Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 5-9-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием, тесты, словарные диктанты.Диктанты по русскому языку для 5-7 классов по ФГОС.Контрольные работы проводятся во 2 четверти по тексту администрации.Контроль
Контрольный диктант для 7 класса.
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем.
Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом
и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба.4 Свесившиеся
лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками.
Фантастический характер придают картине леса громадные папоротники,
которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох
скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому
слабое освещение, падающее косыми полосами сверху.
Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдёшь в
густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают
держаться в молодых зарослях.4 В настоящую лесную глушь забираются
только белка да пёстрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке надрывается
кукушка.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)
(119 слов.)
Грамматическое задание
Обозначьте морфемы в словах: сверху, где-нибудь, немного (I
1.
вариант); изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).
2. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (I вариант); как-то (II
вариант).
3. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, объясните его
правописание: из 1-2 абзаца (I вариант); из 3-4 абзаца (II вариант).
4. Произведите синтаксический разбор предложения:
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом
и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант);
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают
держаться в молодых зарослях. (II вариант).Зимой
5 класс
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые
снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.
Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди
прибрежных зарослей.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого
прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что
ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу.
Всюду виднеются следы лесных зверей.
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый
хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)
Грамматическое задание
1 вариант
2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного
предложения:
Пушистые снежинки
осторожно касаются земли,
и она
одевается в белую шубку.
1. Подчеркните в тексте основы
сложного предложения: Веточки
покрыты хлопьями, но от любого
прикосновения
снежинки
осыпаются.
2. Составьте схему предложения:
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят
люди.
2. Составьте схему предложения:
В ельнике снег так засыпал
деревья, что ты их не узнаешь.
3. Синтаксический разбор предложения:
Загораются и блестят разноцветные
искорки инея.
Синтаксический разбор
3.
Каждый хочет
предложения:
почувствовать свежесть первого
морозца, сыграть в снежки.6 класс.
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые
снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный
наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные
искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого
прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что
их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу.
На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов
выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть
первого морозца, сыграть в снежки.
« Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.
Дополнительные задания.
1. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце.
2.
Морфологический разбор существительных из 3 предложения 1 абзаца.
Диктант 8 класс
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими
красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в
стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое
облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художникпейзажист Левитан на своей картине
«Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой
грустью овеяна эта поэтическая картина осениволшебницы. Торжественна,
безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вотвот задует
холодный ветерозорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный
наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно
проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая
природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое
и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)
(По О. Туберовской)Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и
составным глагольным сказуемым. (1 2 на каждый вид).
2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одномудвум
на каждый вид). В 1ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими
красками.
2 вариант
Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже
замирает.
Диктант 9 класс
Как работал Чехов
Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с
Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось,
его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры,
краски, звуки, запахи.
Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал
пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под
рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги,
визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.
Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не
выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал,
когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его
всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные
отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных,
больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях.
Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим
произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями,
вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк.
Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (По А. Роскину.)
Грамматическое задание.
1. Выпишите союзы из текста.
2. Подчеркните грамматические основы в предложении Чехов говорил, что
тема дается случаем. Составьте схему.
3. Укажите количество грамматических основ в предложении Писатель сам
шёл навстречу случаю, потому что упорно выслеживал тему, как
охотник выслеживает дичь.
3. Выделите графически обособленное обстоятельство.
4. Выпишите грамматические основы из последнего предложения.