Коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ(ЗПР) 1 класс

  • Документация
  • docx
  • 12.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Готовая программа педагога-психолога доля работы с детьми ОВЗ(ЗПР)
Иконка файла материала Программа 1 класс ЗПР.docx

Программа коррекционно – развивающих занятий  «Я другой»

для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психических процессов)

1 класс

Пояснительная записка

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема особенно остро стоит перед педагогами, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.

В последнее время количество детей, нуждающихся в системном психолого-педагогическом сопровождении неуклонно растет. Это во многом связанно с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие, дети с речевыми и двигательными нарушениями,  дети с задержкой психических процессов, дети с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Дети данной категории отличаются особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Это и низкий уровень познавательной активности, незрелость школьной мотивации, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность интеллектуальных операций. Очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются незрелость эмоционально-волевой сферы: импульсивность, несоответствие эмоций социальным нормам и требованиям, отсутствие возможности длительное время выполнять непривлекательные задания. Эмоционально-волевая незрелость может проявляться в интеллектуальной недостаточности следующих функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.

            Данная  программа,  для коррекционно-развивающего курса с обучающимися с задержкой психических процессов вариант 7.2  (далее ЗПР), 1 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, вариант 7.2

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, а также психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья,   дети с задержкой психического развития  составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.   

 Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.

Обучающиеся с ЗПР демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выборе способа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональных характеристиках мышления отмечаются трудности при выполнении логических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения, основанных на актуализации существенных признаков объектов. Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации. При выполнении классификации, объединении предметов и явлений в группы по определенным признакам сложности возникают при самостоятельном определении основания для классификации и его вербальном обозначении.

Для обучающихся с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.

Изучив данные виды нарушений и их особенности, а также заключения территориальной психолого-медико-педагогический комиссии (ПМПК), делаем вывод, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на развитие операциональной, функциональной и понятийной сторон вербально - логического мышления, пространственно-временной ориентировки, развитие регуляторных функций, развитие функций программирования и контроля, формирование структуры деятельности, в том числе учебной, повышение интеллектуальных возможностей, в том числе формирование механизмов замещения несформированных психических функций, коррекция и развитие компетенций коммуникативной, эмоционально волевой и личностной сферы, навыков социального поведения, развития продуктивного взаимодействия, формирование адаптивных форм поведения.

Все это обусловило  создание программы  коррекционно-развивающего курса сопровождения детей с задержкой психических процессов,  как части адаптированной образовательной программы.

Основной формой воздействия педагога-психолога на детей с ЗПР,   являются организованные игровые, практические  индивидуальные и/или групповые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.

Цель коррекционно-развивающего курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

-                     Развитие слухового и слухозрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, способности к интеграции и зрительно-двигательных стимулов, пространственно-временной ориентировки, компенсаторных возможностей восприятия.

-                     Развитие интереса и стремления к взаимодействию с окружающими, продуктивного взаимодействия;

-                     Формирование адекватного восприятия окружающих объектов в совокупности их свойств на основе активизации работы органов чувств у воспитанников со сложным дефектом;

-                     Коррекция недостатков когнитивной, эмоционально-волевой сфер;

-                     Формирование познавательной активности, учебной мотивации;

-                     Предупреждение вторичных отклонений в эмоционально-личностной поведенческой сферах у воспитанников со сложным дефектом;

-                     Формирование психологической готовности к обучению в школе.

-                     Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

-                     Становление и расширение сферы жизненной компетенции.

 

 

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс психологических занятий построен по модульному принципу и предусматривает индивидуализацию и гибкость содержательного пополнения наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие деффицитарных психических функций обучающегося.

Программа включает  упражнения, игры, практические занятия,  ориентированные на коррекцию когнитивной, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, коммуникативных навыков, расширению социальных контактов, повышение учебной мотивации.

 Для занятий используется:

- Диагностический альбом Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.

           - Диагностические методики для мониторинга психических процессов («10 слов» Лурия А.Р.,«Расставь значки» на основе методик Немова и Векслера, «Сюжетные картинки», «Ответь на вопросы» Керна-Йирасика, «Раздели на группы», Предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах, «Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант, Простые аналогии), (Приложение 1).

- Диагностика эмоционального состояния. Рисуночные тесты  А.Л. Венгер.

