УТВЕРЖДАЮ
Директор МБДОУ ЦРР
д/с №1 «Муравейник»
__________ Семенова И.С.
Коррекционно - развивающая программа
для подготовительной группы
«В школу с радостью!»
Подготовила:
педагог-психолог
Закирова А.С.
Коломна,
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
В основу программы «В школу с радостью!» положены конспекты коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе Л.И. Катаевой.
Цель программы «В школу с радостью!» - развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие мелкой моторики;
5. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
6. Развитие воображения;
7. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Предлагаемая программа состоит из коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно, речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии либо мышления, либо речи.
Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Лиса с лисятами и сокол».
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-10 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю педагогом-психологом.
Для успешного проведения занятий педагогом-психологом предварительно подготавливается весь необходимый материал, включая музыкальное сопровождение.
Программа составлена на основе следующих методических материалов:
Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий. М.: Книголюб, 2004.
Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Внимание и память. Проверяем готовность к школе. М.: Росмэн, 2016.
Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика. Проверяем готовность к школе. М.: Росмэн, 2016.
Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. М.: Росмэн-пресс, 2008.
Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тренажер. Внимание. Память. Мышление. М.: Росмэн, 2014.
Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тренажер-пропись. Тренируем пальчики. М.: Росмэн, 2016.
Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тренируем руку. Штриховка. М.: Росмэн, 2016.
1000 упражнений. Графические навыки, внимание / сост. Дмитриева В.А. – Москва: Издательство АСТ, 2018.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Лексическая тема |
Тема занятия |
Сроки проведения |
Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ |
||||
1 |
Ранняя осень |
Занятие 1. 1. Игра «Изобрази явление». 2. Игра «Чем похожи и чем отличаются?». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях. 5. Игра «Вспомни движения, соответствующие явлениям». 6. Рефлексия. |
3-я неделя сентября |
30 мин |
2 |
Деревья |
Занятие 2. 1. Игра «Кто наблюдательнее?». 2. Игра «Поставь пальчик». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях. Обведи по точкам. 5. Игра «Подбери пару к слову». 6. Упражнение «Путешествие в волшебный лес». |
4-я неделя сентября |
30 мин |
ОКТЯБРЬ |
||||
3 |
Фрукты |
Занятие 3. 1. Игра – разминка «Фрукты». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях. 4. Игра «Нос – пол - потолок». 5. Упражнение «Тихое озеро». |
1-я неделя октября |
30 мин |
4 |
Овощи |
Занятие 4. 1. Игра «Подбери парную картинку». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях. 4. Игра «Овощи». 5. Игра «Запомни картинки». 6.Упражнение «Порхание бабочки». |
2-я неделя октября |
30 мин |
5 |
Грибы, ягоды |
Занятие 5. 1. Игра «Поставь пальчик». 2. Выложи по образцу. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях. 5. Игра «Совушка - сова». 6. Упражнение «Полет высоко в небе». |
3-я неделя октября |
30 мин |
6 |
Кто живет в лесу дремучем (дикие животные) |
Занятие 6. 1. Игра – разминка «Дикие животные». 2. Корректурная проба. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях. 5. Задание «Разложи карточки». 6. Игра «Лиса с лисятами и сокол». 7. Упражнение «Путешествие в волшебный лес». |
4-я неделя октября |
30 мин |
7 |
Наша страна. Мой город |
Занятие 7. 1. Игра «Подбери пару к слову». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа в тетрадях. 4. Задание «Выложи цифры». 5. «Упражнение «Отдых на море». |
5-я неделя октября |
30 мин |
НОЯБРЬ |
||||
8 |
Мой дом. Электро- приборы |
Занятие 8. 1.Игра – разминка «Электроприборы» 2. Корректурная проба 3. Пальчиковая гимнастика 4. Работа в тетрадях 5. Игра «Нос-пол-потолок» 6. «Волшебные квадратики» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Рефлексия |
1-я неделя ноября |
30 мин |
9 |
Мебель |
Занятие 9. 1. Игра-разминка «Мебель» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Корректурная проба 4. Пальчиковая гимнастика 5. Работа в тетрадях 6. Игра «Бывает - не бывает» 7. Упр. «Геометрические фигуры» 8. Рефлексия |
2-я неделя ноября |
30 мин |
10 |
Поздняя осень. Откуда появился хлеб? |
Занятие 10. 1. «10 слов» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное –не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Выложи по образцу» 9. Рефлексия |
3-я неделя ноября |
30 мин |
11 |
Профессии. Инструменты |
Занятие 11. 1. «10 картинок» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Отгадай, что это» 8. Рефлексия |
4-я неделя ноября |
30 мин |
ДЕКАБРЬ |
||||
12 |
Человек. Части тела |
Занятие 12. 1. «10 картинок» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» 8. Рефлексия |
1-я неделя декабря |
30 мин |
13 |
Игрушки |
Занятие 13. 1. «10 слов» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное – не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Выложи по образцу» 9. Рефлексия |
