Принято на педагогическом совете ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка Протокол № 1 от 31.08.2015 |
Утверждаю Заведующая ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка __________ Т.Н.Яшкина Приказ № 33/1 от 01.09.2015
|
Концепция развития
дошкольного образовательного учреждения яслей-сада № 355 г. Донецка
на 2015 - 2019 год.
Составители Концепции:
Воспитатель-методист
ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка
Рудская Валентина Викторовна
Воспитатель санаторной группы
ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка
Бевзюк Елена Михайловна
2015 год
г. Донецк
1 |
Общие сведения об образовательном учреждении |
3 |
2 |
Информационная справка |
3 |
3 |
Основная идея инновационного развития дошкольного образовательного учреждения |
6 |
4 |
Цель и задачи концепции |
7 |
5 |
Концептуальный проект развития дошкольного образовательного учреждения: миссия, ценности, содержательные принципы |
8 |
6 |
Содержание образовательного процесса |
14 |
7 |
Критерии результативности инновационной модели |
17 |
8 |
Совершенствование структуры управления |
18 |
9 |
Этапы реализации концепции развития и ожидаемые результаты |
19 |
10 |
Система диагностики и контроля за выполнением основных разделов концепции |
21 |
1. Общие сведения об образовательном учреждении
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД № 355 г. ДОНЕЦКА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (далее ДОУ ЯСЛИ-САД № 355 г. Донецка) является дошкольным образовательным учреждением комбинированного типа.
Переименовано с названия КОММУНАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД № 355 г. ДОНЕЦКА на ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД № 355 г. ДОНЕЦКА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ на основании приказа Департамента образования г. Донецка от 29.01.2015 года № 10.
Полное название юридического лица: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД № 355 г. ДОНЕЦКА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Сокращенное название юридического лица: ДОУ ЯСЛИ-САД № 355 г. Донецка.
Адрес юридического лица ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка: 83085, город Донецк, улица Римского-Корсакова, 26.
Функции учредителя ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка выполняет Департамент образования г. Донецка Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики. Органом, уполномоченным осуществлять руководство образовательным учреждением, является отдел образования Буденновского района Департамента образования г. Донецка. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики или уполномоченный им орган осуществляет финансирование дошкольного учреждения, его ресурсно-хозяйственное обеспечение.
Свидетельство о государственной регистрации Серия АА03 № 03646 от 30.04.2015 года
Заведующая дошкольным образовательным учреждением - Яшкина Татьяна Николаевна
Воспитатель-методист дошкольного образовательного учреждения – Рудская Валентина Викторовна
2. Информационная справка
Учреждение основано в 1982 году. ДОУ ЯСЛИ-САД № 355 г. Донецка рассчитано на 110 мест.
Группы комплектуются в зависимости от условий работы учреждения и пожеланий родителей по возрастным особенностям (одновозрастные, разновозрастные), семейным признакам.
Количество действующих групп определяется по согласованию с отделом образования Буденновского района Департаментом образования г. Донецка на основании количества детей, которые посещают ДОУ ЯСЛИ-САД № 355 г. Донецка.
В ДОУ ЯСЛЯХ-САДУ № 355 г. Донецка функционирует 6 групп с дневным пребыванием детей. По желанию родителей или лиц, которые их заменяют, учитывая условия работы ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка, на базе учреждения могут создаваться группы с другими направлениями работы (гибкий режим работы, группы компенсирующего типа, и тому подобное).
Наполняемость групп детьми составляет:
- для детей в возрасте от одного до трех лет – до 15 детей;
- для детей в возрасте от трех до шести (семи) лет – до 20 детей;
- в специализированной группе –до 15 детей;
- в разновозрастных группах – до 15 детей;
- в группах с кратковременным и круглосуточным пребыванием – до 10 детей.
в оздоровительный период:
- в группах раннего возраста, специализированных группах – до 10 детей;
- в группах дошкольного возраста – до 15 детей.
Режим работы ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка установлен учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования ДОУ, является следующим:
− ДОУ ЯСЛИ-САД № 355 г. Донецка работает по пятидневной рабочей неделе. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
− Длительность работы ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка: 12 часов.
− Ежедневный график работы ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка: с 7.00 до 19.00.
