Контрольно-измерительные материалы по аналитической химии
Оценка 4.8

Контрольно-измерительные материалы по аналитической химии

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
химия
Взрослым
21.12.2020
Контрольно-измерительные материалы по аналитической химии
ОП. 03 Аналитическая химия КИМ.docx

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Дисциплина  ОП 04  Аналитическая химия

Подготовки специалистов среднего звена

18.02.012 Технология аналитического контроля химических соединений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. о. Новокуйбышевск, 2020 г.

 

РАССМОТРЕНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой)                                      Заместитель директора по НМР

комиссией                                                              _____________ Щелкова О.Д.

протокол №__   «___»__________ 20___

__________________ М.В. Коряковская

 

  

 

 

 

 

Разработчик:

ГАПОУ  СО «ННХТ»         преподаватель                         В.А. Афонина

    (место работы)                                             (занимаемая должность)                                    (И.О.Фамилия)

 

 

Внутренняя экспертиза:

Зам. дир. УР ГАПОУ СО «ННХТ»                  Семисаженова В.Б.

Методист ГАПОУ СО «ННХТ»                        Шипилова Л.А.

 


1. Паспорт контрольно-измерительных материалов

Контрольно - измерительные средства (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  «Аналитическая химия»

КИМ включают контрольные материалы для проведения   текущего/рубежного контроля в форме устного и фронтального опросов,  тестовых заданий,  рефератов, самостоятельных работ, составлении кластеров и  промежуточной аттестации в форме экзамена.

Нормативными основаниями проведения оценочной процедуры  по предмету Аналитическая химия  являются следующие  нормативные  документы:

- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности     18.02.012 Технология аналитического контроля химических соединений, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. № 1554.

- основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 18.02.012 Технология аналитического контроля химических соединений;

- программы учебной дисциплины  «Аналитическая  химия»

- положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся «Новокуйбышевского нефтехимического техникума»  утвержденное приказом  от «01» сентября 2015 г. № К-3 л/с.


1.1 Общие положения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-подбирать условия проведения качественного анализа в соответствии с чувствительностью и специфичностью аналитических реакций;

-подбирать условия, необходимые для изменения скорости аналитической реакции и равновесия обратимых реакций;

-рассчитывать концентрацию ионов в растворах слабых и сильных электролитов;

-проводить осаждение ионов;

-проводить дробное осаждение ионов;

-определять степень насыщения растворов;

-проводить расчет рН растворов сильных и слабых электролитов;

-проводить расчеты с целью приготовления буферных растворов;

-рассчитывать концентрацию комплексных ионов в растворе комплексной соли;

-проводить качественный анализ катионов;

-проводить качественный анализ анионов.

-выбирать оптимальный метод анализа;

-проводить расчеты, необходимые для выполнения гравиметрического анализа;

-проводить гравиметрический анализ органических и неорганических веществ;

-проводить метрологическую обработку данных;

-выбирать оптимальный метод титриметрического анализа;

-проводить расчет концентрации раствора;

-проводить приготовление растворов и реактивов;

-проводить титриметрический анализ органических и неорганических веществ различными методами и способами;

-проводить расчет результатов титриметрического анализа.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- правила хранения, использования, утилизации химических реактивов;

-методы качественного анализа;

-условия проведения аналитических реакций;

-аналитическую классификацию ионов;

-закон действия масс;

-теорию электролитической диссоциации;

-кислотно-основные свойства веществ;

-способы расчета рН растворов;

-характеристики комплексных соединений;

-способы обнаружения катионов;

-способы обнаружения анионов.

-сущность гравиметрического анализа;

-технику выполнения гравиметрического анализа;

-основные операции гравиметрического анализа;

-область применения гравиметрического анализа;

-сущность титриметрического анализа;

-способы выражения концентрации;

-правила приготовления стандартных и стандартизованных растворов;

-методы и способы титриметрического анализа;

-этапы обработки данных титриметрического анализа;

-метрологические характеристики методик.


1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Код

 и наименование умений

Код

и наименование знаний

У-1 подбирать условия проведения качественного анализа в соответствии с чувствительностью и специфичностью аналитических реакций;

З- 1 правила хранения, использования, утилизации химических реактивов;

У- 2  подбирать условия, необходимые для изменения скорости аналитической реакции и равновесия обратимых реакций

З-2  методы качественного анализа;

 

У-3   рассчитывать концентрацию ионов в растворах слабых и сильных электролитов;

З-3  условия проведения аналитических реакций;

У-4 проводить осаждение ионов;

-проводить дробное осаждение ионов;

З-4 значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;

У-5 определять степень насыщения растворов;

З-5  аналитическую классификацию ионов;

 

У-6 проводить расчет рН растворов сильных и слабых электролитов;

З-6  закон действия масс;

У-7 проводить расчеты с целью приготовления буферных растворов;

З-7 теорию электролитической диссоциации;

У-8 рассчитывать концентрацию комплексных ионов в растворе комплексной соли;

З-8  кислотно-основные свойства веществ;

  У-9 проводить качественный анализ катионов, анионов;

З-9  способы расчета рН растворов;

 

 У-10 выбирать оптимальный метод анализа;

З-10 способы обнаружения катионов,

анионов;

 У-11 проводить расчеты, необходимые для выполнения гравиметрического анализа;

З-11  сущность гравиметрического анализа;

 

У-12 проводить гравиметрический анализ органических и неорганических веществ;

З-12 технику выполнения гравиметрического анализа;

У-13 проводить метрологическую обработку данных;

З-13  сущность титриметрического анализа;

У-14 проводить расчет концентрации раствора;

З-14 способы выражения концентрации;

У-15 проводить приготовление растворов и реактивов;

З-15 правила приготовления стандартных и стандартизованных растворов; 

У-16 проводить титриметрический анализ органических и неорганических веществ различными методами и способами;

З-16 методы и способы титриметрического анализа

У-17 проводить расчет результатов титриметрического анализа;

З-17  этапы обработки данных титриметрического анализа;

 

З-18  метрологические характеристики методик

 

 

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)

- личностные: освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу; осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и нравственных норм; способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;

- регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

- познавательные: умение строить речевое высказывание; умение извлекать информацию из прослушанных текстов; умение работать с текстом; умение работать с таблицами; умение действовать по образцу; умение пользоваться справочным материалом; умение координированной работы с разными компонентами УМК;

- коммуникативные: умение слушать и вести диалог; умение работать в паре; умение работать в группе.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

 

 

 


2. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений при текущем контроле

         Условное обозначение типов контрольных заданий:

Т – тестирование;

К - контрольная работа;

П – практическое занятие;

Л – лабораторная работа;

У -  устный и (или) письменный ответ на вопрос;

СР – самостоятельная работа

           Р -  рефераты

СК - составить кластер


Содержание учебного материала

по программе УД

Код элемента умений/ Форма текущего контроля

 

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

У9

У10

У11

У12

У13

У14

У15

У16

У17

 

 

 

Тема1.1. Теоретические основы аналитической химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2.

Обнаружение индивидуальных ионов и анализ смесей ионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1 Погрешность в химическом анализе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2 Гравиметрический

 анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3 Объемный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.4 Физико-химические методы анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

по программе УД

Код элемента знаний/ Форма текущего контроля

 

З1

З2

З3

З4

З5

З6

З7

З8

З9

З10

З11

З12

З13

З14

З15

З16

З17

З18

 

 

З10

З11

Тема1.1. Теоретические основы аналитической химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2.

Обнаружение индивидуальных ионов и анализ смесей ионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1 Погрешность в химическом анализе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.2 Гравиметрический

 анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.3 Объемный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.4 Физико-химические методы анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Система оценки образовательных достижений обучающихся

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся предполагается в форме текущего контроля умений и знаний и промежуточной аттестации. Ежемесячно преподавателем осуществляется оценка аудиторной и самостоятельной деятельности обучающихся в форме контрольной точки. Результаты текущего контроля складываются из результатов:

- работы студентов на занятиях, в т.ч. практических и лабораторных;

- выполнения самостоятельных работ.