2-я неделя декабря |
30 мин |
14 |
Зима |
Занятие 14. 1. Игра-разминка «Приметы зимы» 2. Корректурная проба 3. Упр. «Третий лишний» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Сесть-встать» 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Геометрические фигуры» 8. Рефлексия |
3-я неделя декабря |
30 мин |
15 |
Новый год |
Занятие 15. 1. «10 слов» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное – не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Выложи по образцу» 9. Рефлексия |
4-я неделя декабря |
30 мин |
ЯНВАРЬ |
||||
|
Диагностика |
2-я неделя января |
|
|
3-я неделя января |
|
|||
16 |
Зимующие птицы |
Занятие 16. 1. Игра-разминка «Птицы» 2. Игра «Летает - не летает» 3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам» 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Упр. «Найди недостающий предмет» 7. Рефлексия |
4-я неделя января |
30 мин |
17 |
Зимние забавы. Зимние виды спорта |
Занятие 17. 1. «10 картинок» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Отгадай, что это» 8. Рефлексия |
5-я неделя января |
30 мин |
ФЕВРАЛЬ |
||||
18 |
Одежда |
Занятие 18. 1. Игра – разминка «Одежда». 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Работа в тетрадях. 5. Игра «Нос – пол - потолок». 6. Упражнение «Тихое озеро». |
1-я неделя февраля |
30 мин |
19 |
Обувь. Головные уборы |
Занятие 19. 1. «10 слов» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное –не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Таблицы внимания» 9. Рефлексия |
2-я неделя февраля |
30 мин |
20 |
День защитника Отечества (военные профессии) |
Занятие 20. 1. Упр. «Запомни точно» 2. Упр. «Ритм» 3. Корректурная проба 4. Упр. Для коррекции зрения 5. Работа в тетрадях 6. Пальчиковая гимнастика 7. Графический диктант 8. Физ. минутка 9. Игра «Отгадай, что это» 10. Рефлексия |
3-я неделя февраля |
30 мин |
21 |
Продукты питания |
Занятие 21. 1. «10 слов» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Съедобное –не съедобное» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Таблицы внимания» 9. Рефлексия |
4-я неделя февраля |
30 мин |
МАРТ |
||||
22 |
Семья 8 марта |
Занятие 22. 1. Упр. «Запомни точно» 2. Корректурная проба 3. Упр. Для коррекции зрения 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Физ. минутка 8. Игра «Слушай хлопки» 9. Рефлексия |
1-я неделя марта |
30 мин |
23 |
Посуда |
Занятие 23. 1. Упр. «Запомни точно» 2. Игра «Поставь пальчик». 3. Корректурная проба 4. Игра «Кто знает, пусть дальше считает» 5. Графический диктант 6. Физ. минутка «Четыре стихии» 7. Упр. «Найди такую же картинку» 8. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 9. Рефлексия |
2-я неделя марта |
30 мин |
24 |
Ранняя весна. Комнатные растения |
Занятие 24. 1. Игра-разминка «Цветы» 2. Корректурная проба 3. Упр. «Третий лишний» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Сесть-встать» 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Геометрические фигуры» 8. Игра «Запомни картинки». 9.Упражнение «Порхание бабочки». |
3-я неделя марта |
30 мин |
25 |
Перелетные птицы |
Занятие 25. 1. Игра-разминка «Птицы» 2. Игра «Летает-не летает» 3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам» 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Упр. «Найди недостающий предмет» 7. Упражнение «Полет высоко в небе». |
4-я неделя марта |
30 мин |
АПРЕЛЬ |
||||
26 |
Животные холодных и жарких стран |
Занятие 26. 1. «10 картинок» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Отгадай, что это» 8. Рефлексия |
1-я неделя апреля
|
30 мин |
27 |
Транспорт |
Занятие 27. 1.Игра-разминка «Транспорт» 2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам» 3. Корректурная проба 4. Пальчиковая гимнастика 5. Работа в тетрадях 6. Игра «Нос-пол-потолок» 7. Упр. «Выложи по образцу» 8. Упр. «Геометрические фигуры» 9. Рефлексия |
2-я неделя апреля
|
30 мин |
28 |
Домашние животные |
Занятие 28. 1. «10 картинок» 2. Игра «Для чего это нужно» 3. Корректурная проба 4. Работа в тетрадях 5. Пальчиковая гимнастика 6. Графический диктант 7. Игра «Отгадай, что это» 8. Рефлексия |
3-я неделя апреля
|
30 мин |
29 |
Домашние птицы |
Занятие 29. 1. «10 слов» 2. Упр. «Слова на букву» 3. Игра «Летает – не летает» 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка 6. Работа в тетрадях 7. Упр. «Найди девятое» 8. Упр. «Таблицы внимания» 9. Рефлексия |
4-я неделя апреля
|
30 мин |
МАЙ |
||||
|
Диагностика |
1-я неделя мая |
||
2-я неделя мая |
||||
30 |
Школьные принадлежности |
Занятие 30. 1. Игра «Слушай внимательно» 2. Игра «Что изменилось» 3. Сказка о внимательном Иванушке 4. Корректурная проба 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Подвижная игра по желанию детей 7. Рефлексия |
3-я неделя мая |
30 мин |
31 |
Ягоды. Насекомые |
Занятие 31. 1. Упр. «Запомни точно» 2. Корректурная проба 3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает» 4. Графический диктант 5. Физ. минутка «Четыре стихии» 6. Упр. «Найди тень» 7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 8. Рефлексия |
4-я неделя мая |
30 мин |
Содержание программы
Занятие 1. Ранняя осень
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, зрительного восприятия, внимания, мышления и речи; развитии мелкой моторики, умения быстро и точно реагировать на сигнал.