Режим работы групп ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка:
- 1 группа для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 12 часов (с 7.00 до 19.00);
- 5 групп для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 10,5 часов (с 7.00 до 17.30);
В 2014-2015 учебном году в дошкольном образовательном учреждении ясли-сад № 355 г. Донецка работало 15 педагогов: 1 - заведующий ДОУ, 1 - учитель-логопед, 1 - практический психолог, 1 - музыкальный руководитель, 11 - воспитателей. На 2015-2016 уч.г. остается открытой вакансия должности «воспитатель». Администрация ДОУ в течение 2014-2015 уч.г. неоднократно обращалась в письменной форме (почта, e-mail) в педагогические учебные заведения с просьбой направить в ДОУ студентов выпускников. По соответствующей форме предоставляются отчеты о наличии вакансий в районный отдел образования.
Количественный анализ кадрового обеспечения ДОУ № 355 (по возрасту)
№ |
Возрастная категория |
Количество |
% |
1 |
21-30 лет |
4 |
27 |
2 |
31-40 лет |
7 |
46 |
3 |
41-50 лет |
4 |
27 |
4 |
51-55 лет |
- |
- |
Количественный анализ кадрового обеспечения ДОУ № 355 (по образованию)
№ |
Образование |
2013-2014 |
2014-2015 |
1 |
Полное высшее |
6 (43%) |
6 (40%) |
2 |
Неполное высшее |
5 (36%) |
6 (40%) |
3 |
Обучение в УЗ |
4 (29%) |
3 (20%) |
Педагоги дошкольного образовательного учреждения № 355 имеют следующие квалификационные категории:
№ |
Квалификационная категория/тарифный разряд |
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
1 |
Специалист высшей категории |
1 (7%) |
1 (7%) |
2 |
Специалист 1 категории |
нет |
нет |
3 |
Специалист 2 категории |
3 (21%) |
2 (14%) |
4 |
Специалист |
1 (7%) |
3 (20%) |
5 |
9 тарифний разряд |
5 (36%) |
4 (26%) |
6 |
8 тарифний разряд |
3 (21%) |
4 (26%) |
7 |
7 тарифний разряд |
1 (7%) |
1 (7%) |
3. Основная идея развития дошкольного образовательного учреждения.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы.
Они также любознательны, энергичны и полны надежд.
Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста.
Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…»
(Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей.)
Основной идеей инновационного развития ДОУ ЯСЛЕЙ-САДА № 355 г. Донецка является создание модели дошкольного учреждения, ориентированной на целостное развитие ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – в любых социально-экономических и политических условиях является одной из наиболее актуальных проблем жизни и развития общества. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Одним из важнейших показателей состояния здоровья детей является уровень заболеваемости. На сегодняшний день уровень заболеваемости детей дошкольного возраста продолжает оставаться высоким. Кроме того, отмечающееся в последние годы ухудшение стартового здоровья новорожденных приводит в последующем к нарушению здоровья детей дошкольного возраста.
Возможными причинами указанных нарушений здоровья могут быть:
· ухудшение состояния экологической ситуации, что приводит к росту различных внутриутробных патологий;
· особенности социально-экономических условий: неправильный образ жизни части населения, недостаточная педагогическая и медицинская грамотность родителей в вопросах культуры здоровья и соответствующих мировоззренческих установок, что приводит к росту заболеваемости детей в первые годы жизни.
Таким образом,
дошкольное учреждение становится первой ступенью в процессе
физкультурно-оздоровительной работы в системе образования, а физическая
культура является одним из
факторов укрепления здоровья человека.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника,
подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на
представлениях и опыте, которые приобретаются в ДОУ и семейном воспитании.
Сегодня считается, что в широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и физических способностей. Введение в научный педагогический лексикон нового термина «психологическое здоровье» предполагает отнесение его «к личности в целом, находится в тесной связи с высшим проявлением человеческого духа…»
Современные исследования доказывают возможность становления субъектности дошкольника в разных видах деятельности, через формирование у него рефлективных представлений о себе на основе внутренних ценностей, потребностей, интересов. В дошкольном периоде детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление развития личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности. В основу берется концепция субъект – субъектных отношений взрослого и ребенка, весь образовательный процесс строится на основе личностно – ориентированного взаимодействия. Взаимодействие, при котором ребенок является носителем активности собственной деятельности, а воспитатель стремится не формировать ребенка, а дает возможность развиваться сообразно его природе.
Модель развития ДОУ будет составлена на основе выше изложенных позиций и с учетом Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
4. Цель и задачи Концепции развития ДОУ.
