Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Оценка 4.7
Документация
doc
администрации
1 кл—9 кл
04.03.2018
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ разработана с целью реализации стратегической задачи повышения качества образования, определяет стратегию и тактику осуществления обновления структуры и содержания образования. Согласно концепции эффективное развитие образовательной организации будет обеспечено за счёт учёта потребностей и возможностей участников образовательных отношений, концентрации всех имеющихся ресурсов для достижения главной цели, инициации и стимулирования практико-ориентированных и социальных проектов, инициации потребности педагогов в личностном и профессиональном росте.
концепция развития школы 2018 г..doc
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МБОУ Россошанской ООШ,
протокол от 29.01.2018 № 5
СОГЛАСОВАНО:
Председатель Совета
МБОУ Россошанской
ООШ
_________ Шевченко Л. М.
«___» __________ 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ Россошанская
ООШ
_______ А. Н.Ордынский
М.П.
« 29 » 01. 2018 г.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Россошанская основная
общеобразовательная школа
МИЛЮТИНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 20182022 годы х. Севостьянов
2018
«Наша школа должна быть открыта для
всего нового (она всегда, собственно говоря,
такой и была) и при этом сохранять своё
уникальное лицо, свои корни, те ценности,
которые веками закладывались в обществе,
должна не только учить, но и воспитывать
человека и гражданина»
В. В. Путин
Из нормативных документов следует, что одной из главных задач на
современном этапе является задача повышения качества образования.
Выполнение этой стратегической задачи проходит в условиях значительных
перемен не только в содержании образования, что требует Федеральный
государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС), но и в
стремительных изменениях в средствах обучения в связи с оснащением
учебного процесса компьютерной и мультимедиа аппаратурой, а также в
необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный
процесс. Однако использование новейших средств обучения и инновационных
педагогических технологий не может являться самоцелью и само по себе не
способно обеспечить требуемый рост качества образования, под которым
понимается не только рост процента успеваемости и процента качества
знаний учащихся, но и степень овладения компетентностями, и уровень
подготовленности учащихся к самоопределению и адаптации в социуме.
Образовательный процесс должен сохранить то положительное, что
наработано годами и обновиться в связи с современными требованиями, при
этом обеспечить главное – повышение качества образования.
Назначение
Концепции – определение стратегии и тактики
осуществления перевода системы образования школы в новое состояние,
обеспечивающее качество образования, адаптивного потребностям личности,
местного сообщества и рынка труда, что, в свою очередь, предполагает
обновление структуры и содержания образования,
развитие
фундаментальности
и практической направленности развития
образовательных программ, совершенствование системы партнерских
2 отношений между образовательными учреждениями и местным сообществом
и консолидацию ресурсов для совместного решения проблем.
Тема Концепции развития школы на 2018 – 2022 годы: «Взаимосвязь
традиций и инноваций – основной подход в решении задачи повышения
качества образования».
Ключевыми понятиями в формулировке темы являются понятия «традиция»,
«инновация», «качество образования». Под качеством образования
понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая:
1) степень их соответствия ФГОС и потребностям юридического и
физического лица,
в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность;
2) степень достижения планируемых результатов образовательной
программы
Замысел Концепции развития школы состоит в том, чтобы,
углубляя и совершенствуя имеющийся в образовательном учреждении
опыт и традиции, обеспечить более эффективное функционирование
механизмов развития образовательного учреждения за счет:
1) учета потребностей и возможностей участников образовательного
процесса школы;
2) концентрации интеллектуальных, трудовых, материальнотехнических,
финансовых, знаниевых и инфраструктурных ресурсов для достижения
стратегических целей школы;
3) инициации и стимулирования практикоориентированных и социальных
проектов, направленных на решение образовательных и воспитательных
целей школы;
4) инициации потребности педагогов в личностном и профессиональном
росте.
1. Краткий проблемный анализ ситуации
Что не удовлетворяет
Причины
Возможности для
решения
Результат
Качество
знаний, Снижение
Внедрение ФГОС нового Повышение
1.1Анализ результатов учебновоспитательной деятельности
3 тенденция снижения
качества знаний
Чрезмерная
перегруженность
школьников
мотивации
обучения.
Увеличение
количества семей
с
нарушением
воспитательной
функции
Усложнение
программ
предметов
Увеличение
детей
ограниченными
возможностями
здоровья
физическими
заболеваниями
числа
с
и
Низкий уровень
финансового
положения семей
и
жилично
бытовых условий
поколения.
качества знаний
Изменение форм
образовательной
деятельности
и
Внедрение технологий
системно
деятельностного
компететнтностного
подхода
Развитие существующей
системы предпрофильной
подготовки.
и
Сохранение
укрепление
здоровья
школьников
системы
учащимися
Развитие
инклюзивного
образования и сетевого
взаимодействия в её
реализации
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий.
Совершенствование
физкультурно
оздоровительной
и
просветительской работы
с
и
родителями.
Предупреждение
перегрузки обучающихся
в учебном процессе через
оптимальную
организацию рабочего
дня и недели с учётом
санитарногигиенических
норм и возрастных
особенностей детей.
Привлечение
максимально возможного
количества обучающихся
к занятиям в спортивном
клубе.
Недостаточная
осведомленность
педагогов об основных
1.2 Анализ образовательной деятельности
Необходимость создания
такого информационного
пространства в школе,
Быстрая смена
образовательных
парадигм, и, как
Повышение
квалификации
учителей
4 направлениях
модернизации в РФ
по
Отсутствие
возможности введения
предпрофильной
подготовки
группам
Система
дополнительного
не
образования
обеспечивает в полной
мере
реализацию
запросов родителей и
учащихся
Недостаточная
направленность ОП на
формирование
функциональной
грамотности,
языковой,
информационной...
следствие,
фрагментарная
осведомленность
части учителей о
результатах
современных
исследований в
области
педагогики,
педагогической
психологии
Небольшая
численность
обучающихся
Небольшая
численность
обучающихся.
Недостаточные
материальные и
кадровыеусловия
Недостатки
в
разработке ОП и
недостаточная
компетентность
отдельных
педагогов
будет
которое
способствовать
повышению не только
информированию
педагогов,
профессиональной
компетентности
но и их
Внедрение
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
сетевого
Разработка
лицензирование
дополнительной
образовательной
программы.
