МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Администрация Каратузского района
МБОУ черемушкинская СОШ
СОГЛАСОВАНО Решение педсовета Протокол №______ От « »__________2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОУ
______________________
Гусар Н.И.
№ приказа_________
От
«___»_________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий «Сказкотерапия»
для обучающихся 3 класса
село Черемушка, 2023
Пояснительная записка
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями (метафорами, фразеологизмами), выражением личного отношения к фактам и событиям.
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Младший школьный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому логопеду и учителю следует заботиться о развитии связной монологической речи ученика с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка с ОВЗ.
В моей авторской программе по развитию языковой личности ребенка с ОВЗ представлены два направления: сказкотерапии (для младших школьников с УО (интеллектуальными нарушениями) и занятия по развитию связной монологической речи . Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества детей с ОВЗ, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации. Сказкотерапия — процесс экологического образования и воспитания ребенка. Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Цель коррекционно-развивающей программы: развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; - развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
Задачи программы:
- Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
- Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
- Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
- Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
- Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
- Формировать навыки речевого общения.
- Развивать устную монологическую и диалогическую речь.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
1. Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
2. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план МБОУ Черемушкинской СОШ в третьем классе по курсу логопедические занятия с применением технологий сказкотерапии и рассчитан на 68 часов в год ( 34 учебных недель по 2 часа в неделю ).
Содержание логопедической коррекционно-развивающей программы по сказкотерапии.
В системе работы по сказкотерапии мною выделены три этапа работы с детьми ОВЗ
1. Познавательно-аффективная ориентировка.
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.
Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения И ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
3. Выражение замещающей потребности.
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке.
Игровые приемы: для младшего школьного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; в словесном комментировании — углубляют осознание собственных чувств в пантомимических ритмических этюдах; в словесном рисовании — подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой — качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев, не выделяются.
Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка ОВЗ.
Словесная режиссерская игра. Данный метод преследует три основные задачи.
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», — позволяют школьникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.
С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно у ребенка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Школьник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата дети с ОВЗ используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Для школьников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях.
Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание школьников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.
Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова.
Школьники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.
Психогимнастика. Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.
3. Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи.
1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий 'национальный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации.
Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на детей более старшего возраста. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу ею мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
коррекционно-развивающую программу по сказкотерапии:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
В программе в качестве исходных были приняты следующие положения.
1. Развитие связной монологической речи школьников предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
— связная речь — построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок, придумывание небылиц, использование разнообразных средств внутритекстовой связи;
— словарь — осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности;
— грамматика — конструирование разных типов предложений, правильное грамматическое оформление высказывания;
— звуковая культура речи — выразительное интонирование, четкая артикуляция.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты коррекционно-развивающей программы по сказкотерапии:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Сказкотерапия»
N п\п |
Тема урока |
Содержание урока |
Кол-во часов |
1 |
«Корова- Буренка» |
Словесная режиссерская игра. Психогимнастика. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Кинезиологические упражнения. Пальчиковые игры. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Психогимнастика. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Кинезиологические упражнения. Игры: «Угадай по движению», «Угадай по ритму», «Угадай по музыке». Игра-импровизация
|
3 |
2 |
«Кот Васька» |
Пантомимический этюд «Удивление» Упражнение па ритмизацию «Движения героев сказки», словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (хвост — хвостище, глаза — глазища, рыба — рыбища); — учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения. Психогимнастика. Упражнение на активизацию лексики. Игра «Угадай по ритму»
|
3 |
3 |
«Добрая темнота» |
Пантомимический этюд «Страх». Психогимнастика. Упражнение на ритмизацию «Звон колокольчиков». Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Упражнение на активизацию лексики. Игра «Угадай по ритму». Кинезиологические упражнения. Упражнение на активизацию лексики. Игры: «Угадай по ритму», «Угадай по движению» |
3 |
4 |
«Цыпленок-хвастунишка» |
Познавательно-аффективная ориентировка. Словесно-режиссерская игра. Психогимнастика. Пантомимический этюд «Поучение». Пантомимический этюд «Хвастовство». Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки». Самостоятельное чтение отрывков сказки. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Игры: «Угадай по ритму», «Угадай по музыке». |
3 |
5 |
«Ласковый цветок и сердитые тучки» |
Пантомимический этюд «Удивление». Пантомимический этюд «Страх». Упражнение на ритмизацию «Природное явление». Упражнение на активизацию лексики. Игра «Угадай по ритму». Кинезиологические упражнения. Упражнение на активизацию лексики. Игры: «Угадай по ритму», «Угадай по движению»
|
3 |
6 |
«Цветок-лепесток» |
Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией движения героев (мышка-норушка бежит); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях образ растений (дремучий лес, деревья у дома бабушки), их эмоциональные состояния (болезнь, смелость). Кинезиологические упражнения. Пантомимический этюд «Болезнь». Словесная режиссерская игра. Упражнение на ритмизацию «Движения мышки». Пальчиковые игры. Пантомимический этюд «Усталость». Пантомимический этюд «Смелость». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Упражнение на активизацию лексики.
