ПРОГРАММА определения девиантного поведения ч.1.doc
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА
И КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АЗОВСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ АГРАРНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
346780, Ростовская область, г. Азов, пер. Соловьиный, 9, тел/факс 8(86342) 36425
Email: pu_82@rambler.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПРОГРАММА
ПОДРОСТКА
ЧАСТЬ I г. Азов
2019
Оглавление
Введение
Глава 1. Социальные и социальноэмоциональные проблемы детей из
семей алкоголиков
1.1. Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей
1.2. Медикосоциальные аспекты влияния алкоголизма на детей
1.3. Влияние семьи на формирование аддитивных механизмов
Список литературы ВВЕДЕНИЕ
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя
нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих
потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.
Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации,
поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как
помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной
среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными
эмоциональными переживаниями.
В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно
восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах
помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого
требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и
развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность,
характер маленького человека. Без этого все старания учителей и психологов
по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся
напрасными.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане
является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно
можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист
создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем
случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к
позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день
сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления
социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В
отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и
переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на
его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических
условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения
является принцип активности самого субъекта.
Таким образом
ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих
родителях, а не на специалистах. ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие
детей
Алкоголизмэто болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся
вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком
социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в
нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с
тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и
является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный,
экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу
вызывает проблема семейного алкоголизма. Среди причин развода в
экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает
6080% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит
по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.
Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно
отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается
обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение
детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей,
отсутствие взаимопонимания все это ведет к умственной ограниченности и
психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей
злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой
безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и
психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности
алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства
действует в совокупности с большим количеством других факторов.
Следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так
называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в
эмоциональноволевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать,
что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время
беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка.
Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера
психического и физического развития детей в условиях семейного
алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.
Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к: преждевременным родам,
отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо разбиваются,
страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм
одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В
медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей
алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием
алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния
характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие
отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении
верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие
суставов.
Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по
возрасту, малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны
нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме
специфической задержки психомоторного развития.
4060% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной
отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах
психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение
исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему
состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то,
что уровень развития психических функций при олигофрении находится в
прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной
адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями
обучения и воспитания.
Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих
алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и
задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях
дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего
психического развития отстают от своих нормально развивающихся
сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как
дети с задержкой психического развития, у которых отличается отставание в
развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.
Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей
способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это
случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими
аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и
видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны
взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители,
страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и
лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше
имеют отклонений в отношениях с ними.
Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка
(недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и
непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование
специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его
внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является
результатом столкновения в сознании ребенка противоположных,
аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном
алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть
двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и
любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.
Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить
свои чувства. Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он
ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в
порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать
на чувства других, свои переживания старается держать в себе.
Импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и
переживаний) качество, также присущее большинству детей из
неблагополучных семей (пьющих). Особенно тяжело дети переживают обиду,
полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения
оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с
родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих
страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими
родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно
отличаются от других, то все равно начинают защищать свою семью. Дети
лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух,
того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более
важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей
обусловленной наличием
обладают внутренней неустойчивостью,
трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний,
склонностью к беспокойству, волнениям, повышенной эмоцибнальной
заостряющими
чувствительностью,
эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны
потрясениям и испугами,
родителей, неразрешимостью какойлибо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений,
неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.
Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической
психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического
напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы
усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может
справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным
течением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о
появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.
Положение осложняется тем, что дети могут изза своего ограниченного
и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье
эмоционально отреагировать на накапливающееся нервнопсихическое
Когда длительно действующий стресс превосходит
напряжение.
приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя,
своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает
способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением
самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и
тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей
самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.
Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного
поведения у детей. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще
всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок
становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с
активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда
ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем
постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у
ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна,
неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более
резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание
В некоторых случаях эти попытки носят
отомстить,
напугать.
демонстративный характер.
Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме
является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации,
повышенной внушаемости, эмоциональноволевой неустойчивости имеется
повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм
имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое
воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль
окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у
детей алкоголиков.
В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные
трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка
характер привычного поведенческого стереотипа.
Все указанные нарушения могут стать основной для формирования
стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную
адаптацию.
Можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой,
включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный,
психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой
семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему
здоровью, но и будущему ребенку. Почти все дети из алкогольных семей
рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых пороков
развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то
неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в
условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения
родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети
с заниженной
вырастают нервными,
эмоционально неустойчивым,
самооценкой, и с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а
ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям
успешно адаптироваться в асоциальной среде.
