Представлена концепция воспитательной работы школы на 2016 - 2021 г.г. Методологической основой Концепции развития воспитания является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве города. Может быть полезна заместителю директора по воспитательной работе.
Цель: «Создание в школе условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и культ... турных традициях многонационального народа Российской Федерации».Цель: «Создание в школе условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и культ... турных традициях многонационального народа Российской Федерации».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
г. ЮЖНОСАХАЛИНСКА
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ НОШ № 21
___________ А. Г. Павлов
«___»____________2016 г.
Концепция воспитательной системы школы
на 2016 – 2021 гг.
Автор составитель:
Шаврина Ирина
Владимировна
заместитель директора
по воспитательной работе/
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская областьг. Южно – Сахалинск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие
воспитания
3. Цели и задачи воспитательной работы на 2016 – 2021 гг.
4. Содержание воспитательной работы
5. Подходы к управлению воспитательной системой
6. Научнометодическое обеспечение
7. Этапы реализации концепции
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
9. Список используемой литературы.
2КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
Пояснительная записка
Модернизация и инновационное развитие единственный путь, который позволит
России стать конкурентным обществом в мире 21го века, обеспечить достойную жизнь
всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный
социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но
благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении
ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку
определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в
многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Нормативно – правовые основы концепции.
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются
общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением. В своей работе
школа опирается на нормативноправовые документы Российской Федерации:
Конституцию Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №32661; в
редакции федерального закона от 29 .12. 2012 года N 273ФЗ и с изменениями 20162017
года)
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995
года №82ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122ФЗ);
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98ФЗ; в редакции
федерального закона от 22.08.2004 г. №122ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности
правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (от 24.07.1998 г. №124ФЗ, в редакции федерального закона от 28.11.2015 г. N
358ФЗ );
«Национальную доктрину образования в Российской Федерации» (постановление
правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
«Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»
(распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756р, приказ Министерства
образования РФ от 11.02.2002 г. №393);
«Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 г.» (Указ Президента
от 9.11.07. № 1351)
3«О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» (указ Президента
РФ от 6.04.06, с изменениями от 29.02.08., в редакции Постановлений Правительства
Сахалинской области от 15.05.2013 N 237, от 20.08.2015 N 343, от 08.04.2016 N 168)
государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20062010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
программу «Дети России» (20032006 гг.);
Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив
использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от
школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу
воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества,
формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Мы предполагаем, что реализация основных положений Концепции позволит
совершенствовать механизм развития воспитания в школе, ориентированный на
формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности,
творческих способностей, навыков здорового образа жизни учащихся.
Принимаемая Концепция определяет основы:
разработки Программы развития воспитания;
совершенствования системы управления развитием воспитания;
обеспечения необходимых научнометодических,
организационных,
кадровых, информационных условий развития воспитания.
повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в
образовательном учреждении.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится гуманистическое,
личностно ориентированное взаимодействие учителя с учеником.
Большое внимание уделяется духовному воспитанию личности, становлению
нравственного облика человека.
Позитивным моментом является интеграция образовательных факторов: школы,
семьи, микро – и макросоциума.
Повышается роль науки в создании педагогических технологий.
Традиционные способы информации дополняют компьютерные средства обучения.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения,
прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются
мобильностью,
обладают развитым чувством
ответственности за судьбу родины».
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В
стране проводятся комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным
поведением детей и молодёжи, по их оздоровлению.
конструктивностью,
динамизмом,
Молодое поколение нашей страны сегодня переживает кризисную социально
психологическую ситуацию. Прежние стереотипы поведения, ценностные ориентации
разрушены. Переход на новые позиции воспитания ещё не состоялся.
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает огромное влияние на
формирование личности ребёнка. И поэтому именно на школу ложится большой груз –
воспитание человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.
