Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Оценка 4.8

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
русская литература
10 кл
20.06.2017
Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.
кр сонечка.docx
Нижнетагильский государственный социально­педагогический институт Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Преподаватель: кандидат  филологических наук,  доцент Ю.В.Несынова Исполнитель: Зулаева  Татьяна Николаевна,  слушатель ЦДПО,  русский язык и литература  2016 г. Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание»   Ф.М.Достоевского.   На   её   примере   мы   учимся   лучшим человеческим   качествам:   доброте,   милосердию,   самопожертвованию.   Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога. Говоря   об   идеале   женщины   у   Достоевского,   исследователи А.Касаткина, А.Гачева, Е.Новикова предлагают рассматривать женский образ в творчестве писателя в канонах русской православной традиции, ссылаются на   «Пушкинскую   речь»,   «Дневник   писателя»,   письма   Достоевского   своим современницам, в которых Достоевский высоко оценивает русскую женщину и   видит   в   ней   источник   нравственного   возрождения.   Художественным воплощением   идеала   для   «позднего   Достоевского»   является   образ пушкинской Татьяны Лариной: «тип положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины».[3] Если   говорить   сегодня   о   не   современности   хрестоматийных   идеалов XIX   века,   то   следует   отметить,   что   женский   идеал   Достоевского   не   был отражением   общественных   воззрений   и   эстетических   вкусов   его   эпохи. Современники обвиняли писателя в том, что он совершенно лишён чувства прекрасного   и   не   может   по­настоящему   оценить   женской   прелести,   как, например, это умел делать Тургенев. Таким образом, женская красота иначе понимается Достоевским. Герои   и   героини   Достоевского   потенциально   религиозные   люди, наделенные   высокой   чувствительностью   и   восприимчивостью   к   красоте. Особенно это проявляется в женских персонажах, образы которых нарочито опоэтизированы автором. Потенциал свободы в женщине очень велик, и это делает   героинь   Достоевского   особенно   привлекательными   и   вместе   с   тем беззащитными   в   мире,   где   все   имеет   свою   цену.   Красота   как   спасение   и красота   как   губительная   ­   сила   –   антиномия,   которую   пытается   решить Достоевский   в   своем   художественном   мире.   Женская   красота   входит   в систему духовных ценностей Достоевского. Женский образ у Достоевского уникален   и  насыщен   глубинным   символическим   смыслом.  Он   воплощает   в себе эстетические и нравственные идеалы писателя. Сущность и диалектика красоты, добра, любви, свободы особым образом проявляют себя в женской личности.   Встреча   с   женщиной   становится   для   героя   началом   поиска утраченной связи с Богом. Драматическая   история   взаимоотношений   героя   и   героини   приводит героя к очищению через совершение греха, страдание, покаяние и искупление вины   перед   Богом,  красоту  которого   по­разному   преломляет   в  себе  образ женщины. Ярким   примером   такой   женщины   является   Сонечка   Мармеладова   в романе «Преступление и наказание». Нельзя не согласиться с утверждением О.В.   Глажинской,   которая   считает   Соню   «выразительницей   православных воззрений   Достоевского,   можно   –   просто   «добрым   Ангелом»   и спасительницей Раскольникова. [6] Соня учит жить «не всяко, но в духе»: любить   людей   такими,   каковы   они   есть,   и   прощать   их,   видеть   в   каждом человеке творение Божие и доверять им; понимать то, что, живя так, человек не только внутренне изменяется сам, но и светом своей любви преображает всё   вокруг».   Сам   Достоевский   писал   о   том,   что   для   него   «нравственный образец и идеал один». Н. Бердяев это подтверждает: «Для него человек не только психологическое, но и духовное существо». Соня, конечно же, никого не может спасти. Ненасытимое сострадание – вот что позволяет переступить её   через   себя.   По   сути,   её   жертва   –   христианская.   