Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков сенсорного восприятия у детей с ОВЗ /детей-инвалидов
Оценка 4.8

Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков сенсорного восприятия у детей с ОВЗ /детей-инвалидов

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
17.10.2024
Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков сенсорного восприятия у детей с ОВЗ /детей-инвалидов
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на коррекцию недостатков в сенсорном развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ/детей-инвалидов, их успешную социальную адаптацию, формирование предпосылок учебной деятельности
КРП по сенсорному развитию.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок»

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор

__________

от «____»__________ 20___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая программа

по развитию навыков сенсорного восприятия

у детей с ОВЗ /детей-инвалидов

Срок реализации: 5 месяцев

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

учитель-дефектолог

Е.В. Коновалова

                         

                               

 

 

Мичуринск

2023 г.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на коррекцию недостатков в сенсорном развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ/детей-инвалидов, их успешную социальную адаптацию, формирование предпосылок учебной деятельности

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки, поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и не дифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим. Кроме того, у многих воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

 

Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.

 

Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и неравномерность этого развития в целом. И как следствие – к семи-восьми годам дети оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции, т.е. не готовыми к обучению в школе. 

Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени интеллектуального недоразвития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсорное развитие ребенка.   В соответствии с ФГОС дошкольного образования разработанная
Программа коррекционного курса «Развитие навыков сенсорного восприятия»  обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с задержанным развитием, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.

 

Программа рассчитана на 5 месяцев обучения

Введение курса сенсорного развития обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей через системный подход.

 

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего уровень актуального развития детей, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

 

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ

 

Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной программы.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

На основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

 

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов;

- формирование начальных пространственно-временных ориентировок;

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

-развитие моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Основные принципы, на которых базируется программа:
Принцип системности коррекционных, профилактических  и развивающих  задач. Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности в целом.

Принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством, ориентирующим его активность.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования соответствия психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости конкретного пути развития – с другой.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов означает, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более развитые психические процессы. Опора на них и использование методов, которые их активизируют, оказывается эффективным путем коррекции интеллектуального и перцептивного развития ребенка.
Принцип возрастания сложности: переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному.

Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает формирование в детях чувственного познания: умение видеть, слышать, осязать, представлять.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

ü обучение детей сличению и группировке   предметов с заданным признаком (двумя признаками);

ü формирование умения различать и называть цвет, форму и величину предмета;

ü расширение практического опыта детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;

ü обогащение пассивного и активного словаря;

ü в процессе совместной деятельности формирование у детей мотивации к общению;

ü формирование инициативности и активности детей с использованием вербальных средств речи в процессе общения;

ü развитие психических процессов.

 

Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленной на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, узнавания по сходству и различию, словесного описания, сложной мыслительной и творческой деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

При составлении программы были использованы материалы:

- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие.

- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгер.

- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений

 

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности детей: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное количество времени.

 

В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия, развитие зрительной памяти и т. д.).

 

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной сферы, поэтому в программу включены задачи развития мелкой моторики руки, межполушарного взаимодействия, преодоления моторной неловкости и др.

Эффективность работы зависит, в частности, от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия.

 

Программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование у него психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Дети во время занятий, основанных на прямом обучающем воздействии учителя-дефектолога, указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у детей развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и рече-двигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.

Занятия по сенсорному развитию эффективны для воспитания положительных качеств личности, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, развивается усидчивость, произвольность действий.

 

Методы и приемы реализации программы

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через игру, обучение, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.

 

Приёмы и методы:

ü совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

ü действия детей по образцу, по инструкции;

ü действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

ü предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога специально подобранных игрушек, предметов, картинок и т.п.;

ü соотнесение предметов с соответствующим им изображениями, с последующим их называнием;

ü наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира.

 

Организация: коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме.

Оценка эффективности занятий

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:  

·        степень помощи ребенку при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

·        поведение детей на занятиях: актив­ность, заинтересованность обеспечи­вают положительные результаты занятий;

·        результаты выполнения контрольных заданий, в качестве которых даются зада­ния, уже выполнявшиеся детьми, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, осуществляют ли дети перенос усвоенных знаний, проявляют ли само­стоятельность;

·        косвенным показателем эффективности коррекционной работы может быть повышение познавательной активности детей (повышение работоспособности, внима­тельности, качественное улучшение мыслительной деятельности и др.).

