Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №3
Т.А. Быкова
Приказ №132 от 28.08.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий
Программу составила:
Педагог-психолог
Ильина К.С
г. Татарск 2020
Программа коррекционно-развивающих занятий
«Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы»
Пояснительная записка
Рабочая программа развития познавательной и эмоционально – волевой сферы младших школьников составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 1993.
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
Актуальность программы
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста классов компенсирующего обучения, имеющим трудности в эмоциональной и познавательной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (34 часа).
Успешное развитие познавательной сферы в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс качественного обучения и развитие познавательной сферы обучающих.
Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование познавательной сферы.
Основные задачи программы:
· Снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
· Развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;
· Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса обучения;
· Развитие волевой сферы – произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
· Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
· Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
· Формирование позитивной мотивации к обучению;
· Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Форма работы: индивидуальная
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1)
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) (далее − Планируемые результаты) соответствует ООП НОО МБОУ СОШ № 3.
Результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1)
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) (далее − Планируемые результаты) соответствует ООП НОО МБОУ СОШ № 3.
Результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Личностные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие:
− овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
− сформированность основ гражданской идентичности;
− сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
− патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
− уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
− сформированность основ российской гражданской идентичности;
− воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
− осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
− сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
− самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
− сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− владение этическими чувствами, доброжелательностью и эмоционально-нравственной отзывчивостью, пониманием и сопереживанием чувствам других людей;
− сформированность чувства прекрасного − умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
− умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
− умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
− овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
− ориентация в нравственном содержании и смысле поступков − своих и окружающих людей;
− овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять
ими;
− развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты АООП НОО (вариант 5.1) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:
− овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне её;
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
− освоение способов решения задач творческого и поискового характера; сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
− умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
− умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
− освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
−способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
− умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
− овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
− умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
− умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных
задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
− готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
− определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических ) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
− овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
− умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета;
− умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской);
− овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);
− умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; умение задавать вопросы;
− использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания.
Предметные результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) соответствуют
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционно-развивающих занятий по программе
«Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер»
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Диагностика уровня развития познавательной сферы. |
1 |
2 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы. |
1 |
3 |
Формирование адекватного отношения к оценочному компоненту учебной деятельности. |
1 |
4 |
Развитие учебной мотивации. |
1 |
5 |
Формирование устойчивого позитивного отношения к школе. |
1 |
6 |
Развитие зрительной памяти. |
1 |
7 |
Развитие слуховой памяти. |
1 |
8 |
Развитие слухоречевой памяти. |
1 |
9 |
Развитие объема внимания. |
1 |
10 |
Развитие концентрации внимания. |
1 |
11 |
Развитие устойчивости внимания. |
1 |
12 |
Развитие распределения внимания. |
1 |
13 |
Развитие переключения внимания. |
1 |
14 |
Развитие творческого воображения. |
1 |
15 |
Развитие наглядно-образного мышления. |
1 |
16 |
Развитие мышления, точности, зрительного восприятия. |
1 |
17 |
Развитие когнитивной сферы (анализ, синтез). |
1 |
18 |
Развитие когнитивной сферы (сравнение, обобщение, конкретизация). |
1 |
19 |
Способность определять и выражать свое эмоциональное состояние социально-приемлемыми способами. |
1 |
20 |
Работа с тревожностью и страхами. |
1 |
21 |
Умение распознавать эмоциональные состояния других людей. |
1 |
22 |
Коррекция поведенческих реакций. |
1 |
23 |
Обучение элементам ролевого общения. |
1 |
24 |
Формирование адекватной самооценки. |
1 |
25 |
Помощь в осознании социальной роли ученика. |
1 |
26 |
Контроль своего поведения. |
1 |
27 |
Обучение элементарным способам планирования. |
1 |
28 |
Развитие способности к самоанализу и рефлексии. |
1 |
29 |
Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим. |
1 |
30 |
Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния. |
1 |
31 |
Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний. |
1 |
32 |
Развитие коммуникативных навыков. |
1 |
33 |
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу. |
1 |
34 |
Итоговая диагностика |
1 |
1. Годовникова, Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс / Л.В. Годовникова. - М.: Учитель, 2017. - 124 c. 2. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И.Ю. Захарова. - М.: Теревинф, 2014. - 307 c. 3. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И.Ю. Захарова. - М.: Теревинф, 2016. - 179 c. 4. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 455 c. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.