1. Игра «ИЗОБРАЗИ ЯВЛЕНИЕ».
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.
Описание игры:
Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» — дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.
Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.
2. Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?».
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор — подосиновик, платье — юбка, ваза — кувшин, заяц — кролик, кот — рысь, трамвай — троллейбус, ель — лиственница, аист — лебедь.
Описание игры:
Психолог поочередно прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Примечание: Рекомендуется выдавать фишку за каждый обоснованный ответ и поощрять детей найти как можно больше черт сходства и различия.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчик-пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика)
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.
(Приложение 13)
5. Игра «ВСПОМНИ ДВИЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯМ».
Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки.
Описание игры:
Звучит музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Как
только музыка прекращается, дети останавливаются, слушают, какое явление
назовет психолог, и выполняют соответствующее движение.
Игра продолжается.
6. Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
Занятие 2. Деревья
Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, активизация словарного запаса, развитие мелкой моторики, мышления.
1. Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ?».
Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.
Описание игры:
Психолог предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы. Аналогичные задания поочередно даются всём детям.
2. Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК».
Цель: развитие внимания.
Оборудование: 16 картинок с изображением деревьев; фишки.
Описание игры:
Дети располагаются на коврике в виде лепестков цветка.
В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга.
Дети занимают свои места.
Звучит команда «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Береза». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра продолжается.
Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
«Кулак, ладонь, ребро»
Сначала упражнение выполняется правой, потом левой, а затем двумя руками одновременно.
4. Работа в тетрадях. Обведи по точкам (тренажер-пропись зеленая, с.17).
5. Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Описание игры:
Дети встают в круг. Психолог с мячом в руках — в центр круга. Психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Дерево». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Липа». Игра продолжается.
Примечание: Используются стимульные слова: игрушки, фрукты, овощи, грибы, ягоды, посуда и т.д.
6. Упражнение «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Занятие 3. Фрукты
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, логического мышления, памяти, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Фрукты» (расширение словарного запаса)
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какой-то фрукт и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям слова «фрукты» не будут названы.
2. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчик-пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.
3. Работа в тетрадях (мелкая моторика)
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.
(Приложение)
4. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.
Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
5. Упражнение «ТИХОЕ ОЗЕРО».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Занятие 4. Овощи
Цель: развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
1. Игра «ПОДБЕРИ ПАРНУЮ КАРТИНКУ»
Цель: развитие логического мышления, речи и памяти.
Оборудование: магнитная доска (наборное полотно); магниты; 12 пар предметных картинок: фасоль — горох, гранат — мандарин, чайник — чашка, петух — индюк, аист — лебедь, кузнечик — муравей, лопата — пила, ель — лиственница, тюльпан — гвоздика,, коза — овца, воробей — синица, волк — медведь.
Описание игры:
Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картинки к игре. Расположение картинок: верхний ряд — фасоль, гранат, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк; нижний ряд — пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика.
Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.
Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение. Например: «К картинке, на которой нарисована фасоль, я подобрал картинку «горох», потому что это овощи».
Получая обоснованный ответ, психолог меняет расположение картинок — входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.
Психолог просит детей внимательно рассмотреть составленные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на доске картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.
2. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.
Описание: на первую строчку – поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз, на вторую строчку – поочередное поглаживание подушечек пальцев, на третью – потирать кулачок о кулачок, на четвертую – сжимать и разжимать кулачки.
3. Работа в тетрадях (мелкая моторика)
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.(Приложение )
4. Игра «ОВОЩИ».
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Оборудование: картинки с изображением овощей (по количеству детей).
Описание игры:
Психолог дает каждому ребенку картинку с изображением овоща. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название какого-либо из овощей. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать овощ, изображенный на карточке любого игрока. После того, как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок — побыстрее назвать следующий овощ.