 

Программа рассчитана на 5 месяцев обучения детей с ОВЗ/детей-инвалидов дошкольного возраста.

 

Количество учебных занятий – 33 часа. Продолжительность каждого занятия 15 минут. Предполагается 2 занятия в неделю.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию навыков сенсорного восприятия дошкольники должны научиться:

1.     различать свойства предметов: боль­шой – поменьше – маленький;

2.     сличать, выделять и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый), не менее 2дополнительных цветов (белый, черный);

3.     различать представления много – мало, ни одного;

4.     доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по так­тильному образцу, по инструкции (много, мало, ни одного);

5.     выполнять группировку предметов по заданному признаку (цвет, форма, величина);

6.     выполнять группировку предметов по двум признакам (цвет и форма, цвет и величина, форма и величина);

7.     составлять сериационные ряды (чередование и сериация предметов по качественному признаку);

8.     конструировать по образцу из плоскостных геометрических фигур, счетных палочек;

9.     называть части суток;

10. пользоваться методом проб при решении практических игро­вых задач;

11. учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

 

Программа по развитию навыков сенсорного восприятия представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Контроль уровня сформированности навыков

сенсорного восприятия

1.Цветоразличение

-показ и называние основных цветов спектра, показ и называние не менее 2дополнительных цветов (белый, черный)

2.Различение формы

- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 5-10 предложенных).

3. Классификация

- Группировка по двум признакам (цвет и форма, цвет и величина, форма и величина)

4. Восприятие величины

- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины матрешек, колец пирамидки, кубиков, 3-5 палочек разной длины и др.;

- ранжирование по величине в ряд 3-7 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд предмет (фигуру), которую убрал педагог.

5. Оценка пространственного восприятия:

- конструирование по образцу из 3-7 счетных палочек.

8. Оценка восприятия времени:

- раскладывание и называние частей суток;

9. Оценка тактильных ощущений:

- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

 

                          Критерии оценки выполнения любого задания

1 балл – ребенок не выполняет задание, не понимает пред­ложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предме­тов, не использует обследовательские действия для их обнару­жения, в деятельности преобладают неспецифические манипу­ляции.

2 балла– ребенок проявляет интерес к заданиям, выполня­ет их по подражанию, требуется обучающая помощь, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическим материалом, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3балла–ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по образцу, в основном самостоятельно, допускает 1-2 ошибки, сличает цвет, форму, величину пред­метов, знает название 4 основных цветов (не называет дополнительных), 2-3 форм, величин (боль­шой, поменьше, маленький), иногда называет их, может под руковод­ством педагога использовать результат обследования в продук­тивной деятельности.

4 балла– ребёнок выполняет предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их в продуктивной деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

-       Знакомство с основными цветами (жёлтый, зеленый, красный, синий), дополнительными (черный, белый), геометрическими фигурами (узнавание, различение, называние: круг, квадрат, треугольник). Величины: большой – маленький.

-       Обучение определению цвета, формы, величины в знакомых окружающих предметах.

-       Группировка предметов по основным признакам, по двум признакам.

-       Знакомство с временными понятиями (называние частей суток: день, ночь).

 

Развитие моторики

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Игры с крупной мозаикой, «Чудесный мешочек».

Конструирование предметов

Конструирование геометрических фигур и предметов из составных частей (2-4 детали).

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков.

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений.

 

Порядок ознакомления детей с темой «Цвет»

1.Уточнение знаний и представлений о цвете:

а) основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

б) накопление сенсорного опыта соотнесения по цвету.

2.Первичное знакомство с цветом.

а) основной цвет – красный (желтый, синий, зеленый).

б) накопление сенсорного опыта выделения цвета.

Ребенок накапливает сенсорный опыт. Знакомится с приемами наложения одного цвета на другой: «Подходит – не подходит», что позволяет четче воспринимать особенности каждого цвета.

3.Сопоставление изучаемого цвета с другими цветами.

а) сопоставление изучаемого цвета с другими цветами (подбор предметов, картинок к цветовым моделям).

б) словесное определение цвета предметов – выделение цвета по слову. Сначала ребенок подбирает предметы одного вида (красные флажки, шарики и т.д.) затем разного вида (флажок красный, шарик синий и т.д.)