- Рабочая тетрадь школьника «Тропинка к своему я». 1 класс. Хухлаева О.В. Направлена на формирование навыков управлять собой, слушать других. На умение понимать и разумно проявлять чувства и эмоции. На умения адаптироваться к условиям школьной среды;

- Рабочая тетрадь  «Обо мне и для меня», А.В. Макарчук, Н.Е. Рычка.

 Направлена на социально-эмоциональное развитие, управлению эмоций в разных ситуациях;

- Рабочая тетрадь на развитие познавательной сферы К. Гунтовая.

Направлена на развитие психических процессов, на снятие  психоэмоционального напряжения.

- Программа «120 уроков психологического развития» 1 класс, Н.П. Локалова.

Направлена на развитие психических процессов, на снятие  психоэмоционального напряжения.

- Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Направлена на развитие воображения, на снятие  психоэмоционального напряжения.

- Логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

- Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына.

- Нейротренажеры. Упражнения и игры на развитие межполушарных связей.

-  Игровой комплект «Палитра эмоций» для развития эмоционального интеллекта и личностного потенциала.

Общее количество занятий – 66. В том числе по 2 занятия на стартовую контрольную и итоговую диагностику.

Все занятия построены следующим образом:

1. Ритуал приветствия (5 мин.).

2. Разминка, настрой на занятие. (5-10 мин).

3. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15-20 мин.).

4. Рефлексия занятия. (5-10 мин.).

5. Ритуал прощания (5 мин.).

Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается индивидуальная просветительская и консультативная помощь (при необходимости).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью до 30 минут в течение одного учебного года.

Форма организации – индивидуальные занятия.

Описание ценностных ориентиров  содержания коррекционного курса

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в психическом развитии детей, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей. Занятия по развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, развитие языкового анализа и синтеза, имеют важное значение  для полноценного развития личности детей с ЗПР, а так же  получению полноценного образования в средней  школе  и на последующих этапах обучения. Формирование коммуникативных навыков, нормализации  самооценки, положительного эмоционального состояния, социализации, мелкой моторики  способствуют усвоению такого круга образовательных  знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды.

Планируемые  результаты изучения коррекционного курса

Личностные результаты

            - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

            - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

            - Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

            - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

            - Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

            - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

            - Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

            - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

            - Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

            - Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

            - Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

            - Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

            - Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

            Метапредметные результаты

            - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

            - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

            - Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

            - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

            - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

            - Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

            - Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

            - Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- Овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

- Умение планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;

- Владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;

- Уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;

          - Сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.

 

 

 Содержание коррекционного курса для 1-го класса

В соответствии с целями и задачами, выделяются следующие модули и направления  программы:

            1. Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной деятельности, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений (30 часов)).

            2. Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими  (развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование правил и норм поведения в группе, формирование адекватного понимания социальных ролей в значимых ситуациях (10 часов)).

            3. Развитие  и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование учебной мотивации (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности (10 часов)).

            4. Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю (10 часов)).

В начале, середине и конце учебного года проводится стартовая и итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, психических состояний, школьной мотивации, самооценки личности, нравственно-этической ориентации и др.. (6 часов).

 

 

 


 Тематическое планирование программы «Я – другой» для ученика 1 класса с ЗПР

Этап, блок программы

№ п/п

Кол-во

часов

Тема занятия

Срок проведения

Предметное содержание

Основные виды деятельности

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Стартовая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

05.09

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, рефлексия

3 Модуль развитие  и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование учебной мотивации (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности (10ч)

1-2

2

Я умею управлять собой.

12.09

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 1)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Я умею преодолевать трудности.

19.09

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 2)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Я умею слушать других.

26.09

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 3)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя

руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Дыхательная гимнастика

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

 

7-8

2

Я умею учиться у ошибки.

03.10

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 4)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Я умею быть доброжелательным.

10.10

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 5)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Аутогенное расслабление

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

1 Модуль развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной деятельности, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений (18 ч).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2

 

Мы внимательны: говорим и слышим правильно.

17.10

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(1-2 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(1 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

 

Мы ориентируемся в пространстве и правильно мыслим.

24.10

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(3-4 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая.

(2 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

 

Я внимательно слушаю, осязаю  и контролирую себя.