Расширение
взаимодействия
Внедрение технологий,
обеспечивающих
формирование
функциональной
и
грамотности
к
подготовку
полноценному
и
эффективному участию в
общественной
и
профессиональной
жизни.
Изменение форм
образовательной
деятельности
Организация
работы кружков
Создание системы
сетевого
взаимодействия
Повышение
квалификации
учителей
оценки
а) научнометодических
Отсутствие
специфических
критериев
эффективности
деятельности
педагогического
коллектива школы по
профилактике
заболеваемости
и
укрепления здоровья
учащихся
Недостаточность
материальной базы для
1.3 Анализ условий
Не разработаны
Разработка
системы
критериев и показателей
качеств
и
Сохранение
укрепление
здоровья
школьников
Отсутствие
финансовых
Развитие
базы школы.
спортивной
Сохранение
укрепление
и
5 средств
здоровья
школьников
Создание в рамках
школы
целостной
здоровьесберегающей
среды, охватывающей все
сферы жизни школы
создания
необходимого
здоровьесберегающего
пространства
и
стимулирования
условий,
обеспечивающих
физическое развитие
школьников
в
условиях
малокомплектной
школы
б) кадровых
Отсутствие молодых
кадров
Отдалённость
школы
от
районного центра
Снижение
престижа труда
учителя
в
обществе, низкий
уровень зарплаты
Совершенствование
учительского
корпуса
Совершенствование
учительского
корпуса
Курсовая
переподготовка
учителей
новой
формы
и
Изменение
морального
материального
стимулирования
учителей, воспитателей
Внедрение
системы оплаты труда.
Создание
культуротворческой
среды в коллективе,
способствующей росту
мотивации
к
профессиональному
самосовершенствованию.
формы
Изменение
морального
и
материального
стимулирования
учителей.
Создание
культуротворческой
среды в коллективе,
способствующей росту
мотивации
к
профессиональному
самосовершенствованию.
Отсутствие в штате
педагогапсихолога,
логопеда
Малокомплектна
я школа
в) материальнотехнических
Непрерывное
изменение требований
к
оснащению
образовательного
процесса
Введение ФГОС
нового поколения
Создание
комфортной
образовательной
среды
1.Обеспечение
необходимым
и
компьютерным
учебным оборудованием
кабинетов.
2.Приобретение
дополнительной аудио и
видеотехники для работы
учителей иностранного
6 фонда
учебников,
и
языка;
3.Пополнение
медиатеки,
художественной
научнопопулярной
литературы школьной
библиотеки
Капитальный
школы
ремонт
Создание
комфортной
образовательной
среды
Необходимость
капитального ремонта
зданий школы
Износ системы
отопления,
оконных блоков
г) нормативноправовых
Отсутствие
критериев
качества образования
четких
оценки
Введение ФГОС
нового поколения
Разработка локальных
актов по системе оценки
качества образования
Изменение форм
образовательной
деятельности
Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости
разработки адекватного содержания образования и соответствующих
технологий обучения.
1.4 Миссия школы
Приоритетные направления Программы развития школы:
- Реализация федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и переход на федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего
образования
- Развитие системы поддержки талантливых детей.
- Совершенствование учительского потенциала.
- Изменение школьной инфраструктуры.
- Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Миссия школы
заключается в том, чтобы создать условия,
обеспечивающие: 1) полноценное развитие индивидуальных способностей
каждого обучающегося, его личностный рост и подготовку к полноценному и
эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в
условиях информационного общества, 2) создание
образовательного
пространства,
способного удовлетворить потребность субъектов
образовательной деятельности в доступном качественном образовании,
соответствующем современным требованиям и способствующем развитию
потенциала всех субъектов образовательного процесс, 3) продуктивное
общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса
7 (учащихся, учителей, родителей, администрации), психологический комфорт,
высокие творческий настрой, мотивацию учения и других видов деятельности.
1.5 Цели, задачи и принципы реализации Концепции развития.
Цель:
новый подход к организации образовательного пространства школы и
создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы,
ориентированной на удовлетворение потребностей участников
образовательных отношений.
Задачи:
- обеспечение прав ребенка на качественное образование;
- оптимизация методических,
сетевых
ресурсов, обеспечивающих повышение качества педагогической и
управленческой деятельности;
организационных,
кадровых,
- обновление организации, содержания и технологий образовательного
процесса в направлении обеспечения оптимальных условий формирования
духовнонравственной, социально адаптированной и профессионально
ориентированной личности гражданина Российской Федерации.
- обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья детей,
формирование культуры здорового образа жизни;
- обеспечение информационной открытости образовательного пространства
школы в целях привлечения партнеров социума для обновления
инфраструктуры и содержания образовательного процесса.
Принципы реализации Концепции:
1) программноцелевой подход (единая система планирования и
своевременное внесение коррективов в планы);
2) принцип информационной компетентности участников образовательного
процесса в деятельности школы;
3) вариативность (различные варианты действий по реализации задач
развития школы);
8 4) включение в решение задач Программы развития всех субъектов
образовательного пространства.
5) создание здоровой духовнонравственной образовательной среды
6) принцип мотивационного обеспечения и стимулирования. Означает, что, с
одной стороны, необходимо учитывать мотивы, ценностные ориентации
каждого участника педагогического процесса, а, с другой, создать систему
средств, обеспечивающих развитие мотивационной сферы детей, а также
педагогов и родителей в соответствии с их возможностями и условиями
реальной действительности.
3. 4. Представление о выпускнике школы
Перспективная модель выпускника школы строится на основе
Национального образовательного идеала: высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Выпускник – это личность, ориентированная на успех и максимально
адаптированная к современным социальным условиям.
Модель выпускника – это человек, преобразующий себя и мир,
являющийся носителем общечеловеческих ценностей,
осознанной
нравственной позиции, творческий, способный к самореализации.
Ценностный потенциал выпускника: восприятие ценности достоинства
человека; уважение к своей РодинеРоссии; тактичность; трудолюбие;
чуткость; реализм.
профессиональные навыки,
Творческий потенциал выпускника:
соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки
поискового мышления.