 

Порядок ознакомления детей с темой «Форма»

1.Уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах:

а) плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

б) накопление сенсорного опыта обследования фигур с помощью различных анализаторов.

2.Первичное знакомство с геометрической фигурой (круг, квадрат, треугольник).

а) плоскостная геометрическая (круг, квадрат, треугольник).

б) накопление сенсорного опыта обследования фигур с помощью различных анализаторов.

Ребенок накапливает сенсорный опыт. При изучении этой темы он учится действовать с моделями фигур (тактильное обследование, одновременная работа руки и глаза, катание и т.д.).

Знакомится с приемами наложения одной фигуры на другую – круга на квадрат, квадрат на треугольник, что позволяет четче воспринимать особенности каждой из фигур.

3.Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.

а) сопоставление геометрических фигур с предметами сходной формы (подбор предметов к моделям фигур).

б) словесное определение формы предметов – выделение формы предмета по слову. Сначала ребенок подбирает предметы одного вида (флажки, шарики и т.д.) затем разного вида (флажок прямоугольный, шарик круглый и т.д.)

 

Порядок ознакомления детей с темой «Величина»

1.Уточнение знаний и представлений о величине:

а) величины (большой – маленький, длинный – короткий);

2.Обучение способам сравнения размеров предметов.

а) накопление сенсорного опыта определения размера предметов (большой – маленький, длинный – короткий);

б) обучение способам сравнения предметов (приложения, наложения);

в) обучение способам дочислового сравнения предметов: много – мало, ни одного;

г) введение понятий, выделение понятий по слову: большой, маленький, одинаковые по величине; длинный, короткий, одинаковые по длине.

3. Подбор и группировка предметов по заданному признаку:

а) выбор среди нескольких предметов такой же (по образцу);

б) классификация предметов с учетом одного качественного признака.

4. Обучению установлению отношений между предметами по размеру:

а) выстраивание ряда из двух (3-5) предметов с ориентировкой на образец и самостоятельно.

 

Порядок ознакомления с темой «Ориентировка в пространстве и во времени»

1. Определение пространственного расположения предметов относительно себя:

а) закрепление умений ориентироваться в собственном теле (различать части тела и лица);

б) обучение определению на себе различных сторон по образцу: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева.

2. Развитие умений выделять по слову точное назначение предлогов: на, под.

3. Обучение определению частей суток (на наглядном материале), их последовательности.

 

Личностными результатами курса «Развитие навыков сенсорного восприятия» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

ü Проявлять положительное отношение к занятиям.

ü В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила.

ü Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

 

Достаточный уровень результатов

Дети должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

1.     Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).

2.     Сравнивать предметы по величине (большой – маленький, длинный – короткий).

3.     Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по одному, двум признакам.

4.     Выделять части суток.

Минимальный уровень результатов

Дети должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

1.     Различать и соотносить основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.

2.     Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, форме, величине). Сравнивать наложением, приложением.

3.     Ориентироваться в представлении (сутки, дни).

4.     Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Основные разделы программы

Количество часов

Формы контроля

1.

Восприятие цвета

14

диагностика

2.

Восприятие формы

6

диагностика

3.

Восприятие величины

7

диагностика

4.

Восприятие пространства

6

диагностика

5.

Всего часов

33

 

 

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Задачи

Методы

и приемы

Кол.

час.

Дата

Восприятие цвета

1.

Ориентировка в цвете (4 цвета на однородном материале)

Развивать умение сличать 2 (3,4) цвета с эталоном-образцом, формировать умение группировать по цвету

1.Игра: «Дай такой же»

2.Игра: «Разложи»

3.Игра: «Цветные коврики»

4.Игра: «Стирка»

1

Октябрь

I

неделя

2.

Ориентировка в цвете «Цветное лото» (4 цвета на разнообразном материале)

Учить подбирать по цвету разнообразные предметы (картинки) к эталону-образцу

1.Игра: «Цветное лото»

2.Игра: «Разложи шарики»

3.Игра: «Цветные коврики»

4.Игра: «Стирка»

1

3.

Желтый цвет

Учить находить разнообразные предметы желтого цвета среди дидактического материала, в окружающей обстановке

1.Игра: «Выбери желтые шарики»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Найди игрушки желтого цвета»

4.Игра: «Стирка»

1

 

 

 

 

 

 

Октябрь

II

неделя

 

4.

