Коррекционно - развивающая программа
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Программа направлена на формирование у детей представлений о временах года, об окружающем мире, на развитие познавательной сферы.
Программа состоит из трех модулей.
1-й модуль – ознакомительный.
Цель – познакомить детей с временами года в сказочно-игровой форме.
2-й модуль – коррекционно – развивающий.
Цель – формирование навыка свободного оперирования представлениями о временах года.
3-й модуль – интеграционный.
Цель – формирование навыка свободного ориентирования во времени и пространстве.
Ознакомительный модуль.
Дидактическая игра №1.
Материалы: 4 волшебных камня – синего, зеленого, красного, желтого цветов.
Обстановка: таинственная, волшебная. В течение всего изложения сказки можно использовать тихую, спокойную классическую музыку и зажженные свечи (для усиления «волшебства»)
Вхождение в сказку.
Взрослый: «Когда я была маленькой девочкой, я мечтала попасть в волшебную Страну чудес, встретиться с Королевой этой страны, попросить ее исполнить три моих самых заветных желания. Когда я подросла, мне самой захотелось стать этой чудесной Королевой и творить маленькие чудеса для моих маленьких друзей. И вот однажды моя мечта исполнилась, потому что я поняла, что чудеса происходят каждый день, только мы их не замечаем, а заметить их очень просто… Прислушайтесь!… Слышите? (играет тихая музыка).
Мы отправляемся с вами в страну, где живут Времена Года.
Сказка о временах года.
В одной волшебной стране жили люди. Они были красивые и добрые, всегда помогали друг другу, и настроение их всегда было веселым. Погода этой волшебной страны была такой же, как и сами люди: солнечной, веселой. Каждое утро над страной всходило солнце и каждым лучиком, как рукой, здоровалось с каждым жителем, а вечером оно заходило и указывало на то, что день закончился и всем людям пора отдыхать. На деревьях было полно вкусных плодов: яблок, груш, слив, апельсинов, - поэтому людям не нужно было готовить пищу. Вода в реке была такой чистой и вкусной, что не нужно было готовить другие напитки. Жизнь людей этой страны была чудесной и беззаботной, поэтому никому и в голову не могла прийти мысль, что будет как-нибудь по-другому.
Но однажды все изменилось. Вдруг подул сильный холодный ветер, налетели тучи, и пошел дождь. С деревьев облетели листья. Все звери и птицы спрятались в свои домики.
Дальше стало еще хуже: похолодало и выпал снег. Люди испугались, ведь они никогда не видели снега. Они спрятались в свои дома и в ужасе смотрели на белый пух, летящий с неба. Казалось, этот холод будет всегда. Ужас охватил людей.
Но вот снег закончился, выглянуло доброе солнышко, весело запели птицы. Снег начал таять, и на земле появились чудесные белые цветы. Солнце припекало все сильнее, стало очень тепло, и на деревьях снова появились вкусные плоды. Люди вышли из своих домов и засмеялись, наконец–то все стало как прежде хорошо. Но их радость длилась недолго.
Вдруг опять поднялся сильный ветер, пошел дождь, с деревьев облетели все листья. Потом выпал снег, стало очень холодно. А дальше все повторялось, как в прошлый раз: выглянуло солнышко, снег растаял, появилась зеленая травка, на деревьях зазеленили листочки, расцвели цветочки. Потом созрели плоды, и люди побежали их собирать. Только они набрали себе еды, как снова подул сильный ветер, - и все повторилось заново.
Никто не мог ответить на вопрос: «Что происходит?» Маленькие домики людей не выдерживали дождя и снега, вкусные плоды уже не росли постоянно, и люди часто были голодными – ведь они же ничего не умели делать своими руками.
Тогда люди решили пойти за советом к Доброму Волшебнику. Дорога к нему была нелегкой, но желание людей поговорить с Волшебником было настолько сильным, что они смогли преодолеть все трудности пути.
Люди спросили Волшебника: «Что случилось? Почему в нашей вечно зеленой и солнечной стране идет дождь, с неба летят холодные белые хлопья, нам холодно и мы хотим есть?»