Познавательный потенциал выпускника: знания, умения, навыки,
соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и
образовательному стандарту второй ступени; знания широкого спектра
профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и
правовой); знание своих психофизических особенностей; абстрактно
логическое мышление, сформированность индивидуального стиля учебной
деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение
развивать и управлять познавательными процессами личности, способность
адекватно действовать в ситуации выбора на уроке. Коммуникативный
потенциал выпускника: усвоение основ коммуникативной культуры
9 «личность»,
личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение
навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение
в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по
возрасту,
ценностным ориентациям и другим признакам,
профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам,
и элементарные навыки поискового мышления.
Художественный потенциал выпускника:
эстетическая культура,
художественная активность. Способность видеть и понимать гармонию и
красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и
искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе,
сценическом и изобразительном искусстве.
восприятие и понимание
Нравственный потенциал выпускника:
ценностей «человек»,
«труд»,
«общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение
традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков
собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и
самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы
самореализации и самоутверждения. Готовность объективно оценивать
себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и
действия. Активность и способность проявлять сильные стороны своей
личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать,
готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело,
беседу, игру и т.п.
Физический потенциал выпускника: развитие основных физических
качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение
простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение
режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и
реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
«индивидуальность»,
2. Система действий, направленных на реализацию
концепции развития
Мероприятия
Сроки
Ответственные
№
п/п
1 этап – подготовительный:
Реализация первоочередных мер по развитию
образования и формирование
проектов,
обеспечивающих достижение приоритетных задач
2018 г.
10 1.
2.
3.
4
развития образования.
Провести анализ локальных актов школы и привести
ее в соответствие с требованиями нормативно
правовых актов РФ и РО
Скорректировать
программу школы с учётом Программы развития.
Проанализировать Устав школы в аспекте реализации
Программы развития.
Основную образовательную
2018 г.
Август 2018
г.
2018 г.
Совет школы,
педагогический
совет
Директор
Совет школы,
Методический
совет
Разработка и принятие проектов Программы развития
школы:
«Кадровый
«Воспитание»,
потенциал», «Методическая служба».
«Урок»,
5. Актуализировать
Федерального
государственного образовательного стандарта НОО и
ООО с изменениями 2017 г.
знание
6. Провести анализ состояния и прогноз тенденций
изменения внешней среды школы, социального заказа
на образование
Разработать программы элективных курсов по
различным образовательным областям, в том числе
курсы с региональным содержанием
7.
8. Подготовить и провести педагогический совет
«Реализация задач «Стратегии развития воспитания в
России на период до 2025 года» (в рамках реализации
ООП НОО и ООП ООО)».
Скорректировать программы по подготовке
дошкольников с учетом Программы развития школы с
целью выравнивания стартовых возможностей
будущих первоклассников.
9.
10. Скорректировать программу «Одаренные дети» с
2018 г
Методический
совет
педагогический
совет
Директор
2018 г.
2018 г.
Совет школы
2018 г.
Методический
совет, учителя
Март 2018
Директор
г.
До
Учителя
01.09.2018
начальных классов
г.
До
Методический
учетом Программы развития школы.
01.09.2018
совет
11. Коррективы программы «Работа с учащимися,
имеющими низкие учебные возможности и низкую
мотивацию».
2 этап – практический:
Реализация основных направлений модернизации
образовательной системы школы. Внедрение идей,
связанных с повышением качества образования,
в практику
школьного
образовательного пространства
деятельности
г.
До
Методический
01.09.2018
совет
г.
январь 2019
г. – декабрь
2021 г.
11 1.
3.
4.
5.
6.
7.
Реализация ФГОС на уровне НОО.
Введение и реализация ФГОС на уровне ООО.
Создание рабочих программ по предметам на основе
учета особенностей классов,
уровня ЗУН
обучающихся и их познавательных способностей.
Продолжить предпрофильную подготовку в 9 классе
Деятельность творческих групп при МС, работающих
над проблемами: 1). «Синтез традиций и инноваций
как основной подход в решении задач качества
образования школьников»;
«Формирующее
оценивание как средство повышения эффективности
оценивающей деятельности учителя ".
Подготовка
педагогических советов с повестками:
- «Образовательное пространство школы как
средство удовлетворения потребности участников
образовательных отношений в доступном
качественном образовании»
тематических
проведение
2)
и
«Профессиональный и личностный рост
педагогических работников как необходимое
условие
образовательных
отношений»
современных
«Реализация инклюзивного образования в школе –
как
доступного
качественного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
обеспечения
условие
8.
9.
Занятия теоретических семинаров «Современные
технологии построения УВП. ППО», «Актуальные
вопросы педагогики и психологии».
Совещания у директора с повестками по проблеме
повышения качества образования.
10. Конструировать содержание учебного плана на основе
потребностей,
диагностики
образовательных
ресурсного и кадрового потенциала.
20192021
Директор
гг.
По графику
ежегодно
Директор
Учителя
ежегодно
по плану
Адм. школы.
Методический
совет
Директор,
Методический
совет
2019 г.
2020
2021
По плану
Методический
совет
По плану
Директор
постоянно
Методический
11. Использование технологии портфолио на уровнях
постоянно
начального общего и основного общего образования
12. Продолжить изучение, формирование, обобщение и
распространение
опыта
использования современных технологий, основанных
на системнодеятельностном подходе
педагогического
постоянно
13. Продолжить
обновление фонда учебников,
ежегодно
Директор
12
совет,
педагогический
совет
Учителя,
кл. руководители,
родители
Методический
совет, ШМО,
учителя художественной и методической литературы.
14. Мониторинг физического развития обучающихся.
2 раза в год
15. Мониторинг «Диагностика личности выпускника
ежегодно
начальной школы»
16. Мониторинг «Уровень нравственной воспитанности
2 раза в год
обучающихся 79 классов»
17. Социальнопедагогический мониторинг.
18. Анализ работы с одарёнными детьми
в
повышении
19. Диагностика
педагогического
профессиональной
компетентности кадров и осуществление курсовой
переподготовки на основе диагностики.
потребностей
уровня
ежегодно
ежегодно
ежегодно
Директор,
Учитель
физкультуры,
учителя нач.
классов
Отв. по УР,
учитель начальных
классов
рук. ШМО
классных
руководителей
Отв. по УР
Отв. по УР
Отв. по УР
20. Использование в практике работы школы
творческих отчетов педагогов,
самоанализов,
методики обобщения опыта.