1.2 Медикосоциальные аспекты влияния алкоголизма на детей
В 1915 г. Пироговское совещание русских врачей приняло резолюцию о
вреде алкоголя, которая гласит: «...нет ни одного органа в человеческом теле,
который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя» Уже в те
годы было достаточно фактов, подтверждающих, что употребление спиртных
напитков наносит ущерб здоровью, но еще больше он вредит будущему
потомству. В настоящее время имеется много литературы об алкоголизме и
его последствиях на различные сферы жизни человека. Этой проблеме
посвящено немало книг и материалов. В них авторы в зависимости от своего
профиля, раскрывают сущность алкоголизма, влияние его на различные
системы организма человека, в том числе и на детей. Различные данные,
свидетельствуют, что прием спиртного не проходит даром для здоровья, как
физического так и психического. Все эти исследования и публикации имеют
целью профилактику и уменьшение распространения алкоголизма среди
населения.
Доктор медицинских наук Корхов В.В. в своей книге «Алкоголизм и
материнство» рассказывают о действии алкоголя на женский организм, и
потомство. Они подсчитали, что при регулярном приеме алкоголя риск
возникновения алкогольной эмбриопатии (повреждений) плода увеличивается
до 30 %, а у матерей значительно возрастает вероятность гибели ребенка при
родах, риск позднего выкидыша, гипоксии плода. Также этими учеными было
выявлено, что в 54% случаев дети алкоголиков поздно начинают ходить и
говорить, в 30 % отстает физическое развитие, торможение умственных
способностей в 15 % случаев, у 33 % детей отмечается задержка психического развития. При семейном алкоголизме 64 % детей страдают
олигофренией и умственной отсталостью, 32% эпилепсией, 27% неврозами.
Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении и умственной
отсталости, но и к другим психическим заболеваниям детей. Например,
родителиалкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией. Есть
данные, что смертность детей, рожденных алкоголиками, равна 10% , а у
выживших детей часты судорожные припадки, энурез (продолжающийся и в
старшем возрасте), нередки уродства и предрасположенность к различным
внутренним болезням. Эти страшные данные побудили ученых к изучению
механизмов влияния алкоголя через организм родителей на организм
ребенка. Итогом стали материалы, повествующие о негативном влиянии
алкоголя на детей и их психологическое развитие.
Такой книгой является сборник лекций о влиянии алкоголя на организм
человека, который составили Табохлин В.И. и Жданова С.
В нем говорится об алкоголизме родителей, о том, как это вещество
влияет на репродуктивную функцию мужчин и женщин, о путях
проникновения алкоголя к плоду и о тех, нарушениях, к которым он
приводит. Эти авторы, соглашаясь со всеми исследователями, утверждают,
что алкоголь является сильнейшим веществом, особенно активно
действующим в период с 1 по 8 недели беременности, когда закладываются,
основные органы зародыша. Причина в том, что, по мнению специалистов,
бессильно выполнить свою роль, защиты плода против ряда новых,
незнакомых ей веществ, к числу которых принадлежат некоторые
лекарственные средства, и в особенности алкоголь. Это и понятно, так как
плацента и ее функции сформировались задолго, до того как у человека
завязались отношения с алкоголем. Установлено также, что он, вопервых,
сам легко проникает через плаценту к зародышу и плоду, вовторых,
повреждает ее и через эти повреждения к развивающемуся, беспомощному
организму устремляются вредоносные возбудители различных болезней. Основные причины, по которым у пьющих родителей рождаются дети с
дефектами развития.
Эта проблема актуальна, так как в пьющих семьях зачастую и дети идут
по стопам родителей. Поэтому важно вовремя начинать профилактику
алкоголизма среди подрастающего поколения. Известный в свое время
педагог Д.В. Колосов. Ряд своих книг он посвятил изучению алкоголизма как
социального явления, его место в подростковой среде. Большое место в своих
работах он отводил вопросам антиалкогольного воспитания. В книге «Беседы
об антиалкогольном воспитании» он подробно рассматривает вопросы
предупреждения пьянства и алкоголизма в подростковой и юношеской среде,
дает рекомендации, с чего следует начинать антиалкогольную работу и как
работать с так называемым «угрожаемым контингентом».
