Педагогические
цели Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов,
для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов
Тип урока Постановка и решение учебных задач
Планируемые
результаты
(предметные) Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор
Личностные
результаты Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия
(метапредметные) Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
У р о к 41
Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов,
для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные
и согласные в корне однокоренных слов
Постановка и решение учебных задач
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм,
выполняют орфографический разбор
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят
несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные
действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают
правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействии
Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор,
словообразовательный разбор слова
Педагогические
цели
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Образовательные Учебник, рабочая тетрадьресурсы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы урока
Формы,
методы
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые умения
Приемы
контроля
1
2
3
4
5
6
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности
(организационн
ый момент)
II.
Чистописание
III. Орфогра
Фронтальная,
индивидуальна
я.
Практический.
Письмо
Коллективная.
Словесный.
Приветствует учащихся.
– Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка. Кто
может сказать, зачем мы изучаем
русский язык?
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
– Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!
– Проверим готовность к уроку
– Напишите фразеологизм
и объясните его смысл.
Н а д о с к е : ушки на макушке
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей
на столе
Л* – осознают важность
правильной организации
рабочего места как условия
успешной учебной
деятельности, проявляют
готовность к работе на
уроке
Выполняют письмо по
образцу
Пр. – владеют навыками
каллиграфически
правильного письма букв и
буквосочетаний
Правильное
напи
сание
– Для того, чтобы урок прошел
не зря, предлагаю вам всем
Выразительно читают
текст. Каждый
Пр. – находят слова с
орфограммами, видят
Письменный
орфографичфическая
разминка
Чтение.
Практический.
сегодня держать ушки на
макушке.
Прочитайте текст (упр. 130 учеб
выбирает себе слово
для орфографическо
сигналы орфограмм,
выполняют
орфографический разбор.
еский
разборПродолжение табл.
1
2
3
4
5
Письмо, орфо
графический
разбор
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
IV.
Актуализация
знаний
V. Постановка
учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
ника) и выберите любое слово для
орфографического разбора.
го разбора и выпол
няет разбор
– Найдите в тексте однокоренные
слова (осиновый – осинник –
осинки – осины – подосиновики).
Чем вы руководствовались?
Что такое однокоренные слова?
– Что такое корень?
– Поясните определение корня
на примере выписанных вами слов
Находят в тексте
однокоренные слова,
аргументируют свой
выбор, формулируют
определение
однокоренных слов и
корня слова. Находят
в тексте иллюстрации
сказанного
– Итак, общие представление
о корне и однокоренных словах вы
уже имеете. Но пусть ваши ушки
остаются на макушке, потому что
вам предстоит поближе
познакомиться с этими
понятиями. Посмотрите на
перечень целей на с. 73 учебника и
выберите из них те, которые, на
ваш взгляд, соответствуют
сегодняшнему
уроку
Из предложенного
перечня учебных
задач выбирают те,
которые
соответствуют теме
текущего урока,
объясняют свой
выбор.
Р – учитывают правило
в контроле способа
решения
П – находят языковые
примеры для иллюстрации
изучаемых языковых
понятий.
Р – принимают учебную
задачу, сформулированную
вместе с учителем;
выполняют учебные
действия
в умственной и громко
речевой форме
П – строят несложные
рассуждения;
осуществляют анализ,
синтез, сравнение,
сопоставление,
классификацию, обобщение
языкового материала как по
заданным критериям, так и
по самостоятельно
выделенным основаниям.
Р – планируют свои
действия для решения
задачи
6
выбранных
слов
Беседа
по
вопросам,
развернутый
монологиче
ский
ответ
Устные
развернутые
монологиче
ские
ответыVI. Усвоение
новых знаний
и способов
Фронтальная.
Словесный,
практический.
– Внимательно рассмотрите
форзац учебника. Обратите
внимание на схему: о чем она вам
Изучают схемы,
предложенные
на форзаце; делают
П – анализируют изучаемые
языковые объекты
с выделением их сущест
Устные
ответы,
правильное2
Чтение, беседа,
письмо
1
действий.
1. Общее
знакомство со
значимыми
частями слов
(работа
с форзацем
учебника, упр.
131)
говорит?
– Какая часть слова во всех
примерах выделена красным
цветом?
Почему?
– По какому признаку слова на
форзаце объединены в группы?
– Найдите однокоренные слова
в упражнении 131. Выпишите их,
выделите корень
выводы о том, что
представлены гнезда
однокоренных слов,
красным цветом
в которых выделен
корень.
Выполняют
предложенное
упражнение
учебника.
2. Уточнение
представлений
об однокоренных
словах.
(Учебник,
упр. 132)
Групповая.
Словесный,
проблемный.