форм
21. Планирование
контрольнооценочной
деятельности с учетом квалификации и
педагогического мастерства учителей.
постоянно
Методический
совет
ежегодно
Администрация
22. Продолжить формирование медиатеки, видеотеки
постоянно
Директор
2022 г.
школы.
3 этап – аналитический, обобщающий
Выявление позитивной динамики качества
образования в результатах деятельности
школьного образовательного пространства;
Определение перспектив дальнейшего развития
школы;
Анализ и обобщение опыта реализации Программы
развития школы;
Распространение накопленного опыта через
деятельность методического совета и школьных
методических объединений.
1.
2.
3.
Анализ деятельности школы по реализации
Программы развития.
Обобщение и распространение опыта работы по
инновационным моделям обучения
Подведение итогов работы творческих групп по
По плану
работы
школы
2022 г
Методический
совет,
Совет школы
Методический
совет
2022 г
Методический
13 эффективности
рост
технологического
профессионального
вопросам
обеспечения образовательного процесса.
Проанализировать
мастерства учителей.
Проведение педагогического совета с повесткой
«Итоги реализации Программы развития школы
«Взаимосвязь традиций и инноваций основной
подход в решении задачи повышения качества
образования»: опыт и перспективы.».
Определение задач на 2017 –2018 гг.
4.
5.
6.
совет
2022 г
2022 г
Методический
совет
Директор
2022 г
Педсовет
3. Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий Программы в течение 20182022 гг. позволит
обеспечить:
1) конституционные права граждан на получение общего образования 1 и 2
ступени в соответствии с действующим законодательством;
2) доступность качественного образования, предоставление возможности
получения образования в различных формах;
4)
3) обновление содержания образования, обеспечивающее достижение
социальной компетентности обучающихся как гарантии их социальной
защищенности, развития их личностной инициативы и гражданской
ответственности;
внедрение в образовательный процесс новых методик и технологий
обучения,
способов оценки образовательных результатов,
обеспечивающих успешное освоение учащимися программы
федерального государственного образовательного стандарта НОО и
ООО;
адресное сопровождение и поддержка талантливой молодежи;
создание системы учета индивидуальных образовательных достижений в
формате портфолио учащихся начальной, основной школы и
организация его общественной презентации;
5)
6)
7) оптимизация программы работы с кадрами, приведение ее в
соответствие с новыми требованиями к квалификации управленческого
и педагогического персонала;
8) повышение уровня информатизации образовательного процесса;
14 9) укрепление здоровья школьников, повышение уровня психологической
улучшение материальнотехнических условий
комфортности,
организации образовательного процесса
10) формирование готовности педагогического коллектива ОУ к различным
формам государственнообщественной оценки деятельности ОУ
Показатели эффективности
реализации Концепции развития школы
на 20182022 годы.
1. Переход на ФГОС
Критерии
Показатели
Реализация ФГОС
НОО и введение
ФГОС ООО
Рост численности
школьников,
обучающихся по
ФГОС
Повышение
Рост числа учителей,
профессиональной
компетентности
педагогов
Развитие
материально
прошедших
повышение
квалификации для
работы в соответствии
с ФГОС
Рост числа учебных
кабинетов, в которых
технических условий
для реализации
обеспечена
возможность
ФГОС
Развитие системы
оценки личных
достижений
обучающихся
пользоваться учебным
оборудованием для
практических работ в
соответствии с ФГОС
Рост количества
школьников, имеющих
портфолио личных
достижений
2020
2017
2021
2018
14
14
класс
класс
59
57
класс
класс
100% 100% 100% 100%
2018
2019
14
класс
58
класс
2019
2020
14
класс
59
класс
2021
2022
14
класс
59
класс
100%
50%
70%
80%
90%
100%
14
класс
57
класс
14
класс
58
класс
14
класс
59
класс
14
класс
59
класс
14
класс
59
класс
2. Обеспечение возможности самореализации личности школьника
2.1 поддержка талантливых детей
Критерии
Показатели
2017
2018
2018
2019
2019
2020
2020
2021
2021
2022
15 Вовлечение
обучающихся
научно
практическую
проектную
деятельность
в
и
Повышение ИКТ
компетентности
обучающихся
Рост количества
школьников,
участвующих в
деятельности
научного общества
обучающихся
Рост количества
школьников,
вовлеченных в
проектную
деятельность
Рост количества
обучающихся,
участвующих в
дистанционных
олимпиадах и
конкурсах
70 %
76 %
94% 100 % 100 %
70 %
76 %
94% 100 % 100 %
75%
80%
85%
90 %
95 %
Развитие
Рост численности
100% 100%
100% 100%
100%
интеллектуальных,
творческих
способностей
обучающихся
школьников,
получающих
доступные
качественные услуги
дополнительного
образования
2. Обеспечение возможности самореализации личности школьника
2.1. Создание условий для успешной социализации.
Критерии
Показатели
Совершенствование
системы
дополнительного
образования через
вовлечение
обучающихся
кружки и секции.
в
Привлечение
обучающихся
к
участию в детских
общественных
организациях,
количества
Рост
школьников,
посещающих кружки
и
и секции
участвующих
в
муниципальных,
всероссийских
международных
конкурсах
Число школьников,
привлеченных
к
работе в детских
общественных
организациях,
и
2017
2018
75%
2018
2019
2019
2020
80% 85%
2020
2021
90 %
2021
2022
95 %
100% 100% 100% 100% 100%
16 объединениях,
клубах.
Расширение сетевого
взаимодействия
с
учреждениями
культуры (СДК) и
дополнительного
образования.
системы
через
и
Развитие
гражданско
патриотического
воспитания
организацию
проведение
внеклассных
мероприятий.
5%
10% 15%
20%
25%
80%
90% 100% 100% 100%
объединениях, клубах
Рост
числа
учреждений культуры
(СДК)
и
дополнительного
образования,
взаимодействующих
со школой
Число школьников,
активно участвующих
в
мероприятиях
гражданско
патриотического
направления.