Волшебник посмотрел на людей и сказал: «Ваше счастье и несчастье в том, что вы не знаете, что такое Времена Года – зима, весна, лето, осень. Вы не знаете, когда нужно запасать еду, когда нужна теплая одежда…»
Люди слушали Волшебника и понимали, что еще многого они не знают и не умеют. А волшебник продолжал: «Вы поете прекрасные песни, танцуете прекрасные танцы, любите мир, в котором живете. Вы умеете радоваться жизни. Теперь вам нужно научиться работать и наблюдать за Временем. А чтобы вам легче было это делать, я подарю вам Волшебный Камень»
Люди посмотрели на Волшебный Камень и удивились: никогда они еще не видели такого красивого камня. Он действительно был волшебный: огромный, он переливался всеми цветами радуги. А волшебник сказал: «Понаблюдайте за Камнем. Когда он будет желтого цвета – значит, скоро придет осень: подует холодный ветер, пойдет дождь, опадут листья. Вы можете подготовиться к ее приходу: собрать плоды и пшеницу. Когда камень станет синим – значит, скоро будет зима: станет очень холодно, выпадет снег. Поторопитесь утеплить свои дома. Камень станет зеленым – значит, скоро придет весна: выглянет теплое солнышко, можно будет сеять хлеб. Камень станет красным – значит, скоро придет лето: будет жарко. В лесу вырастут грибы и ягоды».
Люди поблагодарили Волшебника и вернулись домой. Они достали старые мудрые книги и прочитали, как сеять хлеб, строить теплые дома, шить хорошую, удобную одежду и многое другое. Они наблюдали за Камнем и узнавали, когда будет зима, весна, лето, осень. Люди больше не боялись дождя и снега, а радовались им не меньше, чем солнышку. Они знали, что дождь помогает расти всему живому, а снег зимой согревает подземных жителей. Так люди этой страны научились работать и веселиться.
Скоро они привыкли к смене Времен Года и составили календарь, в котором было три зимних месяца, три весенних, три летних и три осенних. По календарю и солнечным часами они стали следить за Временем, и поэтому ни одной минуты не теряли даром
Вот так Волшебный Камень помог людям узнать о Временах года.
Работа с детьми.
В процессе рассказывания сказки взрослый впервые вводит понятия «Времена года». Он дает четкую последовательность времен года, обозначая каждое время своим цветом: зиму – синим, весну – зеленым, лето – красным, осень – желтым. По мере изложения сказки происходит и смена «волшебных камней» в зависимости от определенного времени года. Делайте это незаметно, будьте для ребенка «магом». А если использовать горящие свечки на протяжении всей сказки, это, безусловно, сделает обстановку волшебной, таинственной, спокойной и еще больше заинтересует ребенка, сильнее привлечет его внимание.
Если сказка понравится вашему ребенку (а это, как правило, так) расскажите ее ему еще и еще раз. Рассказывайте сказку медленно, делайте «волшебные» паузы, изменяйте голос в зависимости от каждого персонажа сказки.
Используя Волшебный камень как главный атрибут сказки, можно разнообразить 2-3 занятия приведенными ниже заданиями, выполнение которых поможет взрослым понять, как ребенок запомнил и понял содержание сказки.
Цель – развитие творческого воображения, фантазии.
Взрослый обращается к детям со словами:
- Прикоснитесь к Волшебному Камню. Какого он цвета? (синего). Почувствуйте, какой он холодный. Вам становится очень холодно. Прислушайтесь… Слышите, как трещит мороз? Как хрустит снег под ногами? Как воет вьюга? Закройте глаза – перед вами зима. Расскажите, что вы видите. Какая она – зима?
Или:
- Прикоснитесь к Волшебному Камню. Какого он цвета? (красного). Почувствуйте, какой он горячий. Ощутите прикосновение ветерка. Слышите, как трещит кузнечик? Как жужжит шмель? Полюбуйтесь полевыми цветками: колокольчиками, маками, ромашками, васильками. Закройте глаза – перед вами лето. Расскажите, что вы видите. Какое оно – лето?
Или:
- Прикоснитесь к Волшебному камню. Какого он цвета? (желтого). Почувствуйте его прохладу. Слышите, как идет дождь, как опадают листья с деревьев и шелестят под ногами? Прислушайтесь… Это прощаются с нами перелетные птицы, они улетают в теплые края. Закройте глаза – перед вами осень. Расскажите, что вы видите. Какая она – осень?
Перечислить еще раз времена года, дать им краткую характеристику, напомнить цвет каждого времени года. А ребенок, как губка, впитывает эту информацию и рассказывает о воображаемых картинах: «Картина осени», «Картина зимы», «Картина весны», «Картина лета».