Разрабатывая обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Цель: создание модели педагогической системы целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности, охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, деятельности семьи и детского сада.
Реализация данной цели будет обеспечена решением следующих задач:
Задачи, связанные с развитием ребенка.
Задачи, связанные с развитием педагога.
Задачи, связанные с развитием учреждения.
Задачи, связанные с взаимодействием с родителями.
Стратегической целью государственной политики в области образования является, прежде всего, охрана здоровья обучающихся, воспитанников (Закон ДНР «Об образовании», статья 38). Опираясь на требования законодательства, ДОУ определяет свою задачу – это удовлетворение потребностей общества, семьи и ребенка в качественных образовательных и оздоровительных услугах, предоставляемых дошкольнику в условиях здоровьесберегающей среды.
Материально-техническое обеспечение и созданная макро и микросреда в ДОУ отвечает современным требованиям для полноценного развития личности ребенка, коллектив нацелен на проблему повышения физической подготовленности детей, интеграцию содержания образовательного процесса вокруг модели здоровьесбережения и формирования культуры здоровья у воспитанников, на активизацию взаимодействия с родителями детей.
Педагогический коллектив ДОУ имеет достаточный образовательный потенциал для разработки педагогической модели целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности, а в дальнейшем и внедрения ее в воспиатательно-образовательный процесс детского сада.
Появление новой модели ДОУ связано так же с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.
Ключевые понятия.
В основу Концепции нашего дошкольного учреждения будут положены следующие понятия.
Использование педагогических технологий в организации образовательного процесса с детьми. Педагогические технологии направлены как на ребенка, так и на педагога и родителей. Технологии позволят качественно улучшить образовательный процесс, не меняя его кардинально.
Одна из важнейших задач ДОУ – охрана и укрепление здоровья дошкольников. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет «здоровье». Здоровье является не только биологической, но и социальной категорией, отражающей уровень телесного, душевного и социального благополучия. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.
Здоровьесберегающий подход – особый, стержневой подход, оберегающий и укрепляющий психику ребенка при отборе содержания дошкольного уровня образования. В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в водных процедурах и систематических занятиях физкультурой. Речь идет и об укладе жизни ДОУ, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок чувствует себя защищенным. Это, прежде всего, положительная направленность во всем. Например, давая детям представления о правильном питании, мы рассказываем только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекаем их внимание к ухоженности клумб, участков к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги.
Еще одно важное понятие, на которое мы будем опираться при формировании своей Концепции, - понятие «индивидуальность», ведь типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», содержание которой реализует ДОУ, направлена на всестороннее развитие дошкольника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Ребенок должен прожить каждый день своей жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности в разнообразных видах деятельности.
Исходя из вышеизложенного, следующее ключевое понятие, которое будет использоваться в нашей Концепции – это понятие «развитие». Оно предполагает физическое, психическое и духовное развитие дошкольников.
С понятием «развитие» тесно связано другое понятие «личность», каковым является человек, имеющий определенные индивидуальные качества, сформированные под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой. Мы придерживаемся мнения, что «только личность может воспитать личность». Развитие личности ребенка – это качественные изменения в психике и организме, происходящие под воздействием окружающей действительности, это осознание ребенком своих прав и обязанностей.
Субъект-субъектные отношения - это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия всех участников образовательного процесс (педагоги, дети, родители) в организации и осуществлении совместной деятельности. Это те отношения, которые формируют так называемые «педагогику сотрудничества» и соуправление, «педагогику ненасилия». Это то, что мы называем «диалоговым обучением».
Интеграция – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
«Информационная технология» – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Базовые ценности дошкольного учреждения.
Главными ценностями нашего ДОУ мы считаем:
− Ценность здоровья - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и спорта.
− Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
− Ценность детства - акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также со здания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
− Ценность сотрудничества - предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.
− Ребенок – полноправная развивающаяся личность, его здоровье, интересы, потребности, ребенок – субъект собственного развития, он уникален,
− Педагог – профессионал: компетентный в дошкольной педагогике, в частных методиках дошкольного образования, медиакомпетентный, умеющий рационально организовать работу по использованию компьютерных технологий в образовательном процессе; свободная личность, главное действующее лицо педагогического процесса. Современный педагог является личностью, ибо личность может воспитать только педагог, ощущающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике.
− Родитель – компетентный, активный участник образовательного процесса.