Все рассмотренные и многие другие материалы посвящены изучению
влияния алкоголя на физическое развитие детей, на формирование у них
различных дефектов и заболеваний. Однако, как уже не раз было упомянуто,
алкоголь вредит не только соматическому развитию, но и психике ребенка,
через совокупность факторов нарушает процесс социализации и социальной
адаптации. Изучению влияния семейного алкоголизма на психическое и
личностное развитие посвящено сравнительно немного литературы,,, так как
этим вопросом занялись основательно лишь недавно. По этой причине на
настоящий день существуют только несколько фундаментальных
исследований психики ребенка, искаженной алкоголизмом родителей.
Е.М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических жестов
обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали
хроническим алкоголизмом.
По возрасту дети были разделены на 4 группы; 1) от 1 года до 3 4 лет:
2) от 4 5 до 8 9 лет: 3) от 9 10 до 12 14 лет по 10 человек в каждой
группе: 4) от 14 до 17 лет 20 человек. Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время
прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили
значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со
знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении
характеризовались живостью и непосредственностью. Однако контакты, как
правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли
одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро
менялось, на смену оживлению приходили плач и крик.
Игры таких детей были примитивны чаще в виде простых манипуляций
с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие,
гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового
эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с
яркими, крупными картинками, не могли, хотя бы короткое время,
фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке. В деятельности
были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние
раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности
психических процессов, «застревания» на одном и том же действии.
Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у
одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3 4 лет
продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли
пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния,
навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались
стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с
боку на бок и т. п.
Общение с окружающими у этих детей осуществлялось
преимущественно жестами. У большинства детей до 2 2,5 лет, а у некоторых
и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них
появлялись отдельные слова. Например, ребенку показывалась картинка, на
которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы: «Что делает мишка?» «Спать». «На чем он спит?» «Кроватка». «Чем накрыт
мишка?» «Одеяло».
Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией.
Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке
ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе
яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует
об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.
Этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей
соответствует второму году жизни, большинство детей с семейными формами
алкоголизма проходят лишь в 3 4 года.
Что касается особенностей мышления детей указанной категории, то у
них наблюдались выраженные трудности при элементарном
классифицировании предметов.
Складывание простых разрезных картинок (из 2 3 частей) было им
доступно только при наличии образца, в отдельных случаях только путем
наложения на образец. Аналогичные результаты были получены и при
складывании фигур из палочек, кубиков, простой мозаики.
Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей
раннего возраста (до 34 лет) крайне ограничивает возможности выполнения
тех требовании, которые предъявляет общество к нормально развивающимся
детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются
примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции.
Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие
дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными
выходками или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью,
привязчивостью.
Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает
овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до
6 7летнего возраста находятся во власти аффекта. Поэтому происходит нарастание признаков социальной дезадаптации у детей второй возрастной
группы (48 лет). Как правило, в возрасте 4 5 лет им недоступно понимание
условностей и принятие ролей в сюжетноролевых играх, а в 6 7<,лет они
испытывают трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная
безответственность не
импульсивность,
позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в
аффективная взрывчатость,
коллективе.
Обследованные дети 4 8 лет оказываются не в состоянии выйти изпод
влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования
воспитателя идти спать, так как не могут преодолеть желания расстаться с
привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении
они легко отвлекаются на посторонние раздражители.
заданий,
Целенаправленность и слабость контроля были характерны для них почти во
всех видах деятельности.
В то же время именно в возрасте 4 7 лет у этих детей интенсивно
развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и
систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными
(«классификация предметов «четвертый лишний»,
заданиями
«последовательные картинки» и т. п.), но при условии помощи со стороны
взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной
организации деятельности значительно выше.
Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном
возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей,
родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 48 лет характерно
преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место
восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и
отмеченная выше нерасчлененность эффективнопотребностной сферы с
другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего
поведения. В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей
родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого
воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться
как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной
осознанности и произвольности. Именно отсутствие этих элементов и
приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как
побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не
сформированы. Может показаться, что дети родителей, страдающих
алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя
качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся
сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И
вступление в новый период жизни период обучения в школе со всей
очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной
ситуации развития способствует формированию у них своеобразных
личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые
свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных
семейных условиях.
Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7 8
летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости,
невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.
При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки
социальнопедагогической запущенности в виде ограниченности словарного
запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной
усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они
усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт,
мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий ориентируются
не на существенные, а на конкретноситуационные признаки.
Для 912летнего возраста то характерны завышение уровня притязаний
и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах. Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом,
поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на
мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в
целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний;
не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети
редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.
Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие
требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению
конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем
школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.
Такой протест против требований социальной среды приобретает
наиболее активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных
подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по
поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя,
веществ с наркотическим действием.