Кого   спас   Христос, позволив   распять   себя   на   кресте?   Формально   никого.   В   образе   Сони   и 2 заключена   эта   идея   Христа.   Мотив   её   поступка   –   не   в   желании   спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь, и она не может спокойно наблюдать их страдания, она лишь может взять на себя еще большее страдание, чем они. Но именно Соня одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Соня нечасто посещает церковь – ей неловко. Но она глубоко верует в Бога, а значит – и в высшую справедливость и чудо, которые изменят её жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. [6] Её образ восхищает – она смогла своей любовью изменить человеческую душу. Соня не боится упреков окружающих: «Соня робкая от природы, и прежде всего знала, что её легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть всякий мог, почти безнаказанно». И все равно она не показывает свой страх. Она перерождается вместе с Раскольниковым, только она – очищается от грязи «желтого билета». Если обратиться к «Преступлению и наказанию», то Соня Мармеладова ­ воплощение традиционного христианского идеала. Действительно, в Соне подчеркиваются   заботливость,   всепрощение,   «ненасытимое   сострадание»   к ближним; в этой девушке ­ редчайшее собрание христианских добродетелей. Портрет   героини   свидетельствует   и   о   внешней   привлекательности:   «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка,   с   замечательными   голубыми   глазами»   [4].   Эта   внешность, безусловно,   далека от «нормы» и «здоровья», признаков гуманистического идеала   красоты.   Напротив,   Достоевский   обращает     внимание   на   худобу   и бледность героини, что напоминает о христианском аскетизме. Каторжные из народа в эпилоге романа по­своему любуются ее обликом: «они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед,   как   она   идет,  и   хвалили   ее;   хвалили   ее   даже   за   то,   что   она   такая маленькая, [4].  Соня также человек, живущий в «Истине», то есть в Боге, несмотря на свой вынужденный   позорный   промысел   ради   сохранения   жизни   близких.   На жестокий вопрос Раскольникова о том, что же хорошего делает ей Бог, она, вопреки логике очевидности, убежденно отвечает: «Все делает!».[2]   даже   уж   не   знали,   за   что   похвалить»   Чтение Соней Родиону евангельского эпизода о воскрешении Лазаря ­ одна   из   самых   потрясающих   сцен   романа.   Здесь,   увидел   герой,   тайна   ее личности ­ упование на Бога, глубинная вера в чудо, в Божью силу и милость ко «смердящим во гробе» греха. Сонина вера была вознаграждена: ее жизнь чудесно изменилась; более того, она помогла совершиться чуду воскресения и над душою Раскольникова.  Кроме   того,   Соне   присущ   и   земной   вариант   «истины»   ­   разумность, деловитость и даже практичность. Она мгновенно поняла внутреннюю драму «совестливого   убийцы»   Раскольникова   и   безошибочно   указала   ему 3 единственный путь возвращения к полноценной жизни ­ покаяние. Несмотря на робость и скромность, в нужный момент она способна быстро и решительно устроить практические дела: похороны и поминки отца, попечение о детях Катерины Ивановны и т.д.; Дуня и Разумихин отмечают ясный и толковый язык ее писем с каторги. Там, в сибирском городе, ей удалось найти работу модистки, приобрести «знакомства и покровительства»,   облегчавшие жизнь Раскольникову в остроге. [2] Читая роман, мы встречаем много разных людей, но, пожалуй, самая открытая,   честная   и   добрая   —   это   Соня   Мармеладова.   Эта   девушка   с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине,   у   которой   есть   свои   дети.   Нужда   заставила   Соню   зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого   поступка   Соня   должна   была   бы   обозлиться   на   мачеху,   ведь   она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила   ее,   больше   того,   она   каждый   месяц   приносит   деньги   в   дом,   в котором   уже   не   живет.   Соня   изменилась   внешне,   но   душа   ее   осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью.  Соня   не   осуждает   никого   за   поступки:   ни   отца,   ни   Раскольникова. Смерть   отца   оставляет   в   ее   душе   глубокий   след:   «Из­под   этой...   