Направленность личности определяется направленностью процесса воспитания. Именно
воспитание вводит ребёнка в окружающую культуру. С целью усиления эффективности
воспитания в школе важно найти правильный и приемлемый подход, основы которого
4должны лежать в воспитательной системе школы. Воспитательная система школы должна
учитывать свою главную цель идеал личности, способной принимать решения в ситуациях
морального выбора и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой.
Но сегодня школа находится в той социальной среде, которая в большей степени
отрицательно влияет на подрастающее поколение. И школа должна суметь через свою
воспитательную среду создать благоприятные условия для развития индивидуальных
способностей личности ребёнка, социализацию каждого ребёнка. Под руководством
опытных и целеустремлённых педагогов дети должны быть сориентированы на вечные
абсолютные ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля.
Основная часть воспитательной системы создание нового уклада школьной жизни,
способствующей воспитанию свободной,
физическиздоровой, духовно богатой,
нравственной личности, способной к творчеству и самоопределению.
Ядро воспитательной системы единый воспитательный (педагогический и
ученический) коллектив, к которому мы относим и родителей, и общественность.
В своей работе мы опираемся на совокупность идей и взглядов, принципов и установок,
составляющих Концепцию воспитательной деятельности.
Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любого
образовательного учреждения, и МБОУ НОШ № 21 не исключение, является личность
выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного
пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума.
Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:
и самоизменению;
отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному
ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее
индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого
являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении
целей культурного саморазвития;
отношение к школе как целостному культурно образовательному пространству,
где живут и создаются культурные образцы современной жизни детей и взрослых,
происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание
человека культуры.
отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию
Наша школа это общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее
образовательную деятельность, направленную на осуществление начального общего
образования с целью:
формирования социальнонравственных компетентностей, коммуникативных
навыков, исследовательских навыков, толерантности.
Для оптимальной реализации данной цели воспитания необходимо определиться с
базовым тезисом. Мы считаем, что основой правильного воспитания является опора на
нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение
культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям
других культур, взаимное уважение и принятие.
Исходя из этого, несложно было определить основные принципы построения
воспитательной системы в МБОУ НОШ № 21:
систематичность;
оптимальность, эффективность;
точное целеполагание, конкретность;
информационность, открытость;
5 принципы здравого смысла и обратной связи;
демократизм, гуманизм;
дисциплина и порядок;
стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие
приоритетные направления воздействия на его личность:
познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и
творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение
ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными
умениями во внешкольной деятельности;
реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член
общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной,
гражданской позиции.
Основной механизм воспитания в МБОУ НОШ № 21 образовательное
воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является
система отношений внутри пространства, моральнопсихологическая атмосфера,
требования и эталоны поведения, принятые в школе:
система отношений между учителями и школьниками;
система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;
отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся
объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью).
Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его
воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений.
Следующим структурным элементом воспитательного пространства школы, на наш
взгляд, является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие,
саморазвитие и самореализацию ученика как личности.
Внутренние условия:
школьное соуправление;
система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО
классных руководителей;
психологическое сопровождение;
построение образовательного пространства на основе интеграции обучения,
развития и воспитания с приоритетом последнего;
система традиций школы.
К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными,
образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся
школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем
самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в
окружающем мире.
Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы
воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное
воздействие на учащихся, на их социализацию.
Методологические подходы и принципы,
I.
воспитания
обеспечивающие развитие
6Методологической основой Концепции развития воспитания является комплекс
подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе
понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех
ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном
пространстве города.
Современная теория воспитания предлагает педагогической практике
разнообразные подходы к решению задач воспитания: аксиологический, деятельностный,
системный, компетентностный, культурологический, средовой и другие. Все подходы
дополняют друг друга и отражают многомерный характер современного воспитания.
Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в системе образования
являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.
Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную
в которой постоянно возникает возможность самоопределения и
систему,
самоактуализации.
Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной
составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует
внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы
воспитания.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка
только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает
происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания
(целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи,
целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы,
объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять
воспитания на новый качественный уровень.
Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда
принципов.
Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей в
воспитании предполагает, что воспитание должно согласовываться с общими законами
человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным
особенностям ребенка.
Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания
на равноправное сотрудничество, поиск согласия, оптимизацию отношений в интересах
развития личности и общества.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно
открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих
ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в
детсковзрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный
опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных
самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса
воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на
необходимость личностного присвоения воспитанниками культурноисторических
российских ценностей и традиций.
Принцип государственнообщественного управления воспитанием предполагает
разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и
общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.
7Теоретической основой системы воспитания будет являться: перестройка
отношений между детьми и взрослыми от отношений субординации к отношениям
сотрудничества.
Ученик не средство, не материал, он цель. Он это то, что в нем заложено, его
индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.
Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития
личности ученика.
II. Цели и задачи воспитательной работы на 2016 – 2021 гг.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности,
творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к
окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми
должен руководствоваться, на наш взгляд, педагогический коллектив и которыми должна
насыщаться воспитательная система школы.
Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех
участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна
также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе
построения воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения
максимального эффекта процесса воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров
социально активной личности.
1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у обучающихся освоения
различных способов жизнедеятельности,
развитие практических потребностей,
осуществление жизненного самоопределения.
2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении
подразумевает овладение обучающимися общечеловеческими нормами нравственности.
Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личности связываются
также с образом гражданина – патриота своей страны.
3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает
поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание
творческой школьной среды.
4.Социальноактивная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении
заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить
вред ни людям, ни природе, ни себе.
Основная цель концепции: «Создание в школе условий для социальнопедагогической
поддержки
«высоконравственного, творческого,
компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,
осознающего ответственность за будущее своей страны, укорененного в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Указанная цель требует решения ряда задач:
становления
и развития
8развитие социального партнерства и координации деятельности между всеми
совершенствование системы мониторинга процесса воспитания в образовательном
обновление содержания и методики организации воспитательной деятельности
заинтересованными субъектами образовательного пространства;
учреждении;
образовательного учреждения;
ребенка;
естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
развитие форм и механизмов системы соуправления;
совершенствование работы с учащимися из группы риска и их родителями;
создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности
содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как
III. Содержание воспитательной работы.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного
взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой это воспитательная система всей школы, в рамках которой
педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и
структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй слой это воспитательное пространство класса, где и происходит
наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой это система педагогического обеспечения индивидуального развития
ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития
каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою
очередь, включено в воспитательную систему школы.
В качестве системообразующих в ОУ определены следующие виды деятельности:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека подготовка и включение учащихся школы в жизнь
демократического государства и гражданского общества, приобретение ими собственного
социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданскоправовые
отношения; становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную
жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции;
формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном,
способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой
гигиене жизни;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное
отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям
и прежде всего к самому себе; расширяющая кругозор, любознательность школьника и
формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
9Воспитание
нравственных
сознания:
деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных
ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение
освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является
общение с другим человеком.
чувств
и
этического
Приоритетные направления воспитательной работы:
1. Формирование личности воспитанника школы.
Поскольку в центр концепции воспитательной работы мы поставили ученика и
ориентировали программу на создание оптимальных условий для формирования
полноценной личности выпускника школы, основное внимание следует уделить, на наш
взгляд, следующим характеристикам личности:
1.1. Интеллект.
Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна
сопровождаться рядом мыслительных способностей:
учебной и внеучебной деятельности.
критичностью,
гибкостью,
способностью к рефлексии,
самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,
способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение,
способность овладевать общеучебными умениями и навыками, пользоваться ими в
1.2. Креативность.
В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место,
свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник нашей школы должен иметь возможность
проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить
нестандартные решения жизненных ситуаций,
быть восприимчив к новизне,
оригинальности. Педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание
стимулированию детской активности, творчеству.