Для получения допуска к промежуточной аттестации обязательно выполнение всех контрольных, практических, лабораторных работ и полного перечня всех форм самостоятельной работы. При оценке всех видов работ обучающихся используется следующая  шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

 

Критерии оценки расчетных заданий:

Методически правильно и в полном объёме выполненное задание – 6 баллов;

Приведение формул в общем виде – 1 балл;

Выполнение расчётов в системе СИ – 1 балл;

Правильное указание единиц измерения физических величин – 1 балл;

Правильность математических расчётов – 1 балл;

Максимальное количество баллов – 10.

Критерии оценки практических работ:

Методически правильно и в полном объёме выполненное задание – 6 баллов;

Приведение формул в общем виде – 1 балл;

Качество изображения схем – 1 балл;

Выполнение расчётов в системе СИ – 1 балл;

Правильное указание единиц измерения физических величин – 1 балл;

Правильность математических расчётов – 1 балл;

Максимальное количество баллов – 11

Критерии оценки лабораторных работ:

Соблюдение ТБ и чистота рабочего места – 6 баллов;

Правильность и полнота выполнения задания – 5 баллов;

Приведение формул в общем виде – 1 балл;

Качество оформления отчёта – 1 балл;

Выполнение расчётов в системе СИ – 1 балл;

Правильное указание единиц измерения физических величин – 1 балл;

Правильность математических расчётов – 1 балл;

Максимальное количество баллов – 16

Критерии оценки устного ответа:

Правильный и полный  ответ на четыре произвольно выбранных  вопроса – 5 баллов; правильный и полный  ответ на три вопроса или ответ на четыре вопроса с неточностями – 4 балла; правильный и полный  ответ на два вопроса или ответ на три вопроса с неточностями – 3 балла.

Итоговая оценка в конце изучения дисциплины в форме экзамена предполагает ответ на вопросы билета, проверяющего усвоение материала по разделам программы учебной дисциплины.

 

 

4. Структура контрольных заданий для текущего контроля

4.1. Текущий контроль по теме 1.1. «Теоретические основы аналитической химии»

1. Устный ответ

Проверяемые результаты обучения: З1,З 3, З4, З9, З11

Текст задания:

Вариант 1

  1. Предмет изучения аналитической химии, её назначение. Роль ученых в развитии.
  2. Агрегатные состояния вещества. Общая характеристика агрегатных состояний.
  3. Классификация методов анализа.
  4. История развития аналитической химии.

Вариант 2

  1. Разделы аналитической химии.
  2. Основные понятия аналитической химии.
  3. Способы выполнения аналитической реакции?
  4. Перечислите стадии аналитического процесса.

2. Практические занятия:                                                 

Практическое занятие № 1. Решить задачи на тему «Чувствительность аналитических реакций»

Практическое занятие № 2. Решить задачи на тему «Химическое равновесие».

Практическое занятие № 3. Решить задачи на тему «Ионное равновесие»

Практическое занятие № 4. Решить задачи на тему «Равновесие в насыщенных растворах»

Практическое занятие № 5. Уравнять окислительно-восстановительные реакции

Практическое занятие № 6. Решить задачи на тему «Комплексные соединения»

Примеры: ПР № 5 Составить  химические окислительно-восстановительные реакции

 KMnO4 + KNO2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + KNO3 + H2O

Zn + HNO3 = Zn(NO3)2 + NH4NO3 + H2O

Cl2 + KOH = KCl + KClO3 + H2O;

 KClO3 = KCl + KClO4 .

 ПР № 2. Решить задачи на тему химического равновесия

а) Константа равновесия гомогенной системы

СО (г)+Н2О (г) ↔СО(г)+Н(г)

при 850°С равна 1. Вычислите концентрации всех веществ при равновесии, если исходные концентрации: (https://studfiles.net/html/2706/217/html_X_1oWI2CGi.EZFJ/img-6eX1a3.png)исх.=З моль/л, (https://studfiles.net/html/2706/217/html_X_1oWI2CGi.EZFJ/img-uDwRYk.png)исх.=2 моль/л.

б) Эндотермическая реакция разложения пентахлорида фосфора протекает по уравнению

РСl5 (г) ↔РСl3 (г) + С12 (г);∆Hх.р. = + 92,59 кдж.

Как надо изменить: а) температуру; б) давление; в) концентрацию, чтобы сместить равновесие в сторону прямой реакции — разложения РСl5?

Проверяемые результаты обучения: У2, У5, З1, З2, З9,З11

 

3.  Самостоятельная работа студентов

1. Задание: подготовить презентацию «Индикаторы»

Тематика:

Кислотно-основные индикаторы

Индикаторы осаждения и комплексонометрические

Окислительно-восстановительные индикаторы.

Проверяемые результаты обучения: У2, У5, З1, З2

 

Критерии оценки:

Оценка

 

«5» - отлично

Презентация  соответствует требованиям оформления, правильности содержания, краткость изложения.

«4» - хорошо

Презентация соответствует требованиям оформления, правильности содержания, большой объем информации.

«3» - удовлетворительно

Презентация содержит правильное содержание, большой объем изложения, не привлекательна.

«2» - неудовлетворительно

Презентация не соответствует. 

2. Задание:  составить кластер «Основные типы химических реакций в неорганической и аналитической химии.»

 

4.2  Текущий контроль по теме 1.2. «Обнаружение индивидуальных ионов и анализ смесей ионов»

Проверяемые результаты обучения:

1. Устный опрос

Задание:

Вариант 1

  1. Основные понятия качественного анализа.
  2. Качественные реакции как реакции между ионами.
  3. Методы повышения чувствительности реакций.
  4. Метод экстрагирования.
  5. Макро-, полумикро-, микро- и ультрамикроанализ.

Вариант 2

  1. Аналитические реакции и способы их выполнения.
  2. Условия выполнения аналитических реакций, их чувствительность, специфичность и селективность.
  3. Метод ионного обмена.
  4. Метод соосаждения.
  5. Техника выполнения важнейших операций в качественном анализе.

2. Лабораторные работы:

Проверяемые результаты обучения: У1,У3,У4, У5, У6, З1,З2, З5,З9

Лабораторная работа № 1 Изучение характерных реакций катионов I аналитической группы

Лабораторная работа № 2 Изучение характерных реакций катионов II аналитической группы.

Лабораторная работа № 3 Изучение характерных реакций катионов III аналитической группы.

Лабораторная работа № 4 Анализ смеси катионов I-III групп

Лабораторная работа№ 5 Изучение характерных реакций катионов IV аналитической группы.

Лабораторная работа № 6 Изучение характерных реакций катионов V аналитической группы.

Лабораторная работа № 7 Изучение характерных реакций катионов VI аналитической группы

Лабораторная работа № 8 Анализ смеси катионов IV-VI аналитических групп

Лабораторная работа № 9 Анализ анионов I-III аналитических групп.

Задания текущего / рубежного контроля по теме: «Обнаружение индивидуальных ионов и анализ смесей ионов»

Проверяемые результаты обучения:  У5, З2, З5

Тест

1) Что изучает аналитическая химия?

1.     Строение и функции вещества

2.     Методы анализа вещества

3.     Закономерности протекания химической реакции

4.      Соединения углерода, их структуру, свойства и методы синтеза

2) Первая аналитическая группа катионов имеет состав.

1)К+, Mg2+,Na+;

2)Na+, K+,NH4+;

3)Ca2+,Na+,NH4+;

4) Fe2+, Na+; NH4+.

3) В какой цвет окрашивают пламя ионы К+

1) ярко-желтый; 2) фиолетовый; 3) зеленый; 4) розовый

4) Групповой реактив 3 аналитической группы катионов имеет формулу: 

1) HCl; 2)H2SO43)(NH4)2CO3; 4) нет группового реактива

5) К2СrO4 является характерным реактивом для …

1) Na+; 2) Ва2+ ; 3) К+ ; 4) NH4+.