шляпки выглядывало   худое,   бледное   и   испуганное   личико   с   раскрытым   ртом   и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его стала для нее большой потерей в жизни. Она   понимает   и   переживает   вместе   с   людьми   их   боль.   Так,   она   не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего   отвращения,   ни   малейшего   омерзения   к   нему,   ни   малейшего содрогания в ее руке!»[4].   Соня понимает, что, убив старуху­процентщицу, Раскольников   убил   и   себя.   Рухнула   его   теория,   и   он   в   растерянности. Сонечка,   искренне   верящая   в   Бога,   советует   ему   помолиться,   раскаяться, поклониться   земле.   Раскольников   понимает,   что   Соня   —   исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я... бесчестная... я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому так сильна ее вера в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: 4 Раскольников   поймет   свою   вину,   раскается,   начнет   новую   жизнь.   Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь   любимому   человеку   —   все   это   вместе   дало   возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге   он   понимает   и   принимает   веру   и   любовь   Сони:   «Разве   могут   ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.  Соня — идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания — вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.  Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает  ничего  для  себя,  все  ради  кого­то:  мачехи,  неродных братьев  и сестры,   Раскольникова.   Образ   Сони   ­   образ   истинной   христианки   и праведницы.   Наиболее   полно   он   раскрывается   в   сцене   признания Раскольникова.   Здесь­то   мы   видим   Сонечкину   теорию   —   «теорию   Бога». Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение   над   всеми,   пренебрежение   к   людям.   Ей   чуждо   само   понятие «необыкновенный человек», так же как неприемлема возможность преступить «закон   «Божий».   Для   нее   все   ­   равны,   все   предстанут   перед   судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право   осуждать   себе   подобных,   решать   их   судьбу.   «Убивать?   Убивать­то право имеете?» ­ воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом. Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», ­ говорит ей Раскольников, только он преступил  через жизнь другого человека, а она ­ через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание. У читателя не вызывают сомнения   ее   слова,   он   уверен   в   том,   что   Соня   последует   всюду   за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. 5 Ее   любят   и   чтят   все:   и   Катерина   Ивановне,   и   ее   дети,   и   соседи,   и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Соня пробуждает в  душе Раскольникова   веру,   любовь   и   раскаяние.   «Их   воскресила   любовь,   сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Родион приходит   к   тому,   к   чему   призывала   его   Соня,   он   переоценил   жизнь   и   ее сущность.  Не менее важную роль Соня играет и в судьбах других героев романа. Так   отец   Сони,   чиновник   Мармеладов,   рассказывая   о   дочери Раскольникову,   особенно   подчёркивал   её   кротость   и   способность   к самопожертвованию. Он чувствовал свою вину перед дочерью и не мог найти сочувствия,   сострадания   и   любви   ни   в   ком,   кроме   неё.   В   христианском миропонимании человек не должен умирать без покаяния, покаяние ­ это его путь к Богу. Поэтому важно обратиться ещё раз к описанию последних минут Мармеладова   перед   смертью.   