Желтый цвет

Развивать умение выделять по слову предметы желтого цвета, учить называть цвет

1.Игра: «Найди и покажи»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Назови желтые предметы»

4.Игра: «Какого цвета предмет?»

1

5.

Красный цвет

Учить находить разнообразные предметы красного цвета среди дидактического материала, в окружающей обстановке

1.Игра: «Выбери красные шарики»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Найди игрушки красного цвета»

4.Игра: «Стирка»

1

Октябрь

III

неделя

 

6.

Красный цвет

Развивать умение выделять по слову предметы красного цвета, учить называть цвет

1.Игра: «Найди и покажи»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Назови красные предметы»

4.Игра: «Какого цвета предмет?»

1

7.

Желтый и красный цвет

Развивать умение выделять по слову предметы двух цветов, называть цвет, учить чередовать предметы по цвету

1.Игра: «Найди и покажи»

2.Игра: «Назови цвет»

3.Игра: «Положи верно»

4.Игра: «Продолжи ряд»

1

Октябрь

IV

неделя

 

8.

Синий цвет

Учить находить разнообразные предметы синего цвета среди дидактического материала, в окружающей обстановке

1.Игра: «Выбери синие шарики»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Найди игрушки синего цвета»

4.Игра: «Стирка»

1

9.

Синий цвет

Развивать умение выделять по слову предметы синего цвета, учить называть цвет

1.Игра: «Найди и покажи»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Назови синие предметы»

4.Игра: «Какого цвета предмет?»

1

Ноябрь

I

неделя

10.

Зеленый цвет

Учить находить разнообразные предметы зеленого цвета среди дидактического материала, в окружающей обстановке

1.Игра: «Выбери зеленые шарики»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Найди игрушки зеленого цвета»

4.Игра: «Стирка»

1

11.

Зеленый цвет

Развивать умение выделять по слову предметы зеленого цвета, учить называть цвет

1.Игра: «Найди и покажи»

2.Игра: «Мозаика»

3.Игра: «Назови зеленые предметы»

4.Игра: «Какого цвета предмет?»

1

 

Ноябрь

II

неделя

 

12.

Синий и зеленый цвет

Развивать умение выделять по слову предметы двух цветов, называть цвет, учить чередовать предметы по цвету

1.Игра: «Найди и покажи»

2.Игра: «Назови цвет»

3.Игра: «Положи верно»

4.Игра: «Продолжи ряд»

1

13.

Четыре цвета

Развивать умение правильно называть 4 цвета, ассоциировать их с объектами живой и неживой природы

1.Игра: «Цветное лото»

2.Игра: «Назови цвет»

3.Игра: «Стирка»

4.Игра: «Продолжи ряд»

1

Ноябрь

III

неделя

 

14.

Белый и черный цвет

Познакомить с белым и черным цветом; учить находить предметы белого и черного цвета среди дидактического материала, в окружающей обстановке, называть цвет

1.Игра: «Подбери цвет»

2.Игра: «Назови цвет»

3.Игра: «Положи верно»

4.Игра: «Продолжи ряд»

 

Всего

14

 

Восприятие формы

1.

Геометрические фигуры

Учить различать плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник), вставлять их в соответствующие прорези сортера, пользуясь методом проб

1.Игра: «Разложи»

2.Игра: «Найди и покажи»

3.Игра: «Сортер»

4.Игра: «Геометрическая мозаика»

1

Ноябрь

IV неделя

2.

Круг

Учить выделять круг среди других фигур, обследовать его путем обведения контура пальцем, называть круг

1.Игра: «Возьми, что катится»

2.Игра: «Найди и обведи»

3.Игра: «Назови фигуру»

4.Игра: «Нарисуй «картину» из кругов»

1

3.

Квадрат

Учить выделять квадрат среди других фигур, обследовать его путем обведения контура пальцем, «пробующих» действий, учить называть

1.Игра: «Возьми, что не катится»

2.Игра: «Что похоже на квадрат?»

3.Игра: «Назови фигуру»

4.Игра: «Найди и обведи»

1

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

I неделя

4.

Треугольник

Учить выделять треугольник среди других фигур, обследовать его путем обведения контура пальцем, «пробующих» действий, учить называть

1.Игра: «Найди и обведи»

2.Игра: «Что похоже на треугольник?»