− Семья – основная среда личностного развития ребенка. Задача ДОУ – ориентироваться на ее образовательные потребности и запросы, выстраивать партнерские отношения с ней.
− Командная работа всех сотрудников ДОУ - основа достижения успеха.
− Качество – как единственно возможный показатель любой деятельности,
− Культура организации – как культура всей жизнедеятельности ДОУ, основывается на культуре взаимоотношений с детьми, родителями, друг с другом.
Модель выпускника ДОУ.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими
a) характеристиками:
b) компетенциями:
Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым, в соответствии с возрастом, интеллектом и творческим потенциалом.
Модель педагога ДОУ.
Личность с позитивной Я – концепцией, педагог способный к саморазвитию, адекватному взаимодействию с социумом.
Личностные качества:
Профессиональные качества:
Модель родителя ДОУ (законного представителя):
Концептуальные подходы
При формировании мероприятий программы будут использоваться механизмы, обеспечивающие следующие подходы:
Реализуется в определении цели воспитания и обучения как содействия развития личности. Идея развития личности рассматривается в единстве и взаимосвязи физического и психического развития ребенка; способах взаимодействия с детьми:
Ø Принятие ребенка таким, каков он есть, сотрудничество с ним;
Ø Вера в его позитивное развитие, понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержка;
Ø Учет индивидуальных темпов развития;
Ø Признание права ребенка на свободу, инициативу, выбор;
Ø Обеспечение потребности ребенка в безопасности, свободе, эмоциональном благополучии, доверии к миру;
Ø Создание ощущения собственной ценности, позитивного самовосприятия.
Реализуется в принятии и реализации идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка, и особенно в условиях ведущего вида деятельности; в определении и реализации задачи формирования деятельности как одной из основных в системе воспитания ребенка; содействии становлению ребенка как субъекта деятельности. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
Ø Самостоятельная деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды;
Ø Совместная деятельность ребенка и взрослого;
Ø Общение со сверстниками.
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в общении – обобщил.
Реализуется в понимании того, что среда осредняет личность. Богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает; понимании того, что среда опосредует ребенка спектром возможностей первого и второго порядка:
Ø среда первого порядка предоставляет событийные возможности, позволяющие созерцать, соревноваться, сообщаться с кем-либо и т.д.;
Ø среда второго порядка создает условия, позволяющие что-либо иметь и уметь (представления о своих двигательных и физических возможностях, спортивные достижения, развитое чувство бережного отношения к здоровью, сознание морального превосходства и пр.).
И те, и другие возможности среды позволяют ребенку "быть!" (т.е. состояться как личности). Среда в значении средства способна облагораживать, оздоравливать, объединять.
Реализуется в отсутствии, какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Гуманистический подход воспитания не допускает выращивания из ребенка человека по заданному образцу. Его основные критерии - индивидуальная, личностная модель мира. В центре внимания - его творческие силы.
Гендерный подход в физическом воспитании старших дошкольников. Педагог, организуя двигательную деятельность с детьми, учитывает половые особенности девочек и мальчиков, состояние здоровья и физическую подготовленность. Отличия такой деятельности проявляются в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т. п.
Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать комплексный подход, направленный на обеспечение всестороннего развития детей на основе сохранения и укрепления их здоровья (физического, психического, социального благополучия); формирование здоровьесберегающей образовательной системы основывающейся на:
Ø разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни;
Ø при организации работы с воспитанниками и их семьями;
Ø создании саморазвивающейся системы со здоровьесберегающими функциями;
Ø формировании здоровьесберегающего пространства ДОУ.
Предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. Это означает, что программа физкультурно-оздоровительной работы строится на интеграции образовательных областей, предполагает комплексное использование содержания, средств и методов и направлена на целостное развитие личности ребенка.
Реализация комплексного подхода наиболее эффективна через использование метода проектов как педагогической технологии, рассматриваемой в дошкольном образовании в качестве одного из вариантов интеграции процесса обучения. Об актуальности использования метода проекта свидетельствует упоминание о нем в научной педагогической литературе в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний.
Основные принципы организации педагогического процесса.
Руководствуясь законом ДНР «Об образовании», ГОСДО реализация содержания Концепции развития ДОУ основывается на следующих принципах:
1. Принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2. Принцип гуманизации педагогического процесса:
v Ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности.
v Изменение стиля общения педагога с детьми. Основа — сотрудничество взрослого и ребенка в познании окружающего.
v Организация предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и способностями, выбора с детьми вида деятельности и формы.
v Индивидуально - дифференцированный подход к образованию.
v Учет результативности индивидуальной динамики развития ребенка.
v Создание условий для развития, саморазвития каждого ребенка.
v Опора на основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личностных качеств.