Сцена   смерти   Мармеладова   написана   очень экспрессивно,   его   физические   страдания   вызывают   глубокое   сочувствие читателя. Но авторское внимание сосредоточено на том, что происходит в душе героя, какими переживаниями наполнены последние минуты его жизни, как это характеризует Мармеладова. «Босенькая» Лидочка, любимица его, и самое   страшное   ­   он   увидел   дочь   в   пестром   наряде   проститутки, «приниженную»,   убитую,   расфранченную   и   стыдящуюся,   «смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом» [4]. Достоевский пишет: «Бесконечное страдание изобразилось в лице его» [4]. Муки совести, ощущение   неискупимой   вины   перед   дочерью   и   безмерная   любовь   к   ней приводят героя к покаянию: «Соня! Дочь! Прости!» [4]. Эта сцена созвучна по духу с библейской (раскаяние распятого рядом с Христом разбойника). Для атеиста смерть человека ­ конец его жизни, для верующего ­ переход в иное, духовное состояние, жизнь вечную. Последние слова Мармеладова обращены к дочери уже после исповеди перед священником, то есть её прощение для него ­ истинное прощение, потому что в её лице Мармеладов, как и позднее Раскольников,   видел   предметное   проявление   любви   и   сострадания. Мармеладов   видел   муки   Сони,  вынужденной   пойти   по   «жёлтому   билету», видел отношение к ней мачехи, но решающую роль здесь сыграли те самые 30 копеек, которые дочь вынесла ему «на похмелье»: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... . Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут,   а   не   укоряют,   не   укоряют!   А   это   больней­с,   больней­с,   когда   не укоряют!..» [4]. Мармеладов почувствовал в этом взгляде великое терпение и любовь.   В   нем,   жалком   и   потерявшемся,   она   видела   человека,   доброго   и мучающегося оттого, что Катерина Ивановна его не любит («О, если б она пожалела меня!»), человека, у которого «черта наступила». И самое главное ­ не   судила.   Сострадание   и   любовь   вместо   осуждения   пробуждают   в   герое чувство вины, муки совести, из которых перед смертью рождается покаяние, а в   контексте   авторского   православного   миросозерцания   ­   происходит 6 возрождение души. Простила ли Соня отца? Ответ заключен в удивительно емкой фразе: «Он умер у неё на руках» [4]. В   комнате   Сони   умирает   и   её   мачеха   Катерина   Ивановна,   которая, казалось бы, должна вызывать горькую обиду в душе девушки. С точки зрения Раскольникова, это было бы естественно и закономерно, но он ни разу не услышит   даже   косвенного   упрека   в   адрес   мачехи,   напротив,   герой   с изумлением   понимает,   что   Соня   любит   Катерину   Ивановну!   Именно   Соня открывает   ему   лучшие   качества   Катерины   Ивановны:   великодушие, нравственную   чистоту,   стремление   к   справедливости,   бескорыстие, жертвенную   любовь   к   детям,   тонкий   вкус   и   чувство   красоты.   Трагедия вынудила Соню жить отдельно от семьи, но разрыва с ней не произошло: «Мы одно,   заодно   живём».   Грубость,   оскорбления,   даже   побои   доведенной   до отчаяния мачехи она не копит в душе, зато себя судит очень строго, винит в том,   что   столько   раз   «её   в   слёзы   вводила».   История   с   кружевными воротничками   и   нарукавниками,   связанными   Лизаветой,   удивительным образом перекликается с теми «тридцатью копейками на похмелье». Такая же добрая и чуткая, как отец, она не может забыть, как молча, посмотрела на неё Катерина   Ивановна   за   то,   что   Соня   их   «отдать   пожалела»:   «Я   жестоко поступила! И сколько, сколько раз я это делала ...».  Эти угрызения совести говорят о высоте нравственных требований к себе и той большой внутренней работе,   которая   происходит   в   душе   девушки,   стремящейся   жить   по­ христиански.   Сама   Катерина   Ивановна   ценит   то,   что   делает   Соня   для   её детей. Мы видим целую череду сцен, в которых звучит тема вины, страдания, душевных  мук  Катерины  Ивановны.  Она   мечтает   открыть   в своём   родном городе пансион благородных девиц, где Соня будет ей помощницей, говорит на   поминках,   при   всех,   о   её   кротости,   терпении,   самоотверженности, благородстве, при этом плачет и горячо целует падчерицу. Она готова грудью встать   на   её   защиту:   «бросилась   с   когтями»   на   нигилиста   Лебезятникова, соблазнявшего Соню; ринулась «сорвать чепчик» с Амалии Ивановны, когда та «закричала что­то про «желтый билет», после обвинения Лужиным Сони в воровстве кричит: «Глупые вы, глупые ... да вы ещё не знаете, не знаете, какое это   сердце,   какая   это   девушка!   Она   возьмёт,   она!   