|
3 |
7 |
«Жадный великан» |
. Словесная режиссерская игра: — воспитывать умение по настроению музыки догадываться об изменении природных явлений; — знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза морг путь; пи вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать); — подводить к умению выразительно интонировать реплик героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией движения героев сказки (гномики идут, идет великан); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (удивление); развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (проливной дождь, отдых на солнышке). Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки». Пантомимический этюд «Удивление». Чтение по ролям. |
3 |
8 |
«Каприза» |
Словесная режиссерская игра: — воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев; — знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая); I — подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора). 2. Психогимнастика: — учить соотносить эмоциональную ситуацию (Каприза жужжит, Даша капризничает) и ритмический рисунок; — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (удивление, каприз); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (Даша капризничает, полет бабочки). Пантомимический этюд «Удивление». Упражнение на ритмизацию «Эмоциональные состояния героев сказки». Пантомимический этюд «Каприз». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Упражнение на активизацию лексики. |
3 |
9 |
«Снежинка-пушинка» |
Словесная режиссерская игра: - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев; - знакомить с образными выражениями (снежинка-пушинка, морозная, пуще прежнего); - подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (просьба). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией соотносить образ действий героев (Метелица ударила посохом, снежинки летят на землю); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (грусть); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дрожание от холода, приятная усталость). Пантомимический этюд «Грусть». Упражнение на активизацию лексики. Чтение по ролям. Игры: «Угадай по движению», «Угадай по ритму», «Угадай по музыке» |
3 |
10 |
«Зайка-зазнайка» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. — знакомить с фразеологизмами (задирать нос);
— учить припоминать сюжет по музыкальной композиции; — подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (пожар, хвастовство). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией движения героя (зайка прыгает); — побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний (хвастовство, пробуждение, испуг); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (птица тушит пожар, отдых на солнышке). Чтение по ролям. Игры: «Угадай по движению», «Угадай по ритму», «Угадай по музыке». Пантомимический этюд «Хвастовство». Пантомимический этюд «Пробуждение». Пантомимический этюд «Испуг». Рисование сказки. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Упражнение на активизацию лексики. |
3 |
11 |
«Волшебные слова» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; — знакомить с фразеологизмами (не покладая рук, голову повесила); — учить припоминать сказочный сюжет но музыкальной композиции; подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев в проблемных ситуациях (успокоение, приказ). . Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией чувства героя (Аленушка обливается горькими слезами); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (усталость); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (злюка окаменела, злюка тает). Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Кинезиологические упражнения. Чтение по ролям. Рисование эпизода сказки. Психогимнастика: — учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (Аленушка устала, старик удивляется, слезами обливается; хозяева приказывают, злюка окаменела); — учить определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации (слезы капают, дрожит 1емля)\ — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (злюка окаменела, злюка тает). 2. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло); — развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (не покладая рук, голову повесила, пуще прежнего, жить-поживать и горя не знать, слезы горькие). |
3 |
12 |
«Непослушный Ваня» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; — знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унес, травушка-муравушка); — учить припоминать сказочный сюжет по музыкальной композиции; — подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией движения героев сказки (волк ноги уносит, Буренка гуляет в поле); — подводить к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (испуг, уговаривание, отказ, сон); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы лля снятия телесных барьеров (корова испугалась, Ванечка спит). Пантомимические этюды «Сон», «Уговаривание», «Отказ». Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Упражнение на активизацию лексики. Игры: «Угадай по ритму», «Угадай по музыке». Словесное рисование сказки. |