3. Совершенствование учительского потенциала
Критерии
Показатели
2018
2019
2020
2017
2021
2018
100% 100% 100% 100%
2019
2020
2021
2022
100%
100% 100% 100% 100%
100%
100% 100% 100% 100% 100%
Число
учителей,
прошедших курсы по
ФГОС
Число
учителей,
прошедших различные
курсы повышения
квалификации
Число
прошедших
аттестацию
учителей,
Повышение
квалификации
педагогов,
соответствующих
современным
требованиям
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогов
Критерии
Усиление
материально
технической базы
школы
Повышение
компетентности
обучающихся
педагогов
ИКТ
и
2020
2021
35%
2021
2022
50%
Показатели
4. Изменение школьной инфраструктуры
2019
2018
2019
2020
20% 25%
2017
2018
10%
числа
Увеличение
учебных кабинетов,
имеющих доступ к
Интернету
Рост
обучающихся,
имеющих доступ в
Интернет в учебном и
внеучебном процессе
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
числа
80%
90% 100% 100% 100%
17 Критерии
Показатели
Развитие внеклассной
физкультурно
оздоровительной
деятельности
Укрепление здоровья
школьников
Рост числа учащихся,
вовлеченных
в
физкультурно
оздоровительную
деятельность
Уменьшение
количества
пропущенных
обучающимися по
болезни
дней,
2017
2018
80%
2018
2019
2019
2020
85% 90%
2020
2021
95%
2021
2022
100%
1%
1,5% 2%
2,5% 3%
Из Программы воспитания и социализации обучающихся
МБОУ Россошанской ООШ.
Приложение 1.
18 Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного
общего образования МБОУ Россошанской ООШ (далее Программа) разработана в
соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе
информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.
3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной
конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека»,
Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованиюпротокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Гражданским кодексом РФ, «Основами
законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными
документами, касающимися сфер образования и культуры.
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ Россошанской ООШ
на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития школы –
школьной развивающей образовательной среды в условиях
совершенствование
модернизации образования,
содействующей становлению каждого учащегося как
компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к
постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации
и самообразованию всех участников образовательного процесса.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего
образования строится на основе базовых национальных ценностей российского общества,
таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд
и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и
направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального
народа России.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального
возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию
ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье,
коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы,
прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки
зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно
нравственного и правового долга.
Духовнонравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно
воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека
проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту,
любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует
православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как
непрерывное духовнонравственное его совершенствование.
В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества,
диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности,
динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку
19 условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения
общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно
более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и
направления программы. В МБОУ Россошанской ООШ формируется личностно –
ориентированный, партнерский уклад школьной жизни, при котором каждому ребенку
предоставляются максимальные возможности для самореализации, развития своих
познавательных и творческих способностей в тесном сотрудничестве и партнерстве со
взрослыми (учителями, родителями, социумом). При этом свобода каждого поступать по
своему разумению, исходя из своих ценностей и интересов, ограничивается лишь свободой
других членов сообщества поступать так же, где правила общей жизни устанавливаются по
общему согласию, где терпимость по отношению к чужим обычаям является нормой
поведения. Другими словами, основой данного уклада является первенство «я» над
«мы». Неукоснительно соблюдается правило: все люди равны в правах, в свободе и в
ответственности независимо от возраста и социального статуса.
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования – определенные ценностные отношения, представления,
знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из
направлений духовнонравственного развития и воспитания.
Программа направлена на:
-
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил
общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,
индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка
труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм
здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной
из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования;
формирование экологической культуры,
формирование антикоррупционного сознания.
-
-
-
-
Программа обеспечивает:
- формирование специфического личностно ориентированного, партнерского
уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития
обучающихся, включающего урочную и внеурочную деятельность, деятельность
детской организации «Бригантина», систему воспитательных мероприятий,
культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и
духовнонравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского
20 общества, учитывающего историкокультурную и этническую специфику региона,
потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта
нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального
поведения, мотивации и способности к духовнонравственному развитию;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей
этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у
них российской гражданской идентичности;
- социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности;
- формирование у обучающихся личностных качеств,
необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом
правовых норм, установленных российским законодательством;
- приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях
человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных
способов самореализации;
- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям школы,
участие в детскоюношеской организации «Бригантина», спортивных секциях,
кружках,
в ученическом
самоуправлении, в проведении акций и праздников (региональных, государственных,
международных);
краеведческой работе,
библиотечной сети,
- в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
- в благоустройстве школы, класса, сельского поселения;
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной
среды, факторам микросоциальной среды;
- развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
целях содействия социализации обучающихся в семье;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и
социальных потребностей их семей;
- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению
профессии;
- овладение способами и приемами поиска информации,
связанной с
профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском
вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
- развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального
образования и будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям
обучающихся;
- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся; сотрудничество
с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями,
образовательными организациями
центрами
профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными
представителями);
образования,
высшего
21 - информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной
деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий,
особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на
различные виды трудовой деятельности;
- использование средств психологопедагогической поддержки обучающихся и
развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации,
включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального
потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для
продолжения образования и выбора профессии;
- осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни;
- формирование установки на систематические занятия физической культурой и
спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности
на основе осознания собственных возможностей;
- осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового
питания;
- формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том
числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
- овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе
навыков личной гигиены;
- формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по
вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого
развития территории,
экологического здоровьесберегающего просвещения
населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных
веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
- убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и
табакокурения;
- осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического
состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении
личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования
принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
При реализации программы духовнонравственного развития и воспитания на ступени
основного общего образования необходимо постоянно иметь и такой фактор, как доверие
подростков к педагогам и другим лицам, общающихся с ними и участвующих в совместной
деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней
озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и убедительности для них его
жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в
доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных
актуальных ситуаций. Важно учитывать, что собственный социальный и социально
культурный опыт подростков ограничен, а нередко и драматически деформирован,
вследствие чего они изначально настроены к «душеспасительным разговорам» резко
негативно. Это значит, что от воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого»,
помимо обширной эрудиции (в том числе общекультурной и психологической), требуется
высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств
22 вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство
отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им
придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире.
Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим
направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации
по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и
является документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного
учреждения.
