КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогические цели Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов Тип урока Постановка и решение учебных задач Планируемые результаты (предметные) Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор Личностные результаты Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Иконка файла материала Урок 41. Корень слова. Однокоренные слова.docx
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА У р о к   41 Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов,  для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные  и согласные в корне однокоренных слов Постановка и решение учебных задач Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;  умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм,  выполняют орфографический разбор Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения  совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят  несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение  языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные  действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают  правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;  участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и  взаимодействии Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор,  словообразовательный разбор слова Педагогические цели Тип урока Планируемые результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) Основное содержание темы, понятия и термины Образовательные Учебник, рабочая тетрадьресурсы О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы урока Формы, методы методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые действия формируемые умения Приемы контроля 1 2 3 4 5 6 Фронтальная.  Словесный. Слово учителя I.  Мотивирование к учебной  деятельности  (организационн ый момент) II.  Чистописание III. Орфогра­ Фронтальная,  индивидуальна я.  Практический.  Письмо Коллективная.  Словесный.  Приветствует учащихся. – Прозвенел звонок. Мы снова  на уроке русского языка. Кто  может сказать, зачем мы изучаем  русский язык?  Буква к букве – будет слово, Слово к слову – речь готова, И напевна, и стройна, Музыкой звучит она, Если грамотна она! – Быть грамотными учимся мы  на уроках русского языка! – Проверим готовность к уроку – Напишите фразеологизм  и объясните его смысл. Н а   д о с к е : ушки на макушке Приветствуют  учителя. Организуют  свое рабочее место,  проверяют наличие  индивидуальных  учебных  принадлежностей  на столе Л* – осознают важность  правильной организации  рабочего места как условия успешной учебной  деятельности, проявляют  готовность к работе на  уроке Выполняют письмо по образцу Пр. – владеют навыками  каллиграфически  правильного письма букв и  букво­сочетаний Правильное  напи­ сание – Для того, чтобы урок прошел  не зря, предлагаю вам всем  Выразительно читают  текст. Каждый  Пр. – находят слова с  орфо­граммами, видят  Письменный орфографичфическая  разминка Чтение.  Практический.  сегодня держать ушки на  макушке.  Прочитайте текст (упр. 130 учеб­ выбирает себе слово  для орфографическо­ сигналы орфограмм,  выполняют  орфографический разбор. еский  разборПродолжение табл. 1 2 3 4 5 Письмо, орфо­ графический  разбор Фронтальная.  Словесный.  Беседа IV.  Актуализация  знаний V. Постановка  учебной задачи Фронтальная.  Словесный.  Беседа ника) и выберите любое слово для  орфографического разбора.  го разбора и выпол­ няет разбор – Найдите в тексте однокоренные  слова (осиновый – осинник –  осинки – осины – подосиновики).  Чем вы руководствовались? Что такое однокоренные слова? – Что такое корень?  – Поясните определение корня  на примере выписанных вами слов Находят в тексте  однокоренные слова,  аргументируют свой  выбор, формулируют  определение  однокоренных слов и  корня слова. Находят в тексте иллюстрации сказанного – Итак, общие представление  о корне и однокоренных словах вы уже имеете. Но пусть ваши ушки  остаются на макушке, потому что  вам предстоит поближе  познакомиться с этими  понятиями. Посмотрите на  перечень целей на с. 73 учебника и выберите из них те, которые, на  ваш взгляд, соответствуют  сегодняшнему  уроку Из предложенного  перечня учебных  задач выбирают те,  которые  соответствуют теме  текущего урока,  объясняют свой  выбор. Р – учитывают правило  в контроле способа  решения П – находят языковые  примеры для иллюстрации  изучаемых языковых  понятий. Р – принимают учебную  задачу, сформулированную  вместе с учителем;  выполняют учебные  действия  в умственной и громко­ речевой форме П – строят несложные  рассуждения;  осуществляют анализ,  синтез, сравнение,  сопоставление,  классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и  по само­стоятельно  выделенным основаниям. Р – планируют свои  действия для решения  задачи 6 выбранных  слов Беседа  по  вопросам,  развернутый монологиче ский  ответ Устные  развернутые монологиче ские  ответыVI. Усвоение  новых знаний  и способов  Фронтальная.  Словесный,  практический. – Внимательно рассмотрите  форзац учебника. Обратите  внимание на схему: о чем она вам  Изучают схемы,  предложенные  на форзаце; делают  П – анализируют изучаемые языковые объекты  с выделением их сущест­ Устные  ответы,  правильное2 Чтение, беседа, письмо 1 действий. 