Программа коррекционно – развивающих занятий «Я другой»
для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психических процессов)
1 класс
Пояснительная записка
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема особенно остро стоит перед педагогами, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.
В последнее время количество детей, нуждающихся в системном психолого-педагогическом сопровождении неуклонно растет. Это во многом связанно с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие, дети с речевыми и двигательными нарушениями, дети с задержкой психических процессов, дети с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Дети данной категории отличаются особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Это и низкий уровень познавательной активности, незрелость школьной мотивации, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность интеллектуальных операций. Очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются незрелость эмоционально-волевой сферы: импульсивность, несоответствие эмоций социальным нормам и требованиям, отсутствие возможности длительное время выполнять непривлекательные задания. Эмоционально-волевая незрелость может проявляться в интеллектуальной недостаточности следующих функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.
Данная программа, для коррекционно-развивающего курса с обучающимися с задержкой психических процессов вариант 7.2 (далее ЗПР), 1 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, вариант 7.2
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, а также психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.
Обучающиеся с ЗПР демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выборе способа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональных характеристиках мышления отмечаются трудности при выполнении логических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения, основанных на актуализации существенных признаков объектов. Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации. При выполнении классификации, объединении предметов и явлений в группы по определенным признакам сложности возникают при самостоятельном определении основания для классификации и его вербальном обозначении.
Для обучающихся с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.
Изучив данные виды нарушений и их особенности, а также заключения территориальной психолого-медико-педагогический комиссии (ПМПК), делаем вывод, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на развитие операциональной, функциональной и понятийной сторон вербально - логического мышления, пространственно-временной ориентировки, развитие регуляторных функций, развитие функций программирования и контроля, формирование структуры деятельности, в том числе учебной, повышение интеллектуальных возможностей, в том числе формирование механизмов замещения несформированных психических функций, коррекция и развитие компетенций коммуникативной, эмоционально волевой и личностной сферы, навыков социального поведения, развития продуктивного взаимодействия, формирование адаптивных форм поведения.
Все это обусловило создание программы коррекционно-развивающего курса сопровождения детей с задержкой психических процессов, как части адаптированной образовательной программы.
Основной формой воздействия педагога-психолога на детей с ЗПР, являются организованные игровые, практические индивидуальные и/или групповые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
- Развитие слухового и слухозрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, способности к интеграции и зрительно-двигательных стимулов, пространственно-временной ориентировки, компенсаторных возможностей восприятия.
- Развитие интереса и стремления к взаимодействию с окружающими, продуктивного взаимодействия;
- Формирование адекватного восприятия окружающих объектов в совокупности их свойств на основе активизации работы органов чувств у воспитанников со сложным дефектом;
- Коррекция недостатков когнитивной, эмоционально-волевой сфер;
- Формирование познавательной активности, учебной мотивации;
- Предупреждение вторичных отклонений в эмоционально-личностной поведенческой сферах у воспитанников со сложным дефектом;
- Формирование психологической готовности к обучению в школе.
- Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.
- Становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс психологических занятий построен по модульному принципу и предусматривает индивидуализацию и гибкость содержательного пополнения наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие деффицитарных психических функций обучающегося.
Программа включает упражнения, игры, практические занятия, ориентированные на коррекцию когнитивной, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, коммуникативных навыков, расширению социальных контактов, повышение учебной мотивации.
Для занятий используется:
- Диагностический альбом Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
- Диагностические методики для мониторинга психических процессов («10 слов» Лурия А.Р.,«Расставь значки» на основе методик Немова и Векслера, «Сюжетные картинки», «Ответь на вопросы» Керна-Йирасика, «Раздели на группы», Предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах, «Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант, Простые аналогии), (Приложение 1).
- Диагностика эмоционального состояния. Рисуночные тесты А.Л. Венгер.
- Рабочая тетрадь школьника «Тропинка к своему я». 1 класс. Хухлаева О.В. Направлена на формирование навыков управлять собой, слушать других. На умение понимать и разумно проявлять чувства и эмоции. На умения адаптироваться к условиям школьной среды;
- Рабочая тетрадь «Обо мне и для меня», А.В. Макарчук, Н.Е. Рычка.
Направлена на социально-эмоциональное развитие, управлению эмоций в разных ситуациях;
- Рабочая тетрадь на развитие познавательной сферы К. Гунтовая.