Данная программа призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого
подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и
внешним – с его нормами, требованиями и вызовами, о которых они имеют весьма
неясное представление. Задача педагогов, с одной стороны, помочь подросткам избежать
социальнопсихологических стрессов (и, по возможности, уврачевать уже полученные), а с
другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с
другими людьми. Таким образом, цель программы воспитания и социализации
обучающихся на уровне основного общего образования направлена на создание модели
выпускника школы.
Модель выпускника основной школы
Ценностный потенциал:
- восприятие ценности достоинства
человека;
- уважение к своей РодинеРоссии;
- тактичность;
- трудолюбие;
- чуткость;
- реализм
Познавательный потенциал:
- знания,
умения,
навыки,
соответствующие
личностным
потребностям конкретного школьника и
образовательному стандарту второй
ступени;
Творческий потенциал:
- профессиональные
соответствующие
интересам,
поискового мышления.
навыки,
складывающимся
и элементарные навыки
Коммуникативный потенциал:
- Усвоение
основ
коммуникативной
культуры личности: умение высказывать и
отстаивать свою точку зрения;
- овладение навыками неконфликтного
общения;
23 - знания
широкого
спектра
профессиональной
деятельности
человека (прежде всего экологической
и правовой);
- знание
своих
психофизических
особенностей;
- абстрактнологическое мышление
- Сформированность индивидуального
стиля
деятельности,
устойчивых учебных интересов и
склонностей,
учебной
- умение развивать и управлять
познавательными процессами личности,
- способность адекватно действовать в
- способность строить и вести общение в
различных ситуациях с людьми,
отличающимися друг от друга по возрасту,
ценностным ориентациям и другим
признакам.
- Профессиональные
навыки,
складывающимся
и элементарные навыки
соответствующие
интересам,
поискового мышления.
ситуации выбора на уроке.
Художественный потенциал:
- эстетическая культура, художественная
активность.
- Способность видеть и понимать
гармонию и красоту,
- знание выдающихся деятелей и
произведений литературы и искусства,
- апробация своих возможностей в
музыке, литературе, сценическом и
изобразительном искусстве.
Нравственный потенциал:
- Восприятие и понимание ценностей
«человек»,
«личность»,
«индивидуальность», «труд», «общение»,
«коллектив», «доверие», «выбор». Знание
и соблюдение традиций школы.
- Осознание возможностей, достоинств и
недостатков собственного «Я», овладение
приёмами и методами самообразования и
самовоспитания, ориентация на социально
ценные формы и способы самореализации
и самоутверждения.
- Готовность объективно оценивать себя,
отстаивать свою собственную позицию,
отвечать за свои поступки и действия.
- Активность и способность проявлять
сильные стороны своей личности в
жизнедеятельности класса и школы,
умение планировать, готовить, проводить
и анализировать коллективное творческое
дело, беседу, игру и т.п.
Физический потенциал
- Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и
выносливости;
- овладение простейшими туристическими умениями и навыками;
- знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;
- способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического
совершенствования.
24 Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования.
Содержанием воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных,
этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие,
честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический
мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и
народов мира, равенство и независимость народов и государств мира,
международное сотрудничество);
- честь;
- достоинство;
- свобода (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
- любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
- дружба;
- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких
и общества, здоровый образ жизни);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских
религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических
представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры
требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной
реализации этих ценностей на практике.
25 Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
обучающихся на ступени основного общего образования.
Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения
общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях.
По направлениям определены задачи духовнонравственного воспитания, которые
образно отражают цели развития нравственного и духовного мира обучающихся основного
общего образования.
Основные направления духовнонравственного развития и воспитания обучающихся,
виды деятельности и формы занятий
Соблюдая преемственность с ООП начального общего образования, в основной школе
также выделяются шесть основных направлений духовнонравственного развития и
воспитания. Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи,
соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды
деятельности и формы занятий с обучающимися).
Модуль «Я гражданин»
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека:
-
развитие представлений о политическом устройстве Российского государства, его
институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; посильное
введение представлений об участии России в системе международных политических
и культурных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.);
глубокое понимание (в том числе в семантикоисторическом контексте) символики
государства — Флага, Герба и Гимна России, флага, герба и гимна субъекта
Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
практико ориентированные представления об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении, знакомство с их
деятельностью в родной школе, поселении, муниципалитете; посильное введение
представлений о соответствующих нормах в Конституции России и федеральном
законодательстве;
практико ориентированные представления о правах и обязанностях гражданина
России; непосредственное знакомство с реализацией этих прав на примере старших
членов семьи и других взрослых, принадлежащих различным социальным и
социокультурным стратам;
-
-
-
26 -
-
-
-
-
-
превращение интереса к общественным явлениям в значимую личностно
гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе, в том
числе через личное участие в доступных проектах и акциях; посильное введение в
кругозор подростков таких документов, как Всеобщая декларация прав человека и
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
утверждение отношения к родному и русскому языкам (если последний не является
родным) как к величайшей ценности, являющейся важнейшей частью духовно
нравственного наследия и достояния; осознание родного и русского языков как
сокровищницы средств современной коммуникации; осознание в этом контексте
значения владения иностранными языками; сознательное овладение ими как
универсальным средством продуктивного взаимодействия с другими людьми в
различных культурных пространствах;
развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей и
взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в настоящее
время; развитие способности видеть и понимать включенность родной и других
культур в расширяющийся межкультурный диалог; понимать принципиальные
критерии оценок позитивности или негативности этого взаимодействия;
углубление представлений о народах России, их общей исторической судьбе и
единстве; одновременно
расширение представлений о народах ближнего
зарубежья (как входивших в состав Российской империи и СССР, так и никогда не
входивших – особенно Японии, Китая, Ирана, Турции);
расширение и углубление представлений о национальных героях и важнейших
событиях истории России и её народов (особенно о тех событиях, которые
отмечаются как
народные, государственные или важнейшие религиозные
праздники);
развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса,
школы, семьи, села; открытое аргументированное высказывание своей позиции по
различным спорным или социально негативным ситуациям.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое
государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода
личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества.