3. Принцип научности.
v Изучение и внедрение программ и технологий нового поколения.
4. Принцип обеспечения целостности педагогического процесса.
v Органическая взаимосвязь всех направлений образовательного процесса.
v Работа специалистов как равноправных партнеров в общем педагогическом процессе.
5. Принцип обеспечения позитивного сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.
6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
7. Принцип субъектности предписывает педагогу в работе с детьми учитывать потенциальные возможности всех детей, стать субъектами действий, деятельности, поведения, отношения, воли, мировоззрения.
8. Принцип природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.
Разработка содержания образовательного процесса ДОУ будет осуществляться на основе согласования содержания и средств осуществления здоровьесберегающей, здоровьеукрепляющей и здоровьефорирующей деятельности всех участников образовательного процесса, в соответствии с новым государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Педагогическим коллективом будет разработана "Модель педагогической системы целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности".
В модели будут учитыватся: принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития детей; специфика и особенности организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, а также принцип взаимодействии с семьями воспитанников.
Модель формирования основ культуры здоровья дошкольников будет состоять из двух направлений: «Система специально созданных условий в ДОУ» и «Технологии здоровьесбережения используемые в ДОУ».
Выстраивание направления «Система специально созданных условий» позволит в полной мере реализовать все внутренние условия (материально-технические ресурсы: физкультурно-развивающая среда и кадровый потенциал) и внешние условия ДОУ (наличие возможностей сотрудничества со школой, детской поликлиникой) для осуществления полноценной физкультурно-оздоровительной работы.
Второе направление «Технологии здоровьесбережения используемые в ДОУ» - призвано осуществить практическую деятельность по двум направлениям формирования и укрепления здоровья: здоровьеформирующие технологии и здоровьеукрепляющие технологии.
Здоровьеформирующие технологии направлены на воспитание культуры здоровья, развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством двигательной активности при интеграции образовательных областей.
Здоровьеукрепляющие технологии направлены на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, охрану и безопасность собственного здоровья при реализации соответствующих образовательных областей.
Таким образом, система педагогической работы представляет собой интеграцию образовательных областей и совокупность различных развивающих форм работы с детьми, способствующих формированию у них культуры здоровья.
В работе по формированию основ культуры здоровья у воспитанников участвуют все педагоги: воспитатель-методист, воспитатели и специалисты (старшая медсестра, медсестра бассейна, музыкальный руководитель, практический психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед).
Воспитание ребенка как здоровой и физически развитой личности станет успешно только в том случае, если фундаментом является совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе дошкольного образовательного учреждения, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.
Содержание Программы развития ДОУ предполагается реализовать через проекты:
v «Здоровье ребенка»
v «Пульс здоровой семьи»
v «Ступеньки педагогического мастерства».
Проект «Здоровье ребенка».
Идея применение новых технологий для реализации образовательной области «Физическое развитие», а именно становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Цель разработать систему педагогической деятельности по реализации содержания становления у детей ценностей здорового образа жизни.
Основные задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание у дошкольников культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом.
4. Создание системы взаимодействия специалистов ДОУ, на основе использования индивидуально дифференцированного подхода к развитию детей.
Предполагаемые результаты:
1. Созданы:
v перспективный план по становлению у детей ценностей здорового образа жизни с интеграцией содержания с другими образовательными областями с использованием технологий здоровьесбережения;
v компьютерные презентации для детей по теме «Мое здоровье»;
v картотеки игр, игровых упражнений, заданий, проектов, готовых мероприятий (развлечений, праздников);
v информационные материалы для родителей.
2. У детей сформированы культурно-гигиенические навыки, элементарные представления об основах здорового образа жизни.
3. У ребенка развиты элементарные навыки самоконтроля за состоянием своего здоровья и здоровьем окружающих.
4. Создана интеграция деятельности специалистов ДОУ: старшая медсестра, медсестра бассейна, музыкальный руководитель, практический психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, воспитатели групп.
Проект «Пульс здоровой семьи».
Идея Поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни.
Цель Создание системы взаимодействия с семьями воспитанников в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи:
1. Привлечь внимание родителей к проблеме укрепления здоровья детей и формирования у них привычек здорового образа жизни.
