МОУ СОШ с.п.Кара-Суу
Тема:
«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская Битва»
Мечиев С.А. 2010/2011 уч.г.
|
Тема: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская
Битва.
Цель:
· способствовать уяснению сути произошедшего на фронте коренного
перелома в ходе Великой Отечественной войны и его итоги;
· содействовать развитию умения анализировать, сравнивать,
характеризовать документы и первоисточники;
· на примере материала воспитывать патриотизм, гордость за наших
героических земляков.
Основные понятия: коренной перелом, стратегическая инициатива.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: традиционный урок.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой.
Средства обучения: карта «Великая Отечественная война, карточки-тесты,
документы, книга «Венок славы. Курская битва», рабочая тетрадь к учебнику Данилова, Косулиной «История России XX век».
Литература.
1. Сборники стихов белгородских поэтов о Великой Отечественной войне. Белгород. 1995 год
2. Серия «Венок Славы». Курская битва. Москва 1985 год.
Особенностью разработанного урока является его построение на краеведческой основе.
Ход урока.
I. Организационный момент
Эпиграф к уроку:
Разве можно забыть
Нам с тобой сорок третий
Помнишь – Курская битва
Тогда полыхала?..
И советский солдат,
Уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня и надежней металла.
II. Проверка домашнего задания:
Беседа по вопросам:
- какие меры предприняло советское руководство для перевода экономики страны на военный лад?
- как развивалась наука, культура в военные годы?
- Тестирование по домашнему заданию.
1. Основными производственными базами в годы войны стали:
1)Сибирь, Дальний Восток
2)Дальний Восток, Закавказье, Средняя Азия
3)Средняя Азия, Сибирь, Урал, Поволжье
4)Поволжье, Закавказье, Средняя Азия, Урал, Сибирь
2. Укажите правильное соответствие:
1)Д.Шостакович А) «Василий Тёркин»
2)А.Александров Б) Седьмая симфония
3)М.Шолохов В) «Родина-мать зовет»
4)И.Тоидзе Г) «Они сражались за Родину»
5)А.Твардовский Д) «Священная война»
3. Совет по эвакуации:
Выберите правильное утверждение.
1) создан 24 июля 1942 года
2) возглавил Н.М.Шверник
3) осуществил вывоз из прифронтовых районов около 10 млн. человек
4) являлся чрезвычайным высшим государственным органом со всей полнотой власти
5) отвечал за материально – техническое снабжение армии
По какому принципу образованы ряды?
1) С.В.Ильюшин, С.А.Лавочкин, В.М.Петляков, А.С.Яковлев.
2) С.В.Ковпак, П.М.Машеров, Д.Н.Медведев, А.Н.Сабуров, А.Ф.Федоров.
III. Актуализация знаний учащихся.
О укреплении позиций и сил советских войск к ноябрю 1942 года говорят сведения таблицы рабочей тетради (задание 1). Как изменилось соотношение сил? (ответ учащегося). Как советские войска могли реализовать свое преимущество? (ответ учащегося, подведение их к теме урока «Коренной перелом» и обсуждение целей урока).
IV. Изучение нового материала.
План урока:
1. Сталинградская битва
2. Курская битва
3. Вклад Белгородчины в победу на Курской дуге
4. Битва за Днепр.
1. Знакомство учащихся со Сталинградской битвой. Заполнение пропусков в тексте (задание 3 рабочей тетради). Как вы понимаете слова писателя В.Грассмана: «Его (Сталинграда) душой была свобода»?
Работа с документом: размышления писателя Г.Белля о Сталинграде (в рабочей тетради стр. 69).
2. Проанализируйте соотношение сил перед Курской битвой (работа с таблицей)
Вопрос о сражении на Курской дуге изучается в форме рассказа учителя и работы учащихся с раздаточным материалом «Хроника событий», а также работой с документами рабочей тетради (задание 4,5)
Учащиеся определяют значение Курской битвы.
3. Вклад Белгородчины в победу на Курской дуге. (Краеведческий материал)
Сообщение учащихся по темам:
- строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава;
-Ватутин и Курская битва;
-подвиг советских солдат и офицеров на Курской дуге;
-Прохоровское танковое сражение;
-5 августа – освобождение Белгорода и Орла;
Презентация материала « Наши герои-земляки».
4. Работа 2 групп по изучению вопросов:
-битва за Днепр;
-движение сопротивления в странах Европы.
Обсуждение итогов коренного перелома и Тегеранской конференции.
V. Этап закрепления изученного материала.
Вопросы:
1) Каковы причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом?
2) Расскажите о Курской битве. Почему ее считают решающим сражением, з коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
3) Назовите этапы Курской битвы, выделив сражения Белгородского направления.
Тестирование и проверка.
Выберете правильный ответ.
1.Кто руководил действиями советских войск по ликвидации окруженной группировки немецких войск в Сталинграде:
а) В.И.Чуйков; б) К.К.Рокосовский; в) Р.Я.Малиновский?
2.В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:
а) капитуляция немецких войск в Сталинграде;
б) провала немецкого наступления на Курской дуге; освобождение Орла и Белгорода;
в) освобождение Киева?
3. Где немецкие оборонительные сражения получили название «Восточный вал»:
а) на правом берегу Днепра; в) на южном берегу Сиваша
б) на Таманском полуострове;
4. Что является лишним в ряду? Коренной перелом в ходе войны:
а) битва за Москву в) форсирование Днепра
б) Сталинградская битва г) Курская битва
5. В честь какого события был издан приказ Верховного Главнокомандующего?
«Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным воинам… двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий».
6. Установите соответствие:
а) начало контрнаступления А)5 декабря 1941 года
советских войск в районе
Сталинграда Б)19 ноября 1942 года
б) начало контрнаступления В)12 июля 1943 года
Красной армии Курской битве
в) Прохоровское танковое сражение Г)5 июля 1943 года.
VI. Этап подведения итогов урока.
VII. Домашнее задание: параграф 32, творческое задание: подберите материал о ветеранах нашего села, участниках Курской битвы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.