-
Виды деятельности и формы занятий по данному направлению:
разработка и оформление стендов, посвященных исторической эволюции
символики Российского государства и конкретного субъекта Федерации;
возможная подготовка специальных презентаций по подобным историческим
процессам в других государствах (например, США, Великобритании, Франции,
Германии, Италии и др.). Очень полезным было бы сопоставление текстов
государственных гимнов различных стран в разные исторические эпохи, народных,
государственных и религиозных праздников с публичными презентациями;
27 -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
великим героем или политиком,
исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях, по
которым современники или потомки относили тех или иных людей к категории
героев, считали их выдающимися, замечательными и т.д. Особо ценным было бы
выяснение обстоятельств, по которым один и тот же человек в разные эпохи то
считался
то лишался этого «звания»;
краеведческая работа по выявлению и сохранению мест памяти, могил (особенно
братских), забота о памятниках и т.п.; публичные презентации о славных людях
данной местности, региона, России, рода человеческого;
знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами, выявление их
культурноисторической основы, обсуждение их роли и ценности в современной
жизни, их значения для самих носителей этих традиций и юных поколений и т.п.;
участие в традиционных действиях (обрядах) и (посильно) в ремесленном
производстве (дерево, глина, роспись и др.); подготовка публичных презентаций
по этой деятельности;
систематическое проведение дискуссий с носителями различных взглядов и
традиций относительно духовнонравственных ценностей прошлого и
современности в контексте образовательной программы школы; вынесение этой
проблематики в школьные, местные и региональные СМИ; подготовка
подростками собственных публикаций.
Планируемые результаты:
В школе создана система гражданскопатриотического и правового воспитания,
способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества,
ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных
строить жизнь, достойную современного человека.
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином
своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурноисторическому наследию, государственной символике, законам
Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и
социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах
истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и
культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Модуль «Я – человек»
28 -
-
-
-
-
развитие способности к рефлексии (критики) оснований деятельности – как своей,
так и других людей, прежде всего сверстников; умение ставить себя на место
другого, сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки даже
при осознании его неправоты;
развитие способности различать позитивные и негативные явления в окружающем
социуме, анализировать их причины, предлагать способы преодоления социально
неприемлемых явлений и участвовать в направленной на это деятельности;
способность критически оценить качество информации и развлечений,
предлагаемых рекламой, кинопрокатом, компьютерными играми и различными
СМИ;
развитие представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в
развитии народов нашей страны и их культуры, в становлении и развитии
Российского
государства; посильно расширение этих представлений на
межрелигиозную ситуацию в современном мире;
утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем людям
от своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника, старшего
независимо от его внешнего вида (лица, одежды, физических особенностей);
установка на поддержку деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе;
сознательное принятие и утверждение в качестве личного императива установки на
бережное, гуманное отношение ко всему живому; посильное участие в
природоохранной и экологической деятельности; нетерпимое отношение к
проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь,
достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере,
духовной культуре и светской этике
Виды деятельности и формы занятий:
-
исследование этических норм поведения различных местных социальных
(социокультурных) и этнокультурных страт и сообществ в XIX –XX веках
(например, дворян, купечества, офицерства, крестьян); сопоставление этих норм с
ныне принятыми, обсуждение причин эволюции и оценка возникшей картины;
посещения открытых заседаний местного суда, на которых рассматриваются дела,
имеющие «выход»
на данную проблематику и последующее обсуждение
услышанного;
ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных
представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём
проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке
и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
написание эссе на нравственноэтические темы на материалах конкретных
сообществ (семьи, подростковой дворовой группы (субкультурнойтусовки), класса
и т.д. (при условии анонимности) и последующее обсуждение затронутых в тексте
проблем;
просмотр и последующее обсуждение фильмов, затрагивающих нравственно
этические вопросы;
-
-
-
-
29 -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически
осмысленных взаимоотношений в коллективе класса (образовательного
учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого,
приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим
детям, взрослым, взаимной поддержке,
участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи
нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения
открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с
домашними старшими родителями творческих проектов, проведения других
мероприятий, раскрывающих историю семьи, укрепляющих и обогащающих
преемственность между поколениями.
Планируемые результаты:
знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об
этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Модуль «Я и труд»
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни:
- постепенное текстуальное знакомство с действующими перечнями профессий и
специальностей начального и среднего профессионального образования с целью
соотнесения с ними собственных интересов, склонностей, возможностей и
жизненных перспектив;
осознание на этой основе универсальной ценности
получаемого общего образования и «образованиячерезвсюжизнь»;
- усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда,
составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и
технологии; все великие духовнонравственные прорывы в понимании сущности
человека и человечества;
30 - приобретение опыта собственного участия в различных коллективных работах, в
том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов; развитие на
этой основе проектных, экспертных и иных компетентностей, требующих личной
дисциплинированности, ответственности, инициативы,
последовательности,
настойчивости, самообразования и др.;
- личностное усвоение установки на нетерпимость к лени,
небрежности,
незавершенности дела, к небережливому отношению к результатам человеческого
труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершен;
- безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку; способность к
признательному восхищению теми, кто занимается творчеством – созданием прежде
не бывшего: изобретательством, творчеством в сфере науки, архитектуры,
литературы, музыки и других видов искусства и пр.;
- поощрение и поддержка самообразования посредством Интернета, занятий в
библиотеках, музеях, лекториях и т.п.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Виды деятельности и формы занятий:
- на основе знакомства с действующими перечнями профессий и специальностей
начального и среднего профессионального образования и заинтересованного
обсуждения выделяются те виды (или области) деятельности, которые привлекли
внимание того или иного подростка (группы подростков). Далее следует
последовательный ряд мероприятий: посещение (если возможно) соответствующего
учебного заведения, профильного предприятия или учреждения, приглашение для
углубленного разговора специалистов по выбранному направлению подготовки,
студентов и выпускников и т.д.;
полученного
- организация общения с профессионально успешными людьми с целью обсуждения
роли
профессионального,
постпрофессионального, самообразования и т.д.) и универсальных компетентностей
в этом успехе; особо ценно, если таким профессионально успешным человеком
окажется ктолибо из старших родственников учащихся данного образовательного
учреждения, а также выпускники, показавшие;
образования
(общего,
- достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и
жизни;
- полезным может стать проведение сюжетноролевых экономических игр, создание
игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных
мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации
детских фирм и т. д.), а также организация публичных самопрезентаций подростков
«Мир моих увлечений»;
- участие подростков в проектной деятельности, которая возможна по всем
направлениям данной Программы, в том числе в тех, которые связаны с
практическим (творческим) применением
знаний, полученных при изучении
учебных предметов (в частности, в рамках предмета «Технология»);
31 - приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной, собственно
творческой или исследовательской деятельности (музейная, природоохранительная
деятельность, работа творческих мастерских, трудовые акции и др.)