2. Систематизация деятельности взаимодействия с семьей через создание перспективного плана работы и деятельности семейного клуба «Папа, мама, я – спортивная семья».
3. Создание компьютерных презентаций для проведения собраний, лекториев по пропаганде и обмену семейного опыта по физкультурно-оздоровительной работе.
4. Создание и проведение Онлайн общения с родителями по проблемам физкультурно-оздоровительной работе детского сада и семьи.
Предполагаемые результаты:
Проект «Ступеньки педагогического мастерства».
Идея Повышение эффективности воздействия методической службы ДОУ на качество организации физкультурно – оздровительной работы на основе интеграции образовательных областей и конечные результаты деятельности ДОУ.
Цель. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Основные задачи:
Предполагаемые результаты
7. Критерии результативности инновационной модели «Педагогическая система целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности».
В качестве одной из технологий выступает технология мониторинга эффективности внедряемой модели. В детском саду предполагается проведение мониторинга по двум направлениям работы.
Направления деятельности
|
Параметры изучения результативности |
Методы обследования |
Система специально созданных условий в ДОУ |
Кадровый ресурс: − профессиональна компетентность педагогов.
Материально-технический ресурс: − физкультурно-развивающая среда |
методика Л.Атмаховой.
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Государственные санитарные нормы и правила устройства, оборудования и содержания дошкольных учебных учреждений и организации жизнедеятельности детей (приказ МОЗУ № 678 от 01.08.2013) |
Технологии здоровьесбережения используемые в ДОУ |
Здоровье: − физическое развитие и здоровье; − антропометрические показатели; − физиометрические показатели; − заболеваемость;
Физическое развитие: − физическая подготовленность детей;
− знания и умения детей в ОО «Физическое развитие»
Социально-коммуникативное развитие − усвоение норм, правил общения; взаимодействие, сотрудничество с взрослыми и сверстниками; отношение к окружающим − знания и умения детей в ОО «Социально-комуникативное развитие»
Взаимодействие с родителями |
Мониторинг заболеваемости детей Лист здоровья
Т.А. Тарасова Оценка физической подготовленности детей 4-7 лет в ДОУ. Цель: выявление уровня физической подготовленности детей 4-7 лет в ДОУ. Мониторинг, разработанный педагогическим коллективом ДОУ № 355 на основании типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (2015 год)
Уровневая модель коммуникативного развития ребенка (по Е.В.Рыбак). Социальный статус ребенка в группе - методика «Секрет» по Т.И. Репиной. Мониторинг, разработанный педагогическим коллективом ДОУ № 355 на основании типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (2015 год)
Опросные методы |
8. Совершенствование системы управления.
В результате реализации Концепции развития ДОУ будет совершенствоваться модель совместной деятельности медико-психолого-педагогического коллектива и родительского сообщества.
Для осуществления мер, предусмотренных Концепцией, в ДОУ будет создан координационный совет по реализации Концепции, в ведении которого находятся следующие вопросы:
· координация разработки нормативно-правовой базы развития ДОУ;
· поддержка разработки и внедрения материалов методического сопровождения Концепции;
· планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Концепции: рассмотрение тематики программных мероприятий; рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Концепции;
· подготовка предложений по реализации Концепции до 2018 года с учетом изменения социально-экономической ситуации и действующего законодательства; выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Концепции и разработка предложений по их решению
В состав координационного совета входят представители ДОУ и заказчиков Концепции.
При координационном совете по реализации основных направлений Концепции создаются рабочие группы из заведующей, специалистов ДОУ и родительской общественности.
9. Этапы реализации Концепции развития и ожидаемые результаты.