3 |
13 |
«Малыш- трусиш» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; — знакомить с образными выражениями (хоть глаз выколи); — учить продолжать сказочный сюжет по музыкальной композиции; — подводить к умению выразительно интонировать голоса сказочных героев в проблемных ситуациях (успокоение, печаль, преображение). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией черты характера героев (малыш-трусиш, смелый Ваня); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (страх, успокоение, печаль); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, удовольствие). Пантомимический этюд «Страх», «Успокоение», «Печаль» Упражнение на ритмизацию. Эмоциональное состояние героев сказки». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц Под Die Walkure Ride Akt 3 P. Вагнера дети встают полукругом. Чтение предложений. Упражнение на активизацию лексики. Словесное фантазирование и рисование. |
3 |
14 |
«Страна солнца» |
Психогимнастика: — учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (малыш боится, зайка плачет, смелый Ваня); — учить определять по ритмическому рисунку эмоциональные состояния (малыш-трусиш, смелый Ваня); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, удовольствие). 2. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (смелый не тот, кто не боится, а тот, кому страшно, но он все равно приходит на помощь); — развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (хоть глаз выколи, дремучий лес, слезы горькие). Упражнение на активизацию лексики. Игры: «Угадай по музыке», «Угадай по ритму». Чтение предложений. Пантомимический этюд «Болезнь» |
3 |
15 |
«Кривляки» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представить собственную позицию в выборе спо соба воплощения действий, образа литературного персонажа; — знакомить с фразеологизмом «ворон считать»; — учить припоминать сюжет по музыкальной композиции; — подводить к умению выразительно интонировать голоса ге роев сказки в проблемных ситуациях (колдовство, прощение, преображение). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией характер героя (злая ведьма, добрая фея); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (кривлянье); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (кривлянье, сон). Пантомимический этюд «Кривлянье». Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки». Рисование. Чтение по ролям. Кинезиологические упражнения. |
3 |
16 |
«Злой принц» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; — знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла»; — учить припоминать сюжет по музыкальной композиции; — подводить к умению выразительно интонировать голоса принца, Аленушки, медведя в проблемных ситуациях (приглашение, мучение, сочувствие). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией эмоциональную ситуацию (принц мучает медведя, добрая Аленушка)', — побуждать выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (приглашение, мучение, благодарность); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (принц пухнет от злости, льдинка тает на солнце). Пантомимический этюд «Приглашение», «Мучение», «Благодарность» Упражнение на ритмизацию «Эмоциональные состояния героев сказки». Рисование. Чтение по ролям. Упражнение на активизацию лексики. Игры. |
3 |
17 |
«Доброе превращение» |
Словесная режиссерская игра: — помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; — знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть); — учить припоминать сюжет по музыкальной композиции; — учить выразительно интонировать голоса барашка, Змея Го-рыныча, Настеньки в проблемных ситуациях (угроза, просьба о пощаде, жалоба). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией эмоциональную ситуацию (Настенька дрожит от страха, земля дрожит);
— побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (угроза, страх); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (Змей угрожает, доброе превращение). Упражнение на ритмизацию «Эмоциональное состояние героев сказки и природное явление» |
3 |
18 |
«Лиса и козел» |
Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость». 1. Познакомить детей с жанровыми особенностями частушек, развивать умение придумывать частушки о главных героях сказки «Лиса и козел». 2. Закрепить представление о назначении загадок, пословиц; запомнить пословицы о дружбе, хитрости, глупости. 3. Учить подбирать подходящие по смыслу пословицы к сказке «Как лиса исправилась». 4. Формировать умение понимать значение фразеологизмов, образных выражений. Чтение по ролям. Словесное рисование. Игры. Работа с пословицами: Как вы понимаете пословицу «Без беды друга не узнаешь»? Какую пословицу о дружбе вы еще знаете? Дети. Друзья познаются в беде. Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и козел»? Век живи, век учись, беда ум родит. А как вы понимаете пословицу: «Не верь чужим речам, а верь своим глазам»? Придумывание небылиц, игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козел» |