Цель – развитие мыслительной деятельности.
Взрослый обращается к ребенку с просьбой: «Выбери для каждого времени года камень по цвету» или наоборот: «По цвету камня назови время года».
И далее: «Расставь камни так, как идут друг за другом времена года. Еще раз назови очередность времен года».
Цель – развитие мыслительной деятельности, мелкой моторики руки, координированных движений рук.
«Как ты думаешь, почему желтый цвет – это цвет осени, синий цвет – это цвет зимы, зеленый цвет – это цвет весны, красный цвет – это цвет лета?
После того как ребенок выскажет свое мнение, опираясь на признаки времен года, взрослый предлагает ему взять краски и нарисовать картину зимы – синим цветом, картину весны – зеленым, картину лета – красным, картину осени – желтым.
Эти задания помогут ребенку в увлекательной форме запомнить последовательность времен года, их признаки, цветовые особенности.
Материалы: 4 сюжетных картины с изображением всех времен года: зимы, весны, лета, осени.
Обстановка: тихая, спокойная. Возможно использование музыкального фона.
Взрослый читает детям следующее стихотворение:
Времена года.
Целый год,
Круглый год
Время все идет-идет:
То тихонечко плывет,
То бежит,
То летит
И не убавляет ход.
Целый год,
Круглый год
Дарит год
Нам времен хоровод
И идет.
В сентябре, октябре, ноябре
В гости
Осень к нам придет.
В лес она нас позовет,
Где грибы растут – покажет,
Песню дождика споет:
Кап – кап – кап .
Ветерком на нас подует:
У – у – у.
Листиками пошуршит:
Ш – ш – ш.
Перелетных птиц на юг
Отправит
И жучков всех усыпит.
В декабре, январе, феврале
В гости к нам
Зима придет.
Дед – Мороз
Подарки детям принесет,
Внучку в гости приведет,
Елки все в лесу украсит
И наступит
Новый год.
А зима все окна разукрасит,
Снегом все дороги заметет,
Льдом покроет реки
И устроит
Го – ло – лед.
Дед – Мороз
За щеки нас пощиплет,
Вьюги и метели позовет,
В платья снежные
Деревья все оденет
И про внучку снежную свою
Нам тихонько песенку споет.
Март, апрель и май –
Ты весну встречай.
Что в природе происходит,
Ты скорее замечай.
Ручеек журчит:
Жур – жур.
Птицы с юга прилетели.
И на радостях они
Распевают свои трели.
Из-под снега
Тянется подснежник,
Робко солнышку
Подставив лепесток.
Он белее снега –
Белоснежный –
Первый он весны
Цветок.
Реки песни весело запели,
Сбросив цепи снежные свои.
Им теперь легко
И в самом деле –
Сколько хочешь,
Столько и теки.
Солнышко землю пригрело,
Траве, открывая путь,
И птиц перелетных песни
Встречать нас весну зовут.
Природа весной оживает,
Скинув с себя тяжкий сон,
И слышен кругом и всюду
Веселой капели звон.
Июнь, июль и август –
Прекрасная пора.
Мы скажем
Дружно лету:
«Ура – ура – ура!»
Мы будем веселиться,
Купаться, загорать,
Друг другу улыбаться –
Ну, словом, отдыхать.
И солнышко зажмурится,
В лучах своих искрясь,
В улыбке доброй, ласковой
От счастья растворясь.
Трещит кузнечик в травке,
Стрекочет стрекоза,
Жужжит пчела,
И радостью
Наполнились луга.
Теплый дождик медленно
По земле идет,
И дугой радуга
Над землей встает.
Ах, лето, лето красное,
Цветочная пора!
Какая ты прекрасная –
И рада детвора.
Ромашку,
Колокольчик
И мак,
И василек
В большой букет собрали
И-
Сплели венок.
Целый год,
Круглый год
Время все идет-идет:
То тихонечко плывет,
То бежит,
То летит
И не убавляет ход.
Целый год,
Круглый год
Дарит год
Нам времен хоровод
И идет.
В хороводе этом –
Осень и зима,
Весна да лето.
Ох! Как нам знакомо это!
Ваш ребенок уже имеет представление о временах года, их основных признаках. Но «сухое» изложение стихотворения будет неинтересным, поэтому совмещайте приятное с полезным – читайте стихотворение и показывайте знакомые детям сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета и осени.