Сроки |
Этапы |
Ожидаемые результаты |
2015-2016г.г. |
Ориентиро-вочный |
Система специально созданных условий в ДОУ. − Подготовка необходимой нормативно-правовой базы деятельности ДОУ в режиме развития (приказы, положения, договора и т.д.). − Формирование творческих группы «Поиск» по отработке механизмов обновления образовательного процесса (экспертиза библиотечного фонда учебно-методических материалов, коррекция перспективно-тематических планов воспитательно-образовательной работы с учетом вводимых методических пособий, разработка системы мониторинга физического развития детей, разработка проектов программы по организации работы с детьми, педагогами, родителями). − Пополнить спортивные уголки в группах оборудованием. − Разработка критериев и диагностического инструментария. Создание базы психологических диагностик − Создание банка данных воспитанников ДОУ, посещающих городские спорт секции, бассейны и т.д. − Организация работы медико-педагогической службы по вопросам физического развития и охраны жизни и здоровья детей. − Консультирование родителей. − Анализ и обобщение результатов первого этапа реализации концепции программы развития. |
2016-2018г.г. |
Основной |
Качественное преобразование воспитательно-образовательного процесса. − Внедрение управленческой модели. − Организация внедрения проектов по реализации модели образовательного пространства. − Организация семинара-практикума «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ». − Изготовление дидактических пособий по вновь внедряемым программам, технологиям, методикам. − Разработка совместной с ДОШ № 118 концепции взаимодействия непрерывного образования и оздоровления. − Мониторинг здоровья детей с целью своевременного выявления отклонений. − Организация деятельности медико - психолого-педагогического консультации в ДОУ. − Создание системы взаимодействия с родителями через использование компьютерных презентаций для проведения собраний, лекториев по пропаганде и обмену семейного опыта по физкультурно-оздоровительной работе, проведение Онлайн общения с родителями по проблемам физкультурно-оздоровительной работе детского сада и семьи. − Изучение семейного опыта в ДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению детей. − Анализ и обобщение результатов второго этапа реализации концепции развития ДОУ. |
2018-2019 г.г. |
Обобщаю-щий |
Оформление результатов реализации Концепции развития ДОУ. − Обобщение опыта работы инструктора по физической культуре «Воспитание здорового образа жизни дошкольника». − Анализ работы по программе. Итоговая диагностика результатов развития дошкольников − Педсовет по обобщению опыта работы по программе «Создание модели педагогической системы целостного развития ребенка как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности, охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие физкультуры и спорта в детском саду в условиях интеграции образовательных областей, деятельности семьи и детского сада. − Публикации опыта работы педагогов ДОУ на интернет сайте ДОУ, образовательных и педагогических сайтах интернет сообществ. |
10. Система контроля выполнения Концепции развития ДОУ.
Цель контроля: модификация содержания проектов концепции в соответствии с содержанием деятельности детского сада, использование в образовательном процессе инновационных и информационных технологий, укрепление и сохранение здоровья воспитанников, определение успешного роста профессиональной деятельности педагогов, уровень сформированности двигательных умений и навыков ребенка.
№ п/п |
Контрольный объект |
Оцениваемые результаты |
срок |
Ответст-венный. |
Метод контроля |
1. |
Ребенок |
1. Уровень физического 2. Хорошая адаптация к изменениям условий жизни 3. Произвольность 4. Самостоятельность 5. Инициативность 6. Креативность 7. Самосознание и самооценка 8. Свобода поведения и 9. Ответственносгь |
сентябрь, май 2015- 2019 г.г. |
Воспитатель-методист, инструктор по физкультуре, практический психолог, старшая медсестра, медсестра бассейна |
Проведение Медико- Наблюдение; Беседы; Мониторинг здоровья; |
2. |
Содержание образования |
1. Адаптивность 2. Гуманистический характер 3. Полнота 4. Обобщенность 5. Цикличность |
постоянно |
заведующая воспитатель-методист |
Наблюдение; Проведение Изучение |
3. |
Коллектив ДОУ |
1. Профессиональная компетентность 2. Квалификация педагогов 3. Сплоченность коллектива 4. Психологический климат |
постоянно |
заведующая воспитатель-методист, практический психолог |
Анкетирование; Собеседование
с Диагностические карты проф. компетентности; |
4. |
Предметно-развивающая среда |
1. Соответствие
поставленным 2. Полнота 3. Вариативность 4. Динамичность, 5. Эстетичность 6. Периодическая сменяемость 7. Соответствие требованиям |
2 раза в год |
старший воспитатель |
Смотры. Конкурсы Презентации Выставки |
5. |
Планирование |
1. Комплексность, тематизм 2. Аналитическая основа 3. Конкретность 4. Реальность 5. Коррекция |
раз в месяц |
заведующая воспитатель-методист |
Анализ планов Изучение Анализ |
6. |
Структура управления |
1.Скоординированность всех служб на всех уровнях. 2. Эффективность работы органов и служб. 3. Рациональность организации труда 4. Мотивация труда |
раз в квартал |
заведующая воспитатель-методист |
Наблюдение; Изучение; Выступления |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.