6) Четвертая аналитическая группа катионов имеет состав: 

1) Аl3+; Zn2+; NH4+;

2) Zn2+;Сr3+; Pb2+;

3) Аl3+; Zn2+;Сr3+;

4) NH4+, К+, Аl3+.

7) Какой реактив используют для обнаружения аниона NO3?

1) Дифиниламин; 2) Ализарин; 3) BaCl2; 4) HCl;

8) Групповым реактивом пятой аналитической группы катионов является:

 1) NН4ОН 2) HСl 3) Ализарин 4) нет группового реактива

9) К4[Fe(CN)6] – является характерным реактивом для:

1) Fe3+ ; 2) Mn2+ ; 3) К; 4) Аl3+.

10) Мерные пипетки градуированные предназначены для:

1) отмеривания точных объёмов жидкостей и переноса в другой сосуд;

2) для приблизительных измерений;

3) для титрования;

4) нет верного ответа

11) Какую посуду применяют для измерения объемов при титровании?

1) фарфоровые чашки; 2) пробирки; 3) бюретки; 4) стаканы

12) Реактив Несслера имеет формулу: 

1) KH2SbO4;

2)Na3[Co(NO2)6];

3) K2HgI2+KOH;

4) нет верного ответа

13) Групповым реактивом второй аналитической группы катионов является вещество, формула которого: 

1) HCl;

2)нет группового реактива;

3)(NH4)2СO3;

4) Н2SO4.

14) В какой цвет окрашивают пламя ионы Na?

1) ярко-желтый; 2) фиолетовый; 3) зеленый; 4) розовый

15) Групповым реактивом 3 аналитической группы катионов является:

1) Реактив Несслера; 2) HСl; 3) NaOH; 4) Н2SO4

16) Третья аналитическая группа катионов имеет состав: 

1)  Sr2+, Ca2+, Ba2

2) Cr3+, Fe3+, Al3+;

3) Mn2+, Mg2+, Pb2+;

4) Mn2+, Mg2+К+

17) Для определения Al3+ используют:

1) NaBiO3;

2) «Желтая кровавая соль»;

3) Ализарин;

4) нет верного ответа

18) Анионы делятся на число аналитических групп: 

1) две, 2)четыре, 3)три, 4) пять

19) Ион калия можно открыть реактивом: 

1)Несслера;

2)дигидроантимонатом калия;

3) гексанитрокобальтат натрия;

4) нет верного ответа.

20) Реактив Несслера является характерным реактивом для:

1) NH4+; 2) Pb+; 3) Ва2+; 4) Fe2+

21) Гексанитрокобальтат натрия является характерным реактивом на К+ и даёт …

1.     Жёлто-оранжевый кристаллический осадок;

2.     Синий осадок «берлинская лазурь»;

3.     Розовый осадок;

4.     Осадок белого цвета

22) К4[Fe(CN)6] – характерный реактив для ионов Fe3+, даёт осадок …

1) красного цвета;

2) зеленого цвета;

3) синего цвета;

4) оранжевого цвета.

23) Внешний эффект реакции Nа2SO+J2 :

1) происходит обесцвечивание;

2) происходит помутнение;

3) выпадает осадок белого цвета;

4) выпадает осадок синего цвета

24) Характерный реактив на Мn2+ является:

1) NaBiO3; 2) КSCN; 3) H2S; 4) реактив Несслера

25) КМnO4 является характерным реактивом на анион:

1) SO32-; 2) СO32- ; 3) Cl; 4) J-

 

Задания текущего / рубежного контроля по теме: «Качественный анализ»

Проверяемые результаты обучения: У1, У4,У5, У6, У7,З1,З2,З3,З4,З5, З7,З11

Контрольная работа:

1. По каким принципам объединяют вещества в аналитические группы? Групповые реагенты и группы катионов в кислотно-основном методе анализа.

2. Составьте схемы дробного и систематического анализа смеси катионов: Pb2+, Al3+, Fe3+, Ni2+. Напишите уравнения реакций обнаружения этих катионов (в молекулярной и ионной формах).

3. Можно ли действием дихромата калия в кислой среде окислить Fe2+ до Fe3+, AsО33- до AsО43-, Мn2+до МnО4-, SО32- до SО42-, SО42- до S2О82-. Написать уравнения протекающих реакций с помощью электронно-ионного метода.

4. Составьте схемы дробного и систематического анализа смеси катионов: NH4+, Ca2+, Mn2+. Напишите уравнения реакций обнаружения этих катионов (в молекулярной и ионной формах).

5. Составьте схемы дробного и систематического анализа смеси катионов: Ag+, Cu2+, Fe3+. Напишите уравнения реакций обнаружения этих катионов (в молекулярной и ионной формах).

6. Смесь сухих солей: нитрат ртути (I), хлорид хрома (III), нитрат цинка растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему анализа, уравнения реакций в ионном виде для разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в растворе катионов.

7. Составьте уравнения реакций в ионном виде, происходящие при действии иодида калия на раствор, содержащий: a) Bi(NO3)3, б) CuCl2, в) Na2HAsO4.

8. Смесь сухих солей: нитрат серебра, нитрат ртути (П), хлорид хрома (III), нитрат марганца (II), нитрат свинца растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему хода анализа, уравнения реакций в ионном виде для разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в смеси катионов.

9. Смесь сухих солей: нитрат серебра, хлорид бария, нитрат хрома (III), хлорид сурьмы (III) растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему анализа, уравнения реакций в ионном виде для разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в смеси катионов.

10. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций электронно-ионным методом, если на раствор, содержащий а) ионы Cr3+, подействовать пероксидом водорода в щелочной среде, б) ионы Cr2O72-, подействовать пероксидом водорода в кислой среде.

11. Смесь сухих солей: сульфат калия (недостаток), хлорид аммония, нитрат стронция, хлорид кальция, хлорид бария растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему хода анализа, уравнения реакций в ионном виде разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в смеси катионов.

12. Смесь сухих солей: сульфат калия, хлорид аммония, нитрат стронция, хлорид кальция, хлорид бария растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему хода анализа, уравнения реакций в ионном виде разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в смеси катионов.

13. Смесь сухих солей: карбонат калия, хлорид хрома (III), хлорид железа (III), нитрат меди (II) растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему анализа, уравнения реакций в ионном виде разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в смеси катионов и анионов.

14. Смесь сухих солей: хлорид сурьмы (III), нитрат висмута, нитрат свинца (II), хлорид марганца (II), хлорид меди (II) растворили в воде. Какие соединения будут в осадке, какие ионы будут в растворе? Составьте схему хода анализа и уравнения реакций в ионном виде разделения, растворения образующихся осадков и обнаружения присутствующих в смеси катионов.

15. Рассчитать константу гидролиза, степень гидролиза и рН в 0,09 M растворе бромида аммония. Выведите формулы для расчета.

16. В 12 л воды растворили 0,01 г бромида калия и прибавили 1 мл 0,1 М раствора нитрата серебра. Будет ли образовываться осадок бромида серебра?

 

4.4 Текущий контроль по теме 2.2 «Гравиметрический

 анализ»

1. Устный ответ

Проверяемые результаты обучения: У10, У11, У12,У13, З1, З4, З11, З12, З18

1. Сущность гравиметрического анализа.

2. Достоинства и недостатки гравиметрического метода анализа.

3. В каком диапазоне определяемых содержаний (массовой доли вещества в образце) целесообразно применять гравиметрический метод анализа?

 Какая точность (процентная погрешность) определения достигается при этом?

4. Какие типы погрешностей возможны при проведении количественного анализа?

5. Что понимают под "правильностью " и "воспроизводимостью" результатов анализа? С какими типами погрешностей связаны эти понятия?

6. Назовите источники систематических погрешностей в гравиметрическом анализе. Какая из систематических погрешностей вносит основной вклад в суммарную погрешность анализа?

7. Чему равна погрешность (точность) взвешивания на аналитических весах?

8. От чего зависит процентная (относительная) погрешность взвешивания? Какова должна быть масса веществ, чтобы процентная (относительная) погрешность определения не превышала -+0,1%?