Чтение, беседа,
письмо
– Прочитайте в учебнике (с. 74)
определение однокоренных слов.
Назовите два главных признака
однокоренных слов.
– Используйте эти знания при
выполнении упр. 132
Читают определение,
выделяют
основные признаки
однокоренных слов;
выполняют упраж
нение учебника
3
4
5
Продолжение табл.
венных и несущественных
признаков; осуществляют
подведение фактов языка
под понятие.
Л – ориентируются на
развитие навыков
сотрудничества с учителем
и сверстниками в процессе
выполнения совместной
деятельности.
Р – принимают и сохраняют
цель и учебную задачу
П – воспринимают смысл
читаемых текстов.
Пр. – знают определение
однокоренных слов, умеют
находить их.
Р – учитывают правило
в планировании способа
решения
6
выполнение
упражнения
Устные
ответы
(правильная
формулиров
ка
правила,
верно вы
деленные
признаки
однокоренн
ых слов),
правильное
выполнение
упражненияПродолжение табл.
1
2
3
4
5
Ф и з к у л ь т м и
н у т к а
Коллективная.
Практический
3. Уточнение
представлений
о понятии
«корень».
(Учебник, упр.
132)
Коллективная.
Словесный,
наглядный,
практический.
Чтение, беседа,
письмо
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок
– Прочитайте в ученике опреде
ление корня слова (стр. 74)
и инструкцию «Как найти
в слове корень?» (с. 75).
– Почему корень – главная
значимая часть слова? Объясните
смысл слов «главная» и «зна
чимая».
– Выполните упр. 133 (каждому
ряду предлагается работа
с одним корнем)
Выполняют движения
по тексту под
руководством
учителя
Знакомятся с
теоретическими
материалами в
учебнике, объясняют
главные слова в
определении корня,
выполняют
упражнение
Л – осуществляют
профилактику утомления,
ориентируются на здоровый
образ жизни,
придерживаются здорового
режима дня
Пр. – знают определение
корня и умеют находить его
в слове.
П – находят языковые
примеры для иллюстрации
изучаемых языковых
понятий; строят несложные
рассуждения, делают
выводы, формулируют их.
Р – выполняют действия по
намеченному плану
и инструкциям,
содержащимся в учебнике
VII.
Закрепление
знаний
и способов
Фронтальная.
Словесный.
Письмо
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение.
– Определите, к каким частям
речи относятся слова, выписанные
Выполняют упраж
нение, определяют
морфологическую
принадлежность
Пр. – умеют находить
однокоренные слова, знают
изученные части речи.
6
Правильное
выполнение
движений
Устные
ответы
(правильная
формулиров
ка
правила,
верное
объяснение
слов
«главная» и
«значимая»
в
определении
корня),
правильное
выполнение
упражнения
Письменное
выполнение
задания,
устныедействий.2
3
вами. Какой вывод можно
сделать? (Однокоренные слова
могут относиться к разным
частям речи.)
4
найденных слов
Продолжение табл.
5
П – анализируют изучаемые
языковые объекты
с выделением их сущест
венных и несущественных
признаков.
Р – учитывают правило
в планировании способа
решения
6
ответы
с
элементами
рассуж
дения
1
1. Работа
по учебнику
(упр. 135).
Словарноорфо
графическая
работа: слово
с
непроверяемым
написанием
«столица»
2. Работа
по учебнику
(упр. 134)
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение
Парная.
Словесный,
практический.
Чтение, письмо
3. Выполнение
упражнения
в рабочей
тетради (упр. 98)
Индивидуальны
й,
практический,
письмо
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Объясняет задание.
Комментирует его выполнение
– Что же такое корень слова
и какие слова в его определении
самые важные? («Главная»,
«значимая».)
– Какие основные признаки
однокоренных слов?
– Закончите предложения.
Выполняют
упражнение,
проверяют работы
друг у друга
Выполняют
упражнение,
представляют
результаты
выполненной работы
Заканчивают
предложения в
зависимости от
своего состояния,
впечатления
от урока
К – ориентируются на
позицию партнера в
общении
и взаимодействии
П – анализируют изучаемые
языковые объекты
с выделением их сущест
венных и несущественных
признаков
Р – открыто осмысливают и
оценивают свою
деятельность на уроке
Письменное
выполнение
задания
Письменное
выполнение
задания
Беседа
по
вопросам.
Само
регуляция1
2
3
4
5
6
Окончание табл.
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
Комментирует задание,
проверяет понимание его
выполнения
Домашнее
задание
(рабочая
тетрадь, упр. 98)
Фронтальная.
Словесный.
Чтение
Слушают учителя,
делают записи
Р – принимают цель,
содержание и способы
выполнения задания
Правильная
запись
домашнего
задания