1.3. Нравственные ценности.
Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении,
культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность
нравственного поведения обучающегося.
Формирование внутренней этической
нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к
себе в соответствии с этическими идеалами:
патриотизмом,
интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к
окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание,
на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям народов, живущих в
нашей стране.
гуманизмом,
1.4. Коммуникативность.
10В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник
школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:
готовностью к сотрудничеству;
способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;
готовностью оказать помощь;
доброжелательностью;
тактом.
1.5. Здоровье.
Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя,
никотина на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих
веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество
не справляется с этими проблемами. Мы видим задачу школы, в связи с
вышеперечисленным, в профилактической работе, в формировании у школьников
следующих установок:
потребности в здоровом образе жизни;
неприятия негативного влияния окружающих;
умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);
стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.
1.6. Саморегуляция поведения.
Важной характеристикой личности является способность учащегося к саморегуляции
поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую
деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты. Для этого
необходимо сформировать следующие качества личности:
целеустремленность,
инициативность,
организованность,
ответственность,
самостоятельность,
чувство долга,
дисциплинированность,
самоконтроль.
2. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.
Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно
ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире
учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни,
позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как
и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к
формированию новых традиций, к совместному творчеству.
Блок «Я – гражданин России». Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
1. Операция «Открытка ветерану» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; шефская работа)
2. Месячники военнопатриотического воспитания.
113. Акция «Дети войны», «Георгиевская ленточка», «Письмо Победы», «Свет в окне»
5. «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее» (мероприятия, посвящённые Дню
Победы 9 мая).
6. Уроки мужества «Поклонимся великим тем годам».
7. Посещение музеев
8. Экскурсии
9. Конкурс чтецов «Последний бой он трудный самый…»
10. Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах правовой,
патриотической и краеведческой направленности
11. Проведение спортивных эстафет «Быстрее, выше, сильнее!»
12. Тематические классные часы «День правовых знаний»; «Старшему поколению
посвящается», «Знай, свои права», «Россия Петра Великого», « Они защищают Родину».
13. Конкурссмотр строя и песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
14. Военноспортивная игра «Зарница»
15. Акция «Внимание, дети!»
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
организация встреч учащихся школы с родителямивоеннослужащими, ветеранами;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музей боевой и трудовой славы;
совместные проекты
Планируемые результаты:
В начальной школе № 21 создана система гражданскопатриотического и правового
воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего
Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных
строить жизнь, достойную современного человека.
Блок 2. « Я – Человек». Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Ключевые дела:
1. День Знаний.
2. КТД «Посвящение в первоклассники», «Прощай азбука», «Прощай 1 класс»
3. Участие в праздничном концерте «Учителя мы боготворим».
4. Праздничный концерт, мероприятия «День матери».
5. КТД Путешествие в новогоднюю сказку «Новогодние забавы».
6. Участие в акциях «Добру откроются сердца!», «Дом моей мечты».
7. Благотворительные акции.
8. Семейные праздники «Ярмарка», «Масленица», «Встреча русской зимы».
9. Дни профилактики правонарушений.
10. Беседы школьного инспектора ПДН с обучающимися «Правила поведения в
общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»
11. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
• оформление информационных стендов;
• тематические общие родительские собрания;
• участие родителей в работе системы соуправления «ВЕСТРА»
• организация субботников по благоустройству территории;
• организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение
12театров, музеев;
• участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;
• изучение мотивов и потребностей родителей.
Планируемые результаты:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в
том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое
отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Блок 3. «Я – и общество» Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни:
Ключевые дела:
1. Субботники по благоустройству классных комнат.
2. Обустройство территории школьного помещения к праздникам.
3. Уроки профориентации: Встречибеседы с родителями людьми различных профессий,
прославившихся своим трудом, его результатами;
4. Экскурсии на предприятия города.
5. Проектноисследовательские, творческие (художественные, литературные) работы
учащихся.
6. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
1. Организация и проведение совместных праздников .
2. Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе («Осенний вернисаж»,
«Мисс осень», «Лесное диво», «Мой папа самый лучший!», «Я исследователь!» и т.д.);
3. Праздникиигры по теме труда: ярмарки, «Мастерград».
4. Организация экскурсия на производственные предприятия с привлечением родителей;
5. Участие в коллективнотворческих делах по подготовке трудовых праздников;
6. Организация встречбесед с родителями людьми различных профессий,
прославившихся своим трудом, его результатами;
7. Совместные проекты с родителями.
Планируемые результаты:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
13значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
Блок 4. «Я – здоровый». Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни:
Ключевые дела:
1. Участие во Всероссийской эстафете «Лыжня России», «Кросс нации».
2. Система профилактических мер по ПДД и поведении при ЧС.
3. Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.
4. Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика
простудных заболеваний»…
5. Участие в спортивных массовых мероприятиях округа
6. Агитбригады «Прививка», «Безопасность», «ЗОЖ»
7. КТД: «Учись делать здоровый выбор», викторины, акция «Здоровая перемена»,
8. Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!»
9. Творческие работы учащихся «Секреты здоровья» (фото коллажи, буклеты, рисунки,
литературные работы)
10. Общешкольный праздник «Я и моя семья на стартах ГТО»
11. Рейды «Чистые руки»
12. Информационные стенды.
13. Физминутки.
14. Акция «Мы готовы к ГТО», «Зарядка с чемпионом»
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
общешкольное родительское собрание «Наши дети и их будущее. Думай до, а не после»
(профилактика по правонарушениям, употреблению ПАВ); «Рациональное питание
школьников и их родителей»;
лекции « Правила летнего отдыха у водоемов»; «Остерегайтесь клещей»;
консультации психолога, психоневролога, логопеда, учителя физической культуры по
вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по вопросам употребления ПАВ «Это
необходимо знать»
совместные праздники для детей и родителей
Планируемые результаты:
В начальной школе создана предметно – развивающая среда, способствующая повышению
уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей, дети,
родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору
успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социальнопсихологического здоровья человека, о
важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
14 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Блок 5. «Я и планета». Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
Ключевые дела:
1. Экологическая акция «Любимая школа, чистая школа»
2. Конкурс «Веселый птичий перезвон»
3. Организация экскурсий по историческим местам города
4. Посещение краеведческого музея.
5. Организация и проведение походов «Выходного дня».
6. Участие в городских, областных конкурсах проектноисследовательских работ по
экологии.
7. Участие в городских праздниках
8. Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.
9. Выполнение творческих заданий по разным предметам.
10. Посещение театральных представлений, концертов, выставок.
11. Совместные мероприятия с муниципальной библиотекой (праздники, творческая
деятельность, встречи с писателями).
12. Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт самореализации в
художественном творчестве).
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
1. Тематические классные собрания.
2. Общешкольные собрания.
3. Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
4. Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного
художественного творчества, музыкальных вечеров.
5. Встречибеседы с людьми творческих профессий;
6. Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к
праздникам, мероприятиям.
Планируемые результаты:
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в
культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном
участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в
природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
15• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного
учреждения и семьи. Все направления духовнонравственного развития и воспитания
важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных
духовных, нравственных и культурных традиций.
3. Создание условий для творчества педагогов и учащихся.
Личности творческой, способной к принятию нестандартных решений, поиску
нетрадиционного выхода из ситуации легче найти свое место, свою “нишу” в современном
обществе. Реализацию данного направления системы воспитательной работы школы мы
видим в соблюдении следующих условий:
учет индивидуальных способностей каждого;
учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к
значимым видам деятельности;
видах деятельности;
конкурсы, смотры, турниры и т.д.);
школы.
предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных
опора на соревновательность в учебновоспитательном процессе (олимпиады,
учет социального заказа общества;
творчество педагогов – залог успешного формирования творчества учащихся
Данное направление воспитательной работы является ключевым для всей системы
воспитательной работы школы.
4. Формирование системы соуправления школьников.
Смысл ученического соуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников
основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей
жизнью, коллективом.
5. Формирование системы соуправления школой.
В процессе воспитания принимают участие родители учащихся школы. Задачи
работы в данном направлении мы видим в вовлечении как можно большего числа
родителей в жизнь школы, в укреплении внутрисемейных отношений, отношений семей и
школы, в повышении активности родительской общественности. Причем все это должно
преследовать одну цель: создание условий для формирования полноценной личности
учащегося школы. Это становится возможным при соблюдении следующих условий:
единство требований педагогов и родителей к учебновоспитательному
процессу, к конечному его результату – модели выпускника начальной школы;
согласованность действий взрослых по отношению к ребенку;
распределение обязанностей и ответственности за результат совместного
воздействия на ребенка;
по отношению к ребенку – принцип “трех П”: пойми, прости, полюби;
заинтересованность родительской общественности в развитии школы, в
приумножении ее славы.
166. “Кузница кадров”.
оптимизации;
Качество учебновоспитательного процесса в школе зависит, в первую очередь, от
заинтересованности и компетентности педагогического состава. Каждый классный
руководитель и каждый учительпредметник должен понимать всю важность системного
подхода к воспитанию учащихся школы, должен обладать следующими характеристиками:
установкой на деятельность в инновационном режиме;
умением анализировать воспитательный процесс, находить пути его
умением проектировать и реализовывать воспитательные цели;
умением осваивать свой опыт через рефлексию и обобщать его, пользоваться
обобщенным опытом коллег;
способностью к самовыражению.
Естественным нам кажется и активное участие педагогов в работе предметных
в работе методического объединения классных
методических объединениях,
руководителей.
Направления деятельности МО классных руководителей:
обобщение и распространение опыта классных руководителей;
повышение компетентности, педагогического мастерства педагогов;
IV. Подходы к управлению воспитательной системой.
Управление воспитательной системой, находящейся в режиме обновления,
определяется системным подходом, когда система и
объект управления имеет
определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные
подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их
отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию
целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляет заместитель директора.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние
программного обеспечения.
Педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляет
социальный педагог школы.
Педагог организатор осуществляет различную совместную деятельность учащихся.
Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления.
Учащиеся осуществляют самоуправление.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
V. Научнометодическое обеспечение.
Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно
методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на
активизацию образовательной деятельности:
профессиональной переподготовки;
развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и
формирование современного учебнометодического обеспечения школы;
17внедрение современных педагогических технологий для проектирования и
управления процессом образования.
VI. Этапы реализации концепции
1 Этап – Этап становления(2016 год)
Цель: формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных
педагогических идей.
Задачи:
1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные
потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально
технической базой, кадрами.
2. Создание модели (образа) выпускника.
3. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание
педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной
системы(20162017 год)
Цель: развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать соуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5. Обеспечить нормативноправовые условия функционирования воспитательной системы.
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития
школы. Создание нормативноправовой базы и методического обеспечения воспитательной
системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована(20172020 год)
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1.Содружество детей и взрослых.
2.Реализация личностного подхода.
3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и
педагогическом творчестве.
4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта
работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки(2021 год)
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
182.Разнообразие содержания.
3. Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на
новый более высокий уровень.
Формирование единой воспитательной системы в ОУ.
Совершенствование нормативноправовой и программнометодической базы
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты развития воспитания в должны быть следующими:
1.
2.
воспитания.
3.
Совершенствование государственнообщественного управления воспитанием и
укрепление социального партнерства образовательных институтов с другими
общественными субъектами.
Создание системы мониторинга качества воспитания.
4.
5.
Обновление содержания, форм и методик воспитательной деятельности,
распространение технологий работы по формированию культуры ценностного
самоопределения и потенциала гражданского действия.
