Аутизм определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — означает внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл. Особенно ярко это серьёзное нарушение проявляется при социальном взаимодействии с окружающими людьми, в эмоционально-волевой сфере, в развитии речи и всех психических процессов. Коррекционную работу с аутичными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях: Развитие ощущений и восприятия, зрительно- моторной координации. Развитие навыков самообслуживания. Развитие речи и коммуникативных склонностей.
Основные задачи логопедической работы
при аутизме:
установление эмоционального контакта с
ребенком;
активизация речевой деятельности;
формирование и развитие спонтанной речи в
быту и в игре;
развитие речи в обучающей ситуации;
дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
Этапы коррекционно-развивающей работы: 1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.3 этап – коррекционные занятия.4 этап – подведение итогов воспитания и обучения в конце учебного года.
Направления логопедической коррекции при аутизме. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Эмоционально-смысловой комментарий - необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь мы используем в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, привлекаем внимание каждый день за счёт любимых сюжетов. А когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать рассказ, можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребенок.
Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях: Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции.Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция).
При коррекционной работе необходимо учитывать уровень и характер особенностей данного ребенка, его индивидуальные возможности. С этой целью для каждого ребенка необходимо составлять индивидуальный план развития. Индивидуализация обучения — это основное условие, которое должно соблюдаться педагогами и психологами, работающими с данной группой детей.Логопедические занятия строятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. 5-7летНазвать геометрические фигуры(круг, треугольник, квадрат) Назвать предназначения предметов домашнего обихода (книга, ложка, чашка, машинка) Называть время суток (рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами) Считать до пяти (кубики) Назвать четыре цвета (цветные кубики) Рассказывать истории - 1 (телевизор) Рассказывать истории, описывая детали картинок (книга с иллюстрациями) Понятие времени (бумага, фломастер, рисунки) Перечислить дни недели.
При правильно построенной работе аутичные дети могут добиться неплохих результатов. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень сложная и кропотливая работа, как для родителей, так и для специалистов. Но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться. Спасибо за внимание!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.