Направлена на развитие психических процессов, на снятие психоэмоционального напряжения.
- Программа «120 уроков психологического развития» 1 класс, Н.П. Локалова.
Направлена на развитие психических процессов, на снятие психоэмоционального напряжения.
- Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко.
Направлена на развитие воображения, на снятие психоэмоционального напряжения.
- Логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов.
- Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына.
- Нейротренажеры. Упражнения и игры на развитие межполушарных связей.
- Игровой комплект «Палитра эмоций» для развития эмоционального интеллекта и личностного потенциала.
Общее количество занятий – 66. В том числе по 2 занятия на стартовую контрольную и итоговую диагностику.
Все занятия построены следующим образом:
1. Ритуал приветствия (5 мин.).
2. Разминка, настрой на занятие. (5-10 мин).
3. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15-20 мин.).
4. Рефлексия занятия. (5-10 мин.).
5. Ритуал прощания (5 мин.).
Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается индивидуальная просветительская и консультативная помощь (при необходимости).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью до 30 минут в течение одного учебного года.
Форма организации – индивидуальные занятия.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в психическом развитии детей, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей. Занятия по развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, развитие языкового анализа и синтеза, имеют важное значение для полноценного развития личности детей с ЗПР, а так же получению полноценного образования в средней школе и на последующих этапах обучения. Формирование коммуникативных навыков, нормализации самооценки, положительного эмоционального состояния, социализации, мелкой моторики способствуют усвоению такого круга образовательных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
Личностные результаты
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- Овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;
- Владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;
- Уметь прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;
- Сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.
Содержание коррекционного курса для 1-го класса
В соответствии с целями и задачами, выделяются следующие модули и направления программы:
1. Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной деятельности, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений (30 часов)).
2. Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование правил и норм поведения в группе, формирование адекватного понимания социальных ролей в значимых ситуациях (10 часов)).
3. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование учебной мотивации (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности (10 часов)).
4. Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю (10 часов)).
В начале, середине и конце учебного года проводится стартовая и итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, психических состояний, школьной мотивации, самооценки личности, нравственно-этической ориентации и др.. (6 часов).
Тематическое планирование программы «Я – другой» для ученика 1 класса с ЗПР
|
Этап, блок программы |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Срок проведения |
Предметное содержание |
Основные виды деятельности |
|
Диагностический этап (2ч) |
1-2 |
2 |
Стартовая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки. |
05.09 |
Приветствие Упражнение на знакомство Диагностика Беседа Прощание |
Диагностика, беседа, рефлексия |
|
3 Модуль развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование учебной мотивации (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности (10ч) |
1-2 |
2 |
Я умею управлять собой. |
12.09 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 1) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
2 |
Я умею преодолевать трудности. |
19.09 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 2) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
2 |
Я умею слушать других. |
26.09 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 3) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Дыхательная гимнастика Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
|
7-8 |
2 |
Я умею учиться у ошибки. |
03.10 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 4) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
9-10 |
2 |
Я умею быть доброжелательным. |
10.10 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 5) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Аутогенное расслабление Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
1 Модуль развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной деятельности, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений (18 ч).
|
1-2 |
|
Мы внимательны: говорим и слышим правильно. |
17.10 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(1-2 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (1 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
|
Мы ориентируемся в пространстве и правильно мыслим. |
24.10 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(3-4 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая. (2 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
|
Я внимательно слушаю, осязаю и контролирую себя. |
07/11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(5-6 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтова (3 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
7-8 |
|
Я слушаю, запоминаю и ориентируюсь в пространстве. |
14.11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(7-8 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (4 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
9-10 |
|
Я двигаюсь, запоминаю и думаю. |
21.11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(9-10 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (5 занятие) . Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
11-12 |
|
Я запоминаю, представляю и думаю. |
28.11 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(11-12 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (6 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
13-14 |
|
Я вижу, слышу и ориентируюсь. |
05.12 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(13-14 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая. (7 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
15-16 |
|
Я точно двигаюсь, ощущаю и копирую. |
12.12 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(15-16 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (8 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
17-18 |
|
Я анализирую, думаю и запоминаю. |
19.12 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(17-18 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (9 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
Диагностический Этап (2ч) |
1-2 |
2 |
Контрольная диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки. |
26.12 |
Приветствие Упражнение на знакомство Диагностика Беседа Прощание |
Диагностика, беседа, рефлексия |
|
1 Модуль развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной деятельности, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений (12 ч).