Пройдет немного времени и ребенку необходимо будет повторить это стихотворение с просьбой: «Когда я буду читать об осени, покажи картину «Осень», когда о зиме – картину «Зима» и т.д. В этот момент ребенок – не пассивный слушатель, а главное действующее лицо, от которого зависит результат игры.
Коррекционно – развивающий модуль.
На этом этапе дети от пассивного прослушивания сказок переходят к решению дидактических задач, направленных на адекватное включение их в социальную среду.
Цель – формирование представлений об основных признаках каждого времени года.
Материалы: набор предметных картинок – признаков определенного времени года (4 набора), 4 сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени.
Взрослый рассматривает с детьми предметные картинки – признаки времен года, называй их. Далее следует вопрос к детям: «Как вы думаете, Дед-Мороз, когда приходит к нам в гости, в какое время года?» – Зимой. – «Значит, это зимняя картинка».
В дальнейшем взрослый не называет предмет – признак, изображенный на картинке, а только спрашивает: «Какая это картинка?» (зимняя, весенняя, летняя, осенняя) В случае неправильного и правильного ответов необходимо обратиться к детям с вопросом – размышлением: «Почему ты так думаешь?»
Взрослый предлагает из множества предметных картинок – признаков выбрать только весенние, или летние, или зимние, или осенние. Любой ребенок с удовольствием назовет еще раз эти предметы – признаки, если вы его об этом попросите. А вывод сделаете сами: «Желтые и красные листья, дождь, тучи, ветер, перелетные птицы – это признаки осени».
Взрослый рассматривает вместе с детьми сюжетные картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Вот примерный перечень вопросов к детям при рассматривании картины:
K Какое время года изображено на картине?
K Назови основные признаки времени года, которые ты видишь на картине.
K Назови месяцы этого времени года.
K …
K какое время года следует за зимой?
K Какое время года перед летом?
K Назови «соседей» осени
K Понимание предлогов «до», «после», «перед», «за».
Дидактическая игра № 4.
Цель – коррекция понимания эмоциональных состояний, изображенных на картинках.
Материалы: картинки с изображением 4-х эмоциональных состояний, соответствующих 4 временам года: зиме, весне, лету и осени.
Взрослый сообщает детям, что к ним в гости пришла Зима, Весна, Лето, Осень. Но он не может разобраться кто есть кто, и просит детей помочь ему. Дети рассматривают картинки и кратко характеризуют эмоциональные состояния времен года: «Какое лицо?» (доброе, веселое, радостное, грустное, плаксивое, счастливое, хмурое, печальное, унылое, сердитое…). Теперь, когда каждое эмоциональное состояние описано, можно выбрать из них соответствующее Зиме, Весне, Лету, Осени.
Взрослый обращается к детям: «Как вы думаете, кто из них Осень? Почему?». Если получен правильный ответ, взрослый поясняет: «Солнце не светит. Птицы не поют. Идет дождь. Грустная картина. Осень».
Если получен неправильный ответ, сразу возникает вопрос: «Может быть, ребенок не понимает эмоциональных состояний, изображенных на картинках?». В этом случае возьмите лист бумаги и нарисуйте грустное лицо, а потом опишите его: «Брови опущены вниз. Уголки глаз опущены вниз. Между бровями – складка. Уголки рта опущены вниз. Это грустное лицо».
Посмотрите в зеркало, изобразите грустное лицо. Предложите теперь ребенку попробовать «быть грустным» и посмотреть на себя в зеркало. Дети, как правило, готовы побыть «обезьянками» и покривляться перед зеркалом. Используйте этот момент – предложите им стать грустным, сердитым, злым, веселым, удивленным. А потом проведите урок рисования – нарисуйте с детьми веселое, сердитое, радостное, грустное лица. И не забудьте их описать.
Как только ребенок научится без проблем определять эмоциональные состояния всех времен года и попросить выбрать для каждого времени года свое лицо: летнее, зимнее, осеннее, весеннее.
Цель – развитие мыслительной деятельности.
Материалы: 4 нарисованных дерева и 4 сухие ветки, бумажные или пластмассовые детали к деревьям: зеленые, красные, желтые листья, снежинки, почки с появляющимися из них маленькими листочками.