Недоступность выполнения многих социальных требований, например,
связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей
самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам.
Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст
приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с
признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито
слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит
повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.
Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме
могут усугубляться за счет таких нервнопсихических заболеваний, как
эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.
Таким образом, проведенные Е.М. Мастюковой исследования
показывают значительные отклонения в психическом развитии на всех
возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме. Психиатр В.В. Ковалев на основе своего опыта и наблюдении за
поведением детей из семей алкоголиков выделяет три группы расстройств:
1) непатологические формы нарушений поведения, связанные с
психическими отклонениями и бедностью жизненного опыта детей;
2)
патологические,
связанные с нарушением деятельности
центральной
нервной системы под влиянием сочетания биологической ее недостаточности
и неправильных форм воспитания;
3) компенсаторные и гиперкомпенсаторные нарушения поведения,
имеющие вторичный характер и определяющие стремление ребенка
приспособиться к своей несостоятельности
Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный
характер, т. е. возникают в ответ на ту или иную ситуацию, и отличаются
кратковременностью и неустойчивостью, отсутствием нарушений социальной
адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной
усиленного
деятельности,
нарушений дыхания,
учащения пульса,
потоотделения, изменений окраски кожных покровов и т. д.).
Особенностью этих форм поведения является их направленность на
лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в
виде грубости, стремления досадить определенному лицу.
Иногда эти непатологические формы поведения при отсутствии
правильных воспитательных мероприятий могут принимать затяжное течение,
что приводит к нарушениям социальной адаптации. В этих случаях их
структура усложняется,
и к ним присоединяются различные
соматовегетативные нарушения в виде сердцебиений, усиленной потливости,
насильственного кашля, рвоты и т. д.; тогда реакции протеста приобретают
уже патологический характер.
В основе патологических форм нарушений поведения лежат
органические расстройства центральной нервной системы. Они носят диффузный характер, т. е. проявляются не только в той микросоциальной
среде, в которой возникли переживания, но и за ее пределами. Отмечается их
нечеткая направленность на определенное лицо или на определенную
ситуацию, в связи с чем даже при изменении ситуации поведение носит
патологический стереотипный характер. При патологических формах
нарушений поведения всегда наблюдаются невротические расстройства в
виде нарушений настроения, сна, сердечной деятельности, дыхания и т. п. и
обычно имеют место проявления социальной дезадаптации.
Так, при патологических реакциях пассивного протеста ребенок не
только отказывается посещать школу или отдельные уроки, но даже при
напоминании о необходимости их посещения у него возникают различные
невротические реакции: тики, насильственный кашель, рвота, сердцебиение,
повышенная потливость. Настроение у такого ребенка обычно подавленное,
сон нарушен.
При патологических реакциях активного протеста у ребенка часто
устанавливается привычное агрессивное поведение в отношении окружающих.
Ребенок становится грубым, непослушным, упрямым в отношениях с
взрослыми, старается все делать назло. Это также сопровождается
пониженным настроением, нарушениями сна. аппетита и другими
невротическими расстройствами.
Наиболее частыми патологическими формами поведения у детей
родителей,
являются двигательная
расторможенность и повышенная аффективная возбудимость, а также
страдающих алкоголизмом,
склонность к истерическим реакциям.
Компенсаторные и гиперкомпенсаторные формы подведения направлены
на то, чтобы скрыть от окружающих некоторые слабые стороны своей
личности. Кроме того, они могут быть средством «психологической защиты»
личности от переживаний собственной неполноценности. Например, дети
сироты часто представляют себе, что они нашли своих родителей, или кто либо из воспитателей, проявляющих наибольшее внимание к ним, является их
матерью или родственницей.
В случае выраженности внутренних конфликтных переживаний
компенсаторные формы поведения могут проявляться в нарушении школьной
дисциплины. Девочки в этих ситуациях могут утверждать, что они «давно
живут половой жизнью», мальчики «что они курят, пьют, употребляют
наркотики, связаны с различными группировками» и т. д. Эти реакции
проявляются чаще в подростковом возрасте, когда возрастает стремление к
завоеванию недостающего авторитета.
Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме
часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них дается с
большим трудом. Дети тяготятся пребыванием в школе, надоедают
товарищам своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детей
формируется дисгармонично, у них нет цельности переживаний, внутренняя
неуверенность в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнее
безразличие к окружающим с чрезмерной ранимостью. У мальчиков
наблюдается стремление к онанизму. Лица с указанными формами нарушения
поведения составляют «группу риска» в отношении алкоголизации и
токсикомании.