9. Как уменьшить влияние случайных погрешностей на результат анализа?

10. Сколько параллельных определений обычно проводят при выполнении анализа? С чем это связано?

11. С помощью каких статистических критериев можно определить наличие "промаха" (грубой погрешности) в результате параллельных определений?

12. Какие параметры служат для характеристики воспроизводимости результатов анализа?

13. Как установить наличие или отсутствие систематической погрешности, если известно действительное содержание определяемого компонента и найден доверительный интервал для результата анализа?

14. Эксикаторы, бюксы, тигли, часовые стекла. Их назначение, правила пользования.

15. Как довести бюкс и тигель до постоянной массы?

2. Лабораторные работы

Проверяемые результаты обучения:  У10, У11, У12,У13, З1, З4, З11, З12, З18

1. ЛР № 10 «Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария

3. Практические занятия

Проверяемые результаты обучения:   У10, У11, У12,У13, З1, З4, З11, З12, З18

Практическое занятие № 8. Рассчитать навеску

Задача № 1. Вычислить фактор пересчета (гравиметрический фактор) в следующих вариантах:

Вариант     1        2       3

Определяемое вещество        Bi      K3PO4       Mg

Гравиметрическая форма      Bi2O3        K2PtCl6     Mg2P2O7

Задача № 2. Навеску алюминиевого сплава массой 0,1425 г растворили в колбе вместительностью 200,0 мл. Из 20,0 мл этого раствора получил осадок оксихинолината алюминияAl(C9H6ON)3массой 0,2012 г. Вычислить массовую долю (%) алюминия в сплаве.

Задача № 3. Вычислить число молекул воды в кристаллогидрате хлорида магния, если из навески его массой 0,5 г получили 0,2738 гMg2P2O7.

Задача № 4. Рассчитать массу навески апатито-нефелиновой руды, содержащей около 30 %P2О5, необходимую для получения 0,9 г осадка (NH4)3PO4∙12MoO3.

Задача № 5. Из навески каменного угля массой 2,6248 г после соответствующей обработки получили 0,3248 г BaSO4. Вычислить массовую долю (%) серы в каменном угле. Пересчитать массовую долю серы на сухое вещество, если содержание влаги составило 2,58 %.

Задача № 6. При определении оксидов щелочных металлов из образца силикатной породы массой 1,2505 г выделили смесьNaClиKClмассой 0,15 г. После многократной обработки этой смеси серной кислотой получили сульфатыNa2SO4иK2SO4массой 0,18 г. Вычислить массовые доли (%)Na2OиK2Oв силикатной породе.

Практическое занятие № 9. Рассчитать количество растворителя и осаждающего реактива.

Какой объем раствора ацетата свинца с массовой долей 1 % требуется для осаждения молибдена при определении его содержания в ферромолибдене в виде молибденовокислого свинца, если примерное содержание молибдена составляет 50 % (масс.), а навеска образца сплава около 0,25 г ?

Практическое занятие № 10. Вычисление результатов гравиметрических анализов.

1. Как содержание влаги влияет на качество и на срок хранения продуктов?

2. Что такое фактор пересчета?

3. Вычислите фактор пересчета по данным: определяемый элемент – Fe; гравиметрическая форма – FePO4.

4. Вычислите массовую долю магния в навеске 0,5520г MgSO4 · xH2O, из которой получен осадок Mg2P2O7 массой 0,2492г.

 4.   Самостоятельная работа

1. Задание: изучить  устройство аналитических весов, правила взвешивания «Аналитические весы».

Проверяемые результаты обучения:   У6, У7,У8, З3,   З9

4.5 Текущий контроль по теме 2.3 «Объемный анализ»

1. Устный ответ

Проверяемые результаты обучения: У14, У15, У17,У16,  З14, З16, З17, З18, З15

Вариант 1

1. Перечислить методы количественного анализа.

2. Приготовление стандартных растворов.

3. Основные операции объемного анализа.

4. Вычисления в титриметрическом анализе.

1.      Основные операции весового метода анализа.

 

Вариант 2

  1. Титриметрический метод анализа. Основные положения.
  2. Кривые и диаграммы титрования.
  3. Обратимые и необратимые реакции.
  4. Гравиметрический метод анализа. Основные положения.
  5. Хроматография. Классификация. Особенности проведения анализа.

 

2. Лабораторные работы

 Перечень объектов контроля и оценки: У14, У15, У17,У16,  З14, З16, З17, З18, З15

Лабораторная работа № 11. Приготовление и стандартизация раствора гидрооксида натрия по стандартному раствору соляной кислоты.

Лабораторная работа № 12.  Определение концентрации карбоната натрия в контрольном растворе.

Лабораторная работа № 13. Определение концентрации соды и щелочи при совместном присутствии

Лабораторная работа № 14. Определение общей жесткости воды

Лабораторная работа  № 15. Определение концентрации перманганата калия в контрольном растворе по стандартному раствору щавелевой кислоты.

Лабораторная работа  № 16. Определение концентрации тиосульфата натрия по стандартизованному раствору перманганата калия

Лабораторная работа № 17. Определение концентрации тиосульфата натрия с помощью раствора бихромата калия

Лабораторная работа  №18. Определение концентрации раствора йода по стандартизованному раствору тиосульфата натрия

Лабораторная работа № 19. Приготовление и стандартизация раствора трилона Б

Лабораторная работа № 20. Приготовление и стандартизация раствора нитрата серебра

Лабораторная работа № 21. Определение концентрации железа в соли Мора

Лабораторная работа № 22. Определение концентрации уксусной кислоты в контрольном растворе

3. Практические занятия

Перечень объектов контроля и оценки: У14, У15, У17,У16,  З14, З16, З17, З18, З15

Практическое занятие № 11. Решить задачи по теме «Способы выражения концентрации растворов»

1. В 500 г воды растворено 50 г кристаллогидрата меди CuSO4∙5H2O. Вычислите массовые доли кристаллогидрата и сульфата меди в растворе.

2. Рассчитайте, сколько граммов FeSO4∙7H2O необходимо для приготовления 2 кг 10%-ого раствора сульфата железа?

3. Рассчитайте массовую долю серной кислоты после выпаривания 50 г воды из 300 г 40 %-ного раствора серной кислоты.

4. Какова молярная концентрация эквивалента (нормальность) и какова молярность 10 %-ного раствора азотной кислоты? Плотность раствора ρ = 1,054 г/мл.

5. Чему равна массовая доля 0,2М раствора сульфата аммония c плотностью ρ = 1,015 г/мл?

6. Сколько миллилитров 70 %-ного раствора уксусной кислоты с плотностью ρ =1,0686 г/мл (уксусная эссенция) требуется для получения 500 мл 9 %-ного раствора СН3СООН, имеющего плотность ρ = 1,0112 г/мл, и 6 %-ного раствора СН3СООН (ρ = 1,0069 г/мл)? 9 %-ный и 6 %-ный растворы СН3СООН называют столовым уксусом.

7. Какова массовая доля растворенного вещества в растворе, полученном смешиванием 500 мл 10 %-ного (ρ = 1,049 г/мл) и 100 мл 38 %-ного (ρ = 1,194 г/мл) растворов соляной кислоты?

8. В каких массовых отношениях надо смешать два раствора с массовой долей 10 % и 40 %, чтобы получить раствор с массовой долей 20 %?

9. Вычислите нормальность и титр 38 %-ного раствора НСl плотностью ρ = 1,194 г/мл?

10. Сколько граммов сульфата алюминия и воды необходимо взять для приготовления 500 мл раствора с плотностью 1,226 г/мл и моляльной концентрацией 0,2 моль/кг?

Практическое занятие № 12. Решить задачи по теме «Приготовление и установка титров рабочих растворов кислотно-основного титрования»

Вариант 1:

Задача 1: Определить титр и нормальность раствора, в 300 мл которого содержится 0,690г K2CO3.

Задача 2: На титрование 10 мл раствора НСI израсходовано 15 мл 0,120 н раствора NaOH. Определите нормальность раствора НСI.