1. Общее  знакомство со  зна­чимыми  частями слов  (работа  с форзацем  учебника, упр.  131) говорит? – Какая часть слова во всех  примерах выделена красным  цветом?  Почему? – По какому признаку слова на  форзаце объединены в группы? – Найдите однокоренные слова  в упражнении 131. Выпишите их,  выделите корень выводы о том, что  представлены гнезда  однокоренных слов,  красным цветом  в которых выделен  корень. Выполняют  предложенное  упражнение  учебника. 2. Уточнение  представлений  об однокоренных словах.  (Учебник,  упр. 132) Групповая.  Словесный,  проблемный.  Чтение, беседа, письмо – Прочитайте в учебнике (с. 74)  определение однокоренных слов.  Назовите два главных признака  однокоренных слов. – Используйте эти знания при  выполнении упр. 132 Читают определение,  выделяют  основные признаки  однокоренных слов;  выполняют упраж­ нение учебника 3 4 5 Продолжение табл. венных и несущественных  признаков; осуществляют  подведение фактов языка  под понятие. Л – ориентируются на  развитие навыков  сотрудничества с учителем  и сверстниками в процессе  выполнения совместной  деятельности. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу П –  воспринимают смысл  читаемых текстов. Пр. – знают определение  однокоренных слов, умеют  находить их. Р – учитывают правило  в планировании способа решения 6 выполнение  упражнения Устные  ответы  (правильная  формулиров ка  правила,  верно вы­ деленные  признаки  однокоренн ых слов),  правильное  выполнение  упражненияПродолжение табл. 1 2 3 4 5 Ф и з к у л ь т м и н у т к а Коллективная.  Практический 3. Уточнение  представлений  о понятии  «корень».  (Учебник, упр.  132) Коллективная.  Словесный,  наглядный,  практический.  Чтение, беседа, письмо Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок – Прочитайте в ученике опреде­ ление корня слова (стр. 74)  и инструкцию «Как найти  в слове корень?» (с. 75). – Почему корень – главная  значимая часть слова? Объясните  смысл слов «главная» и «зна­ чимая». – Выполните упр. 133 (каждому  ряду предлагается работа  с одним корнем) Выполняют движения по тексту под  руководством  учителя Знакомятся с  теоретическими  материалами в  учебнике, объясняют  главные слова в  определении корня,  выполняют  упражнение Л – осуществляют  профилактику утомления,  ориентируются на здоровый образ жизни,  придерживаются здорового  режима дня Пр. –  знают определение  корня и умеют находить его в слове. П –  находят языковые  примеры для иллюстрации  изучаемых языковых  понятий; строят несложные  рассуждения, делают  выводы, формулируют их. Р –  выполняют действия по намеченному плану  и инструкциям,  содержащимся в учебнике VII.  Закрепление  знаний  и способов  Фронтальная.  Словесный.  Письмо Объясняет задание.  Комментирует его выполнение.  – Определите, к каким частям  речи относятся слова, выписанные Выполняют упраж­ нение, определяют  морфологическую  принадлежность  Пр. –  умеют находить  однокоренные слова, знают  изученные части речи. 6 Правильное  выполнение  движений Устные  ответы  (правильная  формулиров ка  правила,  верное  объяснение  слов  «главная» и  «значимая»  в  определении корня),  правильное  выполнение  упражнения Письменное  выполнение  задания,  устныедействий.2 3 вами. Какой вывод можно  сделать? (Однокоренные слова  могут относиться к разным  частям речи.) 4 найденных слов Продолжение табл. 5 П – анализируют изучаемые языковые объекты  с выделением их сущест­ венных и несущественных  признаков. Р – учитывают правило  в планировании способа  решения 6 ответы  с  элементами  рассуж­ дения 1 1. Работа  по учебнику (упр. 135).  Словарно­орфо­ графическая  работа: слово  с  непроверяемым  написанием  «столица» 2. Работа  по учебнику  (упр. 134) Объясняет задание.  Комментирует его выполнение Парная.  Словесный,  практический.  Чтение, письмо 3. Выполнение  упражнения в рабочей  тетради (упр. 98) Индивидуальны й,  практический,  письмо VIII. Рефлексия учебной  деятельности  на уроке (итог) Фронтальная. Словесный. Беседа Объясняет задание.  Комментирует его выполнение – Что же такое корень слова  и какие слова в его определении  самые важные? («Главная»,  «значимая».) – Какие основные признаки  однокоренных слов? – Закончите предложения.  Выполняют  упражнение,  проверяют работы  друг у друга Выполняют  упражнение,  представляют  результаты  выполненной работы Заканчивают  предложения в  зависимости от  своего состояния,  впечатления  от урока К – ориентируются на  позицию партнера в  общении  и взаимодействии П – анализируют изучаемые языковые объекты  с выделением их сущест­ венных и несущественных  признаков Р – открыто осмысливают и оценивают свою  деятельность на уроке Письменное  выполнение  задания Письменное  выполнение  задания Беседа  по  вопросам.  Само­ регуляция1 2 3 4 5 6 Окончание табл. •  Урок помог мне… •  Для меня было сложным… •  Мне понравилось… Комментирует задание,  проверяет понимание его  выполнения Домашнее  задание  (рабочая  тетрадь, упр. 98) Фронтальная.  Словесный.  Чтение Слушают учителя,  делают записи Р – принимают цель,  содержание и способы  выполнения задания Правильная  запись  домашнего  задания

Посмотрите также