3.Игра: «Назови фигуру»

4.Игра: «Нарисуй «картину» из треугольников»

1

5.

Фигуры. Круг. Квадрат. Треугольник

Развивать умение воспринимать и узнавать на ощупь плоскостные фигуры – круг, квадрат, треугольник, дифференцировать, называть их

1.Игра: «Найди половинки»

2.Игра: «Разложи, обведи и назови»

3.Игра: «Сложи из фигур»

4.Игра: «Из каких фигур сложен предмет?»

1

 

 

Декабрь

II неделя

6.

Соотнесение по двум признакам (цвет и форма)

Учить группировать предметы по двум признакам

1.Игра: «Сортер»

2.Игра: «Разложи и назови»

3.Игра: «Логические таблицы»

4.Игра: «Домики»

1

Всего

6

 

Восприятие величины

1.

Большой, маленький, одинаковые по величине

Формировать понятия о величине, фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине, учить группировать по величине

1.Игра: «Чудесный мешочек»

2.Игра: «Разложи и назови»

3.Игра: «Четвертый лишний»

4.Игра: «Какой кубик больше?»

1

 

Декабрь

III

неделя

2.

Большой, поменьше, маленький

 

Развивать умение складывать с учетом величины трехсоставную матрешку (пирамидку, стаканчики и др.), пользуясь методом проб

1.Игра: «Собери матрешку»

2.Игра: «Собери пирамидку»

3.Игра: «Построй снеговика»

4.Игра: «Посади грибочки»

1

3.

Составление сериационных рядов

Развивать навык действия с предметами, ориентируясь на величину

1.Игра: «Матрешка»

2.Игра: «Пирамидка»

3.Игра: «Разложи по порядку»

4.Игра: «Покажи (от большего к меньшему и наоборот)»

1

Декабрь

IV

неделя

 

4.

Длинный - короткий

Учить сравнивать два предмета по длине способом наложения

1.Игра: «Разложи ленточки»

2.Игра: «Покажи и назови»

3.Игра: «Разложи по порядку»

4.Игра: «Покажи (от короткой к длинной и наоборот)»

1

Декабрь

IV

неделя

 

5.

Соотнесение по двум признакам (цвет и величина)

Развивать умение группировать предметы по двум признакам

1.Игра: «Сортировка»

2.Игра: «Разложи и назови»

3.Игра: «Почини картинку»

4.Игра: «Грибочки»

1

Январь

III

неделя

6.

Соотнесение по двум признакам (форма и величина)

Развивать умение группировать предметы по двум признакам

1.Игра: «Сортировка»

2.Игра: «Разложи и назови»

3.Игра: «Логические таблицы»

4.Игра: «Чего не стало?»

1

7.

Много – мало, ни одного

Учить выделять из группы отдельные предметы по образцу, находить и называть «много, мало, ни одного» на основе визуального сравнения; учить понимать вопрос сколько?, отвечать на вопрос

1.Игра: «Покажи и назови»

2.Игра: «Найди столько же»

3.Игра: «Достань из мешочка»

4.Игра: «Один – много»

1

Январь

IV

неделя

Всего

7

 

Восприятие пространства

1.

Ориентировка в собственном теле

Развивать навыки ориентировки в собственном теле

1.Игра: «Покажи, где… (на собственном теле)»

2.Игра: «Покажи, где… (на картинном материале)»

3.Игра: «Чем мы… (смотрим и др.)»

4.Игра: «Что где находится?»

1

Январь

IV

неделя

2.

Вверху – внизу

Учить воспринимать пространственные отношения между предметами по вертикали: внизу, вверху

1. Упражнение: «Голова, ноги»

2. Упражнение: «Подними руки вверх (опусти вниз и др.)»

3. Упражнение: «Разложи игрушки»

4.Игра: «Что, где находится?»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль I

неделя

3.

Ориентировка на плоскости (вверху, внизу)

Учить ориентироваться на плоскости по образцу и по словесной инструкции

1.Игра: «Выложи по образцу»

2.Игра: «Положи вверху (внизу)?»

3.Игра: «Куда ты положил»

4.Игра: «Что, где находится?»

1

4.

Впереди – сзади

Учить воспринимать пространственные отношения между предметами по горизонтали: впереди, сзади

1. Упражнение: «Повтори, не ошибись»

2. Упражнение: «Подними руки вперед (отведи назад и др.)»