Позитивная динамика личностного роста учащихся.
6.
Достижение данных результатов увеличит вероятность появления следующих
эффектов воспитания:
личностных
этической,
– формирование коммуникативной,
социальной,
гражданской компетентности выпускников МБОУ НОШ № 21; становление их
социокультурной идентичности,
овладение ими социально полезными видами
деятельности;
социальных – распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу
представителей различных поколений, социальных групп, религиозных и национальных
культур, повышение социальной мобильности личности.
Исходя из этого, наиболее общим критерием оценки качества воспитания следует
считать динамику их личностного роста, в частности:
динамику усвоения ими основных социальных норм;
динамику развития их позитивных отношений к базовым общественным ценностям
(Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура);
динамику накопления ими опыта самостоятельного социально значимого действия.
степень соответствия созданному в ОУ «Образу выпускника начальной школы».
Выпускник носитель определённой суммы компетенций; личность, имеющая
концепцию собственного «Я», подготовленная к свободному самоопределению,
обладающая коммуникативными способностями и следующая правилами этики
взаимоотношений; человек, востребованный обществом.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным
результатом деятельности школы является формирование ключевых компетентностей
выпускника:
ценностносмысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
общекультурная – осведомленность обучающегося в особенностях национальной и
общечеловеческой культуры;
19 учебнопознавательная – готовность обучающегося
познавательной деятельности;
к самостоятельной
информационная – готовность обучающегося самостоятельно работать
с информацией различных источников;
коммуникативная – включает знание необходимых языков,
способов
взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает
навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе;
социальнотрудовая – владение знаниями и опытом в гражданскообщественной
деятельности;
личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое,
духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и
самоподдержку.
Критериями оценки качества организации педагогом процесса воспитания
являются:
детей,
реализация педагогом воспитательного потенциала учебной деятельности детей,
реализация педагогом воспитательного потенциала внеучебной деятельности
развитость самоуправленческих начал в деятельности школьников,
развитость первичных детских коллективов в образовательном учреждении.
Критериями оценки качества созданных в образовательном учреждении
условий для воспитания являются:
разработанность нормативнометодических документов, регулирующих
воспитательный процесс в образовательном учреждении,
кадрами,
обеспеченность воспитательного процесса необходимыми педагогическими
наличие в образовательном учреждении системы стимулов и поощрений для
педагогов, организующих процесс воспитания,
обеспеченность воспитательного процесса необходимыми материально
техническими ресурсами,
учреждения.
развитость воспитывающей предметноэстетической среды образовательного
Описанные выше критерии являются базой для выделения ряда показателей
качества воспитательного процесса. Ориентация на данные критерии в оценке качества
воспитания позволит эффективнее реализовывать основные функции управления
воспитанием: планирование воспитания, организация воспитательной работы.
Возможные риски
В процессе реализации Концепции развития воспитания могут возникнуть
следующие трудности:
– постоянно изменяющиеся социальные условия,
что требует
дифференцированного подхода к организации воспитания с различными
категориями детей и юношества; недостаточное законодательное, нормативноправовое,
кадровое, финансовое, материальнотехническое обеспечение развития воспитания;
– медленное изменение педагогического мышления в осознании актуальных
проблем воспитания детей, юношества и молодежи.
20VIII. Список используемой литературы.
1. Давыденко Т.Н., Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной
школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
2. Ильенко Л.И. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное
планирование, реализация. М, 200
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. Центр
«Педагогический поиск», 2000.
4. Концепция модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 г. Под
редакцией В.А.Сарапулова, Чита, 2004.
5.
Лазарев В.С., Поташник М.Н. Как разработать программу развития школы.
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М, Новая школа,
1993.
6. Лазарев В.А. Системное развитие школы. М: «Педагогическое общество России», 2003.
217. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В.
Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2е изд.
– М.: Просвещение, 2010.
8. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России /
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
22