ли быть счастливы такие люди? Скорее всего,
их ждет печальный финал, как у героя нашего видео сюжета (Мультимедиа). А
сейчас вы посмотрите сценку, которой тоже печальный финал. Подумайте,
почему?
Сценка Михалкова « Два барана»
По крутой тропинке горной, шел домой барашек черный
И на мостике горбатом повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый : « Братец, вот какое дело,
Здесь вдвоем нельзя пройти ты стоишь мне на пути»
Черный брат ответил: « Мее, ты в своем, баран, в умее?
Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороге!»
Помотал один рогами, уперся другой ногами…
Как рогами не крути, а вдвоем нельзя пройти
Сверху солнышко печет ,а в низу река течет.
В этой речке утром рано, утонули два барана.
У этого стихотворения печальный конец. А давайте придумаем совершенно
другой конец, если бы они не были такие упрямые. ( ОТВЕТЫ детей)
Обсуждение рисунков про осликов.
И если ослики смогли договориться, то тем более люди могут научиться слушать
друг друга, понимать, договариваться, строить хорошие взаимоотношения. Начать
нужно с себя. Используйте знания науки общения.
Поставьте реальную цель, которая поможет вам, наладить взаимоотношения .
Идите к намеченной цели, несмотря на неудачи
Тренируйте свою волю каждый день.
Радуйтесь любому, даже незначительному результату.
Если тебе удастся добиться положительных изменений, ты сделаешь свою жизнь и
жизнь других людей счастливее. Дерзай! У тебя получится!
Стих
Ручаюсь ребята, что хватит вам дел
24 Творите добро, кто еще не успел,
Любите животных, людей и цветы.
Прошу вас – не прячьте, своей доброты
Парадность, безделье гоните их прочь
Если люди в беде вы должны им помочь
Конечно, задачи совсем не просты
Но в каждом сердечке есть луч доброты.
Песня « Погода в классе»
Какай у нас прогноз сегодня в классе?
Не ждет ли нас нечаянно беда?
От драк и ссор нас Господи помилуй
Пусть будет дружно все у нас всегда.
ПРИПЕВ Главней всего погода в классе
А все другое – суета
Понять другого это счастье
Пусть с нами будут мир и доброта.
Стих
Посмотри, как горит свеча
И напомнит ее горенье
Что напрасно народ врачом
Выбрал ты не любовь, а время
И на сердце опять печаль
и сомненья опять тревожат
Догорает в руке свеча,
Но согреться душа не может .
Свеча не согреет человеческую душу, даже если она плачет вместе с нами. Подари
любовь своего сердца . тому , кто рядом с тобой, и тогда, в твоей жизни
обязательно будет , хотя бы один человек, который подарит эту любовь тебе.
( Звучит музыка, дети ставят свечи и они загораются в форме сердца)
Песня «Свечи»
Ночь притаилась за окном
Туман поссорился с дождем и беспробудный вечер,
и беспросветный вечер
О чем то дальнем , неземном,
О чем то близком и родном
Сгорая, плачут свечи
Казалась плакать бы о чем
Мы в общем правильно живем,
Но иногда под вечер, но иногда под вечер
25 Мы вдруг садимся за рояль,
снимаем с клавишей вуаль
И зажигаем свечи.
А свечи плачут за людей
То тише плачут, то сильней
И осушить горючих слез, они не успевают,
Но очень важно для меня, что не боится воск огня,
Что свечи плачут за меня, что свечи тают
Детям вручаются грамоты за участие и подготовку мероприятия. Словесная
благодарность всем кто помогал в подготовке и проведении мероприятия.
Детям и гостям мероприятия предлагается, оценив свои впечатления после
мероприятия, выбрав красное или синее сердечко, опустив их специальное
приспособление
26
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Контрольная работа "Моделирование и анализ эффективности внеурочного занятия "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.