3. Упражнение: «Разложи игрушки»

4.Игра: «Что, где находится?»

1

Февраль II

неделя

5.

Справа – слева

Развивать навыки ориентировки в собственном теле, учить обозначать направления: право, лево

1. Упражнение: «Повтори, не ошибись»

2. Упражнение: «Подними правую руку (закрой левый глаз и др.)»

3. Игра: «Путешествие по группе»

4.Игра: «Что, где находится?»

1

6.

Ориентировка на плоскости (справа, слева)

Развивать умение ориентироваться на плоскости по образцу и по словесной инструкции

1.Игра: «Выложи по образцу»

2.Игра: «Положи справа (слева)?»

3.Игра: «Куда ты положил»

4.Игра: «Что, где находится?»

1

Февраль III

неделя

7.

Ориентировка относительно себя (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева)

Развивать навыки ориентировки относительно себя, развивать умение обозначать направления словом

1.Игра: «Найди предмет по описанию (где находится)»

2.Игра: «Покажи и назови»

3.Игра: «Направо пойдешь…»

4.Игра: «Клад»

1

8.

Части суток (день, ночь)

Учить узнавать части суток (день, ночь) по действиям человека; находить утро, ночь на картинках, выделяя по слову

1.Игра: «Разложи и назови»

2.Игра: «Положи верно»

3.Игра: «Что сначала, что потом?»

4.Игра: «Когда это бывает?»

1

Февраль IV

неделя

Всего

6

 

ИТОГО

33

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование

Для проведения занятий требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:

ü функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, матрешки, пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры, тела разной величины, полоски цветного картона разной длины, геометрическое лото, сенсорные модули, сортеры, вкладыши-формы и др.);

ü игрушки и пособия для развития тонкой моторики: мозаики, трафареты, разнообразные мелкие предметы и др.;

ü разнообразные игрушки для развития пространственной ориентировки (куклы, оборудование и материалы для сюжетных игр; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы);

ü иллюстрированный и образно-символический материал: специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы картинок с разнообразным изображением, серии карточек и т.д.);

ü компьютер, принтер, доска.


 

ЛИТЕРАТУРА

1.            Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество.  М. «Просвещение».

2.            Баряева Л. Б., Зарин А. «Методика формирования коли­чественных представлений у детей с интеллектуальной недос­таточностью» — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000 г.

3.            Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколо­ва Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с ин­теллектуальной недостаточностью» — СПб.: СОЮЗ, 2001 г.

4.            Борякова Н. Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагности­ка и коррекция задержки психического развития у детей» — М.: Гном-Пресс, 1999 г.

5.            Венгер А.А. «Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1982 г.

6.            «Готовимся к школе: Программно-методическое осна­щение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: Ника-пресс, 1998 г.

7.            Дунаева 3. М. «Формирование пространственных пред­ставлений у детей с задержкой психического развития» // Дефек­тология. – 1980. – № 4.

8.            Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста» (научно-методическое пособие), Санкт-Петербург, «КАРО», 2008 г.

9.            Забрамная С. Д. «Психолого-педагогическая диагности­ка умственного развития детей» — М.: Просвещение; Владос, 1995 г.

10.        Мыслюк В.В. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие для педагогов» Мн.: Народная асвета, 2007 г.

11.        Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (для детей с нарушением интеллекта) Москва 2005 г.

12.        Цветкова Л. С. «Методика  нейропсихологической диагностики детей» — М.: Роспедагенство, 1998 г.

13.        Чумакова И.В. «Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта» — М.: Владос,2001.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры и игровые упражнения

Игра «Дай такой же»

Материал: пары различных предметов, картинок, геометрических фигур, элементов мозаики и др.

Описание.

Ребенку предлагается найти и показать (взять, дать) такой же предмет, картинку, как у учителя-дефектолога.

 

Игра «Разложи»

Материал: предметы, картинки, геометрические фигуры, мозаика, ленточки, палочки и др. разного цвета и размера.

Описание.

Ребенку предлагается разложить предметы (картинки, геометрические фигуры и др.) по инструкции учителя-дефектолога (по цвету, размеру и др.).

 

Игра «Цветные коврики»

Материал: коврики 4-х основных цветов, предметы, картинки, мозаика, геометрические фигуры и др.