Игра продолжается.
Примечание:
На первых порах в роли ведущего выступает психолог, затем ведущий выбирается из числа детей.
5. Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».
Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: карточка к игре (для каждого ребенка).
Описание игры
Психолог дает каждому ребенку карточку к игре и предлагает внимательно рассмотреть ее. Через 10 секунд дети должны перевернуть карточки и ответить на вопрос психолога: «Что нарисовано на картинке?»
Дети поочередно дают ответ, затем меняются карточками. Игра повторяется.
Примечание: За правильный ответ рекомендуется выдавать фишку.
6. Упражнение «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
Занятие 5. Грибы, ягоды
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти, мышления и речи, воображения.
1. Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК».
Цель: развитие внимания.
Оборудование: 16 картинок с изображением деревьев; фишки.
Описание игры:
Дети располагаются на коврике в виде лепестков цветка.
В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга.
Дети занимают свои места.
Звучит команда «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Береза». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра продолжается.
Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.
2. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)
Оборудование: образец узора (Приложение), набор счетных палочек (для каждого ребенка)
3. Пальчиковая гимнастика
Описание: дети на столе выкладывают узор из счетных палочек.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика, развитие слуховой памяти) (тренажер «Внимание. Память. Мышление», с.11).
5. Игра «Совушка - сова»
Описание: Выбирается с помощью считалочки водящий - «Совушка – сова». Когда сова ночью спит, все дети – превращаются в бабочек и летают на полянке. Психолог говорит слова: либо - «Ночь наступает», тогда бабочки должны замереть, сова вылетает из своего гнезда и смотрит, кто шевелится и того забирает к себе в гнездо, либо - «День» – бабочки опять движутся.
6. Упражнение «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Занятие 6. Дикие животные
Цель: развитие концентрации внимания, мелкой моторики, логического мышления, пространственных представлений, навыков произвольного поведения, волевых качеств, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Дикие животные» (расширение словарного запаса)
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какое-то дикое животное и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям дикие животные не будут названы.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут
Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
«Сон»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спит-
Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите.
Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение)
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях
5. Задание «РАЗЛОЖИ КАРТОЧКИ».
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых — одинаковые (для каждого ребенка).
Описание задания:
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых — одинаковые.
Психолог предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.
6. Игра «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И СОКОЛ».
Цель: развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.
Описание игры:
С помощью считалки или по желанию выбираются «лиса» и «сокол». «Сокол» уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, который изображает лису, ведет за собой «лисят» и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности их повторяют. Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой «лисенок».
Игра повторяется 2-3 раза со сменой ведущих.
Примечание. Желательно музыкальное сопровождение.
2. Упражнение «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Занятие 7. Наша страна. Мой город.
Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики, расширение объема памяти.
1. Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Описание игры:
Дети встают в круг. Психолог с мячом в руках — в центр круга. Психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». Игра продолжается.
Примечание: Используются стимульные слова: фрукты, овощи, злаки, грибы, ягоды, посуда и т.д.
2. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
«Кулак, ладонь, ребро»
Сначала упражнение выполняется правой, потом левой, а затем двумя руками одновременно.
3. Работа в тетрадях «Домики» (тренажер «Внимание. Память. Мышление», с.29).
4. Задание «ВЫЛОЖИ ЦИФРЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ».
Цель: расширение объема памяти и развитие внимания.
Оборудование: магнитная доска; магниты; мел (маркер); четыре демонстрационные карточки с цифрами; квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки; поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры.
Описание задания:
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На магнитной доске заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но только большего размера, квадрат с четырьмя клетками.
Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках.
Дается время для запоминания — 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.
Примечание: На одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания и увеличить количество используемых карточек до четырех.
5. Упражнение «ОТДЫХ НА МОРЕ».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Занятие 4
Цели: развитие мелкой моторики, мышления, слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Транспорт» (расширение словарного запаса)
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какой-то вид транспорта и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям виды транспорта не будут названы.
2. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
«Замок»
На двери весит замок (Сложить пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (постучать рука об руку)
Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)
Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)
И открыли! (резко расцепить пальцы)
Повторить 3 раза.
3. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение транспорт)
Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.
4. Упр. «Найди лишнее» (развитие мышления)
Оборудование: карточка (Приложение - транспорт).
Описание: Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Дети должны догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ.
6. Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ».
Цель: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.
Описание игры:
Психолог просит детей изобразить с помощью жестов ветер и снег.
Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные жесты предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.
Затем психолог договаривается с детьми, что на один хлопок они будут изображать, что едут на машине (крутят руль), на два — паровозик, на три — встанут в круг.
Включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение. Игра продолжается.
7. Упражнение «ОТДЫХ НА МОРЕ».
Цель: релаксация и развитие воображения.
Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.