Задача 3: Какой объем 0,03н раствора КОН потребуется для титрования 15,00 мл 0,01н раствора HNO3.

Задача 4: На титрование 0,2208г К23 израсходовано 34,24 мл раствора НСI. Вычислить нормальную концентрацию НСI и титр соляной кислоты по карбонату калия.

Задача 5: На титрование раствора КOH израсходовано 16,64 мл 0,1335н раствора НСI. Вычислить массу КOH в растворе.

Вариант 2:

Задача 1: Определить титр и нормальность раствора, 250 мл которого содержит 0,355г Na2SO4.

Задача 2: На титрование 0,1794г К23 израсходовано 26,12 мл раствора НСI. Вычислить нормальную концентрацию НСI и титр соляной кислоты по карбонату калия.

Задача 3: На титрование раствора НСI израсходовано 23,12 мл 0,086 н раствора NaOH. Вычислить массу НСI в растворе.

Задания для самостоятельного решения:

1. Какую навеску буры Na2B4О7·10H2O следует взять для приготовления 150,00 мл 0,25 н. раствора?

2. Сколько граммов NaOH содержалось в растворе, если на его титрование израсходовано 24,5 мл 0,05 н раствора НСI?

3. Какой объем раствора азотной кислоты потребуется для нейтрализации КOH массой 0,28г, если Т(НNО3) = 0,001260 г/мл.

Практическое занятие № 13. Решить задачи по теме «Вычисление результатов кислотно-основного титрования»

Задача 1: На титрование 10 мл 0,1234н раствора NaOH израсходовали 11,25 мл H2SO4. Определите нормальность раствора H2SO4.

Задача2: Какой объем 0,02н раствора HNO3 потребуется для титрования 10,00 мл 0,015н раствора NaOH.

Задача 3: На титрование 10 мл 0,1234н раствора NaOH израсходовали 11,25 мл H2SO4. Определите нормальность раствора H2SO4.

Задача 4: Какой объем 0,02н раствора HNO3 потребуется для титрования10,00 мл 0,015н раствора NaOH

Практическое занятие № 14. Решить задачи по теме «Вычисление результатов пермангонатометрии и йодометрии»

1. FeS + HNO3   Fe(NO3)3 + NO + H2SO4+ H2O

2. KJ + (NH4)2Cr2O7 + H2SO4   J2 + Cr2(SO4)3 + (NH4)2SO4 + K2SO4 + H2O

3. PH3 + KMnO4 + H2SO4   H3PO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

4. MnO2 + KC1O3 + KOH   K2MnO4 + KC1 + H2O

5. C3H5(OH)3 + K2Cr2O7 + H2SO4   CO2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

6. CoCl2 + K2S2O8 + KOH   Co2O3 + K2SO4 + KC1 + H2O

7. C2H2 + KMnO, + H2SO4   CO2 + K2SO4 + MnSO4 + H2O

8. K2MnO4 + Na2SO3 + H2O   MnO2 + Na2SO4 + KOH

9. NO3 + Р + H2O   H3PO4 +NO

10. BaFeO4 + KJ + HC1   FeCl2 + BaCl2 + J2 + KC1 + H2O

11. CrO3 + H2O2 + H2SO4   Cr2(SO4)3 + H2O + O2

Практическое занятие № 15. Решить задачи по теме «Вычисление результатов осадительного титрования»

1. Навеску препарата бромида натрия массой 0,1003 г оттитровали по методу Мора. Вычислить массовую долю NaВr в препарате, если на титрование израсходовано 19.24 мл раствора нитрата серебра, С(АgNО3) = 0,05025 моль/л.         Ответ: 99,18%

2. На титрование 10,00 мл раствора хлорида натрия по методу Мора затрачено 15,48 мл раствора нитрата серебра, Т(AgNO3) = 0,01702 моль/л. Вычислите титр хлорида натрия.         Ответ: 9,064∙10-3 г/мл

3. 15,00 мл раствора хлорида калия перенесли в мерную колбу на 200,0 мл и довели раствор до метки водой. На титрование 20,00 мл полученного раствора по методу Мора пошло 19,58 мл раствора нитрата серебра, t(АgNО3/NaСl) = 5,878∙10-3 г/мл. Вычислите титр хлорида калия в анализируемом растворе.

Ответ:0,09788 г/мл

4. Навеску препарата, содержащего иодид калия, массой 3,650 г растворили в воде и оттитровали нитратом серебра по методу Фаянса. Вычислите массовую долю иодида калия в препарате, если на титрование израсходовано 22,15 мл титранта, C(AgNO3) = 0,1000 моль/л (F0,1 = 0,9949).         Ответ: 0,1002

5. Навеску препарата, содержащего нитрат серебра, массой 10,40 г растворили в воде и оттитровали тиоцианатом калия. Вычислите массовую долю нитрата серебра в препарате, если на титрование затрачено 12,24 мл титранта с концентрацией 0,1000 моль/л.                                                 Ответ: 0,01999

6. Навеску образца, содержащего бромид калия и индифферентные примеси, массой 0,4566 г растворили в мерной колбе вместимостью 100,0 мл. К 15,00 мл полученного раствора добавили 20,00 мл раствора нитрата серебра, С(АgNО3) = 0,05036 моль/л. Не вступившие в реакцию ионы серебра были оттитрованы 10,98 мл раствора тиоцианата аммония с концентрацией 0,05046 моль/л. Вычислите массовую долю бромида калия в образце.  Ответ: 0,7874

       7. Определите массовую долю серебра в сплаве, если после растворения навески сплава массой 0,3000 г в азотной кислоте на титрование полученного раствора израсходовано 23,80 мл раствора КSCN, C(КSCN) = 0,1000 моль/л.  Ответ: 85,58%

Практическое занятие № 16. Решить задачи по теме «Вычисление результатов комплексонометрических определений»

Задача 2. Вычислить массовую долю (%) CaCO3 и MgCO3 в известняке, если после растворения 1,000 г его получили 100,0 мл раствора, на титрование 20,00 мл которого для определения суммы Ca и Mg израсходовали 19,25 мл 0,05140 М ЭДТА, а на титрование Ca с мурексидом в отдельной пробе затратили 6,25 мл того же раствора ЭДТА.

4.  Самостоятельная работа

  Перечень объектов контроля и оценки: У2, У5, У6, З6

Задание: Написать конспект Способы очистки химической посуды.

 Раскрыть суть исследуемой темы, привести различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. 

4.6 Текущий/рубежный контроль по теме 2.2 «Объемный анализ.»

 

Тест

Перечень объектов контроля и оценки: У14, У15, У17,У16,  З14, З16, З17, З18, З15

1. Какую посуду применяют для измерения объемов при титровании?

1) фарфоровые чашки; 2) пробирки; 3) бюретки; 4) стаканы.

2. Мерные колбы предназначены для:

1) отмеривания точных объёмов жидкостей и переноса в другой сосуд;

2) для приготовления растворов и для отмеривания приблизительного объема жидкости

3) для приготовления растворов и для отмеривания точного объёма жидкости

4) для титрования

3.  Молярная концентрация обозначает:

1) химическое количество моль эквивалентов вещества в 1 литре раствора;

2) химическое количество моль вещества в 1мл раствора;

3) химическое количество моль вещества в 1литре раствора;

4) нет верного ответа

4. С какой точностью можно определить массу на аналитических весах:

1) 0,02г; 2) 0,0002г; 3) 0,2г; 4) 0,002г

5.  Титрование Na2C2O4 раствором КМnО4 проводят:

1) при нагревании до 70-80оС;

2) при комнатной температуре;

3) используют индикатор фенолфталеин:

4) в присутствии НСI

6.  Какой индикатор следует использовать при титровании

Na2С2О4 раствором КМnO4 в среде Н2SO4:

1)метилоранж; 2)фенолфталеин; 3)крахмал; 4)индикатор не нужен.

7.  Дополните фразу:

«Титрование - это определение «…» двух растворов, в которых содержится эквивалентное количество взаимодействующих веществ».