да   она   своё   последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и жёлтый­то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!» [4]. Поэтому не случайно умирает Катерина Ивановна в комнате Сони. Поразительно тихо и просто написана эта сцена: «Так вот как ты живешь, Соня! Ни разу­то я у тебя не была... привелось ...», «Иссосали   мы   тебя,   Соня...»   ­   эти   слова   созвучны   вскрику   Мармеладова: «Прости!   Дочь!   Прости!»,   хотя   звучат   не   так   пронзительно,   но   не   менее сильно   говорят   о   глубине   чувства   вины   Катерины   Ивановны.   Благодаря Сониной   терпеливой   любви   и   кротости   и   отец,   и   мачеха   перед   смертью пытаются искупить свою вину перед ней.  7 Даже нигилист Лебезятников, сторонник свободной любви, пытавшийся увлечь девушку идеями коммуны, чувствует её чистоту и целомудрие. Он с изумлением открыл для себя, что Соня «боязливо целомудренна и стыдлива», что она нравится ему, и он готов «ждать и надеяться» ­ и только. Сама того не ведая, Соня с первой встречи покорила мать и сестру Раскольникова, придя звать его на поминки своего отца. Соне страшно и стыдно среди незнакомых людей,   но,   увидев,   в   какой   бедности   живет   Раскольников,   она   невольно воскликнула: «Вы нам всё вчера отдали!» ­ и чуть не заплакала. Именно этим горячим признанием благородства их сына и брата она мгновенно завоевала сердца обеих женщин. И после обе пришли к выводу, что Лужин ­ «негодный сплетник», а она ­ «прекрасная».  Не случайным представляется и то, что Соня оказалась близко знакома с   Лизаветой   ­   жертвой   Раскольникова.   Раскольников   и   студент, рассказывающий   о   ней   офицеру   в   трактире,   видят   эту   женщину   «тихой, кроткой, безответной, согласной, на всё согласной…,к тому же…поминутно беременной».   На   вопрос   Раскольникова   о   ней   Соня   отвечает   скупо,   даже нехотя, как бы не желая говорить о чем­то очень личном. Но именно Лизавета принесла ей «Новый Завет», старую подержанную книгу в кожаном переплете, которую   они   вместе   «читали   и   говорили».   Теперь   Соня   носит   Лизаветин медный крест, заказывает панихиду по ней в церкви и помнит такой, какой не знали   её   окружающие:   «Она   была   справедлива   ...   Она   бога   узрит».   Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением   видеть   в   людях,   прежде   всего,     их   лучшие   качества,   будь   это квартирные   хозяева   Капернаумовы     («Хозяева   очень   хорошие,   очень ласковые... И они очень добрые ...»)   или каторжане.    Таким образом, становится очевидно, что роль Сони в романе ­ роль «проводника» в мир живой веры, «проводника», который выполняет функцию церкви:   посредника   в   религии.   По   словам   И.   Ильина,   «…всякое посредничество   в   религии   имеет   своей   главной   целью   ­   непосредственное соединение человека  с Богом. И если бы нашелся христианский  богослов, отвергающий эту основоположную истину, то достаточно было бы указать ему на   высший   и   священнейший   акт   христианской   религиозности,   на   Таинство Причащения,   в   котором   верующий   получает   возможность   принять   Тело   и Кровь Христову в форме непосредственнейшей из всех, доступных земному человеку:   принять   не   «восприятием»,   не   зрением,   не   слухом,   не прикосновением,   но   вкушением,   непосредственно   вводящим   Св.   Тайны   в телесное естество человека ­ до полного и нерасторжимого отождествления» [5].   Робкая,   кроткая   Соня   незаметно   приводит   и   Раскольникова,   и Мармеладова,   и   других   героев   романа устремлённостью  своей  чистой  души и жизни к  осознанию важных  вечных истин. Соня учит жить «не всяко, но в духе»: любить людей такими, каковые они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять   и   Катерину   Ивановну, 8 промыслу   Божию;   понимать,   что,   живя   так,   человек   не   только   внутренне изменяется сам, но и вольно или невольно светом своей любви преображает всё вокруг себя. Внешность   человека   часто   бывает   обманчива.   Образ   Сони   в «Преступлении   и   наказании»   полон   необъяснимых   противоречий.   Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя. Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»   складывается   из   анализа   её   поступков.   Физическая   слабость   и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта   и   умение   прощать   отличают   героиню   от   других   персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна   простить   и   пожалеть   Раскольникова   за   убийство   близкой   ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.[7] Откуда   у   слабой   хрупкой   униженной   девушки   такое   терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога­то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников   идёт   к   ней   за   помощью   и   именно   ей   рассказывает   о   своём преступлении.   Вера   Сони   Мармеладовой   помогает   преступнику   сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь. Образ Сони Мармеладовой  – это тоже образ инфернальной женщины, но её «инфернальность» проявляется совсем иначе. Она не жестока с людьми, Соня действительно жертва общества, она страдает и мучается, но так же она и бесконечно любит Родиона. Она проявляет силу духа, у неё есть вера и она помогает   обрести   веру   Раскольникову.   Но   в   отличие   от   Настасьи Филипповны, она обретает любовь и любовь взаимную на всю жизнь.[6] Главным   героем   романа   Ф.   М.   Достоевского   «Преступление   и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони 9 отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.[6] По   мнению   С.В.Белова,   Достоевский   прекрасно   понимал,   что   такой человек (Раскольников) не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд над собой примет Раскольников – «высший   суд»,   суд   Сонечки   Мармеладовой,   той   самой   Сонечки,   во   имя которой   он   и   поднял   свой   топор,   той   самой   униженной   и   оскорбленной, которые всегда страдали, с тех пор как земля стоит: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»,­ говорит Раскольников Соне. [1]  Несколько раньше, в очерке «Зимние заметки о летних впечатлениях», рассуждая   о   «высочайшем   развитии   личности»,   непременной   чертой   такой личности Достоевский назвал потребность в братстве и видел в этом залог будущего   единения   человечества.   Он   говорит   о   способности   «жертвовать именно   так,   чтоб   отдавать   все   и   даже   желать,   чтоб   тебе   ничего   не   было выдано обратно, чтоб на тебя никто ни в чем не изубыточился».  В душе Сони Мармеладовой живет именно это высокое начало. Нравственные   принципы,   вера,   любовь   Сони   оказались   сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги,   герой   обретает   право   на   счастье.   Любимая   героиня   Фёдора Михайловича  Достоевского  ­ воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии. Создав   образ   Сони   Мармеладовой,   Достоевский   создал   антипод Раскольникову   и   его   теории   (добро, милосердие,   противостоящее   злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он, ни был. 10 Литература 1. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Пособие для учителя. Л., «Просвещение», 1979. 2. Богданова   О.А.   Спасет   ли   мир   красота?   Проблема   красоты   и женские   характеры   в   романном   творчестве   Ф.М.Достоевского.   Статья   1.­ «Новый филологический вестник», 2013, №4, с 74 – 94. 3. 4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – М., 1989 Достоевский   Ф.М.   Преступление   и   наказание:   Роман.   –   М.: Дрофа: Вече, 2002. 5. Ильин   И.   Непосредственность   религиозного   опыта   //   Аксиомы религиозного опыта. ­ М., 2004. 6. Инфернальные женщины в романах «Идиот» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского http://bibliofond.ru/view.aspx?id=453874 7. http://fb.ru/article/229921/sonya­marmeladova­­­glavnyiy­jenskiy­ obraz­v­romane­prestuplenie­i­nakazanie 8. http://all­biography.ru/books/dostoevskiy/prestuplenie­i­ nakazanie/obraz­soni­v­romane#ixzz446NudGc7 11

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература» Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Контрольная работа по дисциплине «Русская литература»  Тема «Значение образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017