Планируемые результаты:
-
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
знания о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой
деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
-
-
-
-
-
-
-
Модуль «Я и здоровье»
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и
Направление 4.
здоровому образу жизни.
Получение знаний
-о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
-овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности,
спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
-понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
-влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить,
слово может спасти»);
-получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
-осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
-регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на
перемене;
-опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов
окружающей среды;
-соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом
младшим, нуждающимся в помощи;
-составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
-отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически
безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и
стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально
психологическое.
32 Виды деятельности и формы занятий:
-
создание условий для сохранения физического, психического, духовного и
нравственного здоровья учащихся;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
проведение Дней Здоровья;
система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;
участие в акциях «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт как альтернативу
пагубным привычкам»;
спортивные мероприятия;
беседы врачей с обучающимися «Здоровый образ жизни»,
простудных заболеваний» и т.д.;
участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»;
акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожнотранспортного травматизма;
сдача норм ГТО;
мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
«Профилактика
Планируемые результаты:
В школе создана предметноразвивающая среда, способствующая повышению уровня
физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается
оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и
педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на
последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического,
психического и социальнопсихологического здоровья человека, о важности морали
и нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы
на здоровье человека.
Модуль «Я и природа»
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
- осознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как одной из
актуальнейших глобальных проблем человечества; способность видеть и понимать, в
каких формах этот кризис выражен в хуторе Севостьянов, Милютинском районе,
Ростовской области его добровольное участие в решении этой проблемы на
33 муниципальном уровне как личностно важный опыт природоохранительной
деятельности;
- осознание противоречивой роли человеческой деятельности в отношении природы;
- усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие
художественноэстетического восприятия явлений природы, животного и
растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только
не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Виды деятельности и формы занятий:
- развитие и углубление опыта непосредственного эмоциональночувственного
взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его
ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами
качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений (европейский,
японский опыт);
- на этом фоне – проведение исследований творчества поэтовлириков и поэтов
философов, а также писателей и художниковпейзажистов и анималистов,
пейзажных и садовых архитекторов (как отечественных, так и зарубежных),
раскрывающих общность мира природы и мира человека;
- углубленное знакомство с публикациями Всемирного природного наследия
ЮНЕСКО и подготовка по выбранным объектам специальных публичных
презентаций; в этом же отношении могут оказаться полезными и другие богато
иллюстрированные и снабженные научными текстами издания (а также
кинофильмы), актуализирующие проблематику ценностного отношения к природе
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в
школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений,
создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка
птиц и т. д.);
- участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых
экскурсий, походов и путешествий по родному краю);
- осмысление «темы природы» в своем собственном творчестве (стихосложении,
рисовании, прикладных видах искусства;
- фотографическая фиксация в поселении и/или в его ближних окрестностях видов,
представляющих с точки зрения участников этого поиска, особую эстетическую
ценность;
подготовка на основе серии подобных фотографий презентации
«Незамечаемая красота» (название условно).
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к природе;
- опыт эстетического, эмоциональнонравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в культуре
народов России, нормах экологической этики;
- опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке,
по месту жительства;
34 - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Модуль «Я и культура»
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его
разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у
разных народов и в разные исторические эпохи; представления об эволюции этих
представлений на примере европейской моды от античности до наших дней;
- продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения
видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать
подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение подростков в мир
античного, романского, готического, классического и т.д. искусства, включая
авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства;
параллельно – освоение основ художественного наследия родной, русской и иных
важнейших культурнохудожественных и религиознохудожественных традиций и
др.
- поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным
творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и
территории дома и школы и др.).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Виды деятельности и формы занятий
Многие виды деятельности и формы занятий упомянуты в выше раскрытых
направлениях. Поэтому здесь имеет смысл назвать лишь те виды деятельности, которые
представляются недооцененными в педагогической практике:
- «использование» родной деревни, города и их окрестностей в качестве своеобразной
«образовательной программы» по истории культуры народа, создавшего этот
социальноприродный феномен; осмысление и письменная фиксация результатов
такого наблюденияисследования может оказаться интереснейшим и очень полезным
в духовнонравственном отношении опытом;
- устройство подростками публичных лекций (с приглашением родителей, местных
жителей и др.) о выдающихся произведениях искусства;
- организация клуба «Литературномузыкальная гостиная», на занятиях которого
происходит творческое общение подростков и заинтересованных взрослых, звучит
хорошая музыка (классическая, народная, современная, но не попса), поэзия,
рассказы людей, побывавших в интересных местах, и др.;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными
мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее
обсуждение;
- поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в
публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально.
Планируемые результаты:
35 - умения видеть красоту в окружающем мире;
- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций,
фольклора народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и
социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование
потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного
учреждения и семьи.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Формы индивидуальной и групповой организации
профессиональной ориентации обучающихся.
Приоритетными формами индивидуальной и групповой организации профессиональной
ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей,
экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы.
«Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации
обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий
с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о
профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая методическая
схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок («торговых
палаток»), на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность
свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном
порядке. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и
их родители, специально приглашенные квалифицированные широко известные признанные
специалисты.
Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся
представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту
предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом –
экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной
деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение
производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в организации
профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных
устройств, используется такая форма как виртуальная экскурсия по производствам,
образовательным организациям.
Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации
обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение
календарной недели. Предметная неделя включает презентации проектов и публичные
36 отчеты об их реализации, встречи с интересными людьми. Олимпиады по предметам
(предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации
обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной
сфере, олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный
интерес.
Конкурсы профессионального мастерства как форма организации профессиональной
ориентации обучающихся строятся как соревнование лиц, работающих по одной
специальности, с целью определить наиболее высоко квалифицированного работника.
Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную
профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников
возникает интерес к какойлибо профессии.
37
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Концепция развития МБОУ Россошанской ООШ на 2018-2022 гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.