1.      Массы; 2) Плотности; 3) Объемов; 4) Температуры

8. Титр раствора обозначает:

1) химическое количество моль эквивалентов вещества в 1литре раствора;

2) количество граммов вещества в 1мл раствора;

3) химическое количество моль вещества в 1литре раствора;

4) нет верного ответа

9.  Индикатором метода йодометрии является:

1) метиловый оранжевый;

2) крахмал;

3) фенолфталеин;

4) нет верного ответа.

4.7 Текущий контроль по теме 2.4 «Физико- химические методы анализа»

1. Тест

Проверяемые результаты обучения: У1, У2, У10, У11, З1, З4

1. К физико-химическим методам анализа относятся:

а) нейтрализация

б) комплексонометрия

в) рефрактометрия

г) эмиссионный спектральный анализ

д) потенциометрический анализ

е) поляриметрический анализ

2. Рефрактометрический анализ относится к методам:

а) оптическим

б) электрохимическим

в) хроматографическим

3. В основе рефрактометрического метода лежит:

а) способность растворов проводить электрический ток;

б) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение;

в) способность различных веществ по-разному преломлять проходящий свет.

4. На рефрактометре определяют:

а) оптическую плотность;

б) показатель преломления;

в) рН раствора

5. В основе абсорбционного спектрального анализа лежит:

а) закон светопоглощения;

б) закон Бугера – Ламберта - Бера;

в) закон эквивалентов.

6. В абсорбционном спектральном анализе применяют приборы:

а) фотоэлектроколориметр

б) пламенный фотометр

в) спектрофотометр

7. На ФЭКе определяют:

а) оптическую плотность;

б) показатель преломления;

в) рН раствора

8. На ФЭКе можно провести анализ веществ:

а) окрашенных;

б) неокрашенных;

в) органических:

г) неокрашенных веществ, если их можно окрасить с помощью химической реакции.

 

9. Стандартные растворы – это:

а) растворы, с точно известной концентрацией;

б) рабочие растворы;

в) растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества.

10. Растворы сравнения это:

а) растворы, с точно известной концентрацией;

б) рабочие растворы;

в) растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества.

11. В основе поляриметрического метода анализа лежит:

а) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное изучение;

б) изучение поляризованного света;

в) способность различных веществ по-разному преломлять проходящий свет

12. Поляризованным лучом называют:

а) луч, колебания которого совершаются в одной плоскости;

б) луч, колебания которого совершаются в перпендикулярной плоскости;

в) луч, колебания которого совершаются в параллельной плоскости

13. Оптически-активными веществами называются:

а) неорганические;

б) способные вращать плоскость поляризации;

в) неспособные вращать плоскость поляризации

14. На поляриметре определяют:

а) рН раствора;

б) оптическую плотность;

в) показатель преломления;

г) угол вращения

15. К оптически-активным веществам относятся:

а) сахар

б) глюкоза

в) хлорид натрия

г) пенициллин

16. В основе эмиссионного спектрального анализа лежит:

а) способность атомов в возбуждённом состоянии излучать энергию;

б) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение;

в) способность многих веществ реагировать с бромом.

17. На пламенном фотометре можно определить:

а) металлы;

б) неметаллы;

в) кислоты;

г) щёлочи

 

18. Горючей смесью для пламенного фотометра является:

а) водород – кислород;

б) углерод – азот;

в) пропан – бутан.

19. Сколько элементов можно определить на пламенном фотометре:

а) меньше 10;

б) 18 элементов;

в) свыше 30.

20. Светофильтры в приборах предназначены для:

а) выбора узкой полосы волн из широкого спектра излучения;

б) выбора широкой полосы волн из широкого спектра излучения.

21. Фотоэлементы необходимы:

а) для преобразования света в электромагнитное излучение;

б) для преобразования световой энергии в электрическую.

22. В основе потенциометрического метода анализа лежит:

а) измерение потенциала электродов погружённых в раствор;

б) зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) измерение длины волны.

23. Для измерения потенциала электродов необходима система:

а) из 3 электродов;

б) из 2 электродов;

в) из 4 электродов.

24. Система для измерения электродного потенциала состоит из:

а) индикаторный электрод;

б) температурный электрод;

в) электрод сравнения;

г) ртутный электрод.

25. Индикаторный электрод должен быть:

а) не чувствителен к ионам, находящимся в растворе;

б) чувствителен к ионам, находящимся в растворе.

26. В качестве электрода сравнения используют:

а) стеклянный;

б) ртутный;

б) водородный;

в) каломельный.

27. В электрод сравнения для контакта с ионами, добавляют:

а) NaOH;

б) HgCl;

в) KCl

 

28. Потенциометрический метод относится:

а) оптическим методам;

б) хроматографическим методам;

в) электрохимическим методам.

29. Хроматографические методы анализа. Классификация методов хроматографии:

· по агрегатному состоянию;

· по механизму разделения;

· по способу проведения процесса.

30. Распределительная хроматография. Варианты распределительной хроматографии. Основные этапы хроматографического анализа.

31. Хроматография на бумаге, как разновидность распределительной хроматографии. Носители, требования, предъявляемые к носителям. Растворители, используемые в хроматографии, требования к ним. Выбор растворителей.

32. Хроматография в тонком слое сорбента. Сущность метода. Основные этапы, их характеристика. Применение в анализе.

 

2. Лабораторные работы

Перечень объектов контроля и оценки: У1, У2, У10, З1, З3

Лабораторная работа № 23. Фотометрическое определение металлов в питьевой воде.

Лабораторная работа №  24. Потенциометрическое определение содержания кислоты и щелочи.

3.   Самостоятельная работа

  Перечень объектов контроля и оценки: У1, У2, У10, З1, З3

Задание:    составить кластер  «Физико-химические методы анализа». Раскрыть суть исследуемой темы, привести различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. 

4.8 Задания текущего / рубежного контроля по теме: «Количественный анализ»

Проверяемые результаты обучения: У1, У2, У10, У11,У12, У13, У 14, У 15, У 16, У 17, З1, З11, З12, З13, З14, З15,  З16, З17, З18

Контрольная работа:

1.     В чем преимущества титриметрического анализа перед гравиметрией (весовым) анализом?

2.     Перечислите требования к реакциям, применяемым в титриметрическом (объемном) анализе.

3.     Применение поправочного коэффициента при расчетах в титриметрическом анализе.

4.     Какой индикатор следует применять при титровании раствора NaOH соляной кислотой? А если наоборот - соляную кислоту раствором NaOH? Почему?

5.     Присутствие каких солей в природной воде обусловливает временную жесткость? Как можно устранить временную жесткость?

6.     Что представляют собой окислительно-восстановительные индикаторы? Что является причиной перемены их окраски?

7.     Расставить коэффициенты в уравнениях реакций методом полуреакций, рассчитать молярные массы эквивалента окислителя и восстановителя и указать в каком направлении могут самопроизвольно протекать следующие процессы:

K2Cr2O7 + H2SO+ FеSO4 → Cr2(SO4)3 + Fе2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

NaNO2 + КМnO4 + Н2SO4 → MnSO4 + NaNO3 + K2SO+ H2O

МnO2 + HCl → MnCl2 + Cl2 + H2O

Zn +HNO3→ NH4NO3+ Zn(NO3)2+ H2O

KMnO4+ Na2S + H2SO4→ MnSO4+ Na2SO4+ K2SOS + H2O

8.     Почему перманганатометрическое титрование целесообразно проводить в кислой среде?

9.     Какой индикатор используют в иодометрии? Можно ли его отнести к окислительно-восстановительным индикаторам?

10. Раствор какого вещества используют для установки титра раствора тиосульфата натрия? Приведите уравнение реакции.

11. Каковы основные условия растворения осадков. Приведите примеры.

Задача 1 . Чему равна факторная навеска при определении алюминия в виде Al2O3 в природном силикате?

Задача 2. Определить процентное содержание оксида кальция в абсолютно сухом известняке, если при анализе на воздушно-сухое вещество установлено содержание: 64,77% CaO , 25,1% песка, 10,13% влаги.

Задача 3. Навеска, равная 2,6248 г каменного угля, после высушивания до постоянной массы стала равной 2,5420 г. Сколько процентов влаги содержал образец?

Задача 4. Сколько воды нужно прибавить к 725 мл 0,2260 н. раствора гидроксида натрия, чтобы получить 0,2000 н. раствор?

Задача 5. При титровании израсходовано 25 мл раствора реактива. Отсчет по бюретке произведен с точностью до 0,1 мл. вычислить точность измерения объема (в процентах).

Задача 6. Сколько процентов H2C2O42H2O содержит данный препарат щавелевой кислоты, если на титрование навески 0,1500 г его, растворенной в произвольном объеме воды, израсходовано 25,60 мл 0,0900 н. раствора KOH?

Задача 7. Чему равен титр раствора серной кислоты, если для получения 3 л этого раствора взято 25 мл серной кислоты, плотность которой 1,515 (61,54%)?

 

 


5. Структура задания для итоговой аттестации (экзамен).

5.1.  Билеты

СОГЛАСОВАНО:                                                                          УТВЕРЖДАЮ                     

Предметной (цикловой)  комиссии                                      Зам. директора по УР

 Председатель комиссии                                          _________________ В.Б.Семисаженова

_______________ М.В. Коряковская                                          

 «_____»__________________

 

Экзаменационные билеты 

По предмету « Аналитическая химия»

специальность СПО 18.02.012 Технология аналитического контроля химических соединений

 

 

Билет № 1

1.     Предмет аналитической химии. История развития аналитической химии. Связь с другими науками.

2.     Общая характеристика катионов четвертой аналитической группы. Разделение на подгруппы.

3.     Напишите формулу кислой соли сернистой кислоты, назовите ее и приведите уравнение диссоциации.

 

Билет № 2

1.     Растворы, их классификация, характеристика.

2.     Характерные реакции катионов Аg+ и Рв2+.

3.     Методом электронного баланса расставьте коэффициенты и укажите окислитель и восстановитель:

Cr(NO3)3 + I2 + KOH = K2CrO4 + KI + KNO3 + H2O

 

Билет № 3

1.     Обнаружение катионов Mg2+, Na+.

2.     Сущность и методы количественного анализа.

Что показывает собой буферная емкость и в каких единицах она выражается

Билет № 4

1.     Классификация анионов на аналитические группы. Первая аналитическая группа анионов.

2.     Качественные реакции катиона Ва2+.

3.     Техника безопасности в химической лаборатории.

 

Билет № 5

1.     Скорость химических реакций.

2.     Основы метода иодометрии.

3.     На титрование раствора FeSО4 израсходовано 15 см3 раствора перманганата калия, с (1/5 КМnO4) = 0,09 моль/л. Определите массу Fe2+ в растворе.

 

Билет № 6

1.     Основные положения теории электролитической диссоциации.

2.     Характерные реакции на ионы S2- и I-.

3.     Перечислите разновидности беззольных фильтров и укажите их назначение.

 

Билет № 7

1.     Классификация катионов на аналитические группы. Виды классификации. Кислотно-основная классификация.

2.     Общие реакции анионов второй аналитической группы.

3.     Вычислите титр 0,1 н. раствора серной кислоты по NaOH.

 

Билет № 8

1.     Гидролиз солей.

2.     Характерные реакции на ионы СО32- и SО32-.

3.     При анализе 0,82 г сплава получено 0,51 г Аl2O3 . Определите процентное содержание алюминия в сплаве.

 

Билет № 9

1.     Химическая посуда и оборудование в гравиметрическом анализе.

2.     Действие группового реактива на катионы третьей аналитической группы. Привести пример уравнения реакции.

3.     Составьте уравнение реакции между гидроксидом олова (II) и избытком щелочи КОН в молекулярной и ионной форме.

 

Билет № 10

1.     Третья аналитическая группа анионов. Характерные реакции на ионы NО3- и NО2-.

2.     Качественные реакции катиона Fe3+.

3.     Вычислите грамм-эквивалент КОН в реакции нейтрализации.

 

Билет № 11

1.     Сущность и методы качественного анализа.

2.     Общая характеристика катионов пятой аналитической группы. Специфические реактивы.

3.     По какой формуле вычисляют титр раствора, зная его нормальность?

 

Билет № 12

1.     Способы выполнения аналитических реакций.

2.     Сущность гравиметрического анализа.

3.     Методом электронного баланса расставьте коэффициенты и укажите окислитель и восстановитель:

C + HNO3 = CO2 + NO2 + H2O

 

Билет № 13

1.     Качественные реакции и требования к ним.

2.     Характерные реакции на ионы SО42- и РО43-.

3.     Напишите характерные реакции на катионы натрия.

 

Билет № 14

1.     Химические реактивы. Требования, предъявляемые к химическим реактивам.

2.     Сущность и методы титриметрического анализа.

3.     Нарисовать принципиальную схему хроматографа

 

Билет № 15

1.     Общая характеристика катионов первой аналитической группы. Характерные реакции катиона К+.

2.     Мерная посуда.

3.     Вычислите титр 0,1 н. раствора АgNO3 по NaCl

 

Билет № 16

1.     Обнаружение катионов NH4+, K+.

2.     Понятие об эквиваленте. Закон эквивалентов. Молярная масса эквивалентов.

3.     Определите нормальность раствора соляной кислоты, если известно, что для нейтрализации 20,00 мл ее потребовалось 18,00 мл 0,13 н. раствора NaOH.

 

Билет № 17

1. Способы выражения концентрации растворов.

2. Сущность и методы кислотно-основного титрования. Алкалиметрия. Ацидиметрия. Галометрия.

3. Расставьте степени окисления в уравнениях и определите, какие из этих реакций являются окислительно-восстановительными:

 

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

ZnO + H2 = Zn + H2O

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

2KClO3 = 2KCl + 3O2

Cl2 + H2O = HClO3 + HCl

 

Билет № 18

1.     Общая характеристика катионов второй аналитической группы. Групповой реагент.

2.     Сущность и методы окислительно-восстановительного титрования.

3.     Вычислите число эквивалентности z для следующих веществ: Na2SiO3, Al2(SO4)3, KBr, Ca(OH)2.

 

Билет № 19

1.     Перманганатометрия. Основы метода.

2.     Реактивы, используемые для открытия катионов второй группы.

3.     По какой формуле вычисляют общую жесткость воды?

 

Билет № 20

1.     Электрохимические методы анализа.

2.     Качественные реакции катиона Са2+.

3.     Определите массовую долю (%) гигроскопической влаги в негашеной извести, если масса пустого бюкса с крышкой равна 28,4516 г, масса бюкса с крышкой и навеской извести до высушивания – 29,4828 г, масса бюкса с крышкой и навеской после высушивания – 29,4704 г.

 

Билет № 21

1.     Необратимые и обратимые химические реакции.

2.     Характерные реакции на ионы Cl- и Br-.

3.     Составьте уравнения диссоциации следующих электролитов: HNO2, H2S, Ba(OH)2, Fe2(SO4)3, K2CrO4, Na3PO4.

 

Билет № 22

1.     Общая характеристика катионов третьей аналитической группы.

2.     Сущность осадительного титрования.

3.     В 250 см3 раствора содержится 6 г карбоната калия К2СО3. Вычислите молярную концентрацию эквивалентов этого раствора.

 

Билет № 23

1.     Окислительно-восстановительные реакции.

2.     Индикаторы. Виды, применение.

3.     Вычислите титр раствора КМnO4 по Н2С2О4 , если с (1/5 КмnO4) = 0,1 моль/л.

 

Билет № 24

1.     Виды детекторов и их назначение

2.     Основы метода аргентометрии.

3.     Составьте уравнение реакции гидролиза ацетата натрия СН3СООNa.

 

Билет № 25

1.     Основы метода комплексонометрии.

2.     Буферные растворы и их назначение.

3.     Укажите, в каких случаях химические реакции являются необратимыми

 

Билет № 26

1.     Сущность хроматографического метода анализа. Назначение хроматографической колонки.

2.     Дать определение таким понятиям: - качественный анализ: - количественный анализ.

3.     В 750 г воды растворено 50 г соли. Определите массовую часть (%) соли в растворе

 

Билет № 27

1.     Сущность рефрактометрического метода анализа.

2.     Качественные реакции катиона Al3+.

3.     Определить массовую часть (%) потери в глине при прокаливании, если масса навески к прокаливанию равна 1,9126 г, а масса после прокаливания 1,7412 г.

 

Билет № 28

1.     Кондуктометрия. Сущность метода.

2.     Что такое точка эквивалентности? Как ее фиксировать?

3.     При помощи электронных уравнений расставить коэффициенты:

H2S + HNO3 → S + NO2 + H2O

 

Преподаватель                                          В.А. Афонина

 

 

 

5.2. Пакет преподавателя

5.2.1. Условия

Количество вопросов – 3

Время на подготовку – 20 мин.

 

5.2.2. Критерии оценки

«5»-    за глубокое и полное содержание учебного материала, в котором студент легко ориентируется, умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа.

«4»-   если студент полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют неточности.

«3»-  если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.

«2»-  если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

 

 

 

 

 

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

 

Оборудование: лабораторные посуда, учебные таблицы, плакаты, макеты, тренажеры, учебники, задачники, программированные пособия, билеты индивидуальных заданий, экзаменационные билеты.

Основные источники:

1. Шапиро С.А., Шапиро М.А. Аналитическая химия. Учебник для учащихся техникумов. М., «Высшая школа», 2014 г

2.Крешков А.Г., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. М., «Химия», 2013 г.

4. Глубоков Ю.М  и др. Аналитическая химия. Учебник для ССУЗ. – М.: «Академия», 2013

5. Саенко О.Е. Аналитическая химия. Учебник для средних специальных учебных заведений. -Ростов на/ Д: Феникс, 2015

6. Ярославцев А.А. Сборник задач и упражнений, Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2016

Интернет ресурсы:

1.www. omsu.ru

2. window.edu.ru

3. chemistry.narod.ru

Дополнительные источники:

1.Васильев В.П. Аналитическая химия. Лабораторный практикум. –М.: Дрофа, 2014 в 2 кн.

2.Васильев В.П. Аналитическая химия.  –М.: Дрофа, 2014

3.Глубоков Ю.М. , Миронова Е.В. Титриметрический анализ. Методические указания и практикум. – М.: МИТХТ, 2016

4.Келина Н.Ю. Аналитическая химия в таблицах и схемах –Ростов на/Д: Феникс, 2015

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

РАССМОТРЕНО

РАССМОТРЕНО

Паспорт контрольно-измерительных материалов

Паспорт контрольно-измерительных материалов

Общие положения В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -подбирать условия проведения качественного анализа в соответствии с чувствительностью и специфичностью аналитических реакций; -подбирать условия,…

Общие положения В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -подбирать условия проведения качественного анализа в соответствии с чувствительностью и специфичностью аналитических реакций; -подбирать условия,…

-способы обнаружения анионов. -сущность гравиметрического анализа; -технику выполнения гравиметрического анализа; -основные операции гравиметрического анализа; -область применения гравиметрического анализа; -сущность титриметрического анализа; -способы выражения концентрации; -правила…

-способы обнаружения анионов. -сущность гравиметрического анализа; -технику выполнения гравиметрического анализа; -основные операции гравиметрического анализа; -область применения гравиметрического анализа; -сущность титриметрического анализа; -способы выражения концентрации; -правила…

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Виды универсальных учебных действий

Виды универсальных учебных действий

Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений при текущем контроле

Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений при текущем контроле

Содержание учебного материала по программе

Содержание учебного материала по программе

Контрольно-измерительные материалы по аналитической химии

Контрольно-измерительные материалы по аналитической химии

Система оценки образовательных достижений обучающихся

Система оценки образовательных достижений обучающихся

Соблюдение ТБ и чистота рабочего места – 6 баллов;

Соблюдение ТБ и чистота рабочего места – 6 баллов;

Практическое занятие № 2. Решить задачи на тему «Химическое равновесие»

Практическое занятие № 2. Решить задачи на тему «Химическое равновесие»

Критерии оценки: Оценка «5» - отлично

Критерии оценки: Оценка «5» - отлично

Лабораторная работа № 2 Изучение характерных реакций катионов

Лабораторная работа № 2 Изучение характерных реакций катионов

Групповым реактивом пятой аналитической группы катионов является: 1)

Групповым реактивом пятой аналитической группы катионов является: 1)

Несслера; 2) дигидроантимонатом калия; 3) гексанитрокобальтат натрия; 4) нет верного ответа

Несслера; 2) дигидроантимонатом калия; 3) гексанитрокобальтат натрия; 4) нет верного ответа

Составьте схемы дробного и систематического анализа смеси катионов:

Составьте схемы дробного и систематического анализа смеси катионов:

Смесь сухих солей: карбонат калия, хлорид хрома (III), хлорид железа (III), нитрат меди (II) растворили в воде

Смесь сухих солей: карбонат калия, хлорид хрома (III), хлорид железа (III), нитрат меди (II) растворили в воде

Как уменьшить влияние случайных погрешностей на результат анализа? 10

Как уменьшить влияние случайных погрешностей на результат анализа? 10

Задача № 6. При определении оксидов щелочных металлов из образца силикатной породы массой 1,2505 г выделили смесьNaClиKClмассой 0,15 г

Задача № 6. При определении оксидов щелочных металлов из образца силикатной породы массой 1,2505 г выделили смесьNaClиKClмассой 0,15 г

Хроматография. Классификация

Хроматография. Классификация

Какова молярная концентрация эквивалента (нормальность) и какова молярность 10 %-ного раствора азотной кислоты?

Какова молярная концентрация эквивалента (нормальность) и какова молярность 10 %-ного раствора азотной кислоты?

Задача 2: На титрование 0,1794г

Задача 2: На титрование 0,1794г

Практическое занятие № 15. Решить задачи по теме «Вычисление результатов осадительного титрования» 1

Практическое занятие № 15. Решить задачи по теме «Вычисление результатов осадительного титрования» 1

Задача 2. Вычислить массовую долю (%)

Задача 2. Вычислить массовую долю (%)

Титрование - это определение «…» двух растворов, в которых содержится эквивалентное количество взаимодействующих веществ»

Титрование - это определение «…» двух растворов, в которых содержится эквивалентное количество взаимодействующих веществ»

На ФЭКе определяют: а) оптическую плотность; б) показатель преломления; в) рН раствора 8

На ФЭКе определяют: а) оптическую плотность; б) показатель преломления; в) рН раствора 8

В основе эмиссионного спектрального анализа лежит: а) способность атомов в возбуждённом состоянии излучать энергию; б) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение; в) способность многих…

В основе эмиссионного спектрального анализа лежит: а) способность атомов в возбуждённом состоянии излучать энергию; б) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение; в) способность многих…

Индикаторный электрод должен быть: а) не чувствителен к ионам, находящимся в растворе; б) чувствителен к ионам, находящимся в растворе

Индикаторный электрод должен быть: а) не чувствителен к ионам, находящимся в растворе; б) чувствителен к ионам, находящимся в растворе

Перечень объектов контроля и оценки:

Перечень объектов контроля и оценки:

Задача 1 . Чему равна факторная навеска при определении алюминия в виде

Задача 1 . Чему равна факторная навеска при определении алюминия в виде

Структура задания для итоговой аттестации (экзамен)

Структура задания для итоговой аттестации (экзамен)

Билет № 5 1. Скорость химических реакций

Билет № 5 1. Скорость химических реакций

Билет № 11 1. Сущность и методы качественного анализа

Билет № 11 1. Сущность и методы качественного анализа

Способы выражения концентрации растворов

Способы выражения концентрации растворов

Общая характеристика катионов третьей аналитической группы

Общая характеристика катионов третьей аналитической группы

Что такое точка эквивалентности?

Что такое точка эквивалентности?

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020