Доклад на тему "Как и зачем формировать пространсвенные представления"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Как и зачем формировать пространсвенные представления"

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
2 кл—7 кл
11.11.2022
Доклад на тему "Как и зачем формировать пространсвенные представления"
Роль пространственных представлений в развитии личности. Работа по формированию представлений
доклад Зачем формировать представленрия.docx

Серова Ю.А.,

Студент

Научный руководитель:

Яковлева Л.А.,

кандидат педагогических наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Магнитогорск, Россия

 

КАК И ЗАЧЕМ ФОРМИРОВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ?

 

Serova Yu.A.,

Student

Scientific Adviser: Yakovleva L.A.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov" Magnitogorsk, Russia

 

HOW AND WHY TO FORM SPATIAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN WITH DISABILITIES?

 

Пространственная ориентировка неразрывно связана с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре ребенка слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления [6].

Пространственные представления характеризуются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий - низкий, длинный - короткий), понятиями о направлениях (вперед -назад, вверх-вниз, налево - направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине).

Нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей.

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).

Несформированность пространственных представлений проявляется:

-                   при обучении математике–в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, не умении расположить симметрично записи примеров в тетради;

-                   при обучении письму–в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

-                   при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

-                   при обучении рисованию–в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;

-                   при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая–левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое [4].

Обучение пространственным отношениям основывается на возрастном, культурно-историческом и структурно-системными подходами к пониманию закономерностей развития психики личности ребенка, которые были разработаны Л.С. Выготским, А.Р. Луриа,
Д.Б. Элькониным.

Кроме того, теоретической базой обучения стали:

-                   нейропедагогический подход. В рамках этого подхода А.В. Семенович делает вывод о том, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка.

-                   идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М.М. Семаго, которая позволяет построить онтогенетически адекватную и эффективную развивающую работу с ребенком.

-                   взгляды Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на формирование пространственных представлений у детей.

Работа по формированию пространственно - временных представлений состоит из 4 последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственно-временными представлениями в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений в плоть до лингвистических представлений (пространство языка), наиболее поздно усваиваемых ребенком (то есть наиболее сложных).

Каждый этап разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений. Такими уровнями являются:

-                   уровень пространства собственного тела;

-                   уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;

-                   взаимоотношения внешних объектов между собой;

-                   лингвистическое пространство, включая временные представления (пространство языка – квазипространственные характеристики) [3].

Этап 1. Цель: овладение пространством собственного тела; формирование и закрепление навыков по анализу расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.

На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле. Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения вертикальной организации пространства тела (его вертикальной оси).

На данном этапе работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица и частей тела по параметрам:

-                   выше всего...;

-                   ниже всего...;

-                   выше, чем ...;

-                   ниже, чем....

В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ:

В этой части работы удобно использовать конструктивные материалы (в частности, конструкторы, Танаграм) [1].

Этап 2. Цель: формирование и закрепление навыков использования представлений о собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения горизонтальной организации и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси.

Вводится параметр впереди, ближе к, дальше от. Далее производится перенос понятий выше и ниже в горизонтальную плоскость (т.е. плоскость стола, учебной парты), отрабатываются предлоги перед, за, анализируются позиции ближе, чем, дальше, чем (относительно горизонтальной оси).

Данный этап заключается в переходе анализа горизонтального пространства впереди в анализ бокового горизонтального положения. Работа происходит точно так же, начиная с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости сбоку (в данном случае на этом этапе еще не важно: слева или справа).

Этап 3. Цель: формирование и закрепление навыка анализа расположения объектов вокруг собственного тела ребенка по средством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево), ориентируясь на собственное тело.

Данный этап начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как слева, справа, левее, правее.

Работу на этом этапе необходимо начинать с маркировки руки ребенка (как правило, левой). В качестве маркировки могут выступать часы, браслеты, плетения из бисера или ниток (так называемые фенечки). Основным условием является то, что эти маркеры присутствуют постоянно: ребенок не снимает их ни днем, ни ночью.

Далее осуществляется переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции правой - левой ориентировки. Отрабатываются представления: слева от, справа от, левее, чем…, правее чем

Так же на данном этапе формируется навык ориентировки на плоскости, т.е. в двумерном пространстве (расположение предметов в указанном направлении на столе

Дети учатся определять направление местоположения предметов и самостоятельно передвигаться в указанном направлении, изменять направления во время ходьбы, бега. Следовательно, важным моментом становится понимание и употребление предлогов, обозначающих направление движения (НА, В, ЗА, ПОД, К, ОТ, ПО, ОКОЛО) [3].

Этап 4. Цель: формирование квазипространственных (пространственно-временных) представлений.

Этот этап посвящен формированию в первую очередь числовых порядковых, временных и через них - квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Таким образом, именно на этом этапе формируется общность представлений о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях.

Сначала необходимо закрепить понятие числовой ряд через последовательное изображение объектов в определенном направлении. После чего анализируется направление, осуществляется работа с понятиями до, после, перед, за, слева – справа, предыдущий, последующий.

Далее анализируется последовательность:

-                   частей суток;

-                   дней недели;

-                   времен года;

-                   месяцев в году.

Формируются временные понятия до, после, раньше, позже. Для полноценного формирования временных понятий важна зрительная опора. Позднее формируются навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.

Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. Например, понимание конструкций:

-                   после какого времени года наступает...

-                   перед каким временем суток бывает... и т.п.

В качестве контрольного материала используется анализ прочитанных текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, событийный анализ серии последовательных сюжетных картин (особенно в случае выявления суженного объема слухо-речевого запоминания) [5].

 

Литература:

1.                  Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево! формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015

2.                  Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО Издательская группа Азбука-Аттикус, 2014

3.                  Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы

4.                  Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва Айрис Пресс 2007 г.

5.                  Сиротюк А.Л. Нейропедагогическое и психофизиологическое сопровождение обучения М., 2003.

6.                  Сунцова А.В., С.В. Курдюкова Изучаем пространство - М. Эксмо 2009 г.


 

7.                  Скачано с www.znanio.ru

Серова Ю.А ., Студент Научный руководитель:

Серова Ю.А ., Студент Научный руководитель:

Обучение пространственным отношениям основывается на возрастном, культурно-историческом и структурно-системными подходами к пониманию закономерностей развития психики личности ребенка, которые были разработаны

Обучение пространственным отношениям основывается на возрастном, культурно-историческом и структурно-системными подходами к пониманию закономерностей развития психики личности ребенка, которые были разработаны

Каждый этап разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений

Каждый этап разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений

Данный этап заключается в переходе анализа горизонтального пространства впереди в анализ бокового горизонтального положения

Данный этап заключается в переходе анализа горизонтального пространства впереди в анализ бокового горизонтального положения

Формируются временные понятия до, после, раньше, позже

Формируются временные понятия до, после, раньше, позже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2022