Начальный период алкоголизации у них часто сопровождается с
отсутствием полевого контроля и в ряде случаев с расторможением
влечений. Подобные сочетания приводят к более выраженной личностной
патологии, к социальной дезадаптации. Углубление социальной дезадаптации
усиливает тяготение к алкоголю, с помощью которого подросток ищет
«выход» из постоянно возникающих конфликтных ситуации. Таким путем
начинает формироваться психическая, а затем и физическая зависимость от
алкоголя с проявлениями похмельного синдрома. По мере нарастания
социальной дезадаптации происходит включение механизма саморазвития
алкоголизма как болезни. Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою
деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе
работы в качестве нарколога она обследовала много семей и выделила
основные черты, присущие детям алкоголиков. Во первых, это низкая
самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального
пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести
остаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей
алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.
Э. Смит выделяет 4 группы:
1)
«герой семьи» постоянное стремление «героя» нравится и
заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой
оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том,
чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.
2)«козел отпущения» внешне проявляют низкую самооценку
деструктивным поведением. Они готовы оскорбить, обидеть других,
порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой.
Несмотря на их желание быть другими, дети становятся очень похожими на
своих родителей, которых они ненавидят.
3)«потерянный ребенок» страдает от постоянного одиночества,
ощущения неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка
мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми.
4)
«фамильный талисман» постоянно стремится привлечь к себе
вни
манне своим юмором, нежностью, болезненностью.
Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет
жизни ребенка являются решающими в формировании здоровой и
положительной концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят
до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как
можно раньше. Во вторых, это фокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи
вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все встанет на
свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере
стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том,
что не стоит чтолибо изменять, т.к. ни к чему хорошему это не приведет.
Каждый день дети алкоголиков оценивают по поступкам, мыслям, чувствам
других. Эта способность развивается в силу необходимости и семье
алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик
делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в таких семьях приводит к
тому, что дети живут реакциями на окружающий мир, они искренне
заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тоже все
будет xopoшo.
Третья характерная чертаэто неспособность идентифицировать
или выразить свои чувства. У детей алкогольных семей отсутствует
возможность учитывать в качестве примера для выражения чувств отношения
своих родителей. Они могут точно знать, что должны чувствовать и даже как
реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в
полном смысле этого слова. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо
понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются
не в состоянии справиться со своими переживаниями.
Четвертая отличительная черта неспособность попросить о помощи
поскольку отрицание является главным симптомом алкоголизма, то в самой
природе заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и
связанных с этим семейных трудностей. Поэтому как бы ни было тяжело
детям, они не попросят о помощи, скроют обстановку в себе. То ли по
необходимости, то ли из страха довериться, дети алкоголиков учатся
заботиться сами о себе. И став взрослыми, дети не могут надеяться на то, что
другие желают им помочь, и неспособны, сами попросить помощи у других. В тоже время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет
необходимости или люди не заслуживают этого.
Последняя характерная черта экстремальное мышление. Наша
способность принимать решения рассматривать альтернативы и
соответственно действовать в трудных ситуациях зависит в большей степени
от примеров, преподанных нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли
не постоянно живут под стрессом, имеют уникальные способы уживаться со
стрессом. А когда признанная ситуация неизбежна, то процесс принятия
решения и последующих действий, главным образом, сводится к поиску
виновного, а затем наблюдается или чрезмерная активность, или почти полная
пассивность. Взрослея, дети не могут избавиться от этих недостатков, и их и
эмоциональная сфера накладывает отпечаток на появление круга проблем,
обусловленных трудностями во взаимоотношениях, незнанием языка чувств,
низкой самооценкой и большой раздражительностью. Все это и комплексе
препятствуют нормальному вхождению, во взрослую жизнь. Таким образом,
проблеме влияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено
достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена
изучению нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка,
в том числе и интеллекта. А формирование личности, характера,
эмоциональноволевой сферы ребенка изучено не так тщательно.
1.3. Влияние семьи на формирование аддитивных механизмов
Семья это самый первый институт социализации ребёнка. В семье дети
овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают
алгебру взаимоотношений. Функциональное назначение семьи складывается из
важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем
богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи, в частности
семьи, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Схемы поведения, усвоенные в
таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности
ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из
подобных семей осложнены такие значимые для личности процессы как
принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации
к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и
делать выбор.
Функции семьи это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно
связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов Н. И.
Шевандрин выделяет следующие функции: воспитательная, хозяйственная,
эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного
социального контроля, сексуальноэротическая функция.
Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с
Нарушению реализации функций
изменением социальных условий.
способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий
уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи,
недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и
воспитании детей и др. В связи с проблемой атдиктивного поведения особую
значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в
удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании,
психологической защите. С нарушением
эмоциональной поддержке,
эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как
повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства
безопасности и недоверие к окружающим.
Эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние
на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к
моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой.
Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные; факторы:
повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др.
Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она
играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его
взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают,
что первые полтора часа после рождения самый критический период для
успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между
родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы
находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной
мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.
Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности,
неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка
систематическим наказаниям все это может способствовать формированию
у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности
от самых близких людей, недоверию. А ведь именно эти факторы сопутствуют
семьям, где один или оба родителя алкоголики. Подобное отношение к
родителям в какието моменты может переноситься на отношение к взрослым
вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс
социализации. Если человек в детстве не научился доверять, ему трудно
создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный
круг изолированности. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его
проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок
обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку
также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в
первую очередь для близких людей) как "соучастник" (в лучшем смысле этого
слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его
потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет
реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу.
Взрослость начинает формироваться в детстве. В формировании атдиктивных
механизмов вообще и склонности к алкоголизму в частности родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну Сценарий это
постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в
раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический
импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень
часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. По сценарию
человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со
средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед
реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в
контакте с атдиктивными агентами (алкоголем), то и дети унаследуют и этот
страх и способ защиты уход от реальности. В выборе атдиктивных агентов
ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не
обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то
ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться
антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает
профессию врачанарколога).
Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с
атдиктивными родителями продуцируют людей двух типов: атдиктов и тех,
кто заботится об атдиктах. Такое семейное воспитание создает
определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих
семей становятся атдиктами, женятся на определенных людях, которые
заботятся о них, становятся теми, кто о них заботится (формирование
генерационного цикла атдикции).
Члены семьи обучаются языку аддикции, когда приходит время
образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на
одном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне
сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди
опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в
системе логики, которая соответствует атдиктивному миру. Этому
способствует эмоциональная нестабильность. Созависимый старается любой ценой удержать мир в семье, стремится
изолировать себя от внешних активностей. Он оказывается в своей основе
фиксированным на атдикте и его стиле жизни. Черты, характерные для
созависимости:
комплекс отсутствия честности (отрицание проблем, проекция
проблем на когото, изменение мышления настолько выражено, что оно носит
характер сверхценных образований);
неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым
образом (неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление
эмоций,
замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными
чувствами, фиксация на какойто одной эмоции (обида, месть и т. д.) и
неумение отвлечься от неё);
навязчивое мышление (прибегание к формальнологическому
мышлению, создание формулы и подчинение всего этой формуле);
дуалистическое мышление (да или нет без нюансов)
внешняя референция (направленность на других);
низкая самооценка вследствие последнего;
стремление произвести впечатление, создать впечатление,
управлять впечатлениями, основанными на чувстве стыда;
постоянная тревожность и страх;
частые депрессии и т. д.
Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою
значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им
то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе
жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и
контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они
нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для
блага людей.
Разработала
социальный педагог О.И. Поливанова
Список литературы
1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1995
2. Башкатов И.П. Психология асоциальнокриминальных групп
подростков и молодежи. – М., 2002
3. Бикеева А.С. Семья особого назначения или рецепты позитивного
родительствования на каждый день. М., 2009
2003
4.
5.
6.
Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб.,
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1998
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология. М.: Педагогическое сообщество России, 2003
7.
Гинот Х.Г. Книга для родителей. Как преодолеть проблемы переходного возраста. М., 2004
8.
9.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2006
Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.,
2008
10. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей.
М. СПб, 2008
11. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000
12. Жестокое обращение с детьми/ Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал и др. –
М., 1993
13. Залунина Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов.
СПб, 2004
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986
15. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. СПб.:
Речь, 2010
16. Землянская М. Решение семейных конфликтов. Психологический
практикум. М.:ЭКСМО, 2003
17. ЗинкевичЕвстегнеева Т., Фролов Д. Мало пользы от силы там, где
нужна мудрость, или как научиться в ссоре не терять истину. СПБ.: Речь,
2010
18. Зыгмантович П. Тайны взаимоотношений или как любить долго и
счастливо. СПб.: Речь, 2010
19. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для
психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006.
20. Клейберг Ю.А., Дружинин В.Н., Руденский Е.В. Психология
девиантного поведения. М., 2001
21. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989
22. Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург, 2004
23. Кравцова М. Мой ребенок – подросток. Понять, принять,
подружиться. – М.: ЭКСМО, 2008.
24. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подросткам о
родителях). Книга для семейного чтения. М., 2002
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.