Коррекционно-образовательная деятельность
“Пошипим и пожужжим”.
(Индивидуальное занятие в подготовительной группе по дифференциации звуков
Ш и Ж)
Пояснительная записка
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или месту и способу образования.
Дифференциация звуков проводится после полной автоматизации поставленного звука. Сначала производится слуховая дифференциация, затем произносительная. Произносительная дифференциация начинается с различения изолированных звуков, далее ребенок учится не путать звуки в слогах и словах. В заключении ребенок учится дифференцировать звуки в предложениях, чистоговорках и текстах.
Данное коррекционное занятие относится к заключительному этапу произносительной дифференциации шипящих звуков [ж-ш]. До этого была проведена большая предварительная работа по автоматизации звука [ж] и первоначальной дифференциации со звуком [ш]. Занятие рассчитано на ребенка подготовительной группы. И к моменту его проведения ребенок уже должен хорошо дифференцировать звуки на слух, уметь различать звуки в отдельных слогах и словах, предложениях.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было разработано по технологии игрового обучения. На занятии были использованы занимательные авторские игры Баскакиной И.В., объеденненные мною в один занимательный сюжет. Благодаря этому дети воспринимают занятие как увлекательную игру, что повышает внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.
Конспект занятия: “Приключения Шипелочки и Жужалочки”.
(Индивидуальное занятие в подготовительной группе по дифференциации звуков Ш и Ж)
Цель: закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [Ш] – [Ж] изолированно, в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать умение чёткое произносить и различать звуки [Ш] – [Ж] по акустическим признакам, сравнить, различить и правильно произносить звуки Ш - Ж на материале слов; закрепление графических образов букв Ж и Ш.
Коррекционно-развивающие:
-закрепить навык выделения звука из ряда слов;
-развивать фонематический слух;
-развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
-продолжать работу над развитием внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, терпение при выполнении заданий.
Оборудование: графические образы букв Ж и Ш, схемы - профили артикуляции звуков, картинка – домик с пустыми окошками, карточки с буквами «Ш», «Ж», игровое поле с картинками-символами звуков, игровое поле с звуковыми домиками и соответствующие «картинки-жильцы», иллюстративная схема-загадка,
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу пожелать всем доброго утра и доброго дня!
Хочешь поиграть и узнать сегодня много нового?
Ребенок: Хочу!
2. Объявление темы.
-К нам в гости сегодня пришли две весёлые подружки-хохотушки, познакомьтесь, это Шипелочка, а это Жужалочка (два графических образов букв Ж и Ш). Они очень рады, что ты научился правильно произносить звуки Ш и Ж, и они решили с тобой сегодня поиграть.
3. Сравнение артикуляции звуков.
– А давай вспомним, как получается звук Ш (ребёнок , опираясь на схему, рассказывает – при звуке Ш губы округляются, зубы немного приоткрыты, язычок “чашечкой”, кончик широкого языка смотрит вверх, воздух выходит теплый, голос не работает). А как мы произносим звук Ж? Ты уже догадался, чем отличаются эти звуки? Именно тем, что при звуке Ш – голос молчит, а при звуке Ж – работает. Звук Ш – глухой согласный, а звук Ж – звонкий согласный.
4. Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду, развитие буквенного гнозиса.
-Давай научим Шипелочку и Жужалочку внимательно слушать и различать звуки (ш) и (ж), а заодно напомним им, как выглядят буквы «ш» и «ж». Когда услышишь звук «Ш», вставь карточку с буквой «ш» в окошко, а когда услышишь звук «ж», вставишь в окошко букву «ж». ( логопед предлагает ребёнку на слух звуковой ряд: н, г., р, б, ж, ш, т, п, ж, ж, л, н, ш, в, ж, ш. ш Ребёнок в окошечки вставляет соответствующую карточку-символ звука) см. приложение № 1
5. Изолированное произношение звуков
-Посмотри, что случилось? Жужалочка и Шипелочка спорят, кто шипит, а кто жужжит. Помоги им разобраться. Посмотри на картинку, пожужжи или пошипи, а Жужалочка и Шипелочка послушают. (ребенку предлагается провести от букв стрелочки к нужным рисункам, см приложение №2)
6.Различение звуков (ш) и (ж) в слогах
-А сейчас играем в прятки, Жужалочка и Шипелочка решили спрятаться в словах, помоги мне их найти. Я буду произносить часть слова, а ты, договори нужный звук:
Ду…, ..ук, мы…, ё…, каранда…., ….аба, малы….., но…., ланды…..
А сейчас я буду произносить часть слова, а ты договори нужный слог:
Кры(ша)., гру(ша), лу(жа), гара(жи), пиро(жок), фла(жок), кА(ша), гор(шок), ме(шок), реме (шок)
7.Физминутка.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Присядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
8. Различение звуков (ш) и (ж) в словах
Игра «Кто неправильно поселился?» (см. приложение №3)
Посмотри, какая буква написана на крыше каждого домика. Расскажи Шипелочке и Жужалочке, кто живёт в этих домиках. Назови все картинки. Найди того. Кто попал не в свой домик. Кто это, назови.
9. Различение звуков (ш) и (ж) в предложениях
Игра «Загадки» (см. приложение № 4)
Шипелочка и Жужалочка придумали для тебя загадки. Попробуй их отгадать. Смотри внимательно на картинку и отвечай на вопросы полным предложением.
-Что находиться между шишками? Где находиться груша?
-Что находиться между пушками? Где находиться машинка?
-Что находиться между камышами? Где находиться лягушка?
-Что находиться между жирафами? Где находиться мышка?
-Что находиться между шкафами? Где находиться кушетка?
-Что находиться между кувшинами? Где находиться чашка?
-Что находиться между шлемами? Где находиться шляпа?
10.Итог.
-Сегодня ты очень хорошо работал. Я очень рада тому, что ты справился почти со всеми заданиями Шипелочки и Жужалочки, помог им, правильно произносил слоги, слова, предложения. Молодец!
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.