Взрослый предлагает детям решить ситуацию: «Перед вами 4 дерева. Они абсолютно одинаковые: лишь ствол и ветки. Но так было не всегда. Раньше они были разными: одно дерево было зимним, другое – весенним, третье –летним, четвертое – осенним. Но вот налетел ураган и сорвал с деревьев зеленые, красные, желтые листочки, снежинки, почки. Помогите, пожалуйста, восстановить деревья».
Дети всегда с удовольствием приходят на помощь. А взрослый поясняет: «Перед вами деревья и:
- красные листья
- желтые листья
- зеленые листья
- снежинки
- почки с появляющимися из них зелеными листочками.
Выбери нужные украшения для:
- осеннего дерева
- зимнего дерева
- летнего дерева
- весеннего дерева».
Украшать деревья можно путем прикладывания деталей (прием накладной аппликации), путем подвешивания деталей на сухие ветки, а также путем пририсования). Выберите наиболее подходящий прием, учитывающий индивидуальные и двигательные особенности ребенка.
Если при выполнении задания возникли трудности или ребенок неправильно нарядил деревья – побеседуйте с ним, спросите его о том, почему он так их украсил. Может быть, увлекшись, он забыл о предложенном задании. Еще раз напомните ему об основных признаках времен года. Обратитесь к нему с вопросами:
1. Что на деревьях осенью? (листья) Какого они цвета? (красного, желтого).
2. Что на деревьях зимой? (снег, снежинки).
3. Что мы видим на деревьях весной? (почки, листочки).
4. Что мы видим на деревьях летом? (листья) Какого они цвета? (зеленого)
Если постоянно напоминать ребенку об основных признаках времен года, то представления о них будут более полными, прочными и устойчивыми.
Цель – развитие мыслительной деятельности.
Материал: карточки с вопросами.
Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который плохо учится в школе и многого не знает. Взрослый предлагает детям и Незнайке ответить на вопросы о временах года. Незнайка намеренно дает неправильные ответы, а дети исправляют их.
Предлагаемые вопросы:
1. Когда собирают овощи на полях?
2. Когда мы видим желтые и красные листья на деревьях?
3. Что такое листопад? Когда он бывает?
4. Когда часто идет дождь?
5. Когда птицы улетают на юг?
6. Когда животные и насекомые впадают в спячку?
7. Когда в лесу много грибов и ягод?
8. На деревьях появились почки. Когда это бывает?
9. Много снега, холодно, мороз щиплет за нос и щеки. Когда это бывает?
10. Кто знает, когда надевают теплые шапки, шубы и валенки?
11. Когда катаются на санках, на лыжах, на коньках?
12. Птицы возвращаются с юга, это когда бывает?
Если ребенок не может ответить на вопрос или ответил неправильно – не расстраивайтесь, а терпеливо расскажите ему о признаках времени года, задайте ему вопросы о данном сезоне и сделайте вывод: «Листья на деревьях желтые и красные. Они опадают, и это явление называется «листопад». Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Некоторые из них впадают в спячку. Люди собирают урожай на полях, а в лесу – грибы и ягоды. Это все осень».
Игра будет живой, динамичной, если вы предложите детям отгадать загадки, раскрывающие основные признаки времен года.
Цель – развитие мыслительной деятельности, развитие воображения, развитие речи.
Материалы: картинки с изображением времен года, их основных признаков, картинки с изображением основных занятий людей, развлечений, игр в разное время года.
Взрослый делит детей на две группы и предлагает им посоревноваться. Первое задание для групп заключается в том, что необходимо ответить на вопрос: «Что бывает… (называется время года)?». Дети должны назвать основные признаки данного времени года. Второе задание – это ответ на вопрос: «Что делают взрослые… (называется время года)?». Третье задание – это ответ на вопрос: «Что делают дети…(называется время года)?».
Эта игра – соревнование поможет детям вспомнить основные признаки времен года, основные занятия людей, их развлечения, игры, праздники.
Если дети не могут ответить на вопрос или отвечают неполно, взрослый показывает им картины, отображающие основные признаки времен года, сезонные занятия людей, игры и развлечения детей, основные праздники.
Интеграционный модуль.
На этом этапе решаются сложные дидактические задачи, направленные на развитие мышления и всей познавательной сферы ребенка в целом.
Цель – развитие мыслительной деятельности.