Описание.

Ребенку предлагается разложить предметы (картинки, геометрические фигуры и др.) на соответствующие по цвету коврики.

 

Игра «Стирка»

Материал: макет стиральной машины 4-х основных цветов, картинки с изображением предметов одежды красного, желтого, синего и зеленого цветов.

Описание.

Ребенку предлагается «постирать», разложить одежду по своим стиральным машинкам.

 

Игра «Цветное лото»

Материал: игровые поля 4-х основных цветов, картинки с изображением предметов основных цветов.

Описание.

Ребенку (детям) предлагается в порядке очередности выбрать картинки для своего игрового поля (соответствие по цвету).

 

Мозаика

Материал: игровое поле, элементы мозаики 4-х основных цветов.

Описание. Ребенку предлагается выбирать элементы определенного цвета (двух цветов) для постройки дорожки (цветка, лесенки и др.).

 

Игра «Найди (назови) красные (желтые, синие, зеленые) предметы»
Материал: игровые поля разных цветов, картинки с изображением предметов.

Описание.

Вариант 1. Предложить ребенку найти все карточки одного типа: например, все изображения синего цвета или всех бабочек.

Вариант 2. Усложняя задание, попросить ребенка рассортировать все карточки по цветам или по предметам.

 

Игра «Стирка» с прищепками

Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.

Описание.

Вариант 1. Ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.

Вариант 2. Ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).

 

Игровое упражнение «Положи верно»

Материал: лист бумаги, набор геометрических фигур, картинок разного цвета.

Описание.

Вариант 1. Ребенку предлагается подобрать фигуры (картинки) и наложить их на образец.

Вариант 2. Ребенок должен подобрать необходимые фигуры и наложить их на заданный контур.

Вариант 3. Ребенку предлагается положить картинки (геометрические фигуры) на лист бумаги по заданию учителя-дефектолога (ориентировка на листе бумаги).

Вариант 4. Ребенку предлагается самостоятельно выполнить постройку (выложить предмет) из геометрических фигур.

 

Игра «Продолжи ряд»

Материал: карточки-шаблоны с рядами чередующихся фигур, геометрические фигуры – треугольники, квадраты, круги одинаковые и разные по цвету и размеру.

Описание.

Вариант 1. Предложить ребенку на карточках с образцами установить закономерность и продолжить ряд геометрическими фигурами (закрасить цветными карандашами).

Вариант 2. Предложить ребенку выложить ряд предметов (геометрических фигур) по словесной инструкции.

 

Дидактическая игра «Достань из мешочка…», «Чудесный мешочек»

Материал: непрозрачный мешочек, предметы (соответствующие изучаемой теме: геометрические фигуры, формы, одноименные предметы разной величины) имеющие ярко выраженные различия.

Описание.

Вариант 1. Ребенку предлагается достать из мешочка наощупь определенный предмет (форму, размер).

Вариант 2. Ребенку предлагается, опустив руку в мешок, наощупь определить, что это за предмет и назвать его.

 

Игра «Геометрическое лото»

Материал: игровые поля, картинки с изображением геометрических фигур.

Описание.

Вариант 1. Ребенку (детям) предлагается в порядке очередности выбрать картинки для своего игрового поля (соответствие по форме).

Вариант 2. Ребенку предлагается найти все фигуры одной формы, называя цвет (красный квадрат, желтый квадрат и др.).

 

Игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

Материал: пары картинок с изображенными на них геометрическими фигурами, предметами, разными по цвету, величине.

Описание.

Ребенку предлагается найти сходство и/или различие между изображенными предметами.

 

Упражнение «Нарисуй картину из кругов (треугольников, квадратов)» «Сложи из фигур»

Материал: карточки со схематичным изображением предметов, наборы геометрических фигур, счетные палочки.

Описание.

Вариант 1. Ребенку предлагается сложить предмет, изображенный на карточке, по образцу из предложенных геометрических фигур (счетных палочек).

Вариант 2. Ребенку предлагается сложить предмет по представлению из предложенных геометрических фигур (счетных палочек).

 

Игра «Логические таблицы»

Материал: игровые поля, картинки с изображением предметов разных по цвету, форме, величине.

Описание.

Ребенку предлагается разложить картинки, ориентируясь на два признака: цвет и форму, форму и величину, цвет и величину.

