Открытая непосредственная образовательная деятельность
в логопедической подготовительной группе.
Тема «Сказка, сказка, отворись!»
(по башкирской народной сказке «Кто сильней?»)
Рыбакова Ольга Николаевна,
МАДОУ «Детский сад № 332», г. Уфа,
учитель-логопед
Цель: развивать связную речь; продолжать учить пересказывать сказку по опорным сигналам.
Задачи:
Коррекционные – продолжать учить согласовывать слова в предложениях в роде, числе и падеже; обращать внимание детей на правильное произношение в речи поставленных звуков;
Образовательные – продолжать учить связно и логично пересказывать сюжет сказки; продолжать учить излагать свои мысли понятно для окружающих;
Развивающие – развивать словесно-логическое мышление, внимание к слову, память, воображение;
Воспитательные – воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать коммуникативные навыки в общении; воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Оборудование и материалы: башкирские костюмы для детей (мужской и женские), музыкальная колонка, запись башкирской народной мелодии, опорные сигналы к сказке «Кто сильней?», массажные шарики «Су-джок», тучки и солнышки из картона для поддувания, контрастная рамка, мнемотаблицы каждому ребенку для пересказа по цепочке, карандаши, чистые листы бумаги, угощение («Чак-чак» или «Баурсак»).
Ход:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Сейчас выберет себе место и сядет то, кто отгадает мою «сказочную» загадку.
Загадки про сказки.
1.На сметане мешён,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
5. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
6. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
7. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
8. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
2. Массаж пальчиков и ладошек шариками «Су – джок».
Будем шарики катать (су-джок),
Будем сказки называть:
Рукавичка,
Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя,
Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
- Этим сказкам каждый рад!
А теперь вспомните и назовите, названия каких сказок прозвучали… (ответы детей).
3. Основная часть.
Посмотрите, ребята, к нам идут гости. (Под башкирскую музыку входят герои башкирской сказки
«Кто сильней?»: старик, старуха и их дочка (дети в башкирских костюмах).
Старик (Тамерлан С.): Вот и выросла наша дочка.
Старуха (Ксюша И.): Пора ее замуж отдавать.
Логопед: Из какой сказки пришли к нам эти гости? (ответы детей) Давайте вспомним башкирскую народную сказку «Кто сильней?», а гостей попросим к нам присоединиться.
Артикуляционная гимнастика «По мотивам сказки..».
Старик со старухой идут – двигаем язычком влево – вправо.
Дочка бежит – двигаем язычком вверх – вниз.
Скользкий лед – «ширкаем» кончиком языка по внутренней-внешней поверхности верхних-нижних зубов, по верхней-нижней губе.
Лучи солнца – тянем вперед острый язычок.
Туча – выгибаем язычок горкой, зацепив кончиком за нижние передние зубы.
Дождь барабанит – «барабаним» кончиком языка по бугоркам на нёбе за верхними передними зубами.
Земля – опускаем широкий язычок к нижним передним зубам, удерживаем по счет до 10.
Травка растет – тянем кончик языка вверх, к носу.
Толстый бык – надуваем щеки, удерживаем.
Нож – втягиваем щеки, удерживаем, возвращаемся в исходное положение.
Будем играть и вспоминать сказку.
Игра «Не называя, скажи о нем».
Например, (показать опорный сигнал «старик») мы знаем, кто это, но называть не будем, а скажем по-другому: Это старый человек с палочкой. (Логопед показывает по очереди опорные сигналы к сказке, дети, не называя, говорят по-другому). Все опорные сигналы вывешиваются на доску.
Следующая игра «Какой? Что бывает таким же?».
Например, лед какой? (ответы: скользкий, прозрачный, холодный и т.д.) что еще бывает скользким (прозрачным, холодным и т.д.)? (поиграть со словами, встречающимися в сказке).
Давайте поможем солнышку, сдуем с него тучу.
Упражнение на тренировку речевого выдоха «Сдуй тучку».
Продолжаем играть.
Игра называется «Что раньше, что позже».
Например,
· Сначала старик выдал дочь замуж, а потом пошел искать самого сильного…
· Сначала старик поговорил со льдом, а потом поскользнулся и упал…
· Сначала старик пошел к дождю, а потом – к туче…
· Сначала старик пошел к травке, а потом к - земле…
· Сначала старик поговорил с быком, а потом – с ножом…
Следующая игра – «Шиворот – навыворот».
Я вам буду рассказывать отрывки из сказки с ошибками, ваша задача – найти и исправить мои ошибки:
- Жила когда-то дочь и были у нее старик со старухой.
- Когда дочь уменьшилась, старик со старухой стали задумываться: «Какую бы ей найти работу?».
- Лед был глубокий, старик прыгнул и поплыл.
- А туча отвечает: «Если бы я была сильной, дождь не выпивал бы меня до капли».
- Травка отвечает: «Если бы я была сильной, то бык не вертел бы меня как хотел».
- И выдал старик дочь за быка, который был сильнее всех.
Динамическая пауза
«Как за дедом мы ходили…» (Хоровод по мотивам сказки).
А теперь отдохнем и разомнемся. Вставайте в хоровод, слушайте стихотворение и выполняйте движения.
«Как за дедом мы ходили…»
Как за дедом мы ходили (ходьба),
И по льду, как он, скользили (изобразить, как скользят),
И солнце в гости звали (жесты руками),
И от тучи убегали (бег на месте),
От дождя мы укрывались (ладошки над головой),
И к земле мы прижимались (присесть),
И к травке наклонялись (наклоны),
От быка мы убегали (бег на месте),
Нож в карманчик убирали (изобразить, как убирали),
Человека узнавали (посмотреть друг на друга, улыбнуться).
Игра «Что потерялось».
А сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Старик, старуха и дочка уберут с доски некоторые картинки (опорные сигналы), а вы отгадайте, какие картинки потерялись.
(Дети закрывают глаза. Сначала старик убирает одну картинку – дети называют «пропажу». Затем по одной картинке убирают старуха и дочка – дети называют. Потом все три героя убирают по одной картинке – дети называют.).
Поиграем в «Контрастную рамку». Куда наведу «контрастную рамку», про то и расскажете (по очереди или тот расскажет, кто знает) (рамка наводится логопедом на одну или несколько опорных сигналов или даже на промежуток между сигналами).
Пересказ сказки с помощью опорных сигналов.
По-моему, мы достаточно вспомнили башкирскую народную сказку «Кто сильней?». Давайте
расскажем эту сказку нашим гостям с помощью мнемотаблиц по цепочке.
4. Итог. Беседа по вопросам:
- Что мы сегодня делали?
- Какую сказку вспоминали?
- Почему эта сказка называется «башкирская народная»? Кто ее автор?
- Какие игры вам понравились?
- Что было сложно, трудно?
- Понравилось ли вам занятие?
Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте на своих листочках улыбки, если – нет, то грустные рожицы (логопед раздает детям листы и карандаши, рисует на доске образцы улыбок и грустных рожиц).
А вам, уважаемые бабушка и дедушка, понравилось играть с ребятами? (ответы героев).
Наша «сказочная» бабушка хочет угостить вас башкирским национальным блюдом – Чак-чак (или Баурсак). (Угощает.) Спасибо! До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.