Материалы: 4 сюжетные картинки с изображением 4 времен года, 29 предметных маленьких карточек с изображениями:
- снегиря
- снежинки
- снеговика
- ветра
- Деда – Мороза
- Снегурочки
- Санок
- Коньков
- Лыж
- Тающей сосульки
- Скворечника
- Подснежника
- Ветки с почками
- Ручейка
- Василька
- Мака
- Ромашки
- Колокольчика
- Одуванчика
- Радуги
- Улья с пчелами
- Малины
- Земляники
- Желтые и красные листья
- Гриба
- Стаи перелетных птиц
- Овощей в корзинке
- Тучи с дождем
- Ветка красной рябины
Взрослый показывает уже знакомые детям картинки с изображением 4 времен года. Дети определяют и называют их.
Далее взрослый предлагает одному из детей выбрать из стопки маленьких карточек одну, назвать изображенный на ней предмет-признак и ответить на вопрос: «К какому времени года относится эта картинка? Почему?». Дети по очереди подбирают к картинкам соответствующие маленькие карточки и объясняют свой выбор.
Цель – развитие мыслительной деятельности, развитие мелкой моторики и координированных движений рук.
Материалы: кукла Маша, предмет зимней, весенней, летней, осенней одежды для куклы.
Взрослый описывает детям следующую ситуацию: «Наступила зима. Кукла Маша решила пойти погулять. Давай поможем ей собраться и выберем нужную для этого времени года одежду». Дети из предложенных предметов одежды находят зимние и одевают куклу.
Перед выполнением задания можно обговорить все признаки заданного времени года и тактильные ощущения людей в этот период: холодно (зима), тепло (весна), жарко (лето), прохладно (осень).
Детям очень понравится, если в качестве разминки в ходе игры вы покажете им руками, как можно зимой согреться: скрестить руки на груди, потереть ладошки друг о дружку, потереть руками щеки, нос, уши, потопать ногами, попрыгать на месте.
Итак, кукла Маша готова идти на прогулку. Но пока дети «согревались», взрослый незаметно убрал какой-то один предмет одежды у куклы, например, шарф или варежки. Взрослый обращается к детям: «Посмотрите внимательно и скажите – наша кукла готова к зимней прогулке?». Если отсутствующий предмет одежды обнаружен – взрослый хвалит детей. Если же нет – просит их перечислить все предметы одежды на кукле сверху вниз и назвать недостающий.
Можно создать и такую ситуацию, при которой один из правильных предметов меняется на неправильный. Например, валенки на босоножки. Дети внимательно осматривают куклу и находят ошибку в ее предметах одежды.
Цель – развитие мыслительной деятельности, развитие воображения.
Материалы: сюжетные картинки – нелепицы: с изображением зимы, весны, лета и осени.
Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который приносит с собой картинки с изображением времен года, нарисованные им, предлагает детям внимательно рассмотреть им. Незнайка показывает детям одну из картинок, а взрослый спрашивает: «Посмотрите внимательно, все ли на этой картинке относится к лету? Есть ли на ней признаки других времен года. Если да, то какие?» Детям нужно назвать лишние признаки и обязательно указать, к какому времени года они относятся.
Цель – развитие мыслительной деятельности, развитие воображения.
Материалы: карточки с вопросами
Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который просит помочь ему ответить на вопрос: «Правильно ли он думает, что…»
Например:
1. …весной птицы улетают на юг?
2. …осенью птицы возвращаются с юга?
3. …летом наступает Новый год?
4. … летом тает снег, текут ручейки?
5. Зимой дети загорают и купаются в реке?
Дети объясняют Незнайке, что именно в его суждениях, неправильно и в какое время года происходят те явления, о которых он говорит.
Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег — все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали.
Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.
Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима.
Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна.
Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето.
Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей.
Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень.
Наконец, пришло время выбирать. Царь стал спрашивать людей:
- Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было?
И ответили люди:
- О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник — Новый год. Мы полюбили Зиму.
— Что скажете вы о Весне — моей второй дочери? — спросил царь.
— Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, — ответили люди.
— Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? — спросил царь.
— Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки, и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек.
— И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?
— Осенью опять стало холодать, пошли дожди, и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.
Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый.
Он нашел выход и объявил людям свое решение: «Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время».
Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.
1. Попробуйте нарисовать Зиму, Весну, Лето и Осень.
2. Кто из сестер вам больше нравится? Почему?
3. Есть ли кто-нибудь в сказке, кто вам не нравится? Почему?
4. Какие самые хорошие подарки дарит нам Зима (Весна, Лето, Осень)?
5. Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.