|
1-2 |
|
Я внимателен и ориентируюсь в пространстве. |
09.01 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(19-20 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (10 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
|
Я замечаю, думаю, сравниваю. |
16.01 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(21-22 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (11 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
|
Я внимателен, умею делать анализ и ориентироваться в пространстве. |
23.01 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(23-24 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (12 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
7-8 |
|
Я соблюдаю последовательность, вижу закономерность и умею наблюдать. |
30.01 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(25-26 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (13 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
9-10 |
|
Я умею сравнивать, анализировать, запоминать. |
06.02 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития» ( 27-28 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (14 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
11-12 |
|
Я внимательно воспринимаю и умею копировать образец. |
20.02 |
Приветствие Настрой на занятие Программа «120 уроков психологического развития»(29-30 урок). Работа в рабочей тетради на развитие познавательной сферы К. Гунтовая (15,16 занятие). Рабочая тетрадь «Развиваем воображение», Н.Гордиенко. Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
2. Модуль развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими (развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование правил и норм поведения в группе, формирование адекватного понимания социальных ролей в значимых ситуациях (10 часов). |
1-2 |
2 |
Я доброжелательный. |
27.02 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 6) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Аутогенное расслабление Рефлексия Прощание
|
Игры, упражнения Беседа Работа в тетрадях Работа с таблицами Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
3-4 |
2 |
Я умею быть ласковым. |
05.03 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 7,8) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Аутогенное расслабление Рефлексия Прощание
|
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
5-6 |
2 |
Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого и решать конфликты. |
12.03 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 9,10,11) Логические таблицы, логорасскраски. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание
|
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
|
7-8 |
2 |
Радость. Что такое мимика? |
19.03 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 12,13) Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
|
9-10 |
2 |
Радость. Как ее доставить другому человеку? |
02.04 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 14,15) Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками», Ж. Троицкая, «Повтори узор», В. Синицына и т.д. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо
|
|
|
4 Модуль развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю (10 часов) |
1-2 |
2 |
Что если ты не похож на меня? |
09.04 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 16) Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 22) Логические таблицы, настольные игры, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
3-4 |
2 |
Как услышать другого и работать вместе? |
16.04 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 17,18) Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 23,24) Логические таблицы, настольные игры, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
|
5-6 |
2 |
Как понять, что человеку нужна поддержка? |
23.04 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 25,26) Логические таблицы, настольные игры, логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
|
7-8 |
2 |
Как поддержать другого? |
07.05 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Тропинка к своему я» (занятие 19,20) Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 27,28) Логические таблицы, настольные игры логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
|
9-10 |
2 |
Как помочь другому и самому попросить о помощи? |
14.05 |
Приветствие Настрой на занятие Работа в тетради «Обо мне и для меня» (занятие 29,30) Логические таблицы, настольные игры логорасскраски, рабочие листы на развитие психических процессов. Рефлексия Прощание |
Игры, упражнения Беседа Работа в тетради Работа с карточками Тренировка межполушарных связей Рисование, письмо |
|
|
Итого 60 часов |
|
|
|
|
|
|
|
Диагностический Этап (2ч) |
1-2 |
2 |
|
21.05 |
|
Диагностика, беседа, рефлексия |
|
Итого 6 часов |
Описание материально-технического обеспечения
- Диагностические оценочные материалы.
- Рабочие тетради на развитие социальной, регуляторной и эмоционально-личностной сферы, коммуникативных и поведенческих навыков.
- Дидактический материал по развитию психических процессов, эмоционального интеллекта.
- Индивидуальные карточки с заданиями, упражнения по темам.
- Игры, игрушки.
- Материал для творческих заданий (цветные карандаши, бумага, маркеры, фломастеры, клей, пластилин и др.)
- Песочница, песок, фигурки для песочницы.
Список литературы
1. Макарчук А. В. Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. – М. : Российский учебник, 2019.
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе. – 9 издание. – М.: Генезис, 2018.
3. Примерная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. https://fgosreestr.ru//
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5. Программа «120 уроков психологического развития» 1 класс, Н.П. Локалова.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.