07/11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(5-6 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтова

(3 занятие).

 Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

 

Я слушаю, запоминаю и ориентируюсь в пространстве.

14.11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(7-8 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (4 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

 

Я двигаюсь, запоминаю и думаю.

21.11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(9-10 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(5 занятие) .

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

11-12

 

Я запоминаю, представляю и думаю.

28.11

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(11-12 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(6 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

13-14

 

Я вижу, слышу и ориентируюсь.

05.12

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(13-14 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая.

(7 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

15-16

 

Я точно двигаюсь, ощущаю и копирую.

12.12

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(15-16 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(8 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

17-18

 

Я анализирую, думаю и запоминаю.

19.12

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(17-18 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(9 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Диагностический

Этап (2ч)

1-2

2

Контрольная  диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

26.12

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, рефлексия

1 Модуль развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной деятельности, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений (12 ч).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2

 

Я внимателен и ориентируюсь в пространстве.

09.01

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(19-20 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(10 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

 

Я замечаю, думаю, сравниваю.

16.01

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(21-22 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(11 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

 

Я внимателен, умею делать анализ и ориентироваться в пространстве.

23.01

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(23-24 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(12 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

 

Я соблюдаю последовательность, вижу закономерность и умею наблюдать.

30.01

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(25-26 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(13 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

 

Я умею сравнивать, анализировать, запоминать.

06.02

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития» ( 27-28 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(14 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

11-12

 

Я внимательно воспринимаю и умею копировать образец.

20.02

Приветствие

Настрой на занятие

Программа «120  уроков психологического развития»(29-30 урок).

Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая

(15,16 занятие).

Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

2. Модуль развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими  (развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование правил и норм поведения в группе, формирование адекватного понимания социальных ролей в значимых ситуациях (10 часов).

1-2

2

Я доброжелательный.

27.02

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 6)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Аутогенное расслабление

Рефлексия

Прощание

 

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетрадях

Работа с таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Я умею быть ласковым.

05.03

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 7,8)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Аутогенное расслабление

Рефлексия

Прощание

 

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого и решать конфликты.

12.03

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 9,10,11)

Логические таблицы, логорасскраски.

 Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

 

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

7-8

2

Радость. Что такое мимика?

19.03

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 12,13)

Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

9-10

2

Радость. Как ее доставить другому человеку?

02.04

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 14,15)

Рабочие  нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

4 Модуль развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю (10 часов)

1-2

2

Что если ты не похож на меня?

09.04

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 16)

Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 22)

Логические таблицы, настольные игры, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

3-4

2

Как услышать другого и работать вместе?

16.04

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 17,18)

Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 23,24)

Логические таблицы, настольные игры, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

5-6

2

Как понять, что человеку нужна поддержка?

23.04

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 25,26)

Логические таблицы, настольные игры, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

7-8

2

Как поддержать другого?

07.05

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 19,20)

Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 27,28)

Логические таблицы, настольные игры логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

9-10

2

Как помочь другому и самому попросить о помощи?

14.05

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 29,30)

Логические таблицы, настольные игры логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Рефлексия

Прощание

Игры, упражнения

Беседа

Работа в тетради

Работа с карточками

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

Итого 60 часов

 

 

 

 

 

 

Диагностический

Этап (2ч)

1-2

2

 

21.05

 

Диагностика, беседа, рефлексия

Итого 6 часов

 

 

 


Описание материально-технического обеспечения

             - Диагностические оценочные материалы.

            - Рабочие тетради  на развитие социальной, регуляторной и эмоционально-личностной сферы,  коммуникативных  и поведенческих навыков.

- Дидактический материал по развитию психических процессов, эмоционального интеллекта.

- Индивидуальные карточки с заданиями, упражнения по темам.

- Игры, игрушки.

- Материал для творческих заданий (цветные карандаши, бумага, маркеры, фломастеры, клей, пластилин и др.)

- Песочница, песок, фигурки для песочницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Макарчук А. В. Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. – М. : Российский учебник, 2019.

2.      Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе. – 9 издание. – М.: Генезис, 2018.

3.      Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. https://fgosreestr.ru//

4.      Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

5.      Программа «120 уроков психологического развития» 1 класс, Н.П. Локалова.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru