Контрольное сжатое изложение по тексту "Кукушка" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок развивает письменную и устную речь учащихся. Конспект урока содержит рассказ об особенностях написания сжатого изложения по исходному тексту; знакомит с основными приемами написания сжатого изложения; развивает орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывает бережное отношение к родной природе, интерес к жизни ее обитателей.Разработка урока. Контрольное сжатое изложение по тексту "Кукушка" (6 класс)
Иконка файла материала РР к Изл.docx
РЯ 6 У № ______. Контрольное сжатое изложение по тексту «Кукушка» Цель урока: развивать письменную и устную речь учащихся. Задачи: 1. рассказать о сжатом изложении; обучить приемам написания сжатого изложения; 2. развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую и  пунктуационную зоркость; 3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни ее обитателей. Оборудование:  распечатанные на каждого ученика тексты изложения. Ход урока Организационный момент. Объявление темы урока. Постановка целей и задач. Вступительная беседа. – Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение? Написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не  искажая смысла. – А о чём вам говорит название рассказа? Чтение текста учителем. Анализ текста:  Расскажите, каких из перечисленных птиц вы знаете. Опишите их.  В каких местах размещают птицы свои гнезда?  Заботится ли кукушка о своем птенце?  Посмотрите, пожалуйста, как оформлены мысли кукушки. Это прямая речь. 1Работа над сжатием текста. – Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое?  (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана) – Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль  каждого). – Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и  том же, то есть они раскрывают одну микротему). Чтение по абзацам и выявление микротем. 1,2. Кукушка наблюдала, как обустраивали свои гнезда. 3. Они спешили свить гнезда до появления птенцов. 4. Кукушка не умела заботиться о птенцах и высматривала гнездо, куда можно  подбросить свое яйцо. 5. Она следила за птицами из­за густой листвы. Птицы не замечали ее. 6. Гнезда трясогузки, конька и пеночки на земле кукушке не подходили, так как их  могли раздавить коровы. 7. Гнезда соловья и славки в кустах тоже не годились из­за угрозы со стороны сойки. 8,9. Тут кукушка увидела гнездо мухоловки­пеструшки в дупле старой липы и решила туда подкинуть свое яйцо. 10. Пока пеструшка помогала отгонять сойку, кукушка осторожно опустила яйцо в  дупло. 11. Кукушка была рада, что нашла надежное место для своего птенца. Составление плана. План 1. Хлопоты птиц. 2. Кукушкина забота; a. гнезда на земле; b. гнезда в кустах; c. гнездо в дупле старой липы. 3. Надежное место. 2Опорные слова (написаны на доске): Трясогузка, конек, пеночка, соловей, славка, сойка,  мухоловка­пеструшка. Пересказ текста по плану одним или двумя учениками. Написание сжатого изложения. Приступаем к написанию сжатого изложения. Итоги урока. Сдача работ. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу, составить 7 предложений по теме «Кукушка» Кукушка сидела на березе среди рощи. Кукушка Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями,  высматривая уютные уголки, таскали пёрышки, мох, траву. Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Птицы заботились о них. Они  спешили – вили, строили, лепили. А у кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнезда вить, ни птенцов воспитывать.  Она сидела и думала: «Вот посижу здесь и погляжу на птиц. Кто лучше всех себе гнездо  выстроит, той и подкину своё яйцо». И кукушка следила за птицами, спрятавшись в густой листве. Птицы не замечали её. Трясогузка, конек и пеночка выстроили себе гнезда на земле. Они так хорошо спрятали их  в траве, что даже в двух шагах нельзя было заметить гнёзда. Кукушка подумала: «Эти  гнёзда ловко спрятаны! Да вдруг придёт корова, нечаянно наступит на гнездо и раздавит  моего птенца? Не подкину своего яйца ни трясогузке, ни коньку, ни пеночке». И стала  высматривать новые гнёзда. Соловей и славка свили гнёзда в кустах. Кукушке понравились их гнёзда. Да тут прилетела  вороватая сойка с голубыми перьями на крыльях. Все птицы кинулись к ней, старались  прогнать её от своих гнёзд. Кукушка подумала: «Сойка всякое гнездо разыщет, даже гнездо соловья и славки. И  утащит моего птенчика. Куда же мне подбросить своё яйцо?» Тут на глаза кукушке попалась маленькая мухоловка­пеструшка. Она вылетела из дупла  старой липы и полетела помогать птицам прогонять сойку. 3«Вот отличное гнездо для птенца! – подумала кукушка. – В дупле его корова не раздавит и  сойка не достанет. Подкину своё яйцо пеструшке!» Пока пеструшка гонялась за сойкой, кукушка слетела с березы и снесла яйцо прямо на  землю. Потом схватила его в клюв, подлетела к липе. Просунула голову в дупло и  осторожно опустила яйцо в пеструшкино гнездо. Кукушка была очень рада, что пристроила своего птенца в надежное место. (293 слова) 4

Посмотрите также