 

Игра «Четвертый лишний»

Материал: карточки, на которых нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу по одному определенному признаку, а четвёртая лишняя (не подходит под единую классификацию).

Описание.

Ребенку предлагается выбрать неподходящий предмет и аргументировать свой выбор.

 

Упражнение «Сериационные ряды»

Материал: наборы предметов (картинок), отличающихся по размеру (величине, длине, высоте, ширине и др.).

Описание.

Ребенку предлагается расставить (разложить) предметы (картинки) в порядке возрастания (убывания) величины, назвать.

 

Игра «Разрезные картинки», «Сложи картинку»

Материал: карточки с изображением предметов, разрезанные на несколько частей (2-4).

Описание.

Ребенку предлагается определить по части, что это за картинка и сложить ее.

 

Игра «Один – много»

Материал: карточки с изображением одного или нескольких предметов.

Описание.

Ребенку предлагается разложить карточки по критерию «один» - «много».

 

Игра «Когда это бывает?»

Материал: набор картинок с изображением времен года, картинки с изменениями в природе и жизни человека в разное время года.

Описание.

Вариант 1. Педагог показывает ребенку изображения времён года и предметов, предлагает определить, к какому времени года подходят эти картинки и почему.

Вариант 2. Из предложенных картинок ребенок выбирает те, которые подходят к определенному времени года.

 

Игра «Что сначала, что потом?»

Материал: карточки с изображением частей суток.

Описание.

Ребенку предлагается разложить картинки с частями суток по порядку и назвать их.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с

Программа рассчитана на 5 месяцев обучения

Программа рассчитана на 5 месяцев обучения

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

В ходе реализации программы решаются следующие задачи: ü обучение детей сличению и группировке предметов с заданным признаком (двумя признаками); ü формирование умения различать и называть…

В ходе реализации программы решаются следующие задачи: ü обучение детей сличению и группировке предметов с заданным признаком (двумя признаками); ü формирование умения различать и называть…

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной сферы, поэтому в программу включены задачи развития мелкой моторики руки, межполушарного взаимодействия, преодоления моторной неловкости и др

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной сферы, поэтому в программу включены задачи развития мелкой моторики руки, межполушарного взаимодействия, преодоления моторной неловкости и др

Организация: коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме

Организация: коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме

Программа по развитию навыков сенсорного восприятия представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Программа по развитию навыков сенсорного восприятия представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО

Порядок ознакомления детей с темой «Цвет» 1

Порядок ознакомления детей с темой «Цвет» 1

Обучение способам сравнения размеров предметов

Обучение способам сравнения размеров предметов

Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах

Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах

Игра: «Выбери желтые шарики» 2

Игра: «Выбери желтые шарики» 2

Зеленый цвет Развивать умение выделять по слову предметы зеленого цвета, учить называть цвет 1

Зеленый цвет Развивать умение выделять по слову предметы зеленого цвета, учить называть цвет 1

Игра: «Возьми, что не катится» 2

Игра: «Возьми, что не катится» 2

Игра: «Покажи (от большего к меньшему и наоборот)» 1Декабрь

Игра: «Покажи (от большего к меньшему и наоборот)» 1Декабрь

Упражнение: «Голова, ноги» 2

Упражнение: «Голова, ноги» 2

Ориентировка относительно себя (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева)

Ориентировка относительно себя (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева)

ЛИТЕРАТУРА 1. Альтхауз

ЛИТЕРАТУРА 1. Альтхауз

ПРИЛОЖЕНИЕ Игры и игровые упражнения

ПРИЛОЖЕНИЕ Игры и игровые упражнения

Игра «Найди ( назови ) красные ( желтые, синие, зеленые ) предметы»

Игра «Найди ( назови ) красные ( желтые, синие, зеленые ) предметы»

Материал : непрозрачный мешочек, п редметы ( соответствующие изучаемой теме: геометрические фигуры, формы, одноименные предметы разной величины ) имеющие ярко выраженные различия

Материал : непрозрачный мешочек, п редметы ( соответствующие изучаемой теме: геометрические фигуры, формы, одноименные предметы разной величины ) имеющие ярко выраженные различия

Описание . Ребенку предлагается выбрать неподходящий предмет и аргументировать свой выбор

Описание . Ребенку предлагается выбрать неподходящий предмет и аргументировать свой выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2024