3 |
19 |
«Лень и труд» |
Рассказывание украинской народной сказки «Колосок» (ознакомление с художественной литературой) ЦЕЛИ 1. Объяснить значение слов: спозаранку, обмолотить, намолотить, замесить, затопить, протопить. 2. Помочь понять детям замысел сказки (труд оплачивается и вознаграждается). 3. Познакомить с пословицей «Кто не работает, тот не ест», соотносить с содержанием сказки. 4. Дать представления о сказках разных народов, авторских сказках, их жанровых особенностях. 5. Учить аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения. Словесные игры. Кинезиологические упражнения. Рисование героев. Чтение по ролям. Музыкальные игры: «Угадай по музыке», «Угадай по ритму». Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод» |
3 |
20 |
«Мороз Иванович» |
1. Довести до сознания детей замысел сказки (трудолюбие вознаграждается). 2. Познакомить с новой пословицей о труде (по работе и награда). 3. Выбрать из знакомых пословиц о труде наиболее подходящую по смыслу к сказке. 4. Развивать интерес к жанру сказки, подводить к осознанию ее особенностей. 5. Развивать внимание детей, умение выделять пропущенные части сказки в мультфильме. 6. Обращать внимание на образные выражения (горемычная, затейница, приключилась беда, почивать); 7. Активизировать в речи детей фразеологизмы (не покладая рук, как в воду опущенный). Учить работать со схемами подсказками. Развивать звуковую культуру речи. Чтение по ролям. Рисование сюжета. Музыкальные игры. Кинезиологические упражнения. |
3 |
21 |
Басня Крылова: «Стрекоза и муравей» |
Познакомить детей с басней, ее жанровыми особенностями, подвести к пониманию ее аллегории, воспитывать чуткость к образному строю ее языка. 2. Подвести к пониманию значения пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией. 3. Повторить пословицы о труде, изученные на предыдущих занятиях. Придумывание небылиц, игра-фантазирование по украинской народной сказке «Колосок» (сказка «наизнанку»: мышата трудолюбивые, петушок ленивый) (развитие речи). Музыкальные игры. Пантомимические этюды. Кинезиологические упражнения. Рисование сюжета. Чтение по ролям. Связная речь: — подвести детей к пониманию общей темы, но разных на званий произведений; — учить составлять нелепицы про мышат, рассказывать сказ ку «Колосок» «наизнанку», где петушок ленивый, а мыша та трудолюбивые; — упражнять в выразительном исполнении принятые на себя роли ленивого петуха и трудолюбивых мышат. 2. Грамматика: — упражнять в распространении предложения (составлении нелепиц). 3. Словарь: — учить использовать при рассказывании образные выражения, фразеологизмы, уже знакомые детям по предыдущим занятиям, — формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте, аргументировать свои суждения. |
3 |
22 |
«Лисичка сестричка и Серый волк» |
Связная речь: — познакомить детей с приемом повтора как с жанровой осо бенностью сказок; — учить последовательно пересказывать сказку с опорой на воображаемый план, составленный самими детьми; — развивать умение пересказывать сказку от лица литературных героев (деда, лисы, волка). 2. Словарь: — способствовать творческому воспроизведению текста сказки; — учить использовать в речи глаголы, характеризующие продолжительность действий героев сказки (прием автора); — развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки (игра «Скажи какой, какая?»); — учить подбирать синонимы к глаголам (действиям героев). — уточнить представления о фразеологизмах (морочить голову, уносить ноги, повесить голову); — познакомить с новым фразеологизмом «душа в пятки ушла». 3. Грамматика: — учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 4. Звуковая культура речи: — учить передавать интонации насмешки, восклицания, обиды, просьбы в диалогах героев. Пантомимический этюд «Горе», «Хитрость», «Голод», «Злость». Музыкальные игры. Чтение по ролям. Рисование сюжета.
|
3 |
23 |
Диагностика |
|
2 |
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы коррекционно-развивающей программы по курсу «Мир сказок»
Класс, программа |
Перечень, используемых диагностических (оценочных) средств |
Перечень, используемых методических материалов |
Коррекционная программа развивающих логопедических занятий по сказкотерапии для учащихся 3 кл. |
Мониторинг разработанный в соответствии с нормами ФГОС |
